Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение социально-психологических аспектов группового психотерапевтического процесса




В работе Э. Б. Карповой (1979) проведен анализ группового психотерапевтического процесса с точки зрения динамики структурированности группы, пони­маемой как определенная степень дифференцирован-ности и стабильности функциональных статусов членов группы в их взаимодействии. Степень структурирован­ности измерялась посредством социометрической


анкеты [Hock К., Hess H., 1959], позволяющей каж­дому пациенту осуществлять выбор других участников группы (в том числе и психотерапевта) по 5 критериям: доминирование, реалистичность, «создание помех», не­приемлемость и привлекательность. Распределение числа выборов между отдельными пациентами харак­теризует степень единодушия в системе оценок группы на каждом занятии и в этом смысле ее структуриро­ванность, а также положение в этой структуре каждого из участников группы. В качестве обобщения единой характеристики степени структурированности группы по каждому из пяти критериев служат 5 показателей элективной энтропии. Для раскрытия содержательной стороны особенностей высказываний членов группы в зависимости от их социометрических позиций исполь­зовалась методика содержательного анализа группо­вого психометрического процесса, предложенная В. Д. Видом.

Анализ полученных данных, позволивший выделить три фазы психотерапевтического процесса, показал, что по критериям привлекательности, неприемлемости и «создания помех» уровень структурированности весьма низок, и сколько-нибудь закономерной динамики не наблюдалось. Наибольший уровень отмечен по критерию доминирования (Д) и реалистичности (Р), показатели которых характеризовались отчетливой динамикой: показатель по Д последовательно снижал­ся, а по Р повышался в середине второй фазы, после чего возвращался к уровню, близкому к исходному. Дисперсионный анализ выявил отчетливую (хотя и не достигающую уровня достоверности) тенденцию к различиям для показателей уровня структурирован­ности групп в зависимости от начальной, средней и за­вершенной фаз процесса групповой психотерапии. Тот факт, что критерии Д и Р, по которым отмечена наиболь­шая структурированность группы и наиболее отчетли­вая динамика, одновременно в наибольшей степени характеризуют межличностные отношения, опосредо­ванные содержанием общегрупповой деятельности, соответствует стратометрической концепции групповой активности [Петровский А. В., 1979] и свидетельствует в пользу приближения психотерапевтической группы к коллективу. Содержательный анализ по В. Д. Виду показал, что это повышение структурированности в за­вершающей фазе объясняется прежде всего формиро­ванием в группе общего понимания групповых норм


 


и целей, сутью которых является психотерапевтическая помощь группы каждому из ее членов.

Взаимосвязь между уровнем социально-психоло­гического развития группы, понимаемого как степень целенаправленного деятельностного опосредования межличностных отношений в ней, и эффективностью лечения исследовалась О. К. Матулявичюте (1980) и Г. X. Бакировой [Беккер Г. X., 1981; Бакирова Г. X., 1983] на материале 14 закрытых психотерапевтических групп (132 больных неврозами). Уровень развития группы определялся опросником для определения степе­ни социально-психологического развития психотера­певтической группы, состоящим из 140 утвержде­ний, касающихся качества взаимоотношений членов группы. Утверждения соответствуют девяти парамет­рам: сознательность, ответственность, коллективизм, сплоченность, взаимодействие членов группы друг с другом, взаимодействие членов группы с психотера­певтом, взаимодействие группы с другими группами, организованность и информированность. На каждый параметр приходится по 15 утверждений, на каждое из которых испытуемый выбирает ответ по 5-балльной шкале (от «никто из членов группы не ведет себя соответственно данному утверждению» до «все члены группы ведут себя соответственно данному утвержде­нию»).

Интегральная оценка результатов всех членов группы позволяет вывести общегрупповой показатель уровня развития, соответствующий следующей града­ции: плохо развитый коллектив, недостаточно развитый, среднего уровня развития, достаточно развитый, высо­коразвитый. Показатели эффективности лечения опре­делялись с помощью разработанной нами системы критериев эффективности психотерапии. Обследование проводилось трижды: в начале, в середине и в конце курса групповой психотерапии.

Анализ полученных результатов показал, что наиболее отчетливой тенденцией является позитивная динамика в развитии социально-психологических характеристик группы, отмечавшаяся в каждом из трех измерений. При этом в первом измерении доминирую­щим являлся фактор взаимодействия членов группы с психотерапевтом, во втором — фактор взаимодейст­вия друг с другом, который продолжал доминировать и в третьем измерении, где к нему добавлялся фактор информативности. Аналогичная позитивная динамика


прослеживалась по каждому отдельно взятому из девя­ти выделенных факторов.

Динамика всех параметров указывала на формиро­вание в процессе групповой психотерапии ценностно-ориентационного единства, осознания значимости совместной деятельности, групповой эмоциональной идентификации, что отражалось в количественном возрастании факторов сознательности, ответственности, коллективизма, сплоченности, взаимодействия друг с другом.

