Лекция 7. Лидерство и управление коллективом
1. Лидерство и руководство 2. Функции и роль лидера в коллективе 3. Стиль лидерства 4. Теории происхождения лидерства
1. При характеристике динамических процессов в малых группах естественно возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации. Всякая групповая структура представляет собой своеобразную иерархию престижа и статусов членов группы. Вершину этой иерархической лестницы занимает лидер. Лидер – это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы. Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Различают виды влияния: 1. Индивидуально-специфическое. Заключается в передаче (или навязывании) людям еще не освоенных ими образцов личностной и другой активности. 2. Функционально-ролевое. Навязывание другим людям социальных ценностей и поступков, способов возможного поведения, задаваемых теми целями, которые он преследует, и определяемыми той ролью, которую он играет (исполняет). 3. Направленное влияние. Это такое влияние, которое ориентировано на определенных людей или конкретные их личностные качества и социально-психологические особенности. Ненаправленное – это влияние, не направленное на определенный объект. 4. Прямое влияние. Это непосредственное влияние самого субъекта психологического воздействия или его личностных качеств на других людей. Косвенное – воздействие, направленное не непосредственно на объект влияния, а на окружающую его среду.
Группа, решая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Лидера поэтому можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Но иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку – недостаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Т.о., понятие «лидер» невозможно без понятий «цель» и «последователи». Организация, возглавляемая лидером, является организацией именно потому, что функционирует в рамках заданной лидером цели, и роль лидера здесь: обеспечить существование таких связей (взаимоотношений) в системе, которые наилучшим образом способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Т.е. лидер – это элемент упорядочения системы. Рассмотрим различия лидера и руководителя (Б.Д.Парыгин).
в психологических характеристиках деятельности и лидера, и руководителя существуют общие черты, что дает право описывать их деятельность как идентичную, хоть это и не совсем точно.
Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Руководство – это социальная характеристика отношений в группе. Лидер может и не вызывать личной симпатии, но если он лидер, то референтность его для членов группы бесспорна. Он может быть, а может и не быть официальным руководителем группы. 2. Функции и роль лидера в коллективе Руководителю группы очень трудно быть лидером. Функции руководителя и лидера иногда прямо противоположны. Функции, общие для лидера и руководителя: · формируют цели, · распределяют обязанности, · стимулируют деятельность, используя моральные и материальные средства, · контролируют ход и исход дела, · осуществляют воспитательные функции, · устанавливают связи с другими коллективами. Общее лидерство в группе складывается из 3-х компонентов: эмоционального, делового и информационного. «Деловой» лидер (руки группы) может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. С ним хорошо работается. «Информационный» лидер (мозг группы) – эрудит, к нему все обращаются с вопросами, он все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию. «Эмоциональный» лидер (сердце группы) – это человек, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». Лидерство – это всегда вопрос степени, силы влияния. Подходит ли человек для роли лидера зависит, прежде всего, от признания за ним другими людьми качеств, которые внушают им веру в него и побуждают их признать его влияние на себя. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.
Задачи лидера: · претворять взгляды своих сторонников в согласованную программу действий. · поддерживает сплоченность в уже существующих группах. · формирование новых групп. Лидер – это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться как её зеркало.
Стиль лидерства Стили руководства, укоренившиеся в социально-психологической литературе обозначаются терминами, предложенными Куртом Левином. Выделяют 2 стороны: содержание решений и техника осуществления этих решений (приемы и способы).
Авторитарный стиль управления. Для него характерное жесткое единоличное принятие решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Благодаря постоянному контролю этот стиль управления обеспечивает приемлемые результаты работы по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции. Недостатки: 1) высокая вероятность ошибочных решений; 2) подавление инициативы, творчества подчиненных, пассивность сотрудников; 3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; 4) неблагоприятный психологический климат обуславливает повышенную стрессовую нагрузку, вредную для психического и физического здоровья. Этот стиль управления оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, военные действия).
Демократический стиль управления. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками. Руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к их интересам, потребностям, особенностям. Является наиболее эффективным, т.к. обеспечивает высокую вероятность правильных, взвешенных решений, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, психолого-коммуникативных способностях руководителя. Либерально-анархический стиль руководства. Здесь «максимум демократии». Все могут высказывать свои мнения, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь. С другой стороны «минимум контроля». Даже принятые решения не выполняются, все пущено на самотек. В результате показатели работы низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе не благоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, возможны скрытые и явные конфликты. Непоследовательный, алогичный стиль руководства. Проявляется в непредсказуемом переходе руководителя от одного стиля к другому. Следовательно, крайне низкие результаты работы и максимальное количество конфликтов и проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|