Динамика клинико-психологических показателей в процессе групповой психотерапии
Г. Л. Исурина (1984) и Е. В. Кайдановская (1987) изучали динамику клинико-психологических показателей у больных неврозами в процессе групповой психотерапии путем выявления степени выраженности невротической симптоматики на различных этапах психотерапевтического процесса (исследования проводились трижды: в начале, в середине и в конце групповой психотерапии). Г. Л. Исурина (1984) в своих исследованиях использовала клиническую шкалу, представленную 4 градациями: 1 балл — симптоматика отсутствует; 2 балла — симптоматика проявляется редко или характеризуется слабой интенсивностью; 3 балла — симптоматика проявляется довольно часто или характеризуется значительной интенсивностью; 4 балла — симптоматика проявляется очень часто или характеризуется выраженной интенсивностью. Оценка степени выраженности симптоматики осуществлялась пациентами. Результаты оценки по клинической шкале свидетельствуют о статистически достоверном снижении ее показателя у больных неврозами в процессе групповой психотерапии. Средний балл (для группы из 194 пациентов) в начале лечения составил 3,67±0,01, а при окончании — 1,57+0,01. О позитивных сдвигах свидетельствует также изменение распределения значений показателя клинической шкалы. Так, в начале лечения 67,5% пациентов оценивали свою симптоматику как резко выраженную (4 балла) и 32,5% — как значительно выраженную (3 балла). К моменту окончания групповой психотерапии лишь 0,5% пациентов отметили значительную степень выраженности симптоматики, 55,7% характеризовали ее как незначительную (2 балла), 43,8% пациентов указали полное отсутствие симптоматики (1 балл). Е. В. Кайдановская (1987) изучала динамику клинико-психологических характеристик на основании использования симптоматического опросника, представляющего собой список из 94 жалоб, отражающих различного рода невротические расстройства. Степень
выраженности каждого пункта опросника оценивалась пациентом по 4-балльной шкале, аналогичной описанной выше. Опросник позволил получить суммарный балл, показатели пяти основных клинико-психологи-ческих симптомокомплексов и показатели 4 разрядов ответов, характеризующих невротические нарушения с различной степенью выраженности. Установлено, что в процессе групповой психотерапии происходит статистически достоверное снижение суммарного показателя симптоматического опросника, отражающего значительную редукцию невротической симптоматики. Также достоверно снизились показатели, свидетельствующие о значительной степени выраженности нарушений (симптомы, оцененные 3 и 4 баллами), увеличился показатель, отражающий отсутствие симптома (1 балл), а показатель умеренной степени нарушении (2 балла) остался без изменений, что связано с перераспределением оценок пациентов (2-й разряд уменьшился за счет перехода ряда симптомов в 1-й рязряд и увеличился вследствие уменьшения количества симптомов в 3-м и 4-м разрядах). Представляют интерес данные о степени выраженности, доминировании и динамике в процессе групповой психотерапии основных клинико-психологических симптомокомплексов. До начала лечения преобладающими являлись нарушения, отнесенные к «эмоциональным расстройствам» (41,11%), далее по степени выраженности располагались «личностные расстройства» (37,27%), «вегетативно-соматические расстройства» (23,61%), «обсес-сивно-фобические расстройства» (20,71%) и «перцептивно-гностические расстройства» (20,23%). Анализ динамики симптокомплексов указывает на статистически достоверное снижение в процессе групповой психотерапии каждого из них (к моменту окончания лечения показатели симптомокомплексов соответственно составили 23,20%, 22,03%, 14,74%, 9,85% и 17,47%, за 100% принимается максимально возможное количество баллов по данному симптомокомплексу) при сохранении в целом выявленной вначале структуры.
