Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели и методы оценки конкурентоспособности предприятия




 

Проблема оценки конкурентоспособности предприятия является сложной и комплексной, поскольку конкурентоспособность складывается из множества самых разных факторов. Однако эта оценка необходима предприятию для осуществления ряда мероприятий, таких как выработка основных направлений по созданию и изготовлению продукции, пользующейся спросом; оценка перспективы продажи конкретных видов изделий и формирование номенклатуры; установление цен на продукцию и т. д. В настоящее время методология и методика проведения оценки не являются достаточно разработанными. Сложность категории конкурентоспособности обусловливается многообразием подходов к ее оценке.

Конкурентоспособность предприятия может быть оценена тремя методами:)    Интегральным показателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования материальных, нематериальных и финансовых ресурсов,) На основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкурентном рынке,) На основе сравнения конкурентоспособности товаров и ёмкости рынка.

Первый метод сводится к определения интегрального показателя конкурентоспособности предприятия (КП), который можно определить на основе соотношения ряда показателей двух конкурирующих предприятий. В общем виде КП представляет собой функцию двух составляющих (формула 1.1):

 

КП=f(пр, Фин)→1,                              (1.1)

 

где Пр - сравнительная эффективность использования производственных ресурсов, которая определяется соотношениями отдельных пар показателей сравнительных предприятий по проихводительности труда, фондоотдачи, материалоёмкости;

Фин - коэффициент использования финансового ресурса, который определяется соотношением отдельных пар показателей рентабельности продукции, рентабельности производства, рентабельности капитала, рентабельности продаж, платёжеспособности и кредитоспособности предприятия.

Интегральный показатель КП рассчитывается как средневзвешенная величина, где каждый показатель имеет свою весомость. Если окажется, что КП1>КП2, то предприятие (1) обладает конкурентным преимуществом по сравнению с предприятием (2).

Наряду с преимуществами, которые определяются связью конкурентоспособности предприятия с результативными показателями его деятельности, этот метод имеет и недостатки - трудоёмкость и сложность расчёта интегрального показателя конкурентоспособности. Кроме этого, на ряду причин процедура оценки уровня конкурентоспособности предприятия при помощи интегрального показателя имеет ряд других проблем.

Второй метод определения конкурентоспособности предприятия (КП) предлагает её оценку через конкурентоспособность его товаров с учётом весомости реализуемых его товаров на рынке. Расчёт КП осуществляется по формуле 1.2:

 

КП = ,                              (1.2)

 

где  - удельный вес i-го товара предприятия в объёме всех продаж за анализируемый период, в долях единицы;

- показатель значимости рынка, на котором реализуется товар предприятия;

 - конкурентоспособность i-го товара на j-ом рынке.

Третий метод определения конкурентоспособности предприятия по его доли на рынке предлагает оптимизацию соотношения конкурентоспособности товара и доли, которую занимает предприятие на конкретном рынке (см. рисунок 1.1).

Благоприятная зона означает, что конкурентоспособность предприятия данного производства в данном секторе рынка определяется способностью конкурировать на рынке по качеству товара и его ценам, что является следствием значительного удельного веса предприятия на данном секторе рынка; знанием рынка, конкурентов и потребителей; уровнем технологии производства; уровнем организации производства и труда.

Конкурентоспособность товара

   
Доля рынка   Сильная Средняя Слабая    
  Высокая + +     + благоприятная зона предприятия по его конкурентоспособности
  Средняя +   -   Зона риска по конкурентоспособности предприятия
  Низкая   - -   - неблагоприятная зона для предприятия

Рисунок 1.1 - Матрица оптимизации конкурентоспособности товара и доли предприятия на рынке

Источник: [16, c. 251]

 

Как второй, так и третий методы определения конкурентоспособности предприятия связаны с конкурентоспособностью товаров этого предприятия. Абстрагируясь от конкурентоспособности внешней среды предприятия и качества управления, можно заключить, что если товары предприятия конкурентоспособны, то и предприятие конкурентоспособно. Весь вопрос при этом сводится к определению конкурентоспособности товара [16, c. 251].

