Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая эффективность производства и реализации продукции пчеловодства




 

Пчеловодство - важная отрасль сельского хозяйства и древний промысел населения Беларуси с тысячелетним опытом и традициями. Характерными этапами его становления и развития выступали охота за медом, бортничество, колодное пасечное хозяйство, рамочная система содержания пчел. Важными направлениями в современном пчеловодстве является освоение прогрессивных технологий содержания, использования пчел и производства продукции пчеловодства на основе современных достижений науки и практики.

Экономическую эффективность производства продукции любой отрасли сельского хозяйства, в т.ч. и пчеловодства, характеризуют такие показатели, как себестоимость продукции, цена ее реализации, прибыль, уровень рентабельности и производительность труда. Снижение объемов производства продукции пчеловодства привело к ухудшению экономических показателей состояния отрасли.

В изучаемом периоде 2013 года производственная себестоимость единицы продукции пчеловодства возросла в десятки раз, а именно, 1 ц меда в 43,2 раза, 1 роя в 24,9 и 1 ц воска в 18,8 раза.

Производственные затраты на одну среднегодовую пчелосемью возросли со 198,7тыс. руб. в 2012 г. до 2434,6 тыс. руб. в 2013 г. или в 12,2 раза. Это произошло за счет роста цен на строительные материалы, используемые на текущий и капитальный ремонт производственных построек, вощины и оборудования, затрат на содержание основных средств, электроэнергии и нефтепродукты.

Полная себестоимость центнера меда также имеет тенденцию роста с 515,5 руб. в 2012 г. до 18056,8 руб. в 2013 г. или в 35 раз. По непонятным причинам (либо из-за желания работников бухгалтерии повысить уровень рентабельности, либо незнания действующих рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях по годовым отчетам за 2005, 2006, 2007 и 2010 гг. полная себестоимость 1 ц меда оказалась ниже производственной себестоимости. Этого в действительности быть не должно.

При изучении влияния отдельных статей на размер себестоимости центнера меда выявили, что наибольшая величина затрат, а следовательно, и их удельный вес в структуре себестоимости центнера меда приходится на корма, оплату труда и по статье другие расходы, которые в 2013 г., соответственно, составили 47,7%, 31,6% и 13,9%. При этом доля затрат на корма с 25,8% в 2012 г. возросла до 47,7% в 2013 г., на оплату труда с 28,3% до 31,6%.

Рост затрат на оплату труда работников, обслуживающих пчел, объясняется хотя и незначительным, но повышением их заработной платы. Повышение затрат на корма объясняется ростом себестоимости центнера меда, являющегося основным кормом пчелиной семьи. В соответствии с методическими рекомендациями затраты на корма определяются по средней их стоимости. При этом корма из урожая прошлого года списываются по фактической себестоимости, корма из урожая планового года - по плановой себестоимости. Исходя из этого рост себестоимости центнера меда оказывает негативное влияние на «Затраты на корма».

Для примера рассмотрим формирование себестоимости мёда КУП «Пчеловодство» в магазине «Пчеловодство», который в отчетном 2013 году имеет 75 пчелиных семей, используемых для опыления полей люцерны и гречихи.

Общая сумма затрат на содержание пчел за отчетный год составила 250 000 руб.

В результате была получена следующая продукция:

) 10 центнеров меда;

) 0,4 центнера воска;

) 0,1 центнера прополиса.

При расчете себестоимости данной продукции в первую очередь из общей суммы затрат необходимо исключить ту их часть, которая приходится на опыляемые пчелами культуры.

То есть на выращиваемые в хозяйстве люцерну и гречиху (см. таблицу 2.6).

Данные, приведенные в таблице 2.6, дают представление об общей сумме затрат на производство продукции пчеловодства и их распределении по видам продукции в Республике Беларусь.

Таким образом, очевидно, что 95 000 руб. из состава затрат списываются на опыляемые сельхозкультуры, а на себестоимость остальной продукции пчеловодства относятся оставшиеся 155 000 руб. (250 000 - 95 000). Данная сумма распределяется между себестоимостью меда, воска и прополиса (полученной продукции пчеловодства) пропорционально ценам их реализации (см. таблицу 2.7).

 

Таблица 2.6 - Расходы на культуры, опыляемые пчелами

Вид культуры Площадь, га Кол-во пчелосемей на 1 гп, шт. Кол-во пчелосемей на всю площадь, шт. Общая сумма затрат, приходящихся на пчелосемьи, руб. % отношения затрат на опыление культуры сумма затрат, относящаяся на опыление культуры, руб.
1 2 3 4 (гр. 2*гр.3) 5 (гр.4* 250000руб./75пч.с.) 6 7 (гр.5*гр.6)
Люцерна 15 2 30 100000 50 50000
Гречиха 18 2,5 45 150000 30 45000
Итого Ч Ч 75 250000 Ч 95000

Источник: собственная разработка

 

Таблица 2.7 - Калькулирование себестоимости полученной продукции

Вид продукции Кол-во, ц Цена реализации, руб/ц. Удельный вес в общей стоимости, % Общая себестоимость, руб. Себестоимость единицы продукции, руб/ц
мёд 10 17000 81,7 126635 12663,5
воск 0,4 13200 6,3 9765 24412,5
прополис 0,1 25000 12 18600 186000
Итого Ч 208200 100 155000 Ч

Источник: собственная разработка

 

Данные таблицы 2.8 свидетельствуют о ежегодном росте затрат на производство продукции пчеловодства, которые в 2006-2013 гг. возросли более, чем в 4,1 раза. В сельскохозяйственных предприятиях республики наибольший удельный вес затрат отнесен на производство меда. При этом доля затрат на мед имеет тенденцию роста с 89,3% в 1990 г. до 94,4% в 2013 г. Доля затрат, относимых на другие виды продукции, снизилась: на рои с 7,1 до 4,4%, на воск с 3,2 до 1,2%.

