Методика исследовательской работы
Стр 1 из 7Следующая ⇒ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие методические указания предназначены для помощи магистрантам, обучающимся по направлению 080100 «Экономика», в том числе по специализированной программе магистерской подготовке 080100.23(68) – Учет, анализ, аудит в проведении исследовательской работы как в рамках изучения курса «Методология и организация научных исследований», так и проведении научно-исследовательской работы (НИР), планировании и проведении научно-исследовательской практики (НИП), подготовке и защите магистерской диссертационной работы. ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА МАГИСТРАТУРЫ Выбор темы и организация научного исследования
Научное руководство проведением исследований и написанием магистерской диссертации по направлению 080100(23).68 - Учет, анализ и аудит - осуществляется преподавателями кафедры «Бухгалтерского учета» по направлениям: бухгалтерский учет, экономический анализ, контроль и аудит. Примерные направления научных исследований приведены в приложении 1. Выбор конкретного направления осуществляется магистрантом по согласованию с научным руководителем и может служить развитием, углублением или расширением тематики магистерской диссертации. Темы исследовательской работы выбираются соискателем совместно с научным руководителем и утверждаются в составе индивидуального плана НИР магистранта (приложение 2), составляемого в дополнение и развитие к индивидуальному плану магистранта. Примерная нагрузка по видам выполняемой научно-исследовательской работы в зачетных единицах приведена в приложении 3. Общая схема научного исследования:
1. Обоснование актуальности выбранной темы. 2. Постановка цели и конкретных задач исследования. 3.Определение объекта и предмета исследования. 4.Описание процесса исследования. 5. Выбор метода (методики) проведения исследования. 6. Апробация и(или) обсуждение результатов исследования. 7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. Обоснование актуальности выбранной системы - начальный этап любого исследования. И то, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Освящение актуальности должно быть не многословным. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Актуальность темы определяет потребности общества, заказчика, потребителя в получении каких-либо новых знаний в этой области. Как любой другой продукт, ожидаемые новые знания нуждаются в обосновании потребности: кому, для каких целей эти знания нужны, каков объем, качество этих знаний ит.д. От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выяснить... вывести формулу и т.п.). Желание исследователя ответить на вопросы по объему и качеству новых знаний определяет цель исследования. Формирование темы и цели весьма важный этап в исследовании. В самом начале надо четко обозначить эти элементы, так как они будут в дальнейшем определять и задачи самого исследователя: что изучать, что анализировать, какими методами можно получить новые знания.
С другой стороны, более четкое понимание цели исследования может привести и к некоторой корректировке темы, но это не должно влиять на суть исследования. Исходя из сформулированной цели, исследователь ставит перед собой задачи. Задачи - это конструкция цели исследования, раскрывающая структуру цели. Так, при определении показателей, характеризующих прожиточный уровень жизни необходимо изучить уровень заработной платы работающих, доходов населения, цены на товары и их качественные характеристики, стоимость прожиточного минимума и т.д. Задачей исследования экономической активности населения являются выявление структуры уровня занятости населения, структуры и характеристики валового регионального продукта и изучение формирующих их факторов. В зависимости от задач, стоящих перед исследователем, определяются объект и предмет исследования. Объект конкретизирует определенное экономическое явление, процесс на данной территории, в данных временных рамках. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание магистранта, именно предмет исследования определяет тему исследовательской работ.. Весьма важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом изучения фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели. Описание процесса исследования - основная часть научно-исследовательской (в том числе диссертационной) работы, в которой освещаются методика и техника исследования с использованием логических законов и правил. Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы. Важный этап научного исследования - обсуждение его результатов, которое ведется на научных семинарах, конференциях или на технических (ученых) Советах заказчика темы исследования, где даются предварительная оценка теоретической и практической ценности результатов исследования.
Методика исследовательской работы Важнейшее место в постановке и организации исследовательской работы занимает методология исследования, методика организации работ. Как и любая технология, организация исследований основывается на достигнутом предшествующем опыте, выработанных приемах и подходах, полученных отечественной и зарубежной экономической наукой. Методологической основой работы по названной выше теме является системный и структурно-функциональный подход к изучению объекта и предмета. Магистерские исследования и диссертации чаще всего строятся с учетом теоретических и практических разработок в области экономики и организации производства, финансового менеджмента, социологии, экономической теории, социального проектирования и общего менеджмента и маркетинга, анализа и статистики, учета, контроля и аудита. Приступая к исследованию, в первую очередь магистранты должны представить себе последовательность своих действий. Первый раздел обычно направлен на изучение и выяснение теории вопроса по предмету исследования, различных подходов и взглядов, имеющихся в литературе, в официальных документах, в практике деятельности. Критический анализ имеющихся взглядов на исследуемую проблему должен сопровождаться высказыванием позиций исследователя. Если цель исследования предполагает изучение нескольких направлений знаний, то следует провести анализ и по первому и по второму направлению, в соответствии с задачами исследования. Следующим этапом исследовательской работы или написания магистерской диссертации должен быть анализ сложившегося фактического состояния предмета исследования, направленный на изучение причин, факторов, условий, оказывающих влияние на формирование показателей, индикаторов, являющихся предметом исследования. Этот раздел структурно может быть заменен и методическим подходом к изучению предмета исследования.
Отдельно следует остановиться на экономической базе исследования. На современном этапе из экспериментальной базы практически выведены такие составляющие, как заказы промышленных предприятий, значительно сужены исследовательская база ВУЗов, отраслевых конструкторских, технологических институтов и академий наук. Напротив, широко используются возможности результатов экспертных оценок, анкетного опроса руководителей, специалистов, статистические данные государственной статистики, текущие и отчетные показатели предприятий, организаций, административных органов муниципалитетов и региона. В последние годы появился новый, весьма мощный источник информации - интернет, позволяющий обеспечить получение не только первичной информации, но и результатов ранее выполненных научно - исследовательских разработок. Кроме того, появились новые формы вовлечения в исследовательскую деятельность через фонды, гранты и др.
Содержание и результаты исследования Результаты исследований, выполненных студентами магистратуры 1 и 2 года подготовки могут быть представлены в научных докладах, статьях, конкурсных работах, в методических материалах учебного назначения или методических рекомендациях для их практического использования при разработке плановых, прогнозных документов предприятий, организаций, а также при подготовке управленческих решений органов исполнительной и законодательной власти. Результаты научно-исследовательской работы должны содержать элементы научной новизны: новые подходы в исследовании, новые знания в методике преподавания, новые знания в разработке планов, программ анализа, аудита и контроля, управлении учетными системами и др. Весьма важным в исследованиях является следующий этап. Если до сих пор исследователь имел дело с известными фактами, которые анализировались так же на основе известных исследователю методических подходах, то этот этап строится на том, что исследователь вводит новые, дополнительные условия формирования показателей, индикаторов, в том понимании, в каком это видит исследователь. Исследователь таким методом добивается получения большей достоверности индикаторов, показателей. Эти результаты, объяснение отклонений от фактически существующих, а также количественные измерения этих отклонений и составляют экспериментальную часть его исследования. В качестве новых условий он может ввести результаты анкетных опросов, экспертных оценок специалистов, результаты новых исследований других авторов в этой области, не известные на момент формирования первичной информации и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|