Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий на современном этапе, способы и мероприятия ее повышения




 

Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами предложения, устанавливаемыми продавцами товаров.

Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, количество конкурирующих продавцов, ситуация на рынке, колебания спроса.

Для Республики Беларусь повышение конкурентоспособности пчеловодства - одна из важнейших стратегических задач, от решения которой зависит возможность эффективного встраивания экономики Республики в мирохозяйственную систему производства и обмена, быстроизменяющуюся в условиях экономической глобализации.

Министерство экономики совместно с Центром перспективных экономических исследований Академии наук Республики Беларусь ежегодно проводит оценку конкурентоспособности экономики производства

продукции пчеловодства Республики в сравнении с регионами Российской Федерации. Результатами данного исследования стала система практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности продукции пчеловодства в разрезе эффективности использования труда и капитала, а также укрепления ценовых преимуществ по элементам формирования затрат.

В качестве повышения конкурентоспособности производства меда Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь разработана программа развития отрасли пчеловодства Республики Беларусь на 2012-2016 годы.

Цена на продукцию пчеловодства значительно зависит от насыщенности рынка. Таким образом, именно цена зачастую оказывает решающее воздействие на конечный результат. Для решения этой проблемы необходимо наладить многоканальную систему сбыта продукции, позволяющую преодолеть ценовые скачки на рынке. Этому также будет способствовать разработка сбытовой стратегии, обеспечивающей частичную реализацию меда непосредственно после перекачки и организацию хранения оставшегося объема с целью дальнейшей продажи по более выгодным ценам.

К сожалению многие считают, что мед, поставляемый на прилавки магазина не качественный, а именно искусственный, поэтому он не пользуется должной популярностью у потребителей. Респонденты, которые

отвечали на наши вопросы, стараются приобрести мед у пчеловодов-любителей, а если нет такой возможности, то покупают на специализированной ярмарке.

Кроме того, в процессе рассмотрения конкурентоспособности продукции пчеловодства в Республике Беларусь было проведено маркетинговое исследование по качеству меда приведенных выше конкурентов ЧУП «Пчеловодство», ЧТПУП «Белмёд», и ЧП «Дом мёда».

Также на основании опроса респондентов выяснилось, что в Республике Беларусь преобладает огромное количество разнообразных компаний и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством меда и продукции пчеловодства в целом, поэтому в процессе маркетингового исследования рассмотрим одних из основных конкурентов по производству меда на территории Республики Беларусь.

В таблице 3.1 представлены основные конкуренты по производству и цене реализации меда на территории Республики Беларусь на сегодняшний день.


Таблица 3.1 - Цены реализации мёда в Республике Беларусь 2013 года

Показатели ЧУП "Пчеловодство" ЧТПУП "Белмёд" ЧП "Дом мёда"
Цена реализации тыс. руб за 1 кг. - цветочный  80  75  90
- подсолнечный 50 60 67
- липовый 90 100 95

Источник: собственная разработка

 

В ходе опроса респондентов Республики Беларусь была составлена

Таблица 3.2 по показателям конкурентоспособности меда в Республике Беларусь, где конкурентов оценили наши респонденты по пятибалльной шкале.

 

Таблица 3.2 - Показатели конкурентоспособности меда

Показатели ЧУП "Пчеловодство" ЧТПУП "Белмёд" ЧП "Дом мёда"
Цвет 4 5 3
Аромат вкуса 4 2 5
Вкус 3 3 2
Консистенция 5 4 3

Источник: собственная разработка

 

На основании приведенных выше таблиц 3.1, 3.2, можно сделать вывод о том, что по ценовым показателям выиграла компания ЧУП "Пчеловодство", которая, по мнению респондентов, имеет наиболее приемлемые цены на представленные сорта меда, также имеет хорошее качество меда, которое получило 16 баллов, по мнению респондентов.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что низкая цена не всегда является залогом хорошего качества меда, поэтому в ходе проведенного нами маркетингового исследования можно сделать заключение о том, что на сегодняшний день в сложившихся условиях рынка, просто необходимо уметь определять качества меда.

Важным направлением дальнейшего развития пчеловодства является повышение качества и конкурентоспособности меда и другой продукции пчеловодства. Это имеет первостепенное значение для укрепления здоровья населения страны, повышения конкурентоспособности продукции пчеловодства на внутреннем и внешнем рынках.

