Основы подготовки докладов, статей, выступлений с научными сообщениями
Ключевым моментом любого научного исследования является публикация его результатов. Публикации отличаются по объему, по степени раскрытия существа новшества, по тому, насколько широк круг лиц, до сведения которых эта информация доводится, а также по объему прав автора публикации
Научная статья Научная статья представляет собой развернутое изложение полученных результатов исследования. В научной статье излагаются наиболее значимые результаты исследования. В ней могут быть раскрыты конкретные результаты выполняемого автором эксперимента, изложение методики постановки исследования, результаты анализа теоретических взглядов различных авторов по исследуемой проблеме. Структура статьи может быть следующей: актуальность проблемы или вопроса; подходы и концепции ученых, имеющих отношение к решению той или иной проблемы; в статьях социально- экономического характера могут быть проанализированы законодательные акты правового характера, имеющееся нормативные документы, решения различных уровней власти и др.; описание экспериментальной и теоретической работы, проделанной автором статьи; выводы и рекомендации по решению излагаемой проблемы. Описание экспериментальной работы должно сопровождаться кратким сообщением о методах постановки эксперимента, получения экспериментальных данных (анкетный опрос, экспертная оценка, сведения статистических данных органов, достоверность которых не требуют специальных подтверждений, отчетные документы предприятий и организаций с указанием источника и др.). Результаты экспериментальных данных приводятся в статье для подтверждения или опровержения научной гипотезы (догадки, предположения), выдвигаемой автором статьи в ходе анализа теоретических вопросов или в целом поставленной в исследовании проблемы.
На основании полученных экспериментальных данных автор обосновывает свою теоретическую позицию. В конце статьи излагается свое видение разрабатываемой проблемы: обосновывается новизна своего научного подхода, концепции, методики, полученная в ходе экспериментальной работы. В статьях редко применяются цитаты, иногда допускается ссылка на источник идеи или правовые документы с указанием в скобках фамилии, именами автора и краткого названия источника. Как правило, статья завершается выводами, конкретными практическими советами, предложениями или рекомендациями. Требования к оформлению статей обычно указываются издательством, редакционным советом. Неправильное оформление статьи может быть причиной возврата рукописи и дополнительных затрат времени на ее доработку. Научные журналы достаточно часто запрашивают экспертное заключение к статье. Экспертом статьи может выступать научный руководитель магистранта. Молодым научным работникам важно помнить о том, что для обеспечения продуктивной научной деятельности большое значение имеет участие молодых ученых в конкурсах грантов различных фондов. Как правило, одним из критериев таких конкурсов является наличие публикаций в журналах, переводящихся или реферируемых на международном уровне.
Методические рекомендации Основные результаты диссертационных исследований могут отражаться и в методических рекомендациях по той или иной проблеме. Методические рекомендации, по сравнению с другими видами публикаций, имеют более целенаправленный характер, ориентированный на обучение конкретного специалиста. Методика раскрывает содержание, формы и методы работы, использование наглядных пособий, определяет рациональный расчет времени для выполнения того или другого вида работ.
Методические рекомендации должны отвечать следующим требованиям: 1.Содержать оригинальные способы организации деятельности 2. Раскрывать новые методические приемы, формы и методы учебной, производственной или любой другой деятельности; 3. Подтверждать эффективность предлагаемых методик материалами экспериментальной работы, иллюстрациями, графиками. В приложении к методическим рекомендациям могут быть даны планы и программы проведения отдельных или всего комплекса занятий, перечень наглядных пособий и литературы, виды технических средств, используемых в учебном процессе. Список литературы может прилагаться как к отдельным разделам, так и в целом к методическим рекомендациям. При написании методического пособия желательно избегать излишнего наукообразия, применения иностранных и малоизвестных терминов необходимо сопровождать толкование их смысла и значения в сносках или словаре терминов и понятий. При оформлении библиографического списка использованной литературы необходимо соблюдать Государственные стандарты.
Тезисы докладов и выступлений Одним из распространенных видов публикаций результатов научных исследований являются тезисы докладов и выступлений. Понятие «тезис» произошло от греческого слова «положение, утверждение». Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова: «Тезис - положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада». Таким образом, в тезисах желательно отразить основные положения или результаты использования. Тезисы должны быть сформулированы четко, кратко и содержательно. Текст тезисов не следует перенасыщать цифровыми материалами, графиками, таблицами.
Написание научных статей
4.1. Организация и планирование научных статей Некоторым авторам трудно приняться за написание научного труда. Смущает то, что задача кажется непреодолимой из-за ее сложности. Ключом к успеху может быть разбиение работы на серию меньших задач и ее организация с самого начала. Вы должны начать с того, что зададите себе четыре вопроса: 1. Что являются целью Вашей работы?
