Правовые основы банковского кредитования
План семинара 1. Понятие и значение банковского кредита. Основы его государственного регулирования. 2. Источники кредитных ресурсов банков. 3. Понятие кредитных правоотношений, их комплексный характер. 4. Субъекты правоотношений в области банковского кредитования, порядок защиты их прав и интересов. Роль финансового права в регулировании банковского кредитования. 5. Виды и особенности банковского кредита. Принципы осуществления банковского кредитования. Полномочия Банка России по регулированию кредитных отношений. 6. Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями. Надзорные полномочия Центрального банка РФ.
Научная литература: 1. Дракин А.А. Банки в системе финансового контроля в сфере противодействия отмыванию преступных доходов // Банковское право, 2007, N 6. 2. Пулова Л.В. Кредитные организации. Виды кредитных организаций // Банковское право, 2008, N 1. 3. Скороходова В.В. Административно-правовая ответственность коммерческого банка в области налогов и сборов // Банковское право, 2008, N 2.
Практические задания Небанковская кредитная организация выдала кредиты двум физическим лицам и одному предприятию, открыла им расчетные счета, купила слиток золота у гражданина, приняла от физического лица наличные денежные средства для последующего зачисления их на счет бюджета и продала валюту в сумме 1000 евро и 500 фунтов стерлингов. Оцените законность действий данной организации. Какие банковские операции имеет право осуществлять небанковская кредитная организация? СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16 Правовая основа денежного обращения и расчетов План семинара 1. Понятие денежной системы, ее основные элементы.
2. Денежная единица Российской Федерации. Денежная масса. 3. Правовые основы регулирования денежного обращения. 4. Правовые основы организации обращения наличных денежных знаков. Полномочия Банка России в этой сфере. 5. Безналичные денежные расчеты: правовые основы, формы. Полномочия Банка России по регулированию безналичных расчетов. 6. Роль кредитных организаций в осуществлении безналичных расчетов. Правила ведения кассовых операций организациями. Роль Банка России в их регулировании.
Научная литература: 1. Горбунова О.Н., Денисов Е.Р. Некоторые вопросы финансово-правового регулирования денег и денежного оборота в Российской Федерации // "Финансовое право", 2007, N 8. 2. Зинковский М.А. Являются ли слитки и монеты из драгоценных металлов деньгами? // "Налоги" (журнал), 2009, N 3. 3. Карасева М.В. Деньги - объект имущественных финансовых правоотношений // "Законодательство и экономика", 2006, N 11. 4. Карасева М.В. Деньги - объект имущественных финансовых правоотношений // "Законодательство и экономика", 2006, N 11. 5. Крылов О.М. К вопросу о содержании категории "эмиссионная деятельность государства" // "Финансовое право", 2010, N 7,8. 6. Назаров В.Н. Деньги как категория финансового права // "Финансовое право", 2009, N 7. 7. Овсейко С. Юридическая природа электронных денег // "Юрист", 2007, N 9. 8. Товмасян Р.Э. К вопросу о праве денежного обращения как подотрасли финансового права // "Финансовое право", 2009, N 2. 9. Эрделевский А.М. О хранении организациями денежных средств // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2004.
Практические задания Дайте подробную характеристику денежной единицы РФ. Определите понятия «ревальвация», «девальвация». Раскройте полномочия ЦБ РФ в регулировании денежного обращения. Укажите нормативные правовые акты, в которых закреплены данные полномочия.
