Приложение 6
П р о г р а м м а « Ж а р – п т и ц а » Программа «Жар-птица» (организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки) разработана Большуновой Н. Я (канд. психол. наук, проф. кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии Новосибирского госпедуниверситета) в сотрудничестве с Инчиной М. В. (директор прогимназии № 2 г. Новосбирска). Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет включительно) и может применяться в дошкольных учреждениях, школах развития, в условиях домашнего обучения и воспитания. Программа включает в себя концепцию организации образования дошкольников в формах игры средствами сказки, технологические принципы работы (методику), содержание разделов по социокультурному развитию, развитию речи (письменной и устной, литературное развитие), элементарных математических представлений, сенсорному воспитанию. По всем разделам программы имеются примерные сценарии занятий. По разделу развития элементарных математических представлений разработаны и многократно апробированы все сценарии занятий по всем возрастным группам. Существует также вариант программы знакомства дошкольников с природой «Познай себя», разработанный на основе имеющейся концепции старшего преподавателя факультета педагогики и психологии детства НГПУ Т. В. Климовой в сотрудничестве с выпускницей факультета педагогики и психологии детства НГПУ Е. Жарковой. Концепция программы была разработана в 1988 году в сотрудничестве с А. Я. Большуновым (канд. психол. наук) и впервые апробирована в 1989 году на материале развития элементарных математических представлений в ДОУ № 435 г. Новосибирска (заведующая – Плохоцкая В. М, методист и соруководитель внедрения программы – Инчина М. В., воспитатели – Горбачева И. В., Снежко И. П., Нагорная Е. и др. ), а также в ДОУ № 459 Цариковой М. П. при поддержке инспектора по дошкольному воспитанию Дзержинского р-на г. Новосибирска В. И. Ростовцевой. В 1991 году на факультете дошкольного воспитания НГПУ Инчиной М. В (науч. рук. Большунова Н. Я. ) и Цариковой М. П. (науч. рук. Большунов А. Я. ) были успешно защищены первые дипломные работы, посвященные апробации данной программы. В дальнейшем, кроме ДОУ № 435, апробация различных разделов программы осуществлялась в течение нескольких лет в ДОУ № 2 и 21 г. Бердска, ДОУ № 590 г. Новосибирска, МОУ начальная школа-детский сад «Зимородок» г. Новосибирска и в ряде других дошкольных учреждений. Концептуальные основы программы применяются кандидатом психологических наук, доцентом НГПУ Соколовой Е. В., практическим психологом психологического центра «Пеликан» г. Бердска Карандашевой Е., а также старшим преподавателем Новокузнецкого педагогического института Устиновой О. А. для разработки весьма успешных коррекционных программ для дошкольников. Основные положения концепции также апробированы аспирантом кафедры общей психологии и истории психологии НГПИ Могилиной Е. В. на материале развития музыкальных способностей.
Концепция, методика и содержание программы используются в работе со студентами факультетов психологии, педагогики и психологии детства НГПУ, дошкольного факультета Новокузнецкого педагогического института, факультетов психологии Новосибирского государственного технического университета, Сибирской академии управления путей сообщения, Классического института. В настоящее время экспериментальными площадками для разработки и апробации различных разделов программы являются прогимназия № 2 (директор Инчина М. В. ) и МОУ начальная школа-детский сад «Зимородок» (директор Сотникова Т. А. ). В каждом из образовательных учреждений осуществляются самостоятельные экспериментальные и исследовательские задачи. В МОУ «Зимородок» программа реализуется внутри общей концепции «Школы коммуникативной дидактики» (авторы Ю. Л. Троицкий, В. И. Тюпа, Ю. В. Шатин и др. ). Здесь главной задачей является не только разработка и апробация новых разделов программы, осуществляемых при творческом участии воспитателей (Чуканова М. В., Трегубова О. Б., Спиридонова С. В., Клюшницына Н. С. ), но также поиск методологической, содержательной и организационной преемственности дошкольного и школьного образования, создание целостного образовательного пространства МОУ «Зимородок».
