Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прокуратура Российской Федерации




Прокуратура РФ организована и действует на основании ст. 129 Конституции РФ, Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О проку-ратуре Российской Федерации», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, иных федеральных законов, международных договоров РФ и ведомственных нормативных актов Генерального прокурора РФ. Региональные законода-тельные органы не наделены правом издавать нормативные акты, регулирующие деятельность прокуратуры.

Прокуратура РФявляется единой федеральной централизованной системой органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Систему органов прокуратуры РФ, возглав-ляемую Генеральным прокурором РФ, образуютпрокуроры, иные работ-ники прокуратуры и структурные подразделения прокуратуры РФ.Высшим звеном прокуратуры РФ является Генеральная прокуратура, возглавляемаяГенеральным прокурором РФ, назначаемым на пять лет Советом Федерации по представлению Президента РФ. Первый заместитель и заместители Гене-рального прокурора РФ назначаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ. Старшие помощники, помощники, советники Генерального прокурора РФ, старшие прокуроры и прокуроры структурных подразделений Генеральной прокуратуры назначаются Генеральным прокурором РФ.

Средним звеном российской прокуратуры являются прокуратуры субъ-ектов РФ. Возглавляющие их прокуроры назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектами РФ. Заместители данных проку-роров также назначаются Генеральным прокурором РФ, но без согласо-вания с субъектами РФ. Старшие помощники и помощники прокурора субъекта РФ, а также старшие прокуроры и прокуроры структурных под-разделений прокуратур субъектов РФ назначаются прокурорами субъектов РФ.

Третьим звеном в системе прокуратуры РФ являются прокуратуры районов, городов и приравненные к ним иные территориальные прокурату-ры. Прокуроры данных прокуратур назначаются Генеральным прокурором РФ, а их заместители, старшие помощники и помощники — прокурорами субъектов РФ.

В систему прокуратуры РФ включены военные, транспортные, приро-доохранные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в местах лишения свободы, в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных режимных объектах, которые являются специализированными прокуратурами со статусом прокуратур субъектов РФ и районных прокуратур. Прокуроры данных прокуратур, их заместители, старшие помощники и помощники назначаются с учетом принципа назначения соответствующих работников территориальных прокуратур, но без каких-либо согласований.

До недавнего времени в составе прокуратуры РФ находился следст-венный аппарат, следователи которого состояли в непосредственном и пря-мом подчинении соответствующих прокуроров. Однако Федеральным зако-ном 05.06. 2007 № 87-ФЗ данный следственный аппарат реорганизован в Следственный комитет при прокуратуре РФ с переходом следователей в непосредственное и прямое подчинение руководителей следственных органов данного Следственного комитета. Позднее Указом Президента РФ от 27.09.2010 № 1182 на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ образован Следственный комитет РФ, организация и деятельность которого регулируется Федеральным законом от 28. 12.2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», УПК РФ, УК РФ и рядом иных федеральных законов.

Функции прокуратуры. Прокуратура РФ, ее структурные подразделе-ния и прокуроры от имени Российской Федерации осуществляют функцию надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действую-щих на территории России, а также иные функции: уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступления; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие проку-роров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел Конституционным Судом РФ, конституционными и уставными судами субъектов РФ, федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями, федеральными арбитражными судами; опротестование прокуро-рами противоречащих закону решений, приговоров, определений, постанов-лений судов; проведение прокурорами антикоррупционных экспертиз нор-мативных правовых актов; участие прокуроров в правотворческой деятель-ности; международное сотрудничество Генеральной прокуратуры и ниже-стоящих прокуратур с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями; участие прокуроров в заседаниях зако-нодательных (представительных) и исполнительных органов государст-венной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления; рассмотрение и разрешение в органах прокуратура жалоб, заявлений и иных обращений; организация Генеральной прокуратурой РФ статистической отчетности о состоянии преступности, раскрываемости преступлений, следственной работе, прокурорском надзоре.

Системообразующей функцией прокуратуры является прокурорский надзор за законностью в деятельности поднадзорных прокуратуре объектов, который в силу многоотраслевого характера российского законодательства дифференцирован на шесть отраслей (форм) прокурорского надзора: надзор за исполнением законов (общий надзор); надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; надзор за исполне-нием законов органами дознания и органами предварительного следствия; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполня-ющих уголовные наказания и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, надзор за исполнением законов администрации-ями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Принципы организации и деятельности прокуратуры. Прокуратура организована и действует на основании принципов единства, централизации, независимости, недопустимости вмешательства в осуществление прокурорс-кого надзора и в осуществление иных функций прокуратуры, принципов законности, публичности, гласности, обязательности исполнения требований прокуроров.

