Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи исследования




Уже в начале исследования очень важно по возможности кон­кретно представить себе общий результат поиска, его цель и про­вести операцию целеполагания.

Как известно, целенаправленность — важнейшая характерис­тика деятельности человека, отличающая ее и от инстинктивного поведения животных, и от хаотических, не ориентированных це­лью действий человека. Прежде чем достигнуть чего-то, человек создает мысленный образ потребного ему будущего, строит его в своей голове, совершает так называемое опережающее отражение действительности. Все эти положения в полной мере относятся к педагогическому процессу. Подлинная педагогическая деятельность возникает лишь тогда, когда действия человека целенаправленны и внутренне мотивированы.

Значит, исследовательская цель в психолого-педагогическом исследовании — это результат целеобразующей деятельности, проектирующей, в свою очередь, целенаправленную преобразу­ющую деятельность субъектов образования — педагогов и воспи­танников. Это своего рода «двойное» целеполагание и «двойная» целесообразность.

Исследовательское целеполагание и есть выбор наиболее оп­тимальных с точки зрения потенциальных возможностей реаль­ной педагогической действительности способов ее преобразова­ния из существующего положения в новое, искомое, потребное состояние, в желаемое будущее. Такое преобразование, предвос­хищающее, пока мысленно, желаемые результаты, и есть целепо­лагание.

Педагогическая цель не является плодом мечты, фантазии или только благих пожеланий исследователя. Она — результат предви­дения, основанного на сопоставлении педагогического идеала и потенциальных резервов преобразования реальных процессов и явлений педагогической действительности.

Педагогический идеал исторически изменчив, он в определен­ной мере зависит от особенностей социальной ситуации, от су­ществующего политического и экономического строя, однако в нем все же преобладают выраженные в национально-специфи­ческой форме общечеловеческие ценности. Речь идет об идеале всесторонне (или разносторонне) развитого здорового и свобод­ного человека творческого склада, обладающего высокой нрав­ственностью и гражданской ответственностью. Степень же дости­жения этого идеала во многом определяется готовностью обще­ства, его резервами, степенью зрелости, развитием его социаль­ной и педагогической инфраструктуры.

Предвидение, связанное с сопоставлением идеала и реально­сти и выявлением возможности приближения к идеалу, создает возможность реального целеполагания. Оно совершается на осно­ве анализа действительности, экстраполяции ее тенденций на будущее (Б.С. Гершунский), с учетом регулирующих возможно­стей изменения условий и средств педагогического процесса. В та­ком процессе участвуют и расчет, и анализ, и фантазия, и инту­иция исследователя. Учитываются педагогические, психологиче­ские, общесоциальные закономерности, которые, как известно, носят стохастический, приблизительный характер, отражают тен­денции, а не конкретный, во многом вариативный, зависящий от совпадения многих обстоятельств процесс развития.

Итак, цель — это обоснованное представление об общих ко­нечных или промежуточных результатах поиска. Подобно шахма­тисту, исследователь должен, оценив сложившуюся позицию, мысленно преобразовать ее в иную, более выгодную позицию с тем, чтобы потом выработать план игры, определить ходы, наи­лучшим образом ведущие к намеченному преобразованию.

Важным и необходимым этапом исследования является конк­ретизация общей цели в системе исследовательских задач.

Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения цели. Задача — это цель преобразования конкретной ситуации или, ины­ми словами, ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели. Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требу­емое, рассчитанное на совершение определенных действий, при­ложение усилий для продвижения к цели, для разрешения по­ставленной проблемы. Реализованная с учетом конкретных усло­вий задача синтезирует содержательную, мотивационно-побудительную и операционную стороны исследовательской деятельно­сти и является ее своеобразным «фокусом».

Таким образом, процедура целеполагания и определения по­рядка реализации целей достаточно сложна, вариативна, требует

глубокого проникновения в исследуемую область и смежные об­ласти знания, учета специфики каждого исследования.

Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные. Их рекомендуется выделить срав­нительно немного, не более 5–6. Однако обязательно должны быть выделены три группы задач.

Чаще всего первая из основных групп задач — историко-диагностическая — связана с изучением истории и современного со­стояния проблемы, определением или уточнением понятий, об­щенаучных и психолого-педагогических оснований исследования; вторая — теоретико-моделирующая — с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели струк­туры и функций изучаемого и способов его преобразования; тре­тья — практически-преобразовательная — с разработкой и исполь­зованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.

Остальные, более частные задачи, относят чаще всего в каче­стве подзадач к основным.

Вот как сформулировала задачи своего исследования на тему «Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманиза­ции образования старших школьников» преподаватель Омского педагогического университета О. В. Морозова.

1. Провести теоретический анализ состояния коммуникатив­ной деятельности учителя в зарубежной и отечественной педаго­гике, показать ее современное состояние в теории и практике образования.

2. Определить содержание, структуру, функции и критерии эффективности коммуникативной деятельности учителя, ее гума­нистической направленности.

3. На основе анализа коммуникативной деятельности учителя как условия гуманизации процесса образования разработать и эк­спериментально проверить программу, методические приемы и методику гуманизации коммуникативной деятельности учителя.

4. Выработать систему (программы, способы, формы) освое­ния учителем гуманизированной коммуникативной деятельности в процессе образования.

Лестница верно поставленных задач (или, как часто выража­ются, «дерево целей», «череда задач») определяет «маршрут» по­иска, уточняет, какую последовательность задач нужно выстро­ить, чтобы решить проблему. Составление этого «дерева» чаще всего проводится путем выяснения того, что нужно узнать, установить для получения результата (цели). Затем происходит своего рода «обратное восхождение» от цели к исходным позициям.

В литературе по науковедению обычно процессы целеполагания и целеосуществления связываются сначала с построением «дерева целей», начиная от основной, а затем с «восхождением» от его «корней» и «ветвей» к вершине. Это верно только в самом общем плане. На деле же способы «восхождения» диктуются кон­кретной логикой конкретного поиска. При этом достраивание ло­гической цепочки, или «куста» задач, происходит по мере самого восхождения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...