Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межличностные отношения в коллективе




 

Межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую структуру. Первый слой образует совокупность межличностных отношений непосредственной зависимости, что проявляется в эмоциональной привлекательности или антипатичности, совместимости, затрудненности или легкости контактов, совпадении или несовпадении вкусов, большей или меньшей внушаемости[5,С.41].

Второй слой образует совокупность межличностных отношений, опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива. На этом уровне отношения человека к человеку в коллективе выступают как отношения к участнику совместной социально значимой деятельности, товарищу по работе.

Третий слой (глубинный) образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности: мотивы и цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Все это образует ядро межличностных отношений, обуславливая развитие групповой активности, ее социально ценную направленность[5,С.42].

Итак, можно сделать вывод, что диалектическая взаимосвязь социально-психологических явлений внутри каждого слоя групповой активности, а также между ними образует сложную структуру межличностных отношений в коллективе, которая получила название стратометрической структуры.

 

Виды коллективов

 

Коллективы бывают разными: трудовыми, военными, спортивными, педагогическими, детскими... и ученическими.

Ученический коллектив

Ученический коллектив является своеобразной формой общности подростков, юношей и девушек. Прежде всего, это объединение школьников, устремленных к единым общественно значимым целям, реализуемым в учебном процессе[3,С.213]. Отношение школьников к учебной деятельности может складываться по-разному, в зависимости от успеха, способностей к тому или иному виду учебного труда, сложившегося опыта учебной деятельности, а также и от некоторых объективных условий: педагогического мастерства учителя, характера взаимоотношений с ним. От других объединений он отличается целым рядом признаков:

Первый признак - совместная устремленность к социально значимым целям деятельности (основной для учащихся) - предполагает высокий уровень сознательности членов коллектива.

Вторым признаком коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение поставленных целей [5, С. 215]. Характер деятельности, ее содержание, формы сотрудничества, результаты также обусловлены особенностями ученической позиции школьника. В отличие от трудовых коллективов, где результаты коллективной деятельности оцениваются по уровню производительности труда и степени сознательности рабочего, проявляемой в чувстве коллективной ответственности, чести заводской марки, дисциплинированности и т.д., деятельность школьников в коллективе оценивается по индивидуальным достижениям в учебном процессе и интенсивности обмена накапливаемыми знаниями в различных формах внеучебного сотрудничества.

Третий признак коллектива - наличие в нем отношений ответственной зависимости - в коллективах школы имеет своеобразие, заключающееся в том, что ответственная зависимость школьников в коллективе устанавливается при постоянном направляющем воздействии учителя. Ученический коллектив как социальную общность характеризует не только единство цели и деятельности, но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений детей.

Ученический коллектив - сложное социальное образование[5,С.219]. Он обладает определенной структурой. На базе школы функционируют несколько типов ученических коллективов: школьные классы, пионерские отряды и комсомольские группы, коллективы клубного типа, производственные бригады. Таким образом, в общую структуру ученического коллектива входит несколько подструктур: учебная (система классов и классных параллелей, возглавляемых учкомом), клубная (кружки, секции, объединяющие их клубы, руководимые избираемыми советами), трудовая (звенья, ученические бригады и другие трудовые объединения школьников, возглавляемых советами) [5,С.222].

Педагогический коллектив.

Педагогический коллектив имеет свои признаки, позволяющие рассматривать его как самостоятельное образование:

. стабилен по составу

. действует в системе единых остановок

. обусловленных профессиональной направленностью деятельности.

В нем нет той разветвленности связей, которая существует в ученическом коллективе. Соподчиненность в условиях педагогического коллектива осуществляется на сознательном уровне принятия принципов функционирования коллектива [5, С. 226].

Ученический коллектив не может успешно развиваться без целенаправленного воздействия педагогов, педагогический коллектив, как и каждое производственное объединение, достигает цели по результату, в данном случае - сплочению учащихся [5, С. 229]. Педагогический коллектив влияет на ученический по многим каналам, прежде всего в сфере деловых отношений.