Принцип единства прокуратуры означает, что она является уникаль-ным (единственным в своем роде) государственным органом с функциями и полномочиями по осуществлению прокурорского надзора, присущими только ей. Гарантией уникальности прокуратуры является ч. 3 ст. 11 Федера-льного закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Феде-рации», согласно которой не допускается создание и деятельность на терри-тории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему проку-ратуры РФ. Принцип единства означает также, что все структурные под-разделения и все прокуроры РФ организованы и функционируют на основе единого законодательства, определяющего правовую основу организации и деятельности прокуратуры. Также, исходя из данного принципа, следует отметить, что едиными для всех прокуроров являются их прокурорский статус, их полномочия по установлению конкретных фактов нарушений зако-нов и по применению мер прокурорского реагирования на установленные факты нарушений законов.

Принцип централизации означает, что прокуратура в целом и ее структурные подразделения организованы федеральным центром, каждый прокурор назначается центром в лице соответственно Совета Федерации и Генерального прокурора РФ, все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ и указания Гене-рального прокурора обязательны для всех нижестоящих прокуроров.

Принцип независимости прокуроров означает, что прокуроры осуще-ствляют свои функции и полномочия независимо от органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений в строгом соответствии с законами, действующими на терри-тории РФ. Независимость прокуроров гарантируется установленными зако-нодательством запретами для прокуроров: быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления; быть членами общественных объединений, преследующих политические цели; совмещать свою основную профессиональную деяте-льность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме пре-подавательской, научной, творческой; иными запретами. Принцип независи-мости прокуроров гарантируется также установленным законодательством запретом вмешиваться в осуществление прокурорского надзора и иных про-курорских функций под угрозой привлечения виновных к административной или уголовной ответственности.

Принцип законности означает: во-первых, что прокуратура образована в качестве гаранта соблюдения Конституции РФ и безусловно правильного исполнения, использования, применения законодательства поднадзорными прокуратуре объектами, и, во-вторых, что сами прокуроры обязаны осущест-влять прокурорский надзор и другие свои функции в строгом соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Принцип публичности означает обязанность всех прокуроров безу-словно применять свои права и полномочия в каждом случае при наличии к тому фактических и юридических оснований.

Принцип гласности означает обязанность всех прокуроров действовать открыто, гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям зако-нодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также требованиям законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Принцип гласности означает также обязанность прокуроров информировать население через средства массовой информации, а не только органы государственной власти и органы местного самоуправления, о состоянии законности и о назначениях либо увольнениях прокуроров.

Принцип обязательности исполнения требований прокуроров под угрозой привлечения к юридической ответственности соответствующих руководителей и иных должностных лиц, уклоняющихся от исполнения данных требований либо не исполняющих их, вытекает из полномочий прокуроров осуществлять прокурорские проверки состояния законности на поднадзорных прокуратуре объектах. Для выполнения данной цели прокурор вправе привлекать различных специалистов, истребовать в целях проверки справки, документы, предметы, иную конкретную и статистическую инфор-мацию. По результатам указанных проверок прокурор должен издавать подлежащие безусловному рассмотрению акты прокурорского реагирования в виде протестов, представлений, постановлений, письменных предостере-жений должностных и иных лиц о недопустимости нарушений закона.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте понятие судебной системы РФ и покажите, в чем прояв-ляется ее единство и дифференциация.

2. В чем состоит принципиальное отличие рассмотрения дел суда-ми первой инстанции, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций?

3. Дайте сравнительную характеристику компетенции (юрисдик-ции) Конституционного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

4. Покажите систему правоохранительных органов в Российской Федерации и дайте характеристику их видов.

5. Соотнесите функции и задачи органов, осуществляющих опера-тивно-розыскную деятельность, и органов, осуществляющих предварите-льное расследование.

6. Раскройте систему государственных органов обеспечения охра-ны порядка и обеспечения безопасности.

7. Охарактеризуйте основные функции, задачи и формы право-охранительной деятельности органов внутренних дел, органов обеспечения государственной безопасности, органов внешней разведки, органов госу-дарственной охраны, таможенных органов, органов госнаркоконтроля, органов уголовно-исполнительной системы.

8. Покажите систему и раскройте основные функции прокуратуры, принципы ее организации и деятельности.

9. Назовите отрасли (формы) прокурорского надзора и акты проку-рорского реагирования.

Практические задачи

1. Студент Сидоров не смог погасить задолженность по экзамену в установленные сроки, в связи с чем был отчислен из академии по неуспеваемости. Полагая, что преподаватель отнесся к нему предвзято, и что нарушено его конституционное право на образование, Сидоров обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на преподавателя (который поставил студенту неудовлетворительную оценку, ставшую причиной отчисления из вуза).

