Вопрос 5. Методы изучения спроса населения
Ответ: Изучение спроса – это сбор, обработка и анализ информации необходимой для принятия плановых решений по производству товаров и принятию коммерческих решений по закупке и продаже товаров. Методы изучения спроса – совокупность способов и приемов, с помощью которых производится сбор, обработка и анализ информации о спросе, определяются его количественные размеры и качественная характеристика Методы изучения спроса выбирают в зависимости от типа магазина, специфики товара, видов спроса, информационного обеспечения, задач и целей исследования. Реализованный спрос: при его изучении используют методы систематического и периодического учета спроса.. Методы систематического изучения: * автоматизированный учет с использованием компьютеров; * регистрация покупок в специальных журналах с выделением различных признаков изделий необходимых для проведения исследований; * учет кассовых чеков, позволяющий определить стоимость реализованных товаров по известной цене их количества; * учет товарных чеков; * учет реализации товаров по двум ярлыкам. Периодически изучать реализованный спрос можно с помощью балансового метода. Реализация = запасы на начало + поступления – запасы на конец – документированный расход. Выставки – Продажи также для изучения реализованного спроса. Неудовлетворенный спрос по товарам достаточного ассортимента можно изучать следующими методами: * опросы покупателей в письменной и устной форме; * по журналу учета неудовлетворенного спроса, в котором работники магазина должны регистрировать товар, запрашиваемый покупателем, но отсутствующий в продаже; * регистрация листков неудовлетворенного спроса, которые заполняют покупатели;
* проведение дней неудовлетворенного спроса. Формирующий спрос. Методы: выставки – просмотры образцов новых товаров, тестирование новых товаров специалистами, работниками торговли и покупателями, пробная продажа, выставка-продажа, выставка-дегустация, устные и письменные опросы, покупательские конференции.
Вопрос 6. Конъюнктура торговли: понятие, задачи и цели ее изучения Ответ: Конъюнктурная торговля представляет собой совокупность условий складывающихся в данный момент времени и определяющих состояние и развитие торговли. Предметы конъюнктуры – участники рынка; структура и объем движения товаров на рынке; спрос и потребление товаров; политика конкурентов; коммерческие условия реализации продукции. Задачи: 1. Систематическое наблюдение за изменениями на рынке товаров, их номенклатуры. 2. Контроль за постоянным наличием в продаже установленного ассортимента товаров и своевременным его пополнением. 3. Регистрация реализованного и неудовлетворенного спроса. 4. Выявление формирующего спроса. 5. Ведение выборочного учета продажи и запасов по внутригрупповой структуре товара. 6. Подготовка предложений по улучшению качества и ассортиментной структуры выпускаемых товаров. Конъюнктура торговли может быть благоприятная (спрос населения на товары и услуги удовлетворяется полностью, товарное предложение по ассортименту и качеству соответствует требованиям потребителей и обеспечивается высокий уровень культуры покупателей). Неблагоприятная (результаты конъюнктурных наблюдений обобщаются в конъюнктурном обзоре).
Вопрос 7. Конъюнктурный обзор и порядок его составления Ответ: Конъюнктурный обзор – информация об изменениях ресурсов, запасов отдельных актуальных товаров с указанием на изменения в спросе и их причины.
Обзор состоит из 3 частей: 1. Анализирует оперативно - статистические данные поступлений, товаровреализации, остатков товаров за предшествующий период. Эта информация должна характеризовать изменения в спросе, групповой и внутригрупповой структуре спроса населения на товары и степень его удовлетворения. 2. Дается факторный анализ конъюнктуры торговли и характеризуется качественная сторона спроса. Указываются мотивы приобретения товаров, причины отказов от покупки, отношение покупателей к потребительским свойствам, качеству, ассортименту, оформлению изделий, о намерениях покупателей приобретения товаров в будущем, характеристика причин низкого качества товаров по поставщикам. 3. Создается прогноз спроса и предложения на рассматриваемые товары, дается характеристика конъюнктурных колебаний, которые предвидятся в будущем, разрабатываются предложения и рекомендации по улучшению качества, ассортимента, совершенствование форм продажи и обслуживания покупателей. Полученные при изучении спроса и конъюнктуры торговли материалы используют для обоснования заявок на текущее снабжение магазина товарами, для оперативного управления товарными запасами.
Вопрос 8. Методы прогнозирования спроса населения Прогнозирование спроса осуществляется на следующей основе: 1. Анализа социальных и экономических процессов, происходящих в сфере потребления; 2. Оценки сложившихся закономерностей и тенденций и выявление узловых проблем в области потребления, расходов населения; 3. Оценка этих тенденций в будущем и предвидение новых проблем; 4. Анализа уровня и изменений в структуре потребления; 5. Выявления факторов, формирующих будущий спрос и выработки рекомендаций по активному влиянию на них; 6. Выявление возможных альтернатив решения спроса в перспективе. Прогнозы спроса классифицируются: 1. В зависимости от характера и конечного результата прогнозирования: * количественный прогноз (в пределах допустимой ошибки определяют количество); * качественный прогноз (в каком направлении будет развиваться спрос на товар). 2. По характеру решаемых задач: * экономические прогнозы (дают количественную и качественную характеристику экономических аспектов будущего развития спроса под воздействием вероятной эволюции общих и специфических факторов экономического характера);
* социологические прогнозы (дают оценку развития поведения отдельных групп покупателей); * товароведно-технологические (дают оценку изменения спроса под влиянием модернизации и модификации потребительской стоимости продуктов потребления в будущем). Задача таких прогнозов – определение оптимальных функциональных и эстетических параметров конкретных товаров народного потребления. 3. По глубине прогнозирования: * краткосрочные * среднесрочные * долгосрочные Основные методы прогнозирования: * экономико-математические * социально-психологические * экспертные
Вопрос 9. Принципы формирования ассортимента товаров в предприятиях Розничной торговли Ответ: Основными правилами формирования ассортимента товаров в организациях торговли являются: 1. Соблюдение установленного ассортиментного профиля организации 2. Обеспечение комплексности в выборе товаров в соответствии со спросом населения 3. Ассортимент товаров в организациях должен стимулировать потребителя к покупке и быть шире, чем номенклатура спрашиваемых товаров с тем, чтобы обеспечить ему выбор. Специфические факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров, отражают конкретные условия работы торговой организации. К ним относятся тип магазина и размеры магазина, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия, наличие других торговых организаций в зоне деятельности данного магазина. Процесс формирования ассортимента товаров в различных магазинах имеет свои особенности. Так, в универсамах выделяют продовольственные и непродовольственные товары, а внутри групп производят деление всей номенклатуры товаров на товарные подгруппы, группы и наименования, а внутри наименований выделяют разновидности. В РТ процесс формирования ассортимента включает 3 этапа: 1. Устанавливается групповой ассортимент товаров 2. Рассчитывается структура группового ассортимента Товароведение продовольственных товаров 3. Определяется внутригрупповой развернутый ассортимент товаров, подбираются конкретные разновидности товаров в пределах каждой группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|