Исследование динамики клинико-психологических показателей у больных неврозами в процессе групповой психотерапии проводилось также с помощью шкалы, в которой самим больным оценивались (в семи градациях) общее самочувствие, сон, аппетит, настроение, активность, раздражительность, концентрация внимания, тревожность и др. Под влиянием групповой психотерапии отмечено статистически достоверное снижение общего показателя, свидетельствовавшее об улучшении состояния больных [Ферчева-Станчева А., 1978]. 1.2. Динамика индивидуально-психологических показателей в процессе групповой психотерапии Отношение к болезни. В исследовании Э. Б. Карповой (1987) отношение к болезни изучалось с помощью опросника «Тип отношения к болезни», разработанного в Ленинградском научно-исследовательском психоневрологическом Институте им. В. М. Бехтерева [Кабанов М. М., Личко А. Е., Смирнов В. М., 1983; Карпова Э. Б., 1986]. Опросник состоит из разделов, характеризующих отношение к наиболее значимым для больного жизненным проблемам и ситуациям при разных типах реагирования на болезнь, и направлен на психодиагностику 12 типов отношения личности к болезни (по классификации А. Е. Личко и Н. Я. Иванова, 1980). Все типы отношения к болезни объединены в три блока. Первый (I) блок включает гармоничный, эргопатический и анозогнозический типы отношения к болезни, при которых социальная адаптация в связи с заболеванием существенно не нарушается. Второй (II) блок объединяет тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический типы отношения к болезни, характеризующиеся наличием дезадаптации с интрапсихической направленностью. В третий (III) блок вошли сенситивный, эгоцентрический, паранойяльный и дисфорический типы отношения к болезни, отражающие сенсибилизированное отношение к болезни, имеющее интерпсихическую направленность дезадаптации в связи с заболеванием. Первоначально опросник предназначался для изучения типов отношения к болезни у больных с хроническими соматическими заболеваниями.
Изучение типов отношения к болезни у больных неврозами и их изменений в процессе групповой психотерапии показало, что в начале лечения наиболее частыми были типы, относящиеся ко II блоку (41% пациентов), типы отношения к болезни III блока оказались характерными для 29% больных, I блока — для 19%. У 11% пациентов отношение к болезни не сложилось в определенный паттерн и квалифицировалось как диффузное. Наиболее характерными типами отно- шения к болезни у больных неврозами в начале лечения являлись.сенситивный и тревожный. После окончания групповой психотерапии установлены изменения в распределении типов отношения к болезни в изучаемой выборке. У 33% пациентов были зафиксированы типы отношения к болезни, входящие в I блок, т. е. указывающие на отсутствие выраженных II и III блоков, уменьшилось и составило для II бло В работе Г. Л. Исуриной (1984) отношение к болезни исследовалось в структуре системы отношений с помощью методики семантического дифференциала. Понятие «моя болезнь», отражающее отношение к своему заболеванию, характеризовалось перед началом лечения следующими значениями: фактор активности +0,91+0,03, фактор оценки -f-0,08±0,U5, фактор силы +0,55+0,04, и примыкало к'блоку еамооце-ночных реальных отношений, свидетельствуя о включении роли больного в отношение к себе, в образ «Я», о восприятии себя, наряду с половой и профессиональной принадлежностью, в качестве больного; причем, наибольшая взаимосвязь отношения к болезни и отношения к себе была отмечена у больных истерией. Расстояние между понятиями «Я как человек» и «моя болезнь» по всей исследованной группе в среднем составило 1,21. В процессе групповой психотерапии отношение к болезни претерпевало значительные изменения. Результаты исследования в период окончания групповой психотерапии указывают на снижение зна-
276..