В прогимназии № 2 эксперимент по разработке, апробации и внедрению программы и ее разделов имеет самостоятельное значение и предполагает расширение принципов организации образования в формах детской субкультуры на младший школьный возраст. В апробации и реализации программы существенное участие принимают педагоги прогимназии (С. И. Веселова, Л. И. Штерлинь, Т. А. Шаблова, В. В. Линчевская и др. ). Программа «Жар-птица» является лауреатом городского конкурса инновационных проектов, имеет награды межрегиональной сибирской ярмарки «УчСиб», материалы исследования представлялись на конференциях, в том числе, международных и российских, съездах психологов. В основе концепции лежит представление о специфике детской субкультуры и организации образования дошкольников в формах детской субкультуры. Концепция и программа опираются на такие позиции отечественной психологии, как критерии возрастной периодизации, место игры как ведущей деятельности дошкольников, принципы развивающего обучения и амплификации развития, место общения в развитии ребенка, развитие индивидуальности и субъектности как задача образования, и развивают теоретические положения, представленные в работах Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, В. В. Зеньковского, С. Л. Рубинштейна, В. Я. Проппа, Б. М. Теплова, Э. А. Голубевой, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Л. А. Венгера, Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко, В. С. Библера, Ф. Кликса и других. Подводя итоги более чем пятнадцатилетнему исследованию, можно выделить следующие важнейшие для нас принципы организации образования дошкольников.
1. Детское и взрослое общества имеют самобытные формы организации жизни (деятельность, общение, специфика картины мира). Детское общество в своем развитии не просто воспроизводит формы отношений и ценности взрослого общества, но творит свои отношения и ценности. Поэтому задача педагога, с одной стороны, защита специфики и самобытности детского общества, с другой – управление процессом взаимопроникновения и взаимодействия детской и взрослой субкультур. 2. Детская субкультура развивается и конституируется в формах сюжетно-ролевой игры, которая в условиях профессионального педагогического управления может перерастать в творческую продуктивную деятельность в школьном возрасте и становится базовой для развития творческого потенциала личности. 3. Развитие детской культуры и детского общества возможно в условиях близкого, интимного, неотчужденного общения (общения типа коммунитас) детей и взрослых, детей между собой. Задача воспитателя – выстроить в группе такие формы общения, опираясь на принципы организации референтного общения, при которых каждый ребенок переживает признанность и обозначенность (целостность) своего «Я» в группе сверстников. 4. Специфика и самобытность детской картины мира обусловлены также спецификой форм и средств детского мышления. Детское мышление решает проблему неопределенности взаимоотношений ребенка с предметным миром и социумом, которая углубляется в силу недостаточности знаний, жизненного опыта детей, неразвитости логического мышления и самого факта существования детской субкультуры (разрыв в стратегиях поведения детей и взрослых – представителей разных возрастов и разных поколений). Решение проблемы неопределённости осуществляется дошкольниками в формах мифологического мышления, средством которого является сказка как особый культурологический феномен. Сказка, согласно исследователям мифологической школы в литературоведении, представляет собой превращенную форму мифа, специально обращенную к ребенку. Она выступает как особая знаково-символическая система, опосредующая психическое развитие ребенка и образующая систему мышления ребенка, заменяющую ему логику взрослого человека.
Сказка позволяет детям в особой метафорической форме обозначать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира (о Добре и Зле, Жизни и Смерти, о происхождении всего и т. д. ) и на этой основе решать проблему неопределенности, т. е. прогнозировать события, строить собственное поведение на основе создания целостной мифологической картины мира. Для детской картины мира характерны субъектные отношения с предметным миром и живой природой (одушевление), что позволяет ребенку сделать мир доступным для общения; восприятие мира как тайны в силу его субъектности и, следовательно, непредсказуемости, независимости; эмоционально-образное, эгоцентрическое восприятие, эстетически целостное и ценностное (на основе вкуса и здравого смысла) отношение к миру. Преодоление непредсказуемости, неопределенности осуществляется на основе ритуала, обряда, символа. С точки зрения типологии культуры, детская культура является «бесписьменной». Появление логического мышления (6–7 лет) и зарождение естественно-научной картины мира основаны на детском экспериментировании и наглядном моделировании. Развиваясь в контексте сюжетно-ролевой игры, детское экспериментирование обеспечивает выделение собственно познавательных действий из игровых и порождает, тем самым, собственно познавательную мотивацию (готовность к обучению в школе). Внутри сюжетно-ролевой игры развивается также способность к целеполаганию, что приводит к тому, что в конце дошкольного возраста у детей появляется творчески продуктивная деятельность. Это означает возникновение у детей интереса не только к процессу деятельности, но и к ее результату, что также свидетельствует, с одной стороны, о готовности детей к обучению в школе, а с другой стороны, о появлении у ребенка иных способов и возможностей достижения самоактуализации. Таким образом, мы можем констатировать в дошкольном возрасте две относительно самостоятельных линии развития мышления: 1) линия развития мышления мифологического, средством которого является сказка и которое, по-видимому, является основой художественно-образного, ассоциативно-образного, метафорического мышления взрослого человека; 2) линия развития мышления логического, средством которого является детское экспериментирование и наглядное моделирование; это мышление появляется и поначалу существует внутри мифологического, обеспечивая решение отдельных задач, необходимых для развития сюжета игры или сказки.
