Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные методы социально-психологического исследования.




Весь набор методов Г.М. Андреева делит на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.

Типология методов по Н.И. Шевандрину.

1. Феноменологизации и концептуализации. Эта группа методов позволяет выделить интересующие нас феномены и проблемы.

Исследования и диагностики.

2.1. Исследования

1) Наблюдение:

а) включенное и не включенное; б) открытое и скрытое; в) полевое и лабораторное.

2) Изучение документов (или анализ продуктов деятельности)

3) Опрос:

а) непосредственный (беседа, интервью); б) опосредованный (анкета).

4) Эксперимент:

а) естественный; б) лабораторный.

5) Моделирование.

2.2. Диагностики:

1) тесты;

2) экспертные оценки.

Обработки и интерпретации.

Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы. Методы интерпретации позволяют придать психологический смысл полученным данным, т.е. перевести данные с языка математики на язык психологии.

Коррекции и терапии.

Эти методы направлены на решение каждодневных практических проблем общности людей, руководителей или участников группы (тренинг-группы).

Мотивирования и управления.

Эти методы позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.

Обучения и развития.

Эти методы обучения и развития личности или группы используют потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений и навыков. Это дискуссионные методы, деловые игры, тренинги личностного роста и т.д.

Конструирования и творчества.

Эти методы позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей порождения чего-либо нового: решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства, методики обучения и т.п.

Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Этика экспериментального исследования

Социальные психологи используют экспериментальный метод в ¾ исследований. Ряд экспериментов показали отрицательный результат с точки зрения морали и развития личности (закреплялись агрессивные тенденции поведения, например). Поэтому некоторые эксперименты уязвимы с нравственной точки зрения.

Но это порой необходимо для реального включения человеческих мыслей и эмоций. Эксперимент должен обладать экспериментальным реализмом. Чтобы этого достичь, часто необходим обман. Сейчас пересматривается кодекс социально-психологических исследований, чтобы гарантировать гуманное отношение к испытуемым.

Принципы Американской психологической ассоциации (1992г) и Британского психологического общества (1991г):

1) Достаточно полно информировать потенциальных участников эксперимента, чтобы получить согласие осведомленного испытуемого.

2) Быть правдивым. Использовать обман только в том случае, если он оправдан значимой целью и если нет альтернативы.

3) Защищать людей от возможных травм и значительного дискомфорта.

4) Использовать информацию о каждом из участников конфиденциально.

5) После завершения эксперимента полностью рассказать о его целях и структуре, не исключая использованных обманных слов и действий. Единственное исключение из этого правила – случаи, когда обратная связь расстроит людей, скажем, если люди осознают, что были глупы или жестоки.

 

Лекция 2. Общение как коммуникация

1. Феноменология общения

2. Общение как социально-психологическая проблема

3. Общение как обмен информацией (коммуникация)

 

1. Мы определяем общение как специфическую форму взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемую потребностями совместной деятельности.

Выделяют 3 аспекта общения: цель, средство и содержание.

В психологии выделяют виды общения исходя из этих аспектов:

А) По содержанию:

· материальное (обмен предметами),

· когнитивное (обмен знаниями),

· кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями),

· мотивационное (обмен побуждениями),

· деятельностное (обмен действиями, операциями, навыками).

Б) По целям:

· биологическое,

· социальное.

В) По средствам:

· непосредственное,

· опосредованное,

· прямое (предполагает личный контакт),

· косвенное (через посредников).

Д) По присутствию речи:

· вербальное,

· невербальное.

Все виды общения вряд ли можно назвать, но наиболее часто используемые наукой стоит указать:

· деловое (часть совместной продуктивной деятельности людей),

· личностное (ведется вокруг психологических проблем внутреннего характера – интересов и потребностей),

· инструментальное (не является самоцелью, не стимулируется специально, а преследует другую цель, не общение),

· целевое (средство удовлетворения специфических потребностей, вызванное потребностью в общении).

Техника общения - способы настройки на общение с людьми, его поведение в процессе общения.) П риемы общения - предпочитаемые средства общения. К технике и приемам относятся все невербальные средства общения, в том числе и тон произносимой речи, любимые словечки. На начальном этапе вступления в общение техника выражается в принятии определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания. Приемы и техника общения зависят от возраста общающегося: чем старше, тем они развитее.

Коммуникабельность – социально-психологическая черта личности, способность ее к творческому общению с другими людьми. Не врожденная, формируется в процессе групповой жизни и деятельности человека. Однако могут влиять биологические и физиологические задатки.

Трудности общения – несоответствие коммуникативного поведения ситуации и условиям достижения его целей. Они вызываются несдержанностью, внутренней напряженностью, тревожностью, агрессивностью, грубостью, недостаточной социально-психрологической компетентностью.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Коммуникативные способности подразумевают наличие у человека чувства такта.

Такт – это способности и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидание того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть.

Однако наличие у человека чувства такта не означает, что он во всех случаях должен следовать этим ожиданиям. Есть еще такое понятие как принципиальность, убежденность и т.д.

Бестактность – это деструкция (разрушение) ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся и иногда создающая конфликтные ситуации.

Выделяют 3 стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие общающихся) и перцептивную (восприятие общающимися друг друга).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...