Протокол и ключ к вопроснику. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Факторный анализ данных методики СКП. (n=98, пилотажное исследование ). Факторный анализ данных методики А. Хвостова (пилотажное исследование, n=98)
Приложение 5 П р о г р а м м а с п е ц к у р с а « П с и х о л о г и я т и п о в к у л ь т у р » Пояснительная записка Программа разрабатывалась в сотрудничестве с кандидатом психологических наук Большуновым А. Я. Спецкурс предназначен для студентов психологических факультетов. Апробация содержания и задач спецкурса осуществляется в течение 10 лет (с 1995 г. ) на дневном и заочном отделениях факультета педагогики и психологии детства, психологического факультета НГПУ, Сибирского независимого института. Курс рассчитан на 72 часа. На лекции отводится 30 часов, на практические занятия – 6 часов, на самостоятельную работу – 36 часов. Дисциплина заканчивается зачетом. Содержание дисциплины ориентировано на развитие у студентов представлений о психологической специфике разных типов культур, понимания необходимости принимать во внимание социокультурные особенности человека при выборе стратегии и техники психологического консультирования, психокоррекции, в целом, при оказании психологической помощи и поддержки, а также при выборе технологии и стратегии образования детей и подростков, принадлежащих к разным типам культур. Необходимость такого спецкурса обусловлена многонациональным и многоконфессиональным составом лиц, обращающихся за психологической помощью. Спецкурс направлен также на развитие самоопределения студентов в отношении принадлежности к определенному типу культуры, рефлексии базовых оснований различных типов культур, собственных культуральных оснований, своего социокультурного уровня, поскольку понимание менталитета и ценностей другого человека сопряжено с пониманием себя. Данная дисциплина не входит в обязательный государственный стандарт (федеральный компонент), однако знание ее содержания является важным фактором общей профессиональной и специальной подготовки психолога. В результате обучения студенты должны
ЗНАТЬ: психологическую специфику различных типов культур, социокультурные образцы (образ человека), соответствующие определенному типу культуры, антропотехники (способы восхождения к образу человеческого в человеке), свойственные определенным типах культур, историю происхождения современных психотехник с учетом отнесенности их к разным типам культур, специфику своего типа культуры; УМЕТЬ: толерантно относиться к людям, принадлежащим к разным типам культур, развивать толерантное отношение у детей и молодежи, определять тип культуры конкретного человека, учитывать тип культуры при выборе способов диагностики и коррекции, осуществлять самоопределение в отношении типа культуры; ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: о специфике обучения и воспитания в разные исторические периоды и в разных типах культур, об основных психологических школах, в основании которых лежат разные типы культур, о проектировании психоконсультационной помощи клиентам, принадлежащим разным типам культур. Самостоятельная работа предполагает подготовку сообщений и докладов для практических занятий, конспектирование статей и монографий, написание рефлексивных сочинений и самоотчетов на основе самоанализа и самообследования. Методика преподавания с учетом специфических задач спецкурса включает в себя диалоговые формы работы на лекциях и практических занятиях, различные формы рефлексивной работы, проблемные, диалоговые и информативные лекции, обсуждение сообщений, использование некоторых технологий оргтехнической работы, анализ конкретных случаев. Содержание программы 1. Содержание и задачи курса. Основные понятия: тип культуры, социокультурный образец как композиция ценностей и мера человеческого в человеке, антропотехника как способ восхождения к социокультурному образцу. Выделение типов культур и соответствующих им социокультурных образцов. Уровни социокультурного развития. Отношения культуры, общения, образования. Цели, задачи и ценности образования. Обучение и воспитание как социокультурное развитие, задачи и уровни социокультурного восхождения. Пути социокультурного восхождения. Учет типа и уровня социокультурного развития при планировании психологической помощи человеку.
2. Древнекитайская культура. Специфика социокультурного образца как «совершенномудрого», естестественного, совершенного человека в даосизме. Система ценностей в древнекитайской культуре и ее влияние на социокультурный образец современного человека. Представление о Дао, Пути, его ступени, особенности антропотехники. Связь с концепциями трансактного анализа и психолингвистикой. 3. Индо-буддистская культура. Образ человека в индо-буддистской культуре. Социокультурный образец святого мудреца. Путь восхождения в культуру, понятие гуны, требования к человеку в той или иной гуне. Понятие кармы, йоги. Технологии саморазвития. Связь с современными психотехнологиями. 4. Древнеримская культура. Образ человека, специфика ценностей, базисное основание. Философия стоицизма как основание древнеримской культуры. Социокультурный образец «человека добра», понятие фортуны. Антропотехники восхождения к образу человека добра. Связь древнеримских антропотехник с техникой логотерапии В. Франкла. 5. Древнегреческая культура. Образ человека в древнегреческой культуре. Специфика ценностей. Древнегреческая философия как основание типа культуры: Сократ, Диоген, Эпикур, Пифагор. Древнегреческая трагедия как антропотехника. Социокультурные образцы политического человека и мудреца. Понятие рока и логоса. Путь человека в культуру. 6. Христианство и ислам. Образ человека в исламе, человек как Раб Божий (покорный Богу). Социокультурный образец и требования к человеку в исламе. Специфика суфизма. Образ суфия. Путь суфия. 7. Христианство как тип культуры европейского человека. Социокультурный образец человека духовного. Появление христианства. Специфика образа человека в иудаизме и христианстве. Специфика образа человека в католичестве и православии. Православие как основание русской культуры. 8. Тип человека в русской культуре. Влияние русского язычества, древнегреческой культуры и православия на становление образа человека. Специфика образа человека в западном и восточном христианстве. Судьба как экзистенциальное основание русской культуры. Путь человека в культуру в православии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|