Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Динамика клинико-психологических показателей в процессе групповой психотерапии




Г. Л. Исурина (1984) и Е. В. Кайдановская (1987) изучали динамику клинико-психологических показате­лей у больных неврозами в процессе групповой психо­терапии путем выявления степени выраженности не­вротической симптоматики на различных этапах пси­хотерапевтического процесса (исследования проводи­лись трижды: в начале, в середине и в конце группо­вой психотерапии).

Г. Л. Исурина (1984) в своих исследованиях ис­пользовала клиническую шкалу, представленную 4 градациями: 1 балл — симптоматика отсутствует; 2 балла — симптоматика проявляется редко или ха­рактеризуется слабой интенсивностью; 3 балла — симптоматика проявляется довольно часто или хара­ктеризуется значительной интенсивностью; 4 балла — симптоматика проявляется очень часто или характери­зуется выраженной интенсивностью. Оценка степени выраженности симптоматики осуществлялась пациен­тами. Результаты оценки по клинической шкале сви­детельствуют о статистически достоверном снижении ее показателя у больных неврозами в процессе группо­вой психотерапии. Средний балл (для группы из 194 пациентов) в начале лечения составил 3,67±0,01, а при окончании — 1,57+0,01. О позитивных сдвигах свидетельствует также изменение распределения зна­чений показателя клинической шкалы. Так, в начале лечения 67,5% пациентов оценивали свою симптомати­ку как резко выраженную (4 балла) и 32,5% — как значительно выраженную (3 балла). К моменту окон­чания групповой психотерапии лишь 0,5% пациентов отметили значительную степень выраженности симп­томатики, 55,7% характеризовали ее как незначитель­ную (2 балла), 43,8% пациентов указали полное от­сутствие симптоматики (1 балл).

Е. В. Кайдановская (1987) изучала динамику кли­нико-психологических характеристик на основании использования симптоматического опросника, пред­ставляющего собой список из 94 жалоб, отражающих различного рода невротические расстройства. Степень


выраженности каждого пункта опросника оценивалась пациентом по 4-балльной шкале, аналогичной описан­ной выше. Опросник позволил получить суммарный балл, показатели пяти основных клинико-психологи-ческих симптомокомплексов и показатели 4 разрядов ответов, характеризующих невротические нарушения с различной степенью выраженности. Установлено, что в процессе групповой психотерапии происходит статистически достоверное снижение суммарного пока­зателя симптоматического опросника, отражающего значительную редукцию невротической симптоматики. Также достоверно снизились показатели, свидетельст­вующие о значительной степени выраженности нару­шений (симптомы, оцененные 3 и 4 баллами), увели­чился показатель, отражающий отсутствие симптома (1 балл), а показатель умеренной степени нарушении (2 балла) остался без изменений, что связано с пере­распределением оценок пациентов (2-й разряд умень­шился за счет перехода ряда симптомов в 1-й рязряд и увеличился вследствие уменьшения количества симп­томов в 3-м и 4-м разрядах). Представляют интерес данные о степени выраженности, доминировании и ди­намике в процессе групповой психотерапии основных клинико-психологических симптомокомплексов. До на­чала лечения преобладающими являлись нарушения, отнесенные к «эмоциональным расстройствам» (41,11%), далее по степени выраженности располага­лись «личностные расстройства» (37,27%), «вегета­тивно-соматические расстройства» (23,61%), «обсес-сивно-фобические расстройства» (20,71%) и «перцеп­тивно-гностические расстройства» (20,23%). Анализ динамики симптокомплексов указывает на статистиче­ски достоверное снижение в процессе групповой пси­хотерапии каждого из них (к моменту окончания ле­чения показатели симптомокомплексов соответственно составили 23,20%, 22,03%, 14,74%, 9,85% и 17,47%, за 100% принимается максимально возможное количе­ство баллов по данному симптомокомплексу) при со­хранении в целом выявленной вначале структуры.

Исследование динамики клинико-психологических показателей у больных неврозами в процессе группо­вой психотерапии проводилось также с помощью шка­лы, в которой самим больным оценивались (в семи градациях) общее самочувствие, сон, аппетит, настро­ение, активность, раздражительность, концентрация внимания, тревожность и др. Под влиянием групповой


психотерапии отмечено статистически достоверное сни­жение общего показателя, свидетельствовавшее об улучшении состояния больных [Ферчева-Станчева А., 1978].