Обучение дошкольников необходимо развивать в формах сюжетно-ролевой игры средствами сказки (как драматизацию сказки), детского экспериментирования и наглядного моделирования, в стратегии диалога между детьми и взрослыми, детьми между собой. 5. Развитие средств общения (речевых и невербальных) осуществляется через построение отношений, в которых возникновение и использование средств общения мотивированы коммуникативной ситуацией и совместной деятельностью. Развитие различных видов речи (письменной, устной, внутренней) необходимо строить в соответствии со спецификой их исторического происхождения. 6. Развитие сенсорики (сенсорное воспитание) возможно лишь в условиях особым образом организованной среды, обуславливающей развитие различных репрезентативных систем (визуальной, кинестетической, аудильной и др. ). Организация пространственной и предметно-игровой среды должна быть не отчужденной от детей, удовлетворять требованиям разнообразия и полноты сенсорных эталонов, отвечать специфике детского восприятия мира, быть мотивированной контекстом деятельности и общения, выполнять функции знака, символа, некоторого ритуала общения. 7. Одной из приоритетных задач дошкольного воспитания является развитие индивидуальности и субъектности ребенка, под которой понимается самобытность человека, реализующаяся в проектировании и выборе своего жизненного пути. В дошкольном возрасте закладывается основа, базис этой самобытности вследствие того, что ведущая деятельность детей (сюжетно-ролевая игра), являясь ненормативной, свободно организованной деятельностью, открывает ребенку возможность поиска, апробирования своих ресурсов, актуализации своих предпочтений в самых разных сферах жизни (общении, познании, продуктивной творческой деятельности и т. д. ). Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку строить свободные от ситуации сюжет и содержание игры, что также создает предпосылки свободной самореализации и самоопределения. Развитие индивидуальности осуществляется на основе выбора социокультурных образцов, по отношению к которым человек выстраивает свой жизненный путь, принимает решение о том или ином поступке. Социокультурные образцы, выступающие как мера «правильности» и «неправильности» поступка, представлены для ребенка в сказках, в которых отражены не только типы культур, но и архетипы, «душевное устроение» народа. Мы полагаем, что психологические проблемы и трудности человека в значительной мере определяются тем, что выбор жизненного пути оказывается не соответствующим индивидуальности, «самости» человека. Индивидуальность человека разворачивается на нескольких уровнях: биологическом, психологическом, социальном и социокультурном. При этом на каждом уровне выделяются особые структурные компоненты. Встает вопрос, чем обеспечивается целостность индивидуальности? В отечественной психологии традиционной является идея развития личности в деятельности посредством присвоения социального опыта. Однако личности, индивидуальности присуща не только изменчивость, она обладает определенной устойчивостью, без которой невозможно саморазвитие, построение себя, достижение самотождественности. Условием и средством приобретения нового жизненного опыта (изменения) являются деятельность и общение, а средством отбора и закрепления этого опыта, превращения его в устойчивый инвариант индивидуальности является переживание. Если определять переживание как душевное и духовное событие в жизни личности, укорененное в его индивидуальной истории (С. Л. Рубинштейн), то становится понятным, что переживание как бы «замыкает» в себе все уровни индивидуальности. Переживание – это то, что проецирует возможности (соматические, социальные, социокультурные) в действительность психологического содержания индивидуальности. Переживание – это также то, в чем индивидуальность обнаруживает сама себя для себя и ограничивает себя от других. Переживание, таким образом, можно рассматривать как особую структурную единицу индивидуальности, система переживаний определяет некоторый локус индивидуальности, дает ее рисунок, контуры, топологию, обнаруживаемую на пересечении духовного, душевного и соматического измерений. Поэтому в образовании, психокоррекции, развитии ребенка, организуя деятельность и общение, необходимо специально создавать условия для появления опыта позитивных, конструктивных переживаний. В отношении организации образования, ориентированного на развитие индивидуальности, это означает, что содержанием деятельности педагога становится не собственно процесс усвоения (норм, знаний, способов мышления, ценностей и т. д. ), а создание условий, при которых актуализируются значимые для ребенка деятельность и общение, где освоение, усвоение становятся событиями, переживаемыми в контексте действительных потребностей человека. Осуществляя значимую для себя деятельность, ребенок сможет ориентироваться не только на требования и стандарты, выдвигаемые взрослыми, но и получит возможность откликаться на «требования» собственной индивидуальности (такие, как темперамент, задатки, способности и т. д. ). Это позволит детям найти индивидуальные средства и способы осуществления деятельности и общения. Переживая состояния успеха и неуспеха в контексте «самости» и социокультурных отношений, ребенок открывает, обнаруживает собственные индивидуальные задачи, цели, смыслы, ценности. 