Поясните, может ли одна коммерческая организация иметь текущий счет и 5 расчетных счетов. Обоснуйте ответ ссылками на нормативные акты. Раскройте, кем и в какой последовательности, на основании каких нормативных актов происходит осуществление контроля за соблюдением платежной (расчетной, кассовой) дисциплины.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17 Валютное регулирование и валютный контроль План семинара 1. Понятие валюты и валютных ценностей. Законодательство о валютном регулировании. 2. Валютное регулирование: понятие и содержание. 3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации по валютному регулированию и управлению валютными ценностями. Функции Банка России и банковской системы в валютном регулировании. 4. Валютные операции, их участники и правила осуществления. 5. Валютный контроль, органы валютного контроля, агенты валютного контроля. Научная литература: 1. Дорофеев Б.Ю. Валютный рынок Российской Федерации: понятие и общая характеристика // "Российский юридический журнал", 2010, N 2. 2. Крохина Ю.А. Понятие и содержание валютного права Российской Федерации // "Финансовое право", 2010, N 5. 3. Крылов О.М. Организация валютного обращения как функция финансовой деятельности государства // "Административное и муниципальное право", 2010, N 9. 4. Крылов О.М. Правовое регулирование валютных отношений в современном государстве //"Административное и муниципальное право", 2010, N 7. 5. Лисицын А.Ю. Валютно-правовой режим в Российской Федерации // "Реформы и право", 2010, N 1. 6. Матвиенко Г.В. К вопросу о понятии и видах валютных ограничений // "Финансовое право", 2010, N 8. 7. Тютина Ю.В.К вопросу о месте валютного права в системе российского права и законодательства // "Финансовое право", 2008, N 1. 8. Федченко О.С. Правовой режим осуществления операций с драгоценными металлами и камнями на территории Российской Федерации // "Финансовое право", 2006, N 6. Практические задания Гражданин РФ, имеющий валютный счет в уполномоченном банке, на котором лежало 30000 евро, решил снять со счета единовременно 20000 евро. Банк отказал ему в этом, сославшись на слишком большой размер снимаемой суммы, и предложил разбить ее на несколько платежей в течение месяца.
Прав ли банк? Имеются ли законодательные ограничения на валютные операции, связанные с внесением резидентами иностранной валюты на свои валютные счета или получением наличной иностранной валюты со своих банковских счетов? Вправе ли гражданин РФ открыть счет в валюте иностранного государства в банке за пределами России? Если да, то надо ли ему осуществить какие-либо предварительные действия по уведомлению об этом государственных органов или получить от них разрешение на открытие такого счета?
ТЕСТ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. В состав финансовой системы РФ не входят: 1) бюджетная система; 2) внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды; 3) финансы предприятий и организаций; 4) имущественное и личное страхование; 5) кредит; 6) дебиторская и кредиторская задолженность; 7) оборотные средства предприятий и организаций.
2. Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения по: 1) созданию денежных фондов; 2) распределению финансовых ресурсов; 3) использованию фондов денежных средств; 4) потреблению денежных средств; 5) поступлению денежных средств.
3. Какие органы осуществляют внешний финансовый контроль? 1) Министерство финансов РФ; 2) Счетная палата РФ; 3) независимые аудиторские фирмы; 4) Министерство внутренних дел РФ; 5) Роспотребнадзор.
4. Срок проведения ревизии: 1) не более 20 дней; 2) не более 30 дней; 3) не более двух месяцев; 4) не более 10 дней; 5) не более трех месяцев.
5. Отчетный доклад об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Правительством РФ: 1) 29 апреля каждого года; 2) ежегодно в марте следующего за отчетным годом; 3) ежегодно 1 апреля; 4) ежегодно не позднее 1 июня текущего года; 5) 26 августа каждого года.
6. В зависимости от порядка образования и использования, различают доходы: 1) обязательные и необязательные; 2) централизованные и децентрализованные;
3) налоговые и неналоговые; 4) доходы в бюджет и в государственные внебюджетные фонды; 5) постоянные и временные.
7. К налоговым государственным и муниципальным доходам можно отнести: 1) государственную пошлину; 2) таможенную пошлину; 3) единый социальный налог; 4) доходы от продажи государственного и муниципального имущества; 5) лицензионные сборы.
8. Налоговые правоотношения гражданским законодательством: 1) регулируются; 2) не регулируются; 3) регулируются, если об этом прямо указано в Налоговом кодексе РФ; 4) регулируются, если об этом прямо указано в Гражданском кодексе РФ; 5) регулируются, об этом прямо указано в Конституции РФ.
9. К федеральным налогам относятся: 1) налог на добавленную стоимость; 2) транспортный налог; 3) акцизы; 4) земельный налог 5) налог на игорный бизнес.
10. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ к государственным внебюджетным фондам относятся: 1) Фонд развития науки и образования в РФ; 2) Фонд обязательного медицинского страхования; 3) Резервный фонд Президента РФ; 4) Фонд страхования от стихийных бедствий в РФ; 5) Фонд социального страхования в РФ.
11. Субсидия – это вид финансовой помощи, предоставляемый: 1) бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу; 2) физическому или юридическому лицу; 3) бюджету другого уровня или юридическому лицу; 4) бюджету другого уровня; 5) бюджету другого государства.
12. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые не могут превышать: 1) 5 лет; 2) 10 лет; 3) 15 лет; 4) 20 лет; 5) 30 лет.
13. Органами управления Банка России являются: 1) Совет директоров Банка России; 2) Председатель Банка России; 3) национальный банковский совет РФ; 4) министр финансов РФ; 5) Президент РФ.
14. Предметом деятельности кредитной организации могут быть: 1) депозитно-кредитные операции; 2) расчетные операции; 3) страхование; 4) торгово-производственная деятельность; 5) оказание услуг.
15. Конверсия – это: 1) изменение размера доходности займа; 2) отказ государства от долговых обязательств; 3) объединение нескольких займов в один; 4) сокращение расходов бюджета; 5) изъятие из обращения части денежных средств.
16. Правительство РФ вносит на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального закона о бюджете: 1) не позднее 1 сентября текущего года; 2) не позднее 25 октября текущего года; 3) не позднее 26 августа текущего года; 4) не позднее 1 апреля текущего года; 5) не позднее 29 апреля текущего года.
17. К компетенции какого уровня власти Конституция РФ относит вопросы валютного регулирования?
1) к исключительной компетенции Российской Федерации; 2) к совместной компетенции РФ и субъектов РФ; 3) к компетенции субъектов РФ; 4) к компетенции, определенной в совместном договоре РФ и субъекта РФ о разграничении предметов ведения; 5) к вопросам местного значения.
18. Основными характеристиками финансово-правового метода являются: 1) императивность; 2) дозволение; 3) позитивное обязывание; 4) неравенство субъектов финансового права; 5) запреты.
19. Какие функции свойственны финансам? 1) распределительная; 2) контрольная; 3) учетная; 4) фискальная; 5) социальная.
20. Какие предприятия в соответствии с законодательством подлежат обязательному аудиту? 1) государственные унитарные предприятия; 2) предприятия малого бизнеса; 3) коммерческие банки и страховые компании; 4) фондовые биржи; 5) предприятия в стадии банкротства.
21. По результатам ревизии оформляются: 1) протокол; 2) служебная записка; 3) представление; 4) акт; 5) решение.
22. Бюджетный период длится: 1) 2 года; 2) 3 года; 3) 3,5 года; 4) 4 года; 5) 5 лет.
23. К неналоговым государственным и муниципальным доходам можно отнести: 1) платежи штрафного характера; 2) государственную пошлину; 3) таможенную пошлину; 4) доходы от продажи государственного и муниципального имущества; 5) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
24. К региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) транспортный налог; 3) единый социальный налог; 4) земельный налог; 5) налог на игорный бизнес.
25. Предоставление финансовой помощи юридическим лицам возможно в форме: 1) дотации; 2) бюджетных ассигнований; 3) субсидий; 4) субвенций; 5) бюджетных трансфертов.
26. Какие из указанных организаций являются органами валютного контроля? 1) налоговые органы; 2) таможенные органы; 3) Банк России; 4) Сбербанк России; 5) Счетная палата Российской Федерации; 6) Торгово-промышленная палата.
27. Нормативные акты Банка России обнародуются в: 1) «Российской газете»; 2) «Бюллетене ВАС РФ»; 3) «Вестнике Банка России»; 4) «Парламентской газете»; 5) «Комсомольской правде».
28. В зависимости от цели осуществления деятельности, кредитные организации могут быть: 1) только коммерческими; 2) исключительно некоммерческими; 3) как коммерческими, так и некоммерческими; 4) цель определяется Банком России для каждой кредитной организации индивидуально; 5) организационно-правовая форма законом не определена.
29. Консолидация – это: 1) изменение размера доходности займа; 2) отказ государства от долговых обязательств; 3) объединение нескольких займов в один; 4) увеличение срока действия уже выпущенных займов; 5) сокращение расходов по всем статьям бюджета.
30. Резиденты, в соответствии с валютным законодательством, могут иметь: 1) на территории Российской Федерации только рублевые счета; 2) счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации на условиях, устанавливаемых Банком России; 3) счета в иностранной валюте в уполномоченных банках только на территории Российской Федерации; 4) счета в филиалах российских заграничных уполномоченных банков при наличии отдельной лицензии Банка России; 5) рублевые счета и счета в иностранной валюте в любых банках без ограничений.