Основными направлениями совершенствования и повышения качества продукции пчеловодства будут выступать:

-  осуществление постоянного контроля за качеством производимых и реализуемых продуктов пчеловодства;

-  совершенствование и внедрение технологий в пчеловодстве, направленных на повышение качества производимой продукции;

-  проведение работ по контролю за качеством продукции пчеловодства в соответствии с требованиями нормативно-технической санитарно-гигиенической документации.

Важнейшим фактором повышения эффективности отрасли, увеличения объёмов производства продуктов пчеловодства, опыления энтомофильных сельскохозяйственных культур является расширение и углубление научных исследований в пчеловодстве.

Основными направлениями научных исследований в пчеловодстве будут выступать:

-  определение медовых запасов и перспективы увеличения количества пчелиных семей с учетом состояния и развития кормовой базы по административным районам республики;

-  исследование нектаропродуктивности культурных и дикорастущих растений, произрастающих на территории Республики Беларусь;

-  испытание различных линий и пород пчел в опылительных и медосборных условиях Республики Беларусь;

-  разработка технологий содержания пчелиных семей в ульях различной конструкции;

-  разработка технологии ускоренного размножения пчелиных семей и получения плодных пчелиных маток;

-  проведение мониторинга рынка и качества продуктов пчеловодства;

-  разработка методов повышения генетического потенциала районированных пород и популяций пчел;

-  разработка интегрированных систем и технологий ветеринарно-санитарного и зоогигиенического обслуживания субъектов хозяйствования в пчеловодстве различных форм собственности;

-  разработка методических рекомендаций по предупреждению загрязнения продукции пчеловодства опасными токсическими веществами;

-  изыскание новых эффективных средств и методов санации и дезинфекции на пчелиных пасеках, не загрязняющих окружающую среду;

-  разработка новых эффективных, экологически безопасных лекарственных препаратов для борьбы с болезнями пчел;

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день для усиления конкурентной устойчивости Беларуси в производстве пчеловодческой продукции необходима активная позиция в повышении качества продукции, снижении себестоимости, повышение инвестиционной привлекательности региона для иностранных инвесторов.


Заключение

 

Проблема повышения конкурентоспособности предприятия является актуальной для любого предприятия, особенно на современном этапе. Конкуренция является очень тонким и гибким механизмом. Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства.

В современной экономике, для того, чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. В условиях усиления конкуренции особое значение приобретает анализ конкурентоспособности предприятия, ее факторы.

Обобщая полученные в курсовом проектировании сведения, можно сделать основные заключительные выводы:

Конкурентоспособность предприятия зависит от таких факторов, как: конкурентоспособность товаров на внешнем и внутреннем рынках; вид производимого товара; ёмкость рынка; лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции конкурентов; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны.

Особенностью современных условий планирования для предприятия является поиск путей, направленных на создание конкурентного преимущества с целью выживания в неблагоприятных внешних условиях. При подготовке плана необходимо предусмотреть те события, которые могут произойти не так, как предполагалось, и затормозить движение к цели.

В ходе исследования принципов и методов конкурентоспособности предприятий на современном этапе, были получены следующие основные результаты:

Рассмотрены теоретические основы конкурентоспособности и конкурентности предприятий.

Изучены и рассмотрены показатели и методы оценки конкурентоспособности предприятий.

На примере сельскохозяйственных предприятий. Занимающихся пчеловодством были более подробно рассмотрены основные факторы формирующие конкурентоспособность предприятий.

Была дана развёрнутая оценка качества производимого продукта пчеловодческих предприятий на рынке Республики Беларусь.

Рассмотренная во второй главе данной курсовой работы экономическая эффективность производства и реализации продукции пчеловодства позволила субъективно оценить объёмы производства и реализации товара конкурентными предприятиями Республики Беларусь: к 2014 году наблюдается ухудшение экономических показателей состояния отрасли. Данный факт свидетельствует о рассмотрении проблем не только производства, но и конкурентоспособности предприятий Республики Беларусь.

Для повышения конкурентоспособности Республики Беларусь в данной отрасли в третей главе были предложены конкретные мероприятия, который позволят усилить положение на рынке и стать более конкурентоспособным государством в отрасли пчеловодства.

На основании проведенного исследования можно заключить, что обеспечение конкурентоспособности объективно является основной стратегической задачей любого предприятия, а уровень конкурентоспособности определяется большим числом факторов, которые выделяются в различные направления в решении этой задачи.

Таким образом, конкурентоспособность продукта определяется наличием у него потребительских характеристик (одной или нескольких) - лучших, чем у конкурирующих продуктов на данном сегменте. Отсюда следует важный вывод: конкурентоспособность продукта может меняться на одном рынке от сегмента к сегменту. А поскольку предпочтения потребителей могут меняться по времени, то конкурентоспособность продукта на одном сегменте также меняется по времени. Единственно верный показатель конкурентоспособности продукта - предпочтения потребителей.