Среди основных методов анализа в экономической литературе выделяются следующие:

) горизонтальный анализ, или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;

) вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;

) факторный анализ - анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели;

) сравнительный анализ - сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.

Как правило, в экономической литературе выделяются следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:

) оценка с позиции сравнительных преимуществ;

) оценка с позиции теории равновесия;

) оценка исходя из теории эффективности конкуренции;

) оценка на базе качества продукции;

) профиль требований;

) профиль полярностей;

) матричный метод;

) SWOT-анализ;

)построение «гипотетического многоугольника конкурентоспособности».

Необходимо отметить, что вышеперечисленные методы оценки конкурентоспособности предприятия однонаправлены: один метод учитывает резервы в использовании факторов производства, другой - стоимость этих факторов, следующий - качество продукции. На наш взгляд, конкурентоспособность предприятия надо оценивать комплексно по всем критериям и направлениям деятельности.

Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения [13, c. 225].

Суть экспертных методов заключается в организованном сборе суждений и предположений экспертов с последующей обработкой полученных ответов и формированием результатов.

Существует масса методов получения экспертных оценок. В одних с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто еще является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. В других - экспертов собирают вместе, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В одних методах число экспертов фиксировано, в других - число экспертов растет в процессе проведения экспертизы.

Конкурентоспособность предприятия может быть охарактеризована и, в конечном счете, сведена к оценке его операционной эффективности и стратегического позиционирования. Вне сомнения, что предлагаемая оценка должна осуществляться на основе сопоставления соответствующих показателей рассматриваемого хозяйствующего субъекта и конкурентов. Определим искомые величины как коэффициенты операционной эффективности и стратегического позиционирования соответственно. Далее, путем сведения указанных коэффициентов в единый показатель, произведем оценку конкурентоспособности исследуемого предприятия (см. формулу 1.3):

= Kr * KI,                                    (1.3)

 

где K - конкурентоспособность исследуемого предприятия;- коэффициент операционной эффективности;- коэффициент стратегического позиционирования.

Операционная эффективность обеспечивает получение прибыли в процессе реализации прибавочной стоимости. Это означает, что основным результатом и критерием операционной эффективности является прибыль предприятия.

В качестве показателя прибыльности может рассматриваться рентабельность производства и реализации продукции, определяемая как отношение прибыли от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации. Однако оценка операционной эффективности на основе рентабельности по прибыли носит знакопеременный характер, что будет искажать показатель конкурентоспособности (например, оценка операционной эффективности может иметь одно и то же отрицательное значение как в случае убыточности рассматриваемого предприятия и прибыльности выборки, так и в случае прибыльности рассматриваемого предприятия и убыточности выборки, тогда как приведенные ситуации имеют абсолютно различное экономическое содержание). В этих условиях наиболее емким и универсальным показателем операционной эффективности представляется отношение выручки от реализации продукции к затратам, осуществленным для ее производства и реализации. В математической форме 1.4:

= В / З,                                        (1.4)

 

где r - операционная эффективность предприятия;

В - выручка от реализации продукции;

З - затраты на производство и реализацию продукции.

Аналогично определим показатель операционной эффективности по выборке (см. формулу 1.5):

= ВS / ЗS,                                              (1.5)

 

где R - операционная эффективность по выборке;

ВS - выручка от реализации продукции по выборке;

ЗS - затраты на производство и реализацию продукции по выборке.

Под выборкой понимается совокупность конкурентов, являющаяся необходимой и достаточной для сопоставления с рассматриваемым хозяйствующим субъектом. Выборка может состоять из одного или нескольких предприятий-конкурентов либо всех конкурирующих предприятий отрасли. Необходимо отметить, что в зависимости от целей исследования возможно формирование выборки не только из отраслевых конкурентов, но и любых других хозяйствующих субъектов, конкурирующих с исследуемым предприятием.