Итак, можно сделать вывод, что организация учебного процесса, методика преподавания, умение правильно оценить ответ и возможности ученика - все это проявляется в ответных способах взаимодействия, взаимо- и самооценки, в умении коллективно сотрудничать в процессе учебной деятельности.

Детский коллектив

Детский коллектив оказывает воспитательное влияние на личность в условиях, когда он превращается в носителя воспитательных функций.

Различают следующие функции:

. Организаторская - детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью.

. Идейно-воспитательная - детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;

. Стимулирования - коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно-полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношений.

Отличительными признаками стиля детского коллектива А. С. Макаренко считал: во-первых, мажор - постоянную бодрость, готовность воспитанников к действию; во-вторых, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него; в-третьих, дружеское единение его членов; в-четвертых, ощущение защищенности (А.С. Макаренко считал, что ни один ребенок не должен чувствовать себя в коллективе обособленно и беззащитно[5,С.232]. Должно быть законом, что никто не имеет, не только права, но даже возможности унижать в какой бы то ни было форме более слабого и зависимого); в-пятых, активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию; и, наконец, привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций[5,С.234]. Тон и стиль коллективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах, как для детского коллектива, так и для коллектива педагогов.

Существует несколько подходов к вычленению стадий развития детского коллектива.

Вычленяются три стадии развития.

На первой стадии коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагогов, стремящихся превратить ту или иную организационную единицу (класс <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=tQTDjszFxMX2UI7jvAMsh6ztl8HP8qbTR*7b*I*cPyAm3Hu*H5b8he8nk2yItxhb23cMQAmngklCpokNp-MHXn3U59SUUlSn8o9PkS3TotLMNisn6NHQXDWk3NHG1PzLGHXKDiJqsAy8n0gDJoosDoLQM5r-3RUFeC3ChY6LjVYZfK5o8o8maWmsSpK73350LJ6jiPHNW-l140o9rda549Af1FwptKEoZGQYE5P1LKEGefKgtWQzNC*taJkYh0LvvhleA6ODikw4e9P8lyf-pcowDgll6XxLcfavkSsu1NdVVPBEPs4BjIwKLxQtiaDAzsRTXcgtCT3bkmD50KXJd-WnV1nPMDqKEkMORXEZVz5pTceIT6ZxC6OeXDU&eurl%5B%5D=tQTDjhAREBESu2CImhP6325clUyzIREYW9vAUpUTTDO4BhOL>, кружок, пионерское звено, комсомольскую группу и т. п. объединения), в социально-психологическую общность, где отношения детей опосредуются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями, где есть условия, обеспечивающие совпадениевзглядов, оценок, переживаний детей[5,С.236]. О наступлении такого состояния можно судить по действенности организационной структуры коллектива, увлеченности школьников совместной деятельностью, их реакциями на нарушения установившихся норм коллективной жизни, по развитости внешних связей коллектива.

На второй стадии развития детский коллектив выступает как инструмент целенаправленного формирования определенных качеств личности. На этой стадии развивается система внешних связей; возрастает сознательное стремление его членов независимо от групповой принадлежности к реализации коллективных целей. Коллектив становится способным требовать от своих членов соблюдения определенных норм поведения. Меняется и характер внешних связей и отношений коллектива [5, С. 238]. Если на предыдущем этапе эти связи помогали главным образом объединению детей в рамках заданной структуры, в формировании самосознания «мы - коллектив», то теперь их воспитательный смысл изменился. На их основе детский коллектив осознает не только свою целостность, но и принадлежность к более широкому коллективу школы, пионерской и комсомольской организациям, к обществу в целом. На этом этапе основная цель педагогов - в максимальном использовании возможностей детского коллектива в реализации тех воспитательных функций, ради которых коллектив создается.

На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в целях корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности каждого отдельного ребенка. На этой стадии возникает атмосфера доброжелательности каждого по отношению к каждому, высокий уровень требовательности, социальных ожиданий, стимулирующих раскрытие положительных сторон личности [5, С. 241]. Коллектив становится важнейшим фактором, побуждающим детей к самовоспитанию.

Итак, можно сделать вывод, что на каждой из трех стадий развития ученического коллектива характер управления будет различным.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...