Дайте правовую оценку приведенной ситуации. Каковы перспективы поданной жалобы? Какова компетенция Конституционного Суда РФ?

2. Дайте правовую оценку следующим ситуациям:

– в связи с обострением криминогенной обстановки в крае, ростом числа нарушений законодательства (в том числе в таможенной сфере), возрастанием социальной напряженности (проявлением чего являются ин-дивидуальные и коллективные обращения граждан к региональным органам власти с требованиями «наведения порядка в крае») по инициативе губер-натора краевое законодательное собрание приняло закон о создании соб-ственных (краевых) прокуратуры и таможенной службы;

– после неоднократных обращений ряда правозащитных организаций ко многим депутатам Государственной Думы нижняя палата парламента приняла обращение к Президенту РФ с требованием дать указание Гене-ральному прокурору РФ об освобождении из-под стражи одного из крупных предпринимателей, в отношении которого возбуждено уголовное дело;

– дежурный отделения полиции отказался принять заявление у одного из жителей района о совершенной квартирной краже, мотивировав это тем, что полиция занимается лишь охраной общественного порядка и пресечением административных правонарушений.

Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации.— М.: Издательство «Омега-Л», 2012.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. —Москва: Проспект, КноРус, 2012.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонаруше-ниях. — Москва: Проспект, КноРус, 2012.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. — Москва: Проспект, КноРус, 2012.

5. О мировых судьях в городе Москве: Закон города Москвы. — М.: Издательство НОРМА, 2011.

6. Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». — М.: Издательство «Омега-Л», 2012.

7. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». – 14-е изд.— М.: Ось-89, 2012.

8. Федеральный закон «Об исполнительном производстве. Федераль-ный закон «О судебных приставах». — М.: Издательство «Омега-Л», 2012.

9. Федеральный закон: Выпуск 4(79). О мировых судьях в Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М, 20003.

10. О полиции: сборник нормативных актов. — Москва: Проспект, 2012.

11. Таможенный кодекс Таможенного союза /Под ред. Г.Ю. Касьяно-вой. — М.: АБАК, 2011.

12. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». — Москва: Проспект, 2012.

13. Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдик-ции в Российской Федерации». — М.: Издательство «Омега-Л», 2012.

14. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации». — М.: Издательство «Омега-Л», 2012.

15. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». — М.: Издательство «Омега-Л», 2012.

16. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российс-кой Федерации». — М.: Издательство «Омега-Л», 2012.

17. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации». — М.: Издательство «Омега-Л», 2012.

18. Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции». — М.: Издательство «Омега-Л», 2012.

19. Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Рос-сийской Федерации». — М.: Издательство «Омега-Л»,2012.

20. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности». — М.: Издательствуо «Омега-Л», 2012.

21. Федеральный закон «О безопасности». Действует с 29 декабря 2010 г. —М.: КНОРУС, 2011..

22. Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации». — М.: Издательство «Омега-Л», 2012.

23. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». — М.: Издательство «Омега-Л», 2012.

24. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации».— М.: Издательство – «Омега-Л», 2012.

25. Уголовный кодекс Российской Федерации.—Москва: Проспект,КноРус, 2012.

26. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.—Москва: Проспект, КноРус, 2012.

27. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.— Москва: ПроспектКноРус, 2012.

28. Правоохранительные органы: учебник / под ред. Н. А. Петухова, Г. И. Загорского — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2006.

29. Правоведение. Учебник для бакалавриата / под ред. С. И. Некрасова. – М.: Издательство Юрайт, 2011.

 


[1] В данном случае имеются в виду федеральные конституционные законы: «О судебной системе Российской Федерации» (от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ), «О Конституционном Суде Российской Федерации (от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ), «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ), «О военных судах Российской Федерации» (от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (от февраля 2011 г. № 1-ФКЗ).

[2] В данном случае имеются в виду федеральные законы: «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (от 20 августа 2004 г. № 113—ФЗ», «О мировых судьях в Российской Федерации» (от 17 декабря 1998 г. № 188—ФЗ), «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (от 30 мая 2001 г. № 70—ФЗ», «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ), «О судебных приставах» (от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ), «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ); Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации»; Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР».

 

[3] Административная ответственность за административные правонарушения, посягающие на институты судебной власти, установлена главой 17 (статьями 17.3-17.9, 17.12-17.16) КоАП Российской Федерации.

[4] Уголовная ответственность за преступления против правосудия установлена главой 31 (статьями 294-316) Уголовного кодекса Российской Федерации.

