Сущность конкурентоспособности промышленного предприятия в России и за рубежом
Стр 1 из 3Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине: «Экономика торговли и общественного питания» Конкурентоспособность торговых организаций: проблемы и пути их решения
Выполнил: ЭК-03-041 Миронов А.В. Проверил: Шарапова Т.Д.
Чита-2008
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ Сущность конкурентоспособности промышленного предприятия в Росиии и за рубежом Экономические и маркