Экспертная оценка проектов в рамках проведения конкурса
Выбор проекта не может быть осуществлен на основе одного – сколь угодно сложного – формального критерия. Это относится не только к приоритетным для государства, но и ко всем прочим проектам; однако, проекты, претендующие на приоритетность, должны анализироваться на базе многосторонней экспертизы. Решение должно приниматься с учетом множества различных, зачастую противоречивых характеристик проекта и его участников, носящих количественный или качественный характер. Часть этих характеристик относится к экономическим, экологическим и социальным последствиям реализации проекта в народном хозяйстве, регионе, отрасли. Другая часть описывает разнообразные риски, связанные с процессом реализации проекта. Критерии отбора инвестиционных проектов подразделяются (условно) на следующие группы: - целевые критерии; - внешние и экологические критерии; - критерии реципиента, осуществляющего проект; - критерии научно-технической перспективности; - коммерческие критерии; - производственные критерии; - рыночные критерии; - критерии региональных особенностей реализации проекта. Критерии каждой группы оцениваются как для всего проекта, так и для отдельных участников. Целевые критерии. Состав целевых критериев определяется социально-экономической ситуацией в стране. Некоторые целевые критерии могут пересекаться с критериями других групп. Это связано с тем, что критерии этого типа используются только на стадии отбора приоритетных направлений инвестирования. Внешние и экологические критерии. Эти критерии включают: - правовую обеспеченность проекта, его непротиворечивость действующему законодательству; - возможное влияние перспективного законодательства на проект;
- возможную реакцию общественного мнения на осуществление проекта; - воздействие на наличие вредных продуктов и производственных процессов (положительное, отрицательное, нейтральное); - воздействие проекта на уровень занятости. Критерии реципиента, осуществляющего проект. Эти критерии включают: - навыки управления и опыт предпринимателей, качество руководящего персонала, компетентность и связи, характеристику управляющих третьей стороной; - стратегию в области маркетинга, наличие опыта и данные об объеме операций на внешнем рынке; - данные о финансовой состоятельности, стабильности финансовой истории; - достигнутые результаты деятельности и их тенденцию; - данные о потенциале роста; - показатели диверсификации (высокая, низкая, средняя). Научно-технические критерии. Эти критерии включают данные о: - перспективности используемых научно-технических решений; - патентной чистоте изделий и патентоспособности используемых технических решений; - перспективности применения полученных результатов в будущих разработках; - положительном воздействии на другие проекты, представляющие государственный интерес. Коммерческие критерии. Эти критерии включают данные о: - размере инвестиций, стартовых затратах на осуществление проекта; - потенциальном годовом размере прибыли; - ожидаемой норме чистой дисконтированной прибыли; - значении внутренней нормы дохода, удовлетворяющей инвестора; - соответствии проекта критериям экономической эффективности капитальных вложений; - сроке окупаемости и сальдо реальных денежных потоков; - стабильности поступления доходов от проекта; - возможности использования налоговых льгот; - оценке периода удержания продукта на рынке, вероятном объеме продаж по годам; - необходимости привлечения заемного капитала (третьих лиц или банковского) и его доли в инвестициях;
- финансовом риске, связанном с осуществлением проекта. Производственные критерии. Эти критерии включают данные о: - доступности сырья, материалов и необходимого дополнительного оборудования; - необходимости технологических нововведений для осуществления проекта; - наличии производственного персонала (по численности и квалификации); - возможности использования отходов производства; - потребности в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании). Рыночные критерии. Эти критерии предусматривают: - соответствие проекта потребностям рынка; - оценку общей емкости рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции (услугам, технологии) к моменту выхода предполагаемой продукции на рынок (низкая, средняя, высокая); - оценку вероятности коммерческого успеха; - эластичность цены на продукцию; - необходимость маркетинговых исследований и рекламы для продвижения предлагаемого продукта на рынок (обратная шкала); - соответствие проекта уже существующим каналам сбыта; - оценку препятствий для проникновения на рынок; - защищенность от устаревания продукции; - оценку ожидаемого характера конкуренции (ценовая, в области качества и т.д.) и ее влияния на цену продукта. Критерии региональных особенностей реализации проекта. Вопросы риска при инвестиционных действиях (как в виде инноваций, так и в виде капитальных вложений в недвижимость или покупка действующих производств) сильно дифференцируются по различным районам Российской Федерации. Несмотря на единство экономической и правовой федеральной основы, автономные образования применяют ряд местных региональных актов, которые существенно влияют на степень инвестиционного риска по регионам России. Необходимо также учитывать ресурсные возможности регионов, степень социальной нестабильности, состояние инфраструктуры (коммуникации, банковское обслуживание) и другие факторы. Порядок отбора проектов Отбору проектов предшествуют две предварительные процедуры: - формирование перечня приоритетных направлений; - формирование программ реализации приоритетов. При отборе проектов в первую очередь проверяются обязательные критерии. Если все они выполняются, возможен дальнейший анализ проекта.