1.2. Динамика индивидуально-психологических пока­зателей в процессе групповой психотерапии

Отношение к болезни. В исследовании Э. Б. Кар­повой (1987) отношение к болезни изучалось с помо­щью опросника «Тип отношения к болезни», разрабо­танного в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом Институте им. В. М. Бехтерева [Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М., 1983; Карпова Э. Б., 1986]. Опросник состоит из разделов, характеризующих отношение к наиболее значимым для больного жизненным проблемам и ситуациям при раз­ных типах реагирования на болезнь, и направлен на психодиагностику 12 типов отношения личности к бо­лезни (по классификации А. Е. Личко и Н. Я. Ивано­ва, 1980). Все типы отношения к болезни объединены в три блока. Первый (I) блок включает гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация в связи с заболеванием существенно не нарушается. Второй (II) блок объединяет тревожный, ипохондрический, невра­стенический, меланхолический и апатический типы отношения к болезни, характеризующиеся наличием дезадаптации с интрапсихической направленностью. В третий (III) блок вошли сенситивный, эгоцентриче­ский, паранойяльный и дисфорический типы отноше­ния к болезни, отражающие сенсибилизированное от­ношение к болезни, имеющее интерпсихическую на­правленность дезадаптации в связи с заболеванием. Первоначально опросник предназначался для изучения типов отношения к болезни у больных с хроническими соматическими заболеваниями.

Изучение типов отношения к болезни у больных неврозами и их изменений в процессе групповой пси­хотерапии показало, что в начале лечения наиболее частыми были типы, относящиеся ко II блоку (41% па­циентов), типы отношения к болезни III блока оказа­лись характерными для 29% больных, I блока — для 19%. У 11% пациентов отношение к болезни не сло­жилось в определенный паттерн и квалифицировалось как диффузное. Наиболее характерными типами отно-


шения к болезни у больных неврозами в начале лече­ния являлись.сенситивный и тревожный.

После окончания групповой психотерапии установ­лены изменения в распределении типов отношения к болезни в изучаемой выборке. У 33% пациентов были зафиксированы типы отношения к болезни, входящие в

I блок, т. е. указывающие на отсутствие выраженных
явлений дезадаптации в связи с заболеванием. Коли­
чество пациентов, характеризующихся отношениями

II и III блоков, уменьшилось и составило для II бло­
ка — 24%, для III — также 24%. Значительное сниже­
ние числа пациентов с типами отношений II блока
произошло преимущественно за счет резкого уменьше­
ния отношений ипохондрического и неврастенического
типов. Отмеченное в исследовании увеличение отноше­
ний диффузного типа может также рассматриваться
в качестве позитивных изменений, так как отражает
разрушение единого дезадаптационного паттерна отно­
шения к болезни у больных неврозами в процессе
групповой психотерапии за счет возникновения адап­
тивных компонентов. Изучение динамики типов отно­
шений к'болезни в процессе групповой психотерапии
у пациентов с различным конечным результатом,лече­
ния свидетельствует о более выраженном характере
описанных изменений у наиболее «успешных» пациен­
тов.

В работе Г. Л. Исуриной (1984) отношение к бо­лезни исследовалось в структуре системы отношений с помощью методики семантического дифференциала. Понятие «моя болезнь», отражающее отношение к своему заболеванию, характеризовалось перед нача­лом лечения следующими значениями: фактор актив­ности +0,91+0,03, фактор оценки -f-0,08±0,U5, фак­тор силы +0,55+0,04, и примыкало к'блоку еамооце-ночных реальных отношений, свидетельствуя о вклю­чении роли больного в отношение к себе, в образ «Я», о восприятии себя, наряду с половой и профессио­нальной принадлежностью, в качестве больного; при­чем, наибольшая взаимосвязь отношения к болезни и отношения к себе была отмечена у больных истерией. Расстояние между понятиями «Я как человек» и «моя болезнь» по всей исследованной группе в среднем со­ставило 1,21. В процессе групповой психотерапии отношение к болезни претерпевало значительные изме­нения. Результаты исследования в период окончания групповой психотерапии указывают на снижение зна-

276..


Рис. 1. Расстояние между понятием «Я как человек» и другими самооценочными понятиями реального и идеального блоков (объяс­нения в тексте)/

чений понятия «моя болезнь» по факторам активности, оценки и силы, которые соответственно составили -0,28±0,05; -0,90+0,06; -0,15+0,06. Понятие «моя болезнь» удаляется от самооценочного реального блока отношений (расстояние между ним и понятием «я как человек» на этом этапе исследования составило 3,1), что может отражать переориентацию пациентов, уменьшение значения болезни в их жизни и представ­лении о себе, выход из роли больного.