ГЛОССАРИЙ Авизо – в банковской, коммерческой, бухгалтерской практике – извещение, посылаемое одним контрагентом другому, об изменениях в состоянии взаимных расчетов или о переводе денежных сумм, посылке товаров. Аккредитив – представляющий собой поручение одного кредитного учреждения (банка) другому произвести за счет специально забронированных средств оплату за отпущенный товар или выплатить предъявителю аккредитива определенную сумму денег. Активы – имущество предприятий, в состав которого входят основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства, финансовые активы. Акциз – косвенный налог, включаемый в цену товара и опла-чиваемый покупателем. НК РФ установлен порядок обложения акцизами реализуемых винно-водочных изделий, этилового спирта и пищевого сырья. Аудиторская деятельность – деятельность независимого вневедомственного финансового контроля. Аудит (независимый финансовый контроль) осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности. Безналичные расчеты – расчеты между организациями, производимые путем перечисления банком суммы со счета организации должника на счет организации-кредитора по расчетным документам в безналичном порядке. Платежи могут производиться с согласия (акцепта) плательщика и по его поручению. Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных нужд, нужд обороны и государственного управления. Бюджет консолидированный – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Бюджета дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджета доходы – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Бюджета профицит – превышение доходов бюджета над его расходами. Бюджета расходы – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Это единство реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику. Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетное право Российской Федерации – совокупность правовых норм (обязательных правил поведения), разграничивающих сферу различных бюджетов (например, областных, краевых, городских, районных, сельских, поселковых), определяющих полномочия отдельных органов государственной власти в деле издания бюджетного закона, регулирующих порядок подготовки и исполнения этого закона. Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности. К механизму регулирования относятся: субсидии, субвенции, дотации, регулирующие и закрепляющие доходные источники. Бюджетное регулирование является составной частью бюджетного процесса. Бюджетное устройство – совокупность принципов, на которых основывается организация бюджетной системы. Бюджетные ассигнования – бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах. Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Валюта – денежная единица, используемая для измерения величины стоимости товаров; применяется в значениях: денежная единица данной страны (доллар США, японская иена), денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные средства, используемые в международных расчетах, и международная (региональная) денежная расчетная единица и платежное средство (переводной рубль, евро). Валютные расчеты – система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам в иностранной валюте, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Расчеты могут быть наличные и в кредит, т.е. с рассрочкой платежа. Наличный расчет представляет полную оплату товара до срока или в момент перехода товара или товарораспорядительных документов в распоряжение покупателя. Расчет в кредит или расчет с рассрочкой платежа имеет две формы: коммерческий кредит (кредит экспортера импортеру) и выдача авансов импортером экспортеру. Внебюджетные фонды – специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов. Источники формирования: а) специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно-вещевых лотерей; б) субсидии из бюджета; в) дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы; г) добровольные взносы и пожертвования. Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений. Порядок образования и использования этих фондов регламентируется финансовым правом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня управления – на государственные и региональные. Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с экономическим развитием; социальные фонды – фонды, предназначенные для решения общественных вопросов. Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном уровне; региональные фонды – на региональном уровне. Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений. Государственные займы – кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, в результате которых государство получает определенные суммы денежных средств на определенный срок за определенную плату, осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов внебюджетных фондов и в порядке получения кредитов у банков. Государственные расходы – часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием доходов государства в связи с осуществлением своих функций (охранной, оборонной, внешнеэкономических отношений, социальной, управленческой). Государственные финансы – денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления. Доходы государственного бюджета состоят из многих источников и поступлений. Совокупность всех видов государственных доходов, которая формируется различными методами, составляет систему государственных доходов. Государственный внебюджетный фонд – форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственный кредит – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов. Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений. Девальвация – понижение курса национальной или международной (региональной) денежной единицы по отношению к валютам другой страны. Очень часто девальвация отражает обесценение валютных средств в результате инфляции. Денежные суррогаты – не предусмотренные законодательством денежные знаки, которые вводятся предприятиями, организациями и гражданами самовольно, без санкции государства, в условиях нехватки официальных денежных знаков. Деньги – товар, служащий всеобщим эквивалентом. Являются средством платежа и регулятором экономических процессов. Деноминация - укрупнение национальной денежной единицы путем обмена по установленному соотношению старых денежных знаков на новые в целях упорядочения денежного обращения, облегчения учета и расчетов в стране с одновременным пересчетом (в таком же соотношении) цен, тарифов, заработной платы и др. Дефляци я – изъятие государством из обращения части обращающихся избыточных денежных средств с целью снижения инфляции. Долг государственный внешний – долговые обязательства Правительства Российской Федерации перед иностранными государствами или международными организациями, выраженные в иностранной валюте. Долг государственный внутренний – долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено нормативными актами Российской Федерации. Юридическими формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством, государственные займы, полученные посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации, других долговых обязательств, гарантированных Правительством Российской Федерации. Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Закрепленные доходы – это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета. Казна – средства соответствующего бюджета (федерального или субъекта Федерации) и иное государственное имущество, принадлежащее РФ или субъекту РФ на правах собственности и не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. В состав казны РФ входят средства Федерального бюджета, внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, золотой запас, алмазный и валютный фонды. Кассовые операции – совокупность технических процедур, заключающихся в приеме, хранении и выдаче наличных денег. Регулирует кассовые операции Банк России. Минимальная бюджетная обеспеченность – минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Признаки налога: принудительный характер; безвозмездность; безэквивалентность. Налога элементы: субъект налога – юридические и физические лица, которые обязаны платить данный налог; объект налога – предмет или имущество, подлежащие налогообложению; источник налога – доход субъекта, из которого уплачивается налог (источник может совпадать с объектом); единица налогообложения – единица измерения объекта; налоговая ставка - величина налога на единицу обложения. Она может быть твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения); долевой (устанавливается определенная доля налога) и др. Налоговые инспекции – органы оперативного финансового контроля. Возглавляет систему налоговых органов Министерство финансов Российской Федерации. Налоговые правонарушения – противоправные виновные действия или бездействия, которыми не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязанности участников налоговых отношений, нарушаются их права и законные интересы. Пошлины – денежные суммы, которые взимаются специально уполномоченными учреждениями за совершенные действия в пользу предприятий или частных лиц. Регулирующие доходы – это доходы, которые предназначены для подкрепления нижестоящего бюджета, с соблюдением субординации. Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется специальными налоговыми законодательствами и кодексами. Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей, возникающих непредвиденно, и направлена как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Рубль – валюта Российской Федерации, законное платежное средство, обязательное к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Секвестирование – сокращение расходов по всем статьям бюджета в определенном долевом или процентном соотношении. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных доходов, формируемых из уплаченных ими страховых взносов (страховых премий). Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субвенции могут быть текущие и инвестиционные. К текущим относятся субвенции, направленные на финансирование текущих расходов. К инвестиционным относятся субвенции, направляемые на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидии бывают целевыми (определяется цель) и универсальными (без указаний). Трансферт – бюджетные отчисления (помощь), которые получают регионы, где доход на одного человека ниже среднего по РФ, абсолютные суммы трансфертов перечисляются из вышестоящих бюджетов в данный регион. Финансирование – безвозвратное и безвозмездное направление ресурсов на определенные цели. Финансов функции: распределительная (распределяет созданный продукт, с помощью этой функции создаются фонды); перераспределительная (перераспределение созданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества); регулирующая (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его); контрольная (благодаря финансам общество имеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобы вовремя повлиять на тот или иной товар). Финансовая деятельность РФ – деятельность в первую очередь финансовых органов, направленная на образование, распределение и использование денежных ресурсов (финансовых ресурсов) для реализации задач по обеспечению хозяйственного, социально-экономического развития и обеспечения обороноспособности страны. Финансовая дисциплина – повсеместное соблюдение установленных нормативными актами порядка образования, распределения и использования денежных фондов учреждениями и предприятиями, а также другими обязанными организациями и физическими лицами. Финансовое право РФ – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития. Финансово-правовая норма – установленное государством обязательное правило поведения, соблюдение которого обеспечивается авторитетом государства, а в необходимых случаях принуждением компетентного органа государства. Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства. Финансовые ресурсы – доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий. Финансовый контроль – совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления. Контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и отдельных организаций в целях эффективного развития экономических отношений и недопущения нарушений законности с применением специфических форм и методов его о
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|