Словарь терминов и понятий. Список литературы
Словарь терминов и понятий Драматизация сказки – сюжетно-ролевая игра, в основе сюжета которой лежит известная детям народная или авторская сказка. Может осуществляться как в самостоятельной деятельности детей, так и в совместной со взрослыми. В последнем случае взрослый актуализирует свободную деятельность (игру) ребенка, являясь одновременно участником игры, выступая в роли «игрока», «сценариста», «режиссера». Драматизация сказки в совместной со взрослым деятельности осуществляется с целью социокультурного, личностного и психического развития дошкольников, обучения знаниям, умениям, навыкам. Диалог – форма общения, при котором участники (дети и взрослые) выступают как равноправные партнеры обмена и интеграции идей в общем пространстве взаимодействия (в игре, образовательном процессе и т. д. ), осуществляя понимание и согласие в контексте социокультурных оснований человеческой жизни. Детская субкультура – относительно самостоятельное образование, занимающее особое место в пространстве человеческой культуры, включающее специфику ценностей, специфику детской картины мира и мышления, коммуникативных отношений и системы детских видов деятельности. Развитие ребенка осуществляется в контексте и средствами соответствующей детской субкультуры. Индивидуальность – уникальность, неповторимость, самобытность человека, реализующаяся в выборе и проектировании своего жизненного пути; интегральная характеристика человека, в которой проявляется его целостность, определенность и подлинность. Общение типа коммунитас – общение близости (любви, дружбы, делового сотрудничества), при котором исключается манипулятивное взаимодействие, партнеры по общению выступают как равноправные и самоценные субъекты («человеки»), вне зависимости от выполняемой ими социальной роли и места в общественных отношениях.
Ответчивость – отклик, ответ на обращение, на призыв к социокультурному развитию, на смыслы и ценности культуры. Способность не только «смотреть», «слушать», но и «слышать», «видеть», интуиция меры человеческого в человеке, интенция к мере (к социокультурным образцам). Поступок – деяние (событие), которое выступает как момент достижения человеком своей подлинности и утверждения онтологичности ценностей в контексте авторского отношения человека к собственной жизни и судьбе. Форма осуществления субъектности. Социокультурные образцы – система, композиция базовых человеческих ценностей (истина, правда, добро, красота) как таких мер, по отношению к которым человек выстраивает свой жизненный путь, с которыми соизмеряет свои действия, поступки, переживания, мысли. Средством представленности социокультурных образцов в культуре является текст в широком смысле (художественный, исторический, фольклорный, поступок как текст и т. д. ). Социокультурное развитие – освоение адекватной себе формы духовности: восхождение к человеческому в самом себе и одновременно восхождение в культуру. Субъектность – качество, характеристика индивидуальности, ее квинтэссенция. Проявляет себя в выборе социокультурного пути развития, который в условиях сформированности субъектности реализует себя в поступке как способе достижения целостности и подлинности и одновременно способе актуализации базовых ценностей, осуществления их бытийственности, «опрокидывания» их в социум. Список литературы 1. Абраменкова, В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. – М., 1999. 2. Бахтин, М. М. К философии поступка / Философия и социология науки и техники. – М., 1986.
3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. 4. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность. – М., 1993. 5. Зеньковский, В. В. Психология детства. – М., 1995. 6. Кликс, Ф. Преобразующее мышление. У истоков человеческого интеллекта. – М., 1989. 7. Кудрявцев, В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. – М., 1997. 8. Лотман, Ю. М. Несколько мыслей о типологии культуры // Языки культуры и проблемы переводимости. – М., 1987. 9. Непомнящая, Н. И. Ценностность как личное основание. – М., 2001. 10. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогический аспект // Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. Я. Михайленко. – М., 1987. 11. Пропп, В. Я. Морфология сказки. – М., 1969. 12. Психология индивидуального и группового субъекта // Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. – М., 2002. 13. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддъякова, А. Ф. Говорковой. – М., 1987. 14. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. – М., 1986. 15. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста // Под ред. А. В. Запорожца, Я. З Неверович. – М., 1986. 16. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976. 17. Трубецкой, Е. Н. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке / Избранное. – М., 1997. 18. Флоренская, Т. А. Диалог в практической психологии. – М., 2001. 19. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – М., 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|