 

Таблица 2.8 - Фактические затраты на производство продукции пчеловодства и их распределение по видам продукции в сельскохозяйственных предприятиях пчеловодства за период 2006-2013гг.

Показатель 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
Затраты на производство продукции пчеловодства - всего млн. руб. 847 10 268 900 1609 1584 2337 1837

Удельный вес затрат, отнесенных на продукцию%

мёд 89,3 91,6 92,9 96 94,3 93,3 95,7 94,4
рои 7,1 5,6 5,3 3 4,1 5,7 3,7 4,4
воск 3,2 1,3 0,8 0,8 0,7 1 0,6 1,2
прочая продукция 0,4 1,5 1 0,2 0,9      

Источник: собственная разработка

 

Обобщающая характеристика экономической эффективности производства меда в сельскохозяйственных предприятиях Республики приведена в таблице 2.9.

 

Таблица 2.9 - Динамика экономисской эффективности производства мёда в сельскохозяйственных предприятиях

Продукция 2009 2010 2011 2012 2013 2013 к 2012, %
Валовое производство мёда, ц 4574 2546 2898 1631 466 -9,8
в т.ч. Товарного, ц 1969 755 1249 650 176 -11,2
Уровень товарности,% 43 29,6 43 39,8 37,7 -
Выручено от реализации, млн. руб. 971 807 3638 4805 2289 2357
Полная себестоимость реализованной продукции, млн. руб. 1015 880 3187 4200 3178 313,1
прибыль (+), убыток (-) от реализации, млн. руб. -44 -73 451 605 -889 202
Уровень рентабельности (+), убыточности (-),% -4,3 -8,3 14,1 14,4 -28  
прибыль (+), убыток (-) от реализации 1 ц, млн. руб. -22,4 -96,6 361,1 930,8 -5051,1 225,5

Источник: собственная разработка

 

Из данных таблицы 2.9 следует, что в изучаемом периоде валовое производство меда снизилось в 9,8 раза, товарного в 11,2 раза, а уровень товарности меда снизился с 43,0 до 37,7%. Стоимостные показатели, характеризующие состояние отрасли, выросли в десятки-сотни раз, что объясняется не ростом количественных объемов производства и реализации продукции, а повышением соотношения между оценкой рубля 2013 г. к 2012 г.

Таким образом, можно утверждать, что в отрасли, наравне с производственной, выявилась и экономическая проблема, от решения которой зависит дальнейшее функционирование отрасли.

Реализация меда и другой продукции пчеловодства осуществляется субъектами хозяйствования в пчеловодстве по своему усмотрению при наличии ветеринарно-санитарного паспорта пасеки и результатов ветеринарно-санитарной экспертизы, проводимых аккредитованными лабораториями.

Субъекты хозяйствования в пчеловодстве вправе осуществлять реализацию продукции пчеловодства:

-  заготовительным организациям Белкоопсоюза;

-  организациям концерна «Белгоспищепром»;

-  торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим право на осуществление оптовой и розничной торговли продукцией пчеловодства;

-  на рынках оптовой и розничной торговли;

-  на ярмарках (выставках), организуемых на различных уровнях субъектами хозяйствования в пчеловодстве совместно с исполнительными и распорядительными органами;

-  иным потребителям в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

На мировом рынке Республика Беларусь выступает активным импортером меда и многих других продуктов пчеловодства. По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь в 2013 г. в республику было ввезено 256,8 тонн или на 15,8 % больше, чем в 2012 г. (221,8 тонн). Наибольший удельный вес в структуре импорта меда занимает Украина - 73,6 %, Российская Федерация - 24,1 % и незначительную часть занимают другие страны ближнего и дальнего зарубежья. Средняя стоимость импортированного меда в долларовом эквиваленте составляет 4-5 долл. США за 1 кг. Причем качество ввозимой продукции не всегда соответствует требуемым параметрам. Экспорт меда в республике остается незначительным. В 2012 г. за пределы страны было продано 0,15 тонн меда, в 2013 г. - 0,06 тонн.

Субъекты хозяйствования в пчеловодстве независимо от формы собственности могут участвовать в поставках продукции пчеловодства для государственных нужд в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Для стабилизации внутреннего рынка республики и удовлетворения потребностей населения, организаций и иных потребителей в период 2012-2016 гг. организациями Белкоопсоюза будет заготовлено не менее 1445 тонн меда, а ежегодные объемы его заготовок увеличатся соответственно с 225 до 350 тонн.

Для удовлетворения рыночного спроса в продуктах пчеловодства предполагается обеспечить деятельность оптовой и розничной торговли на рынках, выставках (ярмарках).

В этих целях предстоит:

-  проводить выставки (ярмарок) по реализации продукции пчеловодства в районных и областных центрах страны;

-  осуществлять контроль за качеством реализуемой продукции, соблюдением предусмотренных законодательством норм и правил торговли на рынках.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...