На рис. 1 графически представлены расстояния между понятием «я как человек» (1) и понятиями «моя болезнь» (14), «я как мужчина (женщина)» (2), «я как работник» (3), «я глазами окружающих» (4), «я глазами группы» (5), «я глазами психотерапевта» (6), «самостоятельность» (16), «ответственность» (17), «каким я хотел бы быть как человек» (18), «ка­ким я хотел бы быть как мужчина (женщина)» (19), «каким я хотел бы быть как работник» (20). На рис. 1 отображены только расстояния между понятием «я как человек» и каждым из названных понятий.

Отношение к лечению. В ряде исследований [Кай­дановская Е. В., Кумкова Е. И., Мурзенко В. А и др., 1979; Кайдановская Е. В., 1982; Кайдановская Е. В., 1987] отношение к лечению изучалось с помощью опросника, включающего 22 высказывания и позво­ляющего вычленить из разнообразной мотивации к лечению 5 основных типов: установка на достижение осознания психологических механизмов болезни, уста-


новка на изменение поведения, установка на достиже­ние симптоматического улучшения, установка на полу­чение «вторичного выигрыша» от болезни и иная моти­вация (например, собственная концепция болезни, желание лечиться современными методами и пр.). Исследование отношения к лечению с помощью ука­занного опросника осуществлялось трижды: в начале, в середине и в конце курса групповой психоте­рапии.

Динамика и степень выраженности установок боль­ных к лечению свидетельствуют о статистически значимом изменении в процессе групповой психоте­рапии почти всех изучавшихся установок. Исключение составила установка на симптоматическое улучшение, изменение которой в целом по всей группе пациентов не достигло уровня статистической значимости. Значе­ния показателей установок на достижение осознания психологических механизмов болезни (познавательная установка) и изменение поведения (поведенческая установка), которые рассматривались в качестве наиболее продуктивных, в процессе групповой психо­терапии достоверно возрастали и уже к середине лечения занимали ведущее место (в начале лечения доминирующей являлась установка на достижение симптоматического улучшения). В первом исследова­нии выраженность познавательной установки состав­ляла 58,44% от максимально возможного количества баллов при этом типе установки, во втором исследо­вании — 71,50%, в третьем — 79,50% (все различия достоверны). Соответственно степень выраженности поведенческой установки составила 61,50%, 69,72%, 77,17%.

Значения показателей непродуктивных установок (симптоматической и др.) к середине лечения досто­верно снизились. К окончанию лечения отмечена тен­денция к снижению «симптоматической установки». Полученные данные свидетельствуют о том, что струк­тура установок в отношении к лечению при поступле­нии пациентов в клинику является непродуктивной. В процессе психотерапии у них возникает мотивация к пониманию причин своего заболевания, способов поведения и эмоционального реагирования, изменению неадекватных эмоциональных и поведенческих стерео­типов. Экспериментальные исследования показали, что такого рода изменения, происходящие в течение пер­вой половины курса групповой психотерапии, создают


благоприятные условия для собственно направленного психотерапевтического процесса.

В работе Г. Л. Исуриной (1982) показано, что в начале групповой психотерапии больные неврозами характеризуются более выраженной установкой на лекарственное лечение, отношение к психотерапевти­ческим методам менее позитивное, причем групповая психотерапия оценивается ниже, чем индивидуальная. Наиболее выраженной ориентация на фармакологиче­ские методы лечения была у больных истерией. В про­цессе групповой психотерапии у больных неврозами отмечается изменение отношения к методам лечения: более позитивным становится отношение к психотера­певтическим методам, в частности к групповой психо­терапии, чем к биологическим, что может указывать на принятие и понимание пациентами целей и задач лечения.

На рис. 2 отражена динамика отношения к различ­ным методам психотерапии, графически представлены расстояния между понятием «идеальный психотера­певт» (24) и понятиями, отражающими отношения к психотерапевтическим воздействиям: «моя группа» (13), «групповой психотерапевт» (15), «групповая психотерапия» (10), «индивидуальная психотерапия» (11), «лекарственная терапия» (12). Отношения к психотерапевтическим методам сближаются с пред­ставлением об идеальном психотерапевте, а в случае лекарственных — удаляются от последнего. На рис. 2 отображены только расстояния между понятием «идеальный психотерапевт» и каждым из перечислен­ных понятий.