Экономическая практика показывает, что потребители на рынке не выступают единым целым - они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами и это свойство необходимо учитывать в теоретических разработках, посвященных конкурентоспособности. Значит, для того, чтобы определить конкурентоспособность товара, мало просто сравнить его свойства со свойствами конкурентов. Необходимо изучить поведение потребителей и их реакцию на товар.

 


Список использованной литературы

 

1. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев. - М.: Новости, 2012. - 258 с.Гринцевич, Л. В. Экономика промышленного предприятия: учебно-методическое пособие / Л. В. Гринцевич. - Минск: Элайда, 2009. - 254 с.

.   Душенькина, Е.А. Экономика, организация и управление предприятием / Е.А. Душенькин]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -467 с.

.   Иванов, И. Н. Экономика промышленного предприятия: учебник / И. Н. Иванов. - Москва: Инфра-М, 2011. - 393, [1] с.

.   Зайцев, Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие / Н. Л. Зайцев. - Москва: Инфра-М, 2009. - 453 с.

.   Калиникова, Е.В. Оценка конкурентоспособности предприятий с использованием конкурентной карты рынка / Е.В. Калиникова // Вестник УлГТУ.- 2011.- №2.

.   Конкурентоспособность организации / Н.П. Абаева, Т.Г. Старостина; под ред. Т.Г. Старостиной.- Ульяновск: УлГТУ, 2010 - 91с.

.   Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг.- М.: Юрайт - М, 2008.- 224с

.   Наципаева Е.А. К вопросу о сущности взаимосвязи понятий «конкурентоспособность» и «деловая активность предприятий» / Е.А. Наципаева // Вестник Саратовского государственного социально - экономического университета.- 2011. - №2.

.   Программа развития отрасли пчеловодства Республики Беларусь на 2012-2016 годы

.   Чалдаева, Л. А. Экономика предприятия: учебник / Л. А. Чалдаева. - Москва: Юрайт, 2011. - 347 с.

.   Шепеленко, Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: учебное пособие / Г. И. Шепеленко. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2010. - 600 с.

.   Экономика организации (предприятия): учебник / [Е. В. Арсенова и др.]. - Москва: Экономистъ, 2009. - 617 с.

.   Экономика, организация и управление на предприятии: учебное пособие / [А. В. Тычинский и др.]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 475 с.

.   Экономика отрасли: учебное пособие / В. Я. Поздняков, С. В. Казаков. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 307 с.

.   Экономика предприятия: учебное пособие / [Л. Н. Нехорошева и др.]. - Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2008. - 718 с.

.   Экономика предприятия: учеб.-метод. комплекс / А.С. Головачев [и др.] под редакцией В.И. Кудашова. - Минск: изд-во МИУ, 2010. - 346 с.

.   Экономика предприятия: учебник / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. - Москва: Инфра-М, 2009. - 527 с.

.   Экономика предприятия: учебник " / [А. Е. Карлик и др.]. - Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2009. - 461 с.

.   Экономика предприятия: учебник / [А. Н. Романов и др.]. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 767 с.

.   Экономика предприятия (фирмы): учебник по экономическим специальностям / [О. И. Волков и др.]. - Москва: Инфра-М, 2009. - 602 с.

.   Экономика предприятий (организаций): учебник / А. И. Нечитайло, А. Е. Карлик. - Москва: Проспект: Кнорус, 2010. - 304 с.

.   Экономика промышленного предприятия: учебник / [Е. Л. Кантор и др.]. - Москва: МарТ, 2009 - 859 с.

.   Экономика предприятия: учебник / [В. М. Семенов и др.]. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 416 с.

.   Экономика предприятия: учебный комплекс / Л. А. Лобан, В. Т. Пыко. - Минск: Современная школа, 2010 - 429 с.

.   Экономика предприятия (организации): учебник / [Н. Б. Акуленко и др.]. - Москва: Инфра-М, 2011. - 638 с.

.   Экономика предприятия: учебник / [А. П. Аксенов и др.]. - Москва: КноРус, 2011. - 346 с.

.   Экономика фирмы: учебник / [А. С. Арзямов и др.]. - Москва: Инфра-М: Национальный фонд подготовки кадров, 2010. - 526, [1] с.

.   Экономика фирмы: учебник для вузов / [В. Я. Горфинкель и др.]. - Москва: ИД Юрайт, 2011. - 678 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...