Основные методы социально-психологического исследования.
Весь набор методов Г.М. Андреева делит на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Типология методов по Н.И. Шевандрину. 1. Феноменологизации и концептуализации. Эта группа методов позволяет выделить интересующие нас феномены и проблемы. Исследования и диагностики. 2.1. Исследования 1) Наблюдение: а) включенное и не включенное; б) открытое и скрытое; в) полевое и лабораторное. 2) Изучение документов (или анализ продуктов деятельности) 3) Опрос: а) непосредственный (беседа, интервью); б) опосредованный (анкета). 4) Эксперимент: а) естественный; б) лабораторный. 5) Моделирование. 2.2. Диагностики: 1) тесты; 2) экспертные оценки. Обработки и интерпретации. Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы. Методы интерпретации позволяют придать психологический смысл полученным данным, т.е. перевести данные с языка математики на язык психологии. Коррекции и терапии. Эти методы направлены на решение каждодневных практических проблем общности людей, руководителей или участников группы (тренинг-группы). Мотивирования и управления. Эти методы позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей. Обучения и развития. Эти методы обучения и развития личности или группы используют потенциал межличностного взаимодействия для повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений и навыков. Это дискуссионные методы, деловые игры, тренинги личностного роста и т.д. Конструирования и творчества. Эти методы позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей порождения чего-либо нового: решение конфликтной ситуации, разработка технического устройства, методики обучения и т.п.
Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Этика экспериментального исследования Социальные психологи используют экспериментальный метод в ¾ исследований. Ряд экспериментов показали отрицательный результат с точки зрения морали и развития личности (закреплялись агрессивные тенденции поведения, например). Поэтому некоторые эксперименты уязвимы с нравственной точки зрения. Но это порой необходимо для реального включения человеческих мыслей и эмоций. Эксперимент должен обладать экспериментальным реализмом. Чтобы этого достичь, часто необходим обман. Сейчас пересматривается кодекс социально-психологических исследований, чтобы гарантировать гуманное отношение к испытуемым. Принципы Американской психологической ассоциации (1992г) и Британского психологического общества (1991г): 1) Достаточно полно информировать потенциальных участников эксперимента, чтобы получить согласие осведомленного испытуемого. 2) Быть правдивым. Использовать обман только в том случае, если он оправдан значимой целью и если нет альтернативы. 3) Защищать людей от возможных травм и значительного дискомфорта. 4) Использовать информацию о каждом из участников конфиденциально. 5) После завершения эксперимента полностью рассказать о его целях и структуре, не исключая использованных обманных слов и действий. Единственное исключение из этого правила – случаи, когда обратная связь расстроит людей, скажем, если люди осознают, что были глупы или жестоки.
Лекция 2. Общение как коммуникация 1. Феноменология общения 2. Общение как социально-психологическая проблема 3. Общение как обмен информацией (коммуникация)
1. Мы определяем общение как специфическую форму взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемую потребностями совместной деятельности. Выделяют 3 аспекта общения: цель, средство и содержание. В психологии выделяют виды общения исходя из этих аспектов: А) По содержанию: · материальное (обмен предметами), · когнитивное (обмен знаниями), · кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), · мотивационное (обмен побуждениями), · деятельностное (обмен действиями, операциями, навыками). Б) По целям: · биологическое, · социальное. В) По средствам: · непосредственное, · опосредованное, · прямое (предполагает личный контакт), · косвенное (через посредников). Д) По присутствию речи: · вербальное, · невербальное. Все виды общения вряд ли можно назвать, но наиболее часто используемые наукой стоит указать: · деловое (часть совместной продуктивной деятельности людей), · личностное (ведется вокруг психологических проблем внутреннего характера – интересов и потребностей), · инструментальное (не является самоцелью, не стимулируется специально, а преследует другую цель, не общение), · целевое (средство удовлетворения специфических потребностей, вызванное потребностью в общении). Техника общения - способы настройки на общение с людьми, его поведение в процессе общения.) П риемы общения - предпочитаемые средства общения. К технике и приемам относятся все невербальные средства общения, в том числе и тон произносимой речи, любимые словечки. На начальном этапе вступления в общение техника выражается в принятии определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания. Приемы и техника общения зависят от возраста общающегося: чем старше, тем они развитее. Коммуникабельность – социально-психологическая черта личности, способность ее к творческому общению с другими людьми. Не врожденная, формируется в процессе групповой жизни и деятельности человека. Однако могут влиять биологические и физиологические задатки. Трудности общения – несоответствие коммуникативного поведения ситуации и условиям достижения его целей. Они вызываются несдержанностью, внутренней напряженностью, тревожностью, агрессивностью, грубостью, недостаточной социально-психрологической компетентностью.
Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Коммуникативные способности подразумевают наличие у человека чувства такта. Такт – это способности и умение человека безошибочно точно приписывать другим ожидание того, что они готовы от него услышать или в нем увидеть. Однако наличие у человека чувства такта не означает, что он во всех случаях должен следовать этим ожиданиям. Есть еще такое понятие как принципиальность, убежденность и т.д. Бестактность – это деструкция (разрушение) ожиданий в процессе общения, нарушающая взаимодействие общающихся и иногда создающая конфликтные ситуации. Выделяют 3 стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие общающихся) и перцептивную (восприятие общающимися друг друга).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|