[5] См.: Часть 2 ст. 4, ст. 15, 18, ч. 2 ст. 21, ст. 52-56, 64, 76 и 120 Конституции РФ.

[6] См.: Часть 3 ст. 118 Конституции РФ.

[7] См.: Часть 3 ст. 128 Конституции РФ.

[8] См.: Часть 3 ст. 128 Конституции РФ.

[9] См.: Часть 3 ст. 118 Конституции РФ.

[10] См.: Части 1 и 2 ст. 128 Конституции РФ.

[11] См.: Статья 121 Конституции РФ.

[12] См.: Часть ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.

[13] См.: Статья 124 Конституции РФ).

[14] См.: Часть 2 ст. 4, ст. 15, 18, ч. 2 ст. 21, 76 и 120, 56, 55, 54, 53, 52, 64 Конституции РФ.

[15] См.: Часть ч. 3 ст. 128 Конституции РФ.

[16] См.: Часть 2 ст. 118 УПК РФ.

[17] См.: Часть 1 ст. 118 Конституции РФ.

[18] См.: Часть 4 ст. 123 Конституции РФ.

[19] См.: Статья 10, ч. 2 ст. 120 Конституции РФ.

[20] См.: Статья 124 Конституции РФ.

[21] См.: Статья 120 Конституции РФ.

[22] См.: Статья 122 Конституции РФ.

[23] См.: Статьи 18, 45, 47, 119, 121, 123 Конституции РФ.

[24] См.: Статьи 2, 18, 33, 45-49, 52 Конституции РФ.

[25] См.: Часть 2 ст. 26 Конституции РФ.

[26] См.: Части 1 и 2 ст. 123 Конституции РФ.

[27] См.: Часть ст. 123 Конституции РФ).

[28] См.: Часть 2 ст. 50 Конституции РФ.

[29] См.: Статьи 126, 127, ч. 3 ст. 128 Конституции РФ.

[30] См.: Статья 33, ч. 1 ст. 45, ст. 46, 47, 52, ч. 4 ст. 125 Конституции РФ.

[31] См.: Часть 1 ст. 47 Конституции РФ.

[32] См.: Часть 2 ст. 47 Конституции РФ.

[33] См.: Статья 52 Конституции РФ.

[34] См.: Статья 19 Конституции РФ.

[35] См.: Статья 48 Конституции РФ.

[36] См.: Статья 49 Конституции РФ.

[37] См.: Часть 2 ст. 45, ст. 48, ч. 3 ст. 50 Конституции РФ.

[38] См.: Часть 1 ст. 50 Конституции РФ.

[39] См.: Статья 54 Конституции РФ.

[40] См.: Статья 48 Конституции РФ.

[41] См.: Статья 52 Конституции РФ.

[42] См.: Статья 53 Конституции РФ.

[43] См.: Статья 51 Конституции РФ.

[44] См.: Часть 1 ст. 61 Конституции РФ.

[45] См.: Часть 2 ст. 63 Конституции РФ.

[46] См.: Статья 19 Конституции РФ.

[47] См.: Статьи 2, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, ч. 3 ст. 32, ч. 3 ст. 35, ст. ч. 1 ст. 45 Конституции РФ.

[48] См.: Часть 3 ст. 50 Конституции РФ.

 

[49] На Председателя Конституционного Суда РФ установленный законодательством РФ предельный возраст (70 лет) пребывания в должности не распространяется.

[50] См.: ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; ст. 11 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

[51] Правило о предельном 70-летнем возрасте судьи не распространяется на Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

[52] См.: О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ. – Статья 27 часть 1; Устав Свердловской области: Принят Свердловской областной Думой 28 октября 1994 г. Статья 58 часть 3; Устав города Санкт-Петербурга: Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г. – Статья 51; Устав города Москвы: Утвержден Московской городской Думой 28 июня 1995 г. – Статья 51.

[53] Специализированные суды пока не образованы. Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных судов общей юрисдикции будет урегулирован федеральным конституционным законом.

 

 

[54] См.: Кодекс города Москвы об административных правонарушениях: Принят Законом города Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45. – Статья 16.1 пункт 1.

[55] Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных судов будет установлен федераль-ным конституционным законом (п. 5 ч. 2 ст. 1 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»).

[56] В данном случае имеются в виду такие преступления как: незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; угон судов воздушного или водного транспорта; государственная измена; посягательство на жизнь государственного, общественного деятеля; разглашение государственной тайны; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; производство или распространение оружия массового поражения, и т.п.

[57] Объектами государственной охраны являются: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатели Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ. Охраняемыми объектами являются: здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, и другие объекты.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...