Осознание больными психологических механизмов своего заболевания. Степень осознания психологи­ческих механизмов своего заболевания пациентами изучалась с помощью клинико-психологической шка­лы, разработанной нами, и опросника Клиники невро­зов Института психиатрии и неврологии в Варшаве. При разработке шкалы были приняты следующие положения: в ходе психотерапии может изменяться степень понимания пациентом причинных связей между его болезнью и внешними ситуациями. Может также подвергаться изменению способ оценки собст­венных внутренних конфликтов и психологических проблем. При умеренной степени осознания психоло­гических механизмов заболевания отмечается дости­жение больными понимания опосредованной связи


Рис. 2. Расстояние между понятием «идеальный психотерапевт» и

понятиями, отражающими отношения к различным терапевтическим

воздействиям (объяснения в тексте).

между его актуальной конфликтной ситуацией и симп­томатикой (как неспецифической реакции на эмоцио­нальный стресс) при возможности частичного осозна­ния и понимания собственной роли в возникновении конфликтной ситуации; высокая степень осознания подразумевает осознание и понимание специфической, содержательной связи между симптоматикой и внут­ренним конфликтом, а также генезиса этого конфлик­та. Опросник состоит из двух частей. Первая часть опросника представляет собой две шкалы, одна из которых направлена на измерение степени понимания пациентом связи между выраженностью имеющейся у него симптоматики и психотравмирующей ситуацией и способом переживания (пациенту предлагается выбрать высказывание, которое отражает его пони­мание причин периодического усиления симптомати­ки), а другая шкала — на измерение степени понима­ния связи между возникновением невротических нару­шений и психосоциальными факторами (пациент отмечает высказывание, отражающее его понимание причин возникновения у него невротических наруше­ний). Вторая часть опросника представляет собой перечень основных психологических проблем и конф­ликтов и будет описана ниже.


Е. В. Кайдановской (1987) были получены данные, свидетельствующие о возрастании у больных невроза­ми в процессе групповой психотерапии как степени осознания истинных причин своего заболевания, так и понимания роли психологических факторов в воз­никновении заболевания и периодическом усилении симптоматики. До начала лечения в ответах пациентов доминируют высказывания типа «симптоматика уси­ливается вследствие перемены погоды», «без видимых причин» и т. п.; в конце лечения чаще всего указы­ваются следующие причины — «в некоторых трудных для меня ситуациях», «вследствие переживания мною таких чувств, как неуверенность, обида, злость» и т. д. Осознание больными психологических причин своего заболевания в процессе групповой психотера­пии развивается от момента отсутствия понимания роли психогенных факторов в возникновении невроза (в лучшем случае осознаются связи между его симп­томами и неспецифическим напряжением) к достиже­нию понимания специфического содержательного или адаптивного характера симптомов, полного осо­знания роли собственных эмоционально-личностных проблем и особенностей системы отношений в возник­новении типичных для больного конфликтных ситуаций и понимания их генеза. Указанные изменения являют­ся статистически достоверными. Различий между груп­пами больных с разными формами неврозов в отноше­нии степени осознания психологических механизмов своего заболевания в данном исследовании не выяв­лено.

Психологический конфликт. Применение опросника для изучения степени осознания больными неврозами психологических механизмов своего заболевания позволило также оценить содержание и степень выра­женности у них значимых внутриличностных конф­ликтов [Кайдановская Е. В., 1987]. Для решения этой задачи использовалась вторая часть опросника, представляющая собой перечень основных психоло­гических, эмоционально-личностных проблем, встре­чающихся при неврозах. Установлено, что наиболее характерными для больных неврозами являлись проблемы, связанные с конфликтом между. потреб­ностью в самостоятельности, с одной стороны, и зави­симостью, потребностью в опеке, помощи,— с другой (среднее значение субъективной оценки в начале пси­хотерапии 1,61+0,19); с конфликтом между собствен-


ными нормами и агрессивными тенденциями (1,48± ±0,21); между уровнем притязаний и возможностями (1,33+0,21); между уровнем притязаний и уровнем достижений (1,27+0,19); между стремлением к удов­летворению собственных потребностей и требованиями окружающей среды (1,24+0,19).