Каждому из используемых критериев эксперт дает оценку по трехбалльной шкале – “низкая”, или “1”, “средняя”, или “2”, “высокая”, или “3”. В случае существования обобщающих критериев часть критериев группы может быть заменена обобщающим (интегральным) критерием. Для всех групп критериев, кроме коммерческой, определяется средний балл и критерий проходного балла. Для проектов, прошедших по некоммерческим критериям, рассчитываются показатели экономического эффекта или эффективности (для каждого из участников проекта и по их выбору). Кроме того, рассмотрению подлежит необходимость привлечения капитала третьих лиц и степень финансового риска в рамках проекта. Проекты с высоким финансовым риском рассматриваются только для приоритетных направлений инвестирования, при условии высокого (более 2,5) среднего балла по некоммерческим критериям. Оценка необходимости привлечения капитала третьих лиц используется для принятия решения о привлечении заемных средств, расширении числа участников или об акционировании проекта. Степень снижения допустимого уровня эффективности при повышении ранга приоритетности направления определяется конкурсной комиссией по рекомендациям экспертов. Проекты, реализующие приоритеты высшего ранга, могут, как уже отмечалось, приниматься и при отрицательной норме дохода. Однако и в этом случае предпочтение в конкурсе отдается проекту с максимальной эффективностью. Список литературы 1. Бизнес-план инвестиционного проекта. Практическое пособие/ Под ред. Иванниковой И.А. – М., 1997. 2. Деловое планирование (Методы, организация, современная практика): Учеб. Пособие/ Под ред. В.М.Попова. – М., 1997. 3. Зуб А.Т., Стати М.П. Деловое планирование и администрирование (Методическое пособие по анализу и составлению бизнес-планов). – М., 1998. 4. Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов (утв. МЭ РФ, Минфином РФ, Минстроем РФ 20 марта, 12 марта, 26 февраля 1996 г. №№ ЕЯ-77, 7-02-19, ВБ-11-37/7).
5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утв. Госстроем РФ, МЭ РФ, Минфином РФ, Госкомпромом РФ 31 марта 1994 г. №7-12/47). [1] Бизнес-план инвестиционного проекта. Под ред. Иванниковой И.А. М., 1997. [2] Деловое планирование: методы, организация, современная практика. Под ред. В.М. Попова. М., 1997. [3] Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утв. Госстроем России, МЭ РФ, Минфином РФ, Госкомпромом РФ 31.03.94 №7-12/47). [4] Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утв. Госстроем России, МЭ РФ, Минфином РФ, Госкомпромом РФ 31.03.94 №7-12/47) [5] Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов (утв. МЭ РФ, Минфином РФ, Минстроем РФ 20.03, 12.03, 26.02.96 №№ ЕЯ-77, 7-02-19, ВБ-11-37/7)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|