Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
В условиях общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Специфика межличностной коммуникации раскрывается в ряде процессов и феноменов. Эти феномены мы и рассмотрим. 1. Обратная связь. Основная цель информационного обмена – это выработка общего смысла, единой точки зрения. При ее достижении обязательно включается механизм обратной связи. Его суть в том, что процесс обмена информацией как бы удваивается и, помимо содержания, информация, идущая от меня к нему, содержит сведения о том, как я (реципиент) воспринимаю и оцениваю поведение его (коммуникатора). Выделяют прямую и косвенную обратную связь. Косвенная обратная связь – это завуалированная форма передачи партнеру психологической информации. Умение использовать обратную связь является важнейшей составляющей коммуникативных способностей. 2. Коммуникативный барьер. Это проблема интерпретации сообщения, поступающего от коммуникатора к реципиенту. Дело в том, что интерпретация зависит от того, кто дает информацию и от того, кто принимает. Поэтому и могут возникнуть коммуникативные барьеры. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Выделяют 3 типа барьеров. 1) Барьеры понимания могут возникнуть как по психологическим причинам, так и другим, например, из-за погрешностей в самом канале передачи информации: · Барьеры фонетического непонимания бывают: невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и с большим количеством звуков-паразитов. · Семантические барьеры непонимания связаны с различиями в системах значений участников общения.
· Стилистический барьер возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора (источника информации) и ситуации общения или стиля речи и состояния психологического реципиента. Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения либо слишком сложная для воспринимающего информацию, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. 2) Барьеры социально-культурного различия. Это – социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к резкой интерпретации тех или иных понятий. Барьером может стать само восприятие партнера по общению как лица определенной профессии, национальности или пола, возраста. 3) Барьеры отношения – это уже чисто психологический феномен. Когда возникает чувство неприязни, недоверия к своему коммуникатору. Это чувство распространяется и на передаваемую им информацию. 3.1.) Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Отнесение человека к авторитетным зависит от: - Социального положения (статуса), от принадлежности к реальной «авторитетной» группе. - Привлекательного внешнего вида. Аккуратная прическа, силуэт, цветовая гамма, как выбрит и т.д. - Доброжелательного отношения к адресату воздействия. Улыбка, приветливость, простота в обращении и т.д. - Компетентности. - Искренности. 3.2.) Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Вообще-то говоря, коммуникативные барьеры являются формой психологической защиты от постороннего психического воздействия, т.к. любая информация несет в себе элемент воздействия на поведение или желания воспринимающего – реципиента.
3. О коммуникативном влиянии. Принято выделять 2 основных типа коммуникативного воздействия: авторитарную и диалогическую коммуникацию. Различаются они характером психологической установки, возникающей у коммуникатора (говорящего) по отношению к реципиенту (слушающему). Практика социального общения выработала два основных способа осуществления коммуникативного влияния, т.е. влияния с помощью сообщений: убеждение и внушение. Убеждение – процесс логического обоснования сообщением какого-либо суждения или умозаключения с целью добиться согласия собеседника и сделать его готовым действовать в соответствии с этой точкой зрения. Внушение – это способ коммуникативного воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие сообщений, в которых нечто утверждается или отрицается без доказательства. 4. Невербальная коммуникация. Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы: - создавать и поддерживать психологический контакт, регулировать течение процесса общения; - придавать новые смысловые оттенки словесному тексту, направлять истолкование слов в нужное русло; - выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации. Как правил, эти средства не могут самостоятельно передавать значения слов, но они тонко скоординированы и между собой, и со словами. Выделяют следующие виды невербальных средств общения. 1) Визуальные: · кинесика – движения рук, ног, головы, туловища, походка; · выражение лица, глаз; · позы – осанка, походка человека; · направление взгляда, визуальные контакты; · кожные реакции: покраснения, побледнение, вспотение; · проксемика (пространственная и временная организация общения) – расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство; · вспомогательные средства общения – подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы); · средства преобразования природного телосложения (одежда, косметика, очки, татуировки, усы, борода, мелкие предметы в руках). 2) Акустические: · паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность) – громкость, тембр, ритм, высота звука;
· экстралингвистические – речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель, хлопанье. 3) Тактильные: такесика – прикосновения, пожатие руки, объятие, поцелуй. 4) Ольфакторные: · приятные и неприятные запахи окружающей среды; · естественный и искусственный запахи человека. На невербальные средства накладывает сильный отпечаток каждая конкретная культура. И невербальный язык другой страны приходится учить так же, как словесный. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Зоны дистанции: 1) Интимная зона (15-45 см) – допускаются лишь близкие. Характерна доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт. При нарушении – воспринимается как покушение на неприкосновенность. 2) Личная или персональная зона (45-120 см) – обыденная беседа с друзьями и коллегами. 3) Социальная зона (120-400 см) – при официальных встречах в кабинетах как правило с теми, кого не очень хорошо знают. 4) Публичная зона (более 400 м) – подразумевает общение с большой группой людей – на митинге, лекции и т.д. При выборе дистанции в разговоре учитывайте национальные и социальные особенности собеседника, обсуждаемую проблему, актуальное эмоциональное состояние собеседника и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|