2. Какой формат статьи наилучшим образом подходит для выражения этой мысли? 3. Какая аудитория будет заинтересована в данном сообщении в наибольшей степени? 4. Какой журнал является наиболее подходящим для публикации Вашей статьи? Цель работы Прежде всего, Вы должны определить, какой научный вопрос будет поставлен в Вашем сообщении и какой ответ на него Вы можете дать в своей работе. Обычно это значит сформулировать цель исследования. Если она определена, то Вам будет легче ответить на следующие три вопроса. Наилучший формат Обычно написание научных трудов представлено в определенной специфичной форме. Это может быть исследовательская статья, краткое сообщение, серии кратких сообщений или обзорная статья. Каждый вид публикации имеет свой формат. Особенности этих форматов несколько варьируют от журнала к журналу и обычно определяются «Требованиями для авторов» в каждом журнале. Если Вы собираетесь представить оригинальную работу или наблюдение, то Вам следует выбрать один из так называемых «первоначальных» журналов. К их числу относятся журналы, публикующие оригинальные сообщения, которые быстро становятся доступными для широкой научной общественности. Обычно когда оригинальная исследовательская статья представляется в такой журнал, она содержит множество деталей, чтобы дать возможность другим ученым воспроизвести данное исследование. Большинство деталей приводится в разделе «Методы» и сопровождается ссылками. Наилучшая аудитория После этого Вы должны спросить у себя, чему в наибольшей степени соответствует Ваше сообщение. Подходит ли оно какой-нибудь определенной группе людей? Предназначено ли оно в первую очередь узким специалистам или ученым широкого профиля? Способно ли Ваше сообщение кардинальным образом изменить науку или практику? Действительно ли оно оригинально или подтверждает ранее сделанные заключения? Отметим, что последние также достойны опубликования. Правильный выбор научного журнала Попытки определить наиболее подходящую для Вашей статьи аудиторию помогут найти Вам и «правильный» журнал. Обычно ученые знакомы с журналами в узкой области, близкой их интересам. Вы можете расширить поиски и включить в них те журналы, которые ранее были Вам не знакомы. Часто редакторы журналов, имеющие отношение к предмету Вашего исследования, заинтересованы в статьях, которые немного отклоняются от обычного набора тем.
Более того, Вы можете узнать импакт-фактор данного журнала. Journal Citation Reports приводит ранги всех журналов по их импакт-фактору. Он вычисляется как отношение числа цитированных статей, которые были опубликованы в данном журнале за последние два года к общему числу статей, опубликованных в журнале за последние два года. Импакт-фактор дает, хотя и не совершенную, но количественную оценку интеллектуального относительного потенциала данного журнала. Конечно, наиболее престижными являются журналы с высоким импакт-фактором, в них труднее всего опубликовать статью. Эти журналы могут получать тысячи рукописей в год, поэтому частота отказа у них самая высокая. Если Вы представили статью именно в такой журнал, через 6-8 недель они ответят Вам и очень может быть, что отказом. Таким образом, если Вы выбрали не тот журнал, то время было потрачено зря. Поэтому старайтесь объективно оценивать свою статью и не позволяйте своему эго выходить на первый план. Поиск литературы На самом деле работа над статьей может начаться задолго до написа-ния: в тот момент, когда Вы планируете свое исследование. Одним из первых шагов в этом направлении будет поиск литературы в интересующей Вас области. Сегодня с высокой доступностью к базам данных в Интернете эта задача становится достаточно простой. На данном этапе Вы не должны доверять своей памяти, лучше делать заметки тех статей, которые Вы нашли. Попытайтесь организовать различные статьи по какому-нибудь логическому принципу. Для этого можно использовать пакет программ EndNote, можно также использовать ручку или папки для файлов, копировать статьи (по крайней мере краткое содержание) и сортировать их по разным тематическим файлам. Сбор данных По мере продвижения исследования Вы получаете результаты. Это лучшее время для представления их в виде таблиц, рисунков или графиков. Если Вы поступите так на данной стадии, то сэкономите массу времени в будущем. Например, если в дальнейшем потребуется создать рисунок или фотографию, то оригинальные данные будет трудно найти - это займет много времени. Начало написания статьи После того как Вы выберете журнал, тщательно прочитайте «Правила для авторов», чтобы знать, что именно ожидает от Вас редактор. На этой стадии можно сделать набросок статьи, прежде чем писать текст. Конспект будет содержать классические элементы научной статьи, такие как название, резюме, введение, методы, обсуждение, ссылки, таблицы и рисунки. В соответствии с требованиями для авторов этот набросок может быть модифицирован. И структура обзорной статьи может существенно отличаться от структуры краткого сообщения. Обычно конспекты следуют какой-то логике: хронологической, пространственной, географической, по мере важности, от простого к сложному, за и против (представление двух сторон аргументов), причина и следствие.
Другой подход к написанию может заключаться в постановке вопросов и развертывании логичных ответов на них. Ответы, в свою очередь, порождают новые вопросы и так далее. Это зависит как от хода научного исследования, так и от хода написания статьи. Для того чтобы создать перечень вопросов и ответов можно воспользоваться техникой «мозгового штурма». Один из подходов будет заключаться в том, что Вы возьмете чистый лист бумаги, в центральную часть поместите основную идею статьи и обведете ее кружком. Затем нарисуете кружки вокруг, в которые впишите другие относящиеся к данной статье идеи, затем соедините их с центральной и друг с другом. При желании можно использовать стрелочки или другие символы, чтобы указать взаимосвязь между идеями. Такой подход может быть эффективно использован малыми группами для генерации новых идей. Когда будете заниматься «мозговым штурмом» важно не останавливаться на критике идей, так как это может подавить процесс и свободное выражение мыслей. Иногда Вы чувствуете, что не находите слов для выражения некоторых вещей и написание становится все более и более затруднительным. Для того чтобы продолжать работу, Вы можете воспользоваться несколькими приемами. Вы можете записать, какой информации недостает. Недостающая информация иногда может быть такой же простой, как и недостающее слово. Если Вы будете продолжать описывать эту проблему, то, скорее всего вдохновение само посетит Вас и предоставит необходимую информацию. Иногда полезно просто прекратить работу. Обратите внимание на то, что Вы едите во время написания статьи. Иногда сон или физические упражнения могут помочь лучше обдумать проблему и найти нужное решение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|