Для оценки операционной эффективности предприятия необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого хозяйствующего субъекта соответствующему показателю по выборке (см. формулу 1.6):

= r / R.                                         (1.6)

 

Стратегическое позиционирование обеспечивает саму возможность процесса реализации прибавочной стоимости. Основным результатом и критерием стратегического позиционирования является занимаемая доля рынка. В качестве показателя стратегического позиционирования предлагается рассматривать изменение доли рынка в сравнении с предшествующим периодом.

Доля рынка предприятия может быть определена в виде следующего отношения (см. формулу 1.7):

 

Д = В / V,                           (1.7)

 

где Д - доля рынка предприятия;

В - выручка от реализации продукции предприятия;- объем рынка.

Доля рынка по выборке запишется по формуле 1.8:

 

ДS = ВS / V,                                (1.8)

 

где ДS - доля рынка по выборке;

ВS - выручка от реализации продукции по выборке;- объем рынка.

Изменение доли рынка предприятия можно найти по формуле 1.9:

 

ΔД = (B / V) * (V0 / В0),                                (1.9)


где ΔД - изменение доли рынка предприятия;

В0 - выручка от реализации продукции рассматриваемого предприятия в предшествующем периоде;- объем рынка в предшествующем периоде.

Изменение доли рынка по выборке (см. формулу 1.10)::

 

ΔДS = (ВS / V) * (V0 / В0S),                         (1.10)

 

где ΔДS - изменение доли рынка по выборке;

В0S - объем выручки от реализации продукции по выборке в предшествующем периоде;- объем рынка в предшествующем периоде.

Для оценки стратегического позиционирования необходимо сопоставить величину рассматриваемого показателя исследуемого хозяйствующего субъекта соответствующему показателю по выборке. С учетом формул 1.9 и 1.10 получаем формулу 1.11:

 

(ΔД / ΔДS) = (В / В0) * (В0S / ВS),                        (1.11)

 

Заметим, что отношение выручки анализируемого периода к выручке предшествующего периода является индексом изменения выручки. Таким образом, отношение показателей стратегического позиционирования идентично отношению индексов изменения объемов выручки (см. формулу 1.12):

 

(ΔД / ΔДS) = (I / IS),                            (1.12)

 

где I - индекс изменения объемов выручки рассматриваемого предприятия;- индекс изменения объемов выручки по выборке.

При этом:

= (В / В0),                                    (1.13)= (ВS / В0S),                              (1.14)

 

Однако объемы выручки по природе своей совершают большие колебания, чем показатели операционной эффективности, из чего следует большая колеблемость показателей стратегического позиционирования. Это обуславливает то, что основным фактором формирования показателя конкурентоспособности предприятия становится оценка стратегического позиционирования. В то же время показатели операционной эффективности и стратегического позиционирования изначально предполагаются равносильными. В силу этого, необходимо привести влияние указанных показателей на конкурентоспособность предприятия к сопоставимым величинам, для чего предлагается извлечь из отношения индексов изменения объемов выручки квадратный корень (см. формулу 1.15):

 

                                            (1.15)

 

Тогда с учетом выражений (1.6) и (1.15) получаем:

 

                                                  (1.16)

 

Чем выше значение К, тем более конкурентоспособным по отношению к выборке является рассматриваемое предприятие. Очевидно, что 0 < К < ∞. При этом, в том случае, если 0 < К < 1, конкурентоспособность предприятия по отношению к выборке является низкой (чем ближе к нулю, тем ниже конкурентоспособность). При К = 1 конкурентоспособность предприятия идентична конкурентоспособности выборки. При К > 1 конкурентоспособность предприятия выше, чем по выборке [7, c. 123].

Методика оценки конкурентоспособности предприятий является простым и универсальным инструментом оценки эффективности хозяйственной деятельности, применение которого возможно как в теоретических исследованиях, так и в практике экономического анализа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...