Помимо этих общих тенденций, выявлены также специфические, свойственные конкретным группам и детерминированные личностными особенностями чле­нов группы, некоторыми факторами влияния внешней среды, а также спецификой отношений между членами группы и психотерапевтом, вытекающей из личностных особенностей и профессионального стиля последнего.

При статистическом анализе установлено существо­вание достоверных позитивных корреляционных зави­симостей между уровнем социально-психологического развития группы и индивидуально-психологическими показателями, показателями симптоматического улуч­шения, степенью осознания психологических меха­низмов болезни пациентом и установкой на изменение поведения.

Динамика процесса личностного взаимодействия в группе и различных его видов в связи с вопросами эффективности групповой психотерапии явилась предметом изучения в работе Г. X. Бакировой (1983), которое осуществлялось с помощью методики для ана­лиза процесса интеракций R. Bales (1950). Изучалась проблемная И социально-эмоциональная активность как всей группы, так и отдельных ее участников. В ре­зультате проведенного исследования было показано, что активность участников группы в начале лечения носит выраженный эмоциональный характер, связан­ный с потребностью обеспечения чувства уверенности путем включения в группу, усвоения ее норм, пережи­вания чувства «общности». В дальнейшем же эта активность становится более целенаправленной, ориен­тированной на понимание, переработку, усвоение новых способов переживания и социального восприя­тия.

Участие группы в целом и каждого ее члена в психо­терапевтическом процессе приобретает все более проб­лемный характер, проявляющийся в возрастании актив-


ности, направленной на решение специфических груп­повых проблем, увеличении удельного веса и общего количества вопросов, непосредственно связанных со специфической проблематикой, росте самостоятель­ности и сознательности. Параллельно с этим снижаются показатели индекса трудностей коммуникации и дез­интеграции в экспрессивном поведении.

Анализ процесса взаимодействия между членами психотерапевтической группы, осуществленный на осно­вании представленных выше исследований, показал, что психотерапевтическая группа постепенно по своим характеристикам приближается к коллективу. При этом можно выделить три фазы: 1) первая фаза — диффуз­ная группа, характеризовавшаяся отсутствием или малой выраженностью групповой активности, наличием взаимоотношений разнополярной эмоциональности; 2) во второй фазе у членов группы в большей мере отмечались положительные эмоциональные реакции и в меньшей — отрицательные, они в меньшей степени уклонялись от конструктивного решения проблем, все более активно участвовали в групповой дискуссии. К концу этого периода группа заканчивала процесс выработки и принятия групповой культуры, обучения психотерапевтической деятельности, завершался про­цесс формирования групповой структуры; 3) в третьей, завершающей фазе группа достигала все более высоко­го уровня развития. Межличностные отношения в ней определялись главным образом деловыми критериями. Возрастала референтность, приемлемость, степень при­нятия группы, деятельностная направленность ее чле­нов, происходила дифференциация групповых ролей. При этом увеличивалась активность, направленная на решение проблем, конфликтов и на достижение эмоционального равновесия в группе, при значительном преобладании первой. На этом этапе уменьшалось ожидание активности со стороны психотерапевта, характерное для первой фазы.

Таким образом, психотерапевтическая группа проходит такие же стадии развития, как и каждый коллектив. Межличностные отношения на начальной стадии определяются эмоционально-психологическими характеристиками пациентов и психотерапевтов, на конечных этапах — опосредуются содержанием, целями и задачами групповой деятельности. На результатив­ность и эффективность групповой деятельности в пси­хотерапевтической группе существенное влияние оказы-


вает уровень развития группы, определяющий характер существующих в ней взаимоотношений и взаимодей­ствий.

Результаты исследования, проведенного Г. Л. Ису-риной и М. Ю.'Мелик-Парсадановым (1979), показы­вают, что выраженность положительной динамики индивидуально-психологических характеристик у боль­ных неврозами в процессе групповой психотерапии во многом определяется групповой сплоченностью, привлекательностью группы для ее членов. В этом плане представляет интерес анализ деятельности откры­тых и закрытых психотерапевтических групп. Резуль­таты исследования позволяют утверждать, что закры­тая группа является более эффективным типом психо­терапевтической группы, чем открытая. Пациенты, проходившие курс групповой психотерапии в закрытых группах, характеризовались более значительными позитивными изменениями психологических показа­телей (в частности, позитивной динамикой системы отношений и самооценки). Можно предположить, что в закрытой группе в силу ее специфики достигается более высокий уровень групповой сплоченности, форми­руется более активная позиция пациентов по отноше­нию к самому себе, группе и своему лечению. Кроме того, в закрытой группе возникает прочная атмосфера эмоциональной поддержки, являющаяся необходимым условием направленного психотерапевтического воздей­ствия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...