При анализе всех данных, полученных по этой методике, а также изучении индивидуальных прото­колов установлено, что для больного неврозом харак­терным является не наличие одного или двух ведущих, наиболее значимых конфликтов, а существование широ­кого их спектра, обусловленное нарушениями системы отношений, среди которых эмоционально-неблагоприят­ное, неадекватное отношение к себе выступает в ка­честве наиболее патогенного, обусловливающего мно­жество субъективно неразрешимых противоречий. Анализ результатов позволяет выделить вполне опре­деленные, общие для больных неврозами нарушения личности, среди которых инфантильные и эгоцентри­ческие черты являются основными и обусловливают эмоциональную, поведенческую и социальную дефи-цитарность личности больного неврозом. Изучение содержания, степени выраженности и динамики внутри-личностных конфликтов обнаружило относительную их стабильность в процессе групповой психотерапии. Эти данные могут быть интерпретированы в свете основных положений патогенетической концепции нев­розов, согласно которой конструктивная переработка и разрешение невротического конфликта возможны лишь при позитивных изменениях в системе отноше­ний, которые должны быть закреплены в реальном жизненном функционировании. Можно также предпо­ложить, учитывая некоторое повышение степени выраженности внутриличностных конфликтов к се­редине процесса групповой психотерапии, что речь идет не столько об усилении конфликтов, сколько о повышении степени их осознания, являющегося в рамках психотерапевтических задач позитивным явлением. Косвенным подтверждением высказанного предположения могут служить результаты исследо­вания И. А. Бросалиной (1985), направленного на изучение степени удовлетворенности и наличия конф­ликтов в различных сферах функционирования у боль­ных неврозами и здоровых испытуемых. Установлено, что диапазон конфликтов в различных сферах межлич­ностного взаимодействия («внешних» конфликтов)


у больных неврозами и здоровых испытуемых является сходным, причем степень выраженности указанных конфликтов у здоровых лиц даже выше, чем у боль­ных неврозами. По-видимому, в этом факте находят отражение отсутствие выраженных защитных меха­низмов, более высокая степень осознания здоровыми собственных трудностей и конфликтов, что создает условия для их конструктивной переработки и преодо­ления. Следует отметить, что конфликты в двух иссле­дованных группах значительно различались содер­жательно: у больных неврозами на первый план выступают эмоциональные трудности и проблемы, отражающие наличие таких личностных особенностей, как пассивность, зависимость, инфантильность и эго­центризм. Как в группе больных неврозами, так и в группе здоровых испытуемых степень выраженности конфликтов выше у женщин.

Система отношений. В работах Б. В. Иовлева и соавт. (1976), Г. Л. Исуриной (1977, 1979), Б. Д. Кар-васарского и соавт. (1977), А. Ферчевой-Станчевой (1978), И. В. Филатовой (1983), Э. Шуриг (1985), И. А. Бросалиной (1985) и др. с помощью различных методик изучались особенности самооценки, отноше­ния к себе, а также ряд других значимых для личности отношений. Результаты этих исследований свидетель­ствуют, что для больных неврозами характерны такие черты, как неуверенность в себе, низкая степень само­уважения, неудовлетворенность как собой, так и своей семьей и партнером (особенно для женщин), работой, межличностными контактами, уровнем достижений. Во всех указанных сферах обнаруживается существен­ное расхождение реальных и идеальных образов, В процессе групповой психотерапии, как показывает анализ результатов, изучаемые отношения претерпе­вают позитивную динамику. Данные, полученные с помощью различных вариантов методики Q-сорти-ровки, указывают на статистически достоверное повы­шение коэффициента корреляции между реальным и идеальным образами «Я», отражающих рост степени самоуважения, принятия себя и самооценки в целом.

Г. Л. Исурина (1982, 1984) изучала динамику системы отношений больных неврозами в процессе групповой психотерапии. Результаты исследования выявляют своеобразие нарушений системы отношений у больных неврозами, характерной особенностью которого является значительное рассогласование


блоков «реальных» и «идеальных» отношений. Послед­
нее обусловлено низкими значениями отношений
«реального» блока и высокими значениями отноше­
ний «идеального» блока, отражающее нарушение
целостности системы отношений за счет нарушения
практически всех наиболее значимых для личности
отношений — отношений к себе и основным сферам
своего функционирования. Полученные данные сви­
детельствуют о низкой самооценке, характерной для
больных неврозами, и эмоционально неблагоприятном
отношении к себе и основным сферам своего функцио­
нирования, связанном с переживанием эмоционального
неблагополучия. Достоверных различий в особен­
ностях системы отношений и самооценки, а также в их
динамике у больных с основными формами неврозов
не установлено. В процессе групповой психотерапии
происходит перестройка системы отношений, выра­
жающаяся в восстановлении относительной целост­
ности и изменении основных отношений личности как
на реальном, так и на идеальном уровне. Ведущую
роль в коррекции системы отношений играют позитив­
ные изменения в отношении к себе и в самооценке.
Выявлены два основных типа динамики системы отно­
шений и самооценки у больных неврозами в процессе
групповой психотерапии — «кризисный» и «плавный».
Кризисный тип динамики, особенностью которого
является возрастающая дезинтеграция системы отно­
шений и снижение самооценки к началу «рабочей»
фазы групповой 'психотерапии, является наиболее
характерным и эффективным в терапевтическом отно­
шении.;