Рис. 1. Расстояние между понятием «Я как человек» и другими самооценочными понятиями реального и идеального блоков (объяснения в тексте)/ чений понятия «моя болезнь» по факторам активности, оценки и силы, которые соответственно составили -0,28±0,05; -0,90+0,06; -0,15+0,06. Понятие «моя болезнь» удаляется от самооценочного реального блока отношений (расстояние между ним и понятием «я как человек» на этом этапе исследования составило 3,1), что может отражать переориентацию пациентов, уменьшение значения болезни в их жизни и представлении о себе, выход из роли больного. На рис. 1 графически представлены расстояния между понятием «я как человек» (1) и понятиями «моя болезнь» (14), «я как мужчина (женщина)» (2), «я как работник» (3), «я глазами окружающих» (4), «я глазами группы» (5), «я глазами психотерапевта» (6), «самостоятельность» (16), «ответственность» (17), «каким я хотел бы быть как человек» (18), «каким я хотел бы быть как мужчина (женщина)» (19), «каким я хотел бы быть как работник» (20). На рис. 1 отображены только расстояния между понятием «я как человек» и каждым из названных понятий. Отношение к лечению. В ряде исследований [Кайдановская Е. В., Кумкова Е. И., Мурзенко В. А и др., 1979; Кайдановская Е. В., 1982; Кайдановская Е. В., 1987] отношение к лечению изучалось с помощью опросника, включающего 22 высказывания и позволяющего вычленить из разнообразной мотивации к лечению 5 основных типов: установка на достижение осознания психологических механизмов болезни, уста- новка на изменение поведения, установка на достижение симптоматического улучшения, установка на получение «вторичного выигрыша» от болезни и иная мотивация (например, собственная концепция болезни, желание лечиться современными методами и пр.). Исследование отношения к лечению с помощью указанного опросника осуществлялось трижды: в начале, в середине и в конце курса групповой психотерапии.
Динамика и степень выраженности установок больных к лечению свидетельствуют о статистически значимом изменении в процессе групповой психотерапии почти всех изучавшихся установок. Исключение составила установка на симптоматическое улучшение, изменение которой в целом по всей группе пациентов не достигло уровня статистической значимости. Значения показателей установок на достижение осознания психологических механизмов болезни (познавательная установка) и изменение поведения (поведенческая установка), которые рассматривались в качестве наиболее продуктивных, в процессе групповой психотерапии достоверно возрастали и уже к середине лечения занимали ведущее место (в начале лечения доминирующей являлась установка на достижение симптоматического улучшения). В первом исследовании выраженность познавательной установки составляла 58,44% от максимально возможного количества баллов при этом типе установки, во втором исследовании — 71,50%, в третьем — 79,50% (все различия достоверны). Соответственно степень выраженности поведенческой установки составила 61,50%, 69,72%, 77,17%. Значения показателей непродуктивных установок (симптоматической и др.) к середине лечения достоверно снизились. К окончанию лечения отмечена тенденция к снижению «симптоматической установки». Полученные данные свидетельствуют о том, что структура установок в отношении к лечению при поступлении пациентов в клинику является непродуктивной. В процессе психотерапии у них возникает мотивация к пониманию причин своего заболевания, способов поведения и эмоционального реагирования, изменению неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов. Экспериментальные исследования показали, что такого рода изменения, происходящие в течение первой половины курса групповой психотерапии, создают благоприятные условия для собственно направленного психотерапевтического процесса. В работе Г. Л. Исуриной (1982) показано, что в начале групповой психотерапии больные неврозами характеризуются более выраженной установкой на лекарственное лечение, отношение к психотерапевтическим методам менее позитивное, причем групповая психотерапия оценивается ниже, чем индивидуальная. Наиболее выраженной ориентация на фармакологические методы лечения была у больных истерией. В процессе групповой психотерапии у больных неврозами отмечается изменение отношения к методам лечения: более позитивным становится отношение к психотерапевтическим методам, в частности к групповой психотерапии, чем к биологическим, что может указывать на принятие и понимание пациентами целей и задач лечения. На рис. 2 отражена динамика отношения к различным методам