Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели развития отношений между личностью и коллективом




 

Модели развития отношений между личностью и коллективом:

) личность подчиняется коллективу (конформизм);

) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально [7, С. 165]. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни.

По второй модели поведения возможны различные пути развития событий:

) личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость;

) личность открыто «бунтует», сопротивляется, конфликтует.

Мотивы приспособления личности к коллективу, его нормам и ценностям разнообразны [7, С. 168]. Наиболее распространенный, бытовавший в наших школьных коллективах мотив - стремление избежать лишних и ненужных осложнений, неприятностей, боязнь испортить «характеристику». Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива [7, С. 173]. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, так и к обеднению его, если новый кумир становится неформальным лидером и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та, которой коллектив уже достиг.

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют разные модели развития между личностью и коллективом и в каждой из них уровень влияния коллектива будет различным.

 

Воздействие коллектива на личность

 

При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение.

Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребёнка. Используя реальную возможность высказать критические замечания в адрес товарищей, отметить их достоинства школьники проникаются сознанием ответственности за коллектив, учатся жить интересами класса, вскрывая те или иные недостатки, негативные стороны личности учащихся коллективное обсуждение способствует активизации их самовоспитания [6, С. 24]. Общественное мнение ученического коллектива при этом выступает действенным стимулом его дальнейшего становления и совершенствования.

Влияние коллектива на формирование личности: детский коллектив является огромной воспитывающей силой к отдельным своим членам [6, С. 45]. Непрерывно воздействуя на личность школьника, выполняя функции нравственного контроля за поведением личности, общественное мнение может предупредить возможные нарушения норм поведения.

Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение личности потому, что человек живёт не только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них немалое место занимает чувства душевного подъёма, доставляемого общественным признанием его заслуг перед коллективом [5, С. 80]. Однако подросткам не всегда присущи положительные эмоции, вызываемые поощрением похвалой их товарищей. Реакцией могут быть и зависть, и недоброжелательность.

Общественная похвала оказывается в некоторых случаях значительно весомее личного поощрения педагога.

Обычно использование общественного мнения связывают с борьбой против отрицательных поступков и недисциплинированностью школьников. О нём вспоминают тогда, когда происходит Ч.П. или когда учитель оказывается бессильным в своих попытках повлиять на ученика.

Одним из эффективных методов в педагогике можно назвать метод одобрения, но при применении этого метода без участия коллектива, появляется множество ненужных слухов и кривотолков в среде школьников [7, С. 321]. Награждение сверху без учёта мнений снизу снижает эффективность самого метода.

А.С. Макаренко придерживался, как и многие современные педагоги того, что, общественное мнение одно из наиболее, и даже наиболее эффективное средство в воспитании личности. Он считал, что в каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть воздействием на коллектив [4, С. 75]. И наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будит и воспитанием каждой личности входящей в коллектив.

Однако общественное одобрение не должно превратиться в некоторое возвеличивание мнимых заслуг школьников, что может привести к появлению зазнайства и других отрицательных черт личности.

Чтобы в сознании ученика произошёл перелом, общественное воздействие на личность должно удовлетворять следующим требованиям:

выражать непримиримую волю всего коллектива

быть выразительным, эмоционально насыщенным.

отражать истину, быть объективным и справедливым.

Особенно важно последнее требование, так как отсутствие его приведёт к тяжёлому нравственному травмированию личности.

Итак, можно сделать вывод, что общественное мнение становится результативным воспитательным средством, если использование его связано с проявлением чуткости, внимания, доверия к личности.


Заключение

коллектив личность межличностный отношение

Таким образом, можно сделать вывод что коллектив - это контактная совокупность, социальный организм. Его основные признаки: наличие общих целей, определенная структура, органы, координирующие деятельность коллектива и предоставляющие его интересы. Коллектив - часть общества, органически связанная с другими коллективами.

Итак, в первом пункте мы рассмотрели понятие коллектив, психологические механизмы развития коллективных взаимоотношений, межличностные отношения в коллективе и сделали вывод, что коллектив заключается в объединении людей с общими социальными и производственными интересами, он ставит высшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Диалектическая взаимосвязь социально-психологических явлений внутри каждого слоя групповой активности, а также между ними образует сложную структуру межличностных отношений в коллективе, которая получила название стратометрической структуры.

Во втором пункте мы отметили виды коллективов и рассмотрели некоторые из них. Таким образом, сделали вывод - коллектив является объектом воспитательного воздействия и управления со стороны педагогов. Изучение воспитательных возможностей ученического коллектива, личности каждого воспитанника, их взаимодействия, основанного на постоянном духовном обогащении друг друга и коллектива в целом,- все это позволяет воспитателю <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=tQTDjhUTEhMrP8EhfsHuRW4vVQNS55szL3w7YW6qNHMno-KbcPEUUWPcbOEP0G9JiC7cml0T76rT1IhPRDepL80cG6iyRupPRRY2Q*CKizC14p0CVZOqq24gAN5RmqEbsbRBcJpy3hOw6wEdKXJAuAQqbty2Z3vTuRR1RgMwVxUPr6Jfi0OLJGtJdE7RNcCcZbT2sYSMqEryU2PW-kEZ8w22OOfUCMq71ppnlIJdJ4WYgrwU4Pi0bjKRpTYWHdtqdNHaP09HGGfnxEzFQR3nxJHfRg47o4jNXKvec6k*ZEnohM2m6n9xIrTNO9q6xw6kedLYlirEv14sap*MRreaDL87FQo&eurl%5B%5D=tQTDjhcWFxZjwBgNH5Z-WuvZEMmqy1Q26*4AaLQ97sAA03DP> рассматривать коллектив как явление педагогическое.

В третьем пункте мы рассмотрели модели развития между личностью и коллективом и сделали вывод о существовании разных моделей развития между личностью и коллективом, и в каждой из них уровень влияния коллектива будет различным.

В четвертом пункте мы рассмотрели влияние коллектива на личность и сделали вывод, что общественное мнение становится результативным воспитательным средством, если использование его связано с проявлением чуткости, внимания, доверия к личности, если оно побуждает и стимулирует развитие лучших черт характера, апеллирует к совести личности, к её социальным чувствам.

Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - коллектива. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.

Уровень развития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации. В группах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи, ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы, встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащенной оказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость в отказе от отрицательных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнем коллективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета их нравственного содержания. Актуальность данного материала в том, что развитие коллектива и личности - взаимообусловленные процессы.

Работа может быть рекомендована для составления рекомендаций учителям по методике коллективного воспитания на основе проведённого педагогического исследования.


Список литературы

 

1. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений/ В.С. Агеев - М.: МГУ, 1983. - 80 с.

2. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.

.   Лутошкин А.Н. Эмоцианальные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.

.   Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1989.

.   Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив / А.В. Петровский - М.: Политиздат, 1982. -153 с.

.   Подласый И.П. Педагогика. Новый курс / И.П. Подласый - М.: Владос, 1999. - 65 с.

.   Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, А.Б. Шапиро - М.: Москва, 1956. - 1261 с.

.   Смирнова С.А. Педагогика / С.А. Смирнова - М., 1999. - 512 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...