8. Развитие саморегуляции и самоорганизации осуществляется в формах игры «по правилам», а также на основе сюжетно-ролевой игры и игры-драматизации, требующих подчинения правилу, сюжету, «обряду» игры. «Обряд» становится формой организации поведения ребенка в игре. 9. Социализация детей осуществляется через развитие чувства принадлежности к тем или иным социальным группам (семья, группа детского сада, школьный класс и т. д. ), через развитие отношений «Я – Мы», где «Мы» становится моим кругом общения, значимой для меня общностью, где «Я» ребенка является признанным и обозначенным в структуре межличностных отношений. 10. Пожалуй, наиболее актуальным, «больным» вопросом образования является в настоящее время проблема духовного, социокультурного развития ребенка. Эта проблема обусловлена тем, что в силу специфики исторического развития в России дважды в течение нынешнего столетия произошел разрыв, смещение в истории духовной жизни социума, в очередной раз «прервалась связь времен». В начале века был дискредитирован и отвергнут социокультурный образец человека Духовного, Благодатного, характерный для христианства; к концу века обнаружилась утопичность социокультурного образца «человека социалистического типа». В массовом сознании произошла утрата представлений о существовании неких абсолютных ценностей, с которыми может и должна соизмеряться жизнь человека. Эта ситуация особенно опасна в отношении духовного развития ребенка, поскольку именно дети оказались сейчас вне пространства ценностей. Необходимы специальные усилия для того, чтобы обозначить ребенку горизонт ценностей, причем делать это нужно, давая себе ясный отчет в том, что существующая социокультурная ситуация не является для этого благоприятной. Мы полагаем, что организация социокультурного развития в детском саду может включать в себя следующие принципы и условия. Безусловно, необходимо создать условия, при которых ребенок с первых лет жизни обнаруживает себя в пространстве ценностей. Для ребенка-дошкольника наиболее адекватный способ представления ценностей – это сказки, где в формах мифологического мышления, свойственного дошкольнику, обозначены смыслы, ценности, Божественная Тайна человеческой жизни. Несомненно, что уже в дошкольном детстве ребенок должен быть введен в систему ценностей, обозначенных в духовных книгах, прежде всего, в Библии, в Евангелии (для детей, относящихся к христианскому типу культуры). Горизонт ценностей и смыслов открывается также ребенку через ритуалы обыденной и духовной жизни (например, праздники), которые обязательно должны быть введены в систему организации образования дошкольников. Это создает условия, при которых у ребенка появляются предпосылки для становления адекватного культуре «Я-идеального», а вместе с тем, появляются предпосылки развития рефлексии как способности давать себе отчет в своих действиях, соизмерять свою жизнь с Истиной и Правдой. Важным условием позитивного социокультурного развития ребенка является зримая представленность ему его места в культуре, места в цепи поколений; при этом понятно, что история народа явлена ребенку, прежде всего, в истории его семьи, истории своих «корней», своего рода. Ребенок также должен обрести чувство собственной ценности, значимости, уместности, «духовное достоинство». Это означает, что отношения между взрослыми и детьми, между детьми должны быть выстроены так, чтобы это духовное достоинство, а также место ребенка в социуме, в группе было признано и обозначено (посредством доверия, уважения, любви и т. д. ) характером и типом коммуникаций в группе. 