Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические механизмы развития коллективных взаимоотношений




Реферат на тему: «Коллектив как воспитательная система»

 

Орел, 2010 г.


Введение

 

Одной из актуальных проблем в настоящее время является проблема коллективного воспитания. Интерес к данной проблеме обусловлен тем что, человек живет и развивается в системе отношений с окружающим миром. Эта система многогранна. Важнейшими ее сторонами являются две: отношение людей к природе и отношение их друг к другу. Через отношение к природе развертывается все богатство предметной деятельности человека, через отношение друг к другу - богатство связей общения <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=tQTDjmNkZWREz7qi-UJtxu2s1oDUoZSZFQlguMUWgft1ScKd0WHvemHkvy6AJTybTozAzPXAydjvTHY95meHM2mfY7yKODwIP11oFzeosntvVLoQGMLPLJ*kDMVB5BIZ4JdpxDuBOo7uhV*XkZeMBuW-spiM-7C-fXjP2OPAj6d8GksDHNiaul8-CWZIWXi1yhJcbOQpl7rX4FMWsF7SeFOEgc781LeIIiazs*rMA35*as857OEQY3JPshE6HX2ZVL4mVj4dK69q1YdYFCZDqtfFHqFaX1c5xyn8tBsJlkyQ80gydAAJlQHkbSo&eurl%5B%5D=tQTDjhcWFxZySpmKmBH43Wxel06QjUw0NnOIqZQ7kfk11Pua>, определяющее общественную, коллективную силу человека. В общественных науках коллектив рассматривается как основное звено социалистического производства; особое внимание уделяется воспитательным функциям трудового коллектива, поскольку коллектив приобщает личность к социалистической собственности и труду, является источником материального благосостояния человека, местом не только производственной деятельности, но и социально-политической и культурной жизни. Воспитательная функция трудового коллектива «в том, что он передает личности некоторые основные качества, свойственные нашему обществу, а также те своеобразные особенности профессий, групповой психологии, которые сложились в данном коллективе в результате его собственной истории и специфики положения. Трудовые коллективы играют ведущую роль в становлении социалистического образа жизни, в формировании личности нового типа.

Рассматривая коллектив как особый вид социальной общности, в рамках которой закладывается и формируется богатство общественных связей личности, реализуется процесс ее становления в качестве субъекта общественных отношений. Психологи обращают особое внимание на состояние личности в коллективе и процесс становления в неммежличностных отношений, их характер и закономерности, на психологический климат коллектива и его воздействие на производственную деятельность.

В условиях школы организация учащихся в коллектив осуществляется целенаправленно и последовательно, сообразно задачам воспитания. В этом смысле коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом,- все это позволяет воспитателю <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=tQTDjhUTEhMrP8EhfsHuRW4vVQNS55szL3w7YW6qNHMno-KbcPEUUWPcbOEP0G9JiC7cml0T76rT1IhPRDepL80cG6iyRupPRRY2Q*CKizC14p0CVZOqq24gAN5RmqEbsbRBcJpy3hOw6wEdKXJAuAQqbty2Z3vTuRR1RgMwVxUPr6Jfi0OLJGtJdE7RNcCcZbT2sYSMqEryU2PW-kEZ8w22OOfUCMq71ppnlIJdJ4WYgrwU4Pi0bjKRpTYWHdtqdNHaP09HGGfnxEzFQR3nxJHfRg47o4jNXKvec6k*ZEnohM2m6n9xIrTNO9q6xw6kedLYlirEv14sap*MRreaDL87FQo&eurl%5B%5D=tQTDjhcWFxZjwBgNH5Z-WuvZEMmqy1Q26*4AaLQ97sAA03DP> рассматривать коллектив как явление педагогическое.

Сегодня актуальной представляется задача исследования влияния коллективного воспитания на личность. Именно этот интерес заставил заняться данной проблемой автора реферата.

Цель данной работы заключается в анализе теории коллективного воспитания и выделении её аспектов, которые продолжают активно сохранять значимость для воспитания личности.

Цель определила задачи исследования:

определить понятия коллектив;

рассмотреть виды коллективов;

выявить модели развития между личностью и коллективом;

определить факторы, при которых происходит воздействие коллектива на личность.


Понятие коллектив

 

Слово коллектив происходит от латинского - collectivus (собирательный) и представляет собой относительно компактную социальную группу, объединяющую людей, занятых решением конкретной общественной задачи [8,С.383].

Коллектив - высшая форма развития малой группы. Но сам коллектив не возникает внезапно. Развитие малой группы представляет собой процесс смены этапов, или стадий, различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповых отношениях: дифференциации и интеграции [1,С.36].

В концепции Л.И. Уманского поэтапное развитие группы характеризуется последовательной сменой стадий, различающихся степенью психологической интегрированности в деловой и эмоциональных сферах: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия, коллектив.

Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач[1,С.38].

Группа-ассоциация характеризуется межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений.

Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений.

Группа-автономия обладает высоким внутригрупповым единством как в сфере деловых, так и сфере эмоциональных отношений.

От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней (моя группа)[1,С. 40].

Итак, можно сделать вывод, что коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности[1, С.45].

Психологические механизмы развития коллективных взаимоотношений

 

Выделяют следующие психологические механизмы развития коллективных взаимоотношений:

Разрешение внутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями и реально выполняемой деятельностью, растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающийся тенденцией интеграции с группой.

«психологический обмен» - предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ на более высокий вклад в её жизнедеятельность.

«Идиосинкразический кредит» - предоставление группой высокостатустным её членам возможности отклоняться от её норм, вносить изменения в её жизнедеятельность, при условии, что они будут способствовать более полному достижению её целей.

Таким образом, можно сделать вывод, что все три механизма развития важны для развития коллективных взаимоотношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...