психотерапии, графически представлены расстояния между понятием «идеальный психотерапевт» (24) и понятиями, отражающими отношения к психотерапевтическим воздействиям: «моя группа» (13), «групповой психотерапевт» (15), «групповая психотерапия» (10), «индивидуальная психотерапия» (11), «лекарственная терапия» (12). Отношения к психотерапевтическим методам сближаются с представлением об идеальном психотерапевте, а в случае лекарственных — удаляются от последнего. На рис. 2 отображены только расстояния между понятием «идеальный психотерапевт» и каждым из перечисленных понятий. Осознание больными психологических механизмов своего заболевания. Степень осознания психологических механизмов своего заболевания пациентами изучалась с помощью клинико-психологической шкалы, разработанной нами, и опросника Клиники неврозов Института психиатрии и неврологии в Варшаве. При разработке шкалы были приняты следующие положения: в ходе психотерапии может изменяться степень понимания пациентом причинных связей между его болезнью и внешними ситуациями. Может также подвергаться изменению способ оценки собственных внутренних конфликтов и психологических проблем. При умеренной степени осознания психологических механизмов заболевания отмечается достижение больными понимания опосредованной связи
Рис. 2. Расстояние между понятием «идеальный психотерапевт» и понятиями, отражающими отношения к различным терапевтическим воздействиям (объяснения в тексте). между его актуальной конфликтной ситуацией и симптоматикой (как неспецифической реакции на эмоциональный стресс) при возможности частичного осознания и понимания собственной роли в возникновении конфликтной ситуации; высокая степень осознания подразумевает осознание и понимание специфической, содержательной связи между симптоматикой и внутренним конфликтом, а также генезиса этого конфликта. Опросник состоит из двух частей. Первая часть опросника представляет собой две шкалы, одна из которых направлена на измерение степени понимания пациентом связи между выраженностью имеющейся у него симптоматики и психотравмирующей ситуацией и способом переживания (пациенту предлагается выбрать высказывание, которое отражает его понимание причин периодического усиления симптоматики), а другая шкала — на измерение степени понимания связи между возникновением невротических нарушений и психосоциальными факторами (пациент отмечает высказывание, отражающее его понимание причин возникновения у него невротических нарушений). Вторая часть опросника представляет собой перечень основных психологических проблем и конфликтов и будет описана ниже. Е. В. Кайдановской (1987) были получены данные, свидетельствующие о возрастании у больных неврозами в процессе групповой психотерапии как степени осознания истинных причин своего заболевания, так и понимания роли психологических факторов в возникновении заболевания и периодическом усилении симптоматики. До начала лечения в ответах пациентов доминируют высказывания типа «симптоматика усиливается вследствие перемены погоды», «без видимых причин» и т. п.; в конце лечения чаще всего указываются следующие причины — «в некоторых трудных для меня ситуациях», «вследствие переживания мною таких чувств, как неуверенность, обида, злость» и т. д. Осознание больными психологических причин своего заболевания в процессе групповой психотерапии развивается от момента отсутствия понимания роли психогенных факторов в возникновении невроза (в лучшем случае осознаются связи между его симптомами и неспецифическим напряжением) к достижению понимания специфического содержательного или адаптивного характера симптомов, полного осознания роли собственных эмоционально-личностных проблем и особенностей системы отношений в возникновении типичных для больного конфликтных ситуаций и понимания их генеза. Указанные изменения являются статистически достоверными. Различий между группами больных с разными формами неврозов в отношении степени осознания психологических механизмов своего заболевания в данном исследовании не выявлено. Психологический конфликт. Применение опросника для изучения степени осознания больными неврозами психологических механизмов своего заболевания позволило также оценить содержание и степень выраженности у них значимых внутриличностных конфликтов [Кайдановская Е. В., 1987]. Для решения этой задачи использовалась вторая часть опросника, представляющая собой перечень основных психологических, эмоционально-личностных проблем, встречающихся при неврозах. Установлено, что наиболее характерными для больных неврозами