«Временная компетентность». В работе\И. К. Мар­ковского (1977) изучалась динамика в процессе груп­повой психотерапии такой характеристики дичности, как «временная компетентность», т. е. отнесенность эмоционально значимых переживаний к прошлому, будущему или настоящему. Изучались больные невро­зами, проходившие лечение в психотерапевтических группах. Обследование проводилось с помощью спе­циального опросника [Schostrom E. 1963]. В начале лечения у больных неврозами отмечались различные формы «некомпетентности» во времени: а) чрезмерная отнесенность эмоциональных переживаний к прошло­му, связанная с излишним самоанализом, «застрева­ние» на обидах, фрустрациях, сожалениях, связанных с прошлым; б) неконструктивная отнесенность пере-


живаний к будущему: либо в форме гипертрофиро­ванного детального планирования будущих действий (вытекающего из страха перед будущим, неверия в себя), либо в форме бесплодных мечтаний при отсутствии всякой активности в направлении их реализации; в) состояние «самодовлеющего настоя­щего», не связанного ни с прошлым, ни с будущим, характеризующегося безответственностью, высту­пающей в качестве психологической доминанты. В процессе групповой психотерапии происходило повышение показателя «временной компетентности», указывающее на факт конструктивной интеграции как прошлого опыта, так и планов на будущее, центри­ровании этих отнесенных во времени эмоциональных переживаний и использование их в настоящем. При этом прошлые переживания утрачивали свой психо-травмирующий характер, а надежды на будущее ста­новились реалистичными и рациональными. Интер­корреляционный анализ показал, что «временная компетентность» статистически значимо связана с по­казателями всех использовавшихся критериев эффек­тивности психотерапии (степени симптоматического улучшения, степени осознания пациентом психологи­ческих механизмов болезни, степени изменения нару­шенных отношений личности и степени улучшения социального функционирования). Под влиянием психо­терапии отмечено достоверное повышение показателя выраженности внимания к своему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих, межличностно-психологической восприимчивости, самооценки, кон­тактности, эмоциональной экспрессивности и в то же время снижение ригидности в приверженности к сте­реотипности оценки и стандартов поведения. В этой серии исследований также зарегистрирована фаза определенной «дезинтеграции», совпадающая с интен­сивностью конфронтации больного со своей проблема­тикой, что согласуется с данными, полученными Г. Л. Исуриной (1977). У большинства обследован­ных ею больных, как отмечалось выше, во второй фазе процесса групповой психотерапии установлена дезинтеграция системы отношений, в том числе и самооценки, определявшихся с помощью методики Q-сортировки и семантического дифференциала.

Уровень субъективного контроля. В исследованиях Б. А. Бараша и соавт. (1982) уровень субъективного контроля, характеризующий систему представлений


человека о возможности управления жизненными ситуациями и о степени собственной ответственности за их развитие и отражаемый в двух полярных типах (интервальный тип — характеризуется восприятием значимых для человека событий как следствий его собственных сознательных действий, экстернальный тип — характеризуется позицией человека, согласно которой события в его жизни не зависят от него самого, а являются результатом случая или воздейст­вия других, более могущественных людей и обстоя­тельств), изучался с помощью шкалы Роттера и раз­работанного на ее основе нового опросника УСК, позволяющего более дифференцированно измерять указанный параметр. Результаты исследования сви­детельствуют, что больные неврозами характери­зуются значительно более низким уровнем субъектив­ного контроля по сравнению со здоровыми испытуе­мыми. В процессе групповой психотерапии отмечается существенное изменение этого параметра в направле­нии повышения степени интернальности. Это относится как к обобщенному показателю уровня субъективного контроля, так и к ряду ситуационно-специфичных показателей интернальности — экстернальности, преж­де всего в сфере отношений к болезни и здоровью. В целом изучение динамики индивидуально-психо­логических показателей больных неврозами свиде­тельствует о ее позитивном характере в процессе групповой психотерапии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...