11. Одним из наболевших и преданных забвению вопросов организации образования вообще и организации образования дошкольников, в частности, является развитие гражданственности. Эта проблема была забыта вместе с так называемым патриотическим воспитанием. Развитие гражданственности связано со становлением чувства естественного права и ощущения себя субъектом политического действования. Понятно, что ребенок не участвует в политической деятельности, но предпосылки «политической» (общественной) деятельности и «политического» общения могут быть у него представлены. Известно, что естественное право включает в себя признание того, что все люди по рождению находятся в одинаковом отношении к земле, природе (поскольку все это находится во владении Бога и не может быть узурпировано одним человеком). Каждый человек также имеет исключительное право на то, что создано его трудом. Система образования должна быть пронизана таким отношением к ребенку, через которое он впитывает в себя идею естественного права, что порождает в нем чувство собственного достоинства, как у равноправного члена сообщества людей. С другой стороны, ребенок должен быть поставлен в такие отношения с другими людьми (взрослыми и детьми), при которых его мнение, позиция могут повлиять на решения группы в целом. Известно, что в греческих городах-полисах, в которых исторически появились зачатки гражданского общества, зародыши гражданственности возникали в условиях политического общения – «обсуждения дел речами». Такое «обсуждение дел речами» должно стать нормой при организации общественной жизни в группе дошкольников. При этом мнения и позиция детей должны обязательно приниматься во внимание и влиять на окончательное решение по поводу жизни группы. 12. Предметное содержание программы, последовательность ее освоения дошкольниками (развитие элементарных математических представлений, естественнонаучных представлений о мире, развитие письменной речи – именно эти программы реализуются в работе с дошкольниками) необходимо выстраивать исходя из логики становления соответствующих знаний, представлений, способа их понимания (мышления) в истории человеческой культуры, а не в логике их построения в современной науке. 13. Квинтэссенцией смысла организации образования в формах детской субкультуры является развитие субъектности ребенка. Под субъектностью мы понимаем такое состояние (качество) индивидуальности, при котором ребенок хочет и способен делать выбор (принимать решение) относительно своих действий, поведения в той или иной ситуации, соизмеряя этот выбор с базовой системой ценностей (по правде, по добру, по совести и т. д. ). Он становится ответчивым социокультурным основаниям человеческой жизни, начиная с самого раннего периода дошкольного детства. Эта ответчивость и способность к выбору в старшем дошкольном возрасте становится основанием способности к поступку, т. е. способности актуализировать систему абсолютных человеческих ценностей в собственной жизни, делать абсолютные ценности бытийственными. Впервые такого рода поступки ребенок начинает осуществлять в пространстве драматизации сказки, причем делает это не по выгоде, не из прагматических соображений, но спонтанно и свободно. Эти поступки имеют тенденцию к переносу их в область реальных взаимодействий со взрослыми и сверстниками. Еще одна особенность поступка старшего дошкольника состоит в том, что у ребенка появляется способность к рефлексии и «остранению», т. е. зачастую совершение поступка сопровождается спонтанным обозначением ребенком его социокультурного смысла: «Спрятать подальше книгу «Злых дел», чтобы кто-нибудь не прочел ее и не научился по ней делать злые дела». 14. Возможность решения обозначенных образовательных задач в процессе драматизации сказки обусловлена ее строением и содержанием. В сказке представлены основные социокультурные уровни и, соответственно, ее драматизация может одновременно полагать ребенка в трех основных планах образования: в сказке, во-первых, представлены ценности и социокультурные образцы, а также архетипы культуры народа, поэтому процесс драматизации сказки ведет к живому и эмоционально окрашенному их присвоению; во-вторых, в силу того, что структура сказки гомологична структуре сюжетно-ролевой игры, она является эффективным средством развития деятельности ребенка. Наконец, в сказке представлены собственно знания о мире в системе мифологической картины мира, соответствующей специфике детской картины мира. 15. Организация образования дошкольников в формах детской субкультуры предъявляет особые требования к деятельности воспитателя: способность устанавливать с детьми отношения, приближающиеся к коммунитас, способность к участию в игровой деятельности (при этом одновременно воспитатель актуализирует рефлексивную позицию в отношении содержания, сюжета игры, ее возможностей и места в ней различных детей, что позволяет посредством изменения движения игры осуществлять образовательные и развивающие задачи), способность к диалогу (способность слышать и слушать детей, отвечать именно на те вопросы, которые актуальны для ребенка, говорить с ними на «одном языке» – в контексте детской картины мира).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|