являлись проблемы, связанные с конфликтом между. потребностью в самостоятельности, с одной стороны, и зависимостью, потребностью в опеке, помощи,— с другой (среднее значение субъективной оценки в начале психотерапии 1,61+0,19); с конфликтом между собствен- ными нормами и агрессивными тенденциями (1,48± ±0,21); между уровнем притязаний и возможностями (1,33+0,21); между уровнем притязаний и уровнем достижений (1,27+0,19); между стремлением к удовлетворению собственных потребностей и требованиями окружающей среды (1,24+0,19). При анализе всех данных, полученных по этой методике, а также изучении индивидуальных протоколов установлено, что для больного неврозом характерным является не наличие одного или двух ведущих, наиболее значимых конфликтов, а существование широкого их спектра, обусловленное нарушениями системы отношений, среди которых эмоционально-неблагоприятное, неадекватное отношение к себе выступает в качестве наиболее патогенного, обусловливающего множество субъективно неразрешимых противоречий. Анализ результатов позволяет выделить вполне определенные, общие для больных неврозами нарушения личности, среди которых инфантильные и эгоцентрические черты являются основными и обусловливают эмоциональную, поведенческую и социальную дефи-цитарность личности больного неврозом. Изучение содержания, степени выраженности и динамики внутри-личностных конфликтов обнаружило относительную их стабильность в процессе групповой психотерапии. Эти данные могут быть интерпретированы в свете основных положений патогенетической концепции неврозов, согласно которой конструктивная переработка и разрешение невротического конфликта возможны лишь при позитивных изменениях в системе отношений, которые должны быть закреплены в реальном жизненном функционировании. Можно также предположить, учитывая некоторое повышение степени выраженности внутриличностных конфликтов к середине процесса групповой психотерапии, что речь идет не столько об усилении конфликтов, сколько о повышении степени их осознания, являющегося в рамках психотерапевтических задач позитивным явлением. Косвенным подтверждением высказанного предположения могут служить результаты исследования И. А. Бросалиной (1985), направленного на изучение степени удовлетворенности и наличия конфликтов в различных сферах функционирования у больных неврозами и здоровых испытуемых. Установлено, что диапазон конфликтов в различных сферах межличностного взаимодействия («внешних» конфликтов) у больных неврозами и здоровых испытуемых является сходным, причем степень выраженности указанных конфликтов у здоровых лиц даже выше, чем у больных неврозами. По-видимому, в этом факте находят отражение отсутствие выраженных защитных механизмов, более высокая степень осознания здоровыми собственных трудностей и конфликтов, что создает условия для их конструктивной переработки и преодоления. Следует отметить, что конфликты в двух исследованных группах значительно различались содержательно: у больных неврозами на первый план выступают эмоциональные трудности и проблемы, отражающие наличие таких личностных особенностей, как пассивность, зависимость, инфантильность и эгоцентризм. Как в группе больных неврозами, так и в группе здоровых испытуемых степень выраженности конфликтов выше у женщин. Система отношений. В работах Б. В. Иовлева и соавт. (1976), Г. Л. Исуриной (1977, 1979), Б. Д. Кар-васарского и соавт. (1977), А. Ферчевой-Станчевой (1978), И. В. Филатовой (1983), Э. Шуриг (1985), И. А. Бросалиной (1985) и др. с помощью различных методик изучались особенности самооценки, отношения к себе, а также ряд других значимых для личности отношений. Результаты этих исследований свидетельствуют, что для больных неврозами характерны такие черты, как неуверенность в себе, низкая степень самоуважения, неудовлетворенность как собой, так и своей семьей и партнером (особенно для женщин), работой, межличностными контактами, уровнем достижений. Во всех указанных сферах обнаруживается существенное расхождение реальных и идеальных образов, В процессе групповой психотерапии, как показывает анализ результатов, изучаемые отношения претерпевают позитивную динамику. Данные, полученные с помощью различных вариантов методики Q-сорти-ровки, указывают на статистически достоверное повышение коэффициента корреляции между реальным и идеальным образами «Я», отражающих рост степени самоуважения, принятия себя и самооценки в целом. Г. Л. Исурина (1982, 1984) изучала динамику системы отношений больных неврозами в процессе групповой психотерапии. Результаты исследования выявляют своеобразие нарушений системы отношений у больных неврозами, характерной особенностью которого является значительное рассогласование блоков «реальных» и «идеальных» отношений. Послед «Временная компетентность». В работе\И. К. Марковского (1977) изучалась динамика в процессе групповой психотерапии такой характеристики дичности, как «временная компетентность», т. е. отнесенность эмоционально значимых переживаний к прошлому, будущему или настоящему. Изучались больные неврозами, проходившие лечение в психотерапевтических группах. Обследование проводилось с помощью специального опросника [Schostrom E. 1963]. В начале лечения у больных неврозами отмечались различные формы «некомпетентности» во времени: а) чрезмерная отнесенность эмоциональных переживаний к прошлому, связанная с излишним самоанализом, «застревание» на обидах, фрустрациях, сожалениях, связанных с прошлым; б) неконструктивная отнесенность пере- живаний к будущему: либо в форме гипертрофированного детального планирования будущих действий (вытекающего из страха перед будущим, неверия в себя), либо в форме бесплодных мечтаний при отсутствии всякой активности в направлении их реализации; в) состояние «самодовлеющего настоящего», не связанного ни с прошлым, ни с будущим, характеризующегося безответственностью, выступающей в качестве психологической доминанты. В процессе групповой психотерапии происходило повышение показателя «временной компетентности», указывающее на факт конструктивной интеграции как прошлого опыта, так и планов на будущее, центрировании этих отнесенных во времени эмоциональных переживаний и использование их в настоящем. При этом прошлые переживания утрачивали свой психо-травмирующий характер, а надежды на будущее становились реалистичными и рациональными. Интеркорреляционный анализ показал, что «временная компетентность» статистически значимо связана с показателями всех использовавшихся критериев эффективности психотерапии (степени симптоматического улучшения, степени осознания пациентом психологических механизмов болезни, степени изменения нарушенных отношений личности и степени улучшения социального функционирования). Под влиянием психотерапии отмечено достоверное повышение показателя выраженности внимания к своему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих, межличностно-психологической восприимчивости, самооценки, контактности, эмоциональной экспрессивности и в то же время снижение ригидности в приверженности к стереотипности оценки и стандартов поведения. В этой серии исследований также зарегистрирована фаза определенной «дезинтеграции», совпадающая с интенсивностью конфронтации больного со своей проблематикой, что согласуется с данными, полученными Г. Л. Исуриной (1977). У большинства обследованных ею больных, как отмечалось выше, во второй фазе процесса групповой психотерапии установлена дезинтеграция системы отношений, в том числе и самооценки, определявшихся с помощью методики Q-сортировки и семантического дифференциала. Уровень субъективного контроля. В исследованиях Б. А. Бараша и соавт. (1982) уровень субъективного контроля, характеризующий систему представлений человека о возможности управления жизненными ситуациями и о степени собственной ответственности за их развитие и отражаемый в двух полярных типах (интервальный тип — характеризуется восприятием значимых для человека событий как следствий его собственных сознательных действий, экстернальный тип — характеризуется позицией человека, согласно которой события в его жизни не зависят от него самого, а являются результатом случая или воздействия других, более могущественных людей и обстоятельств), изучался с помощью шкалы Роттера и разработанного на ее основе нового опросника УСК, позволяющего более дифференцированно измерять указанный параметр. Результаты исследования свидетельствуют, что больные неврозами характеризуются значительно более низким уровнем субъективного контроля по сравнению со здоровыми испытуемыми. В процессе групповой психотерапии отмечается существенное изменение этого параметра в направлении повышения степени интернальности. Это относится как к обобщенному показателю уровня субъективного контроля, так и к ряду ситуационно-специфичных показателей интернальности — экстернальности, прежде всего в сфере отношений к болезни и здоровью. В целом изучение динамики индивидуально-психологических показателей больных неврозами свидетельствует о ее позитивном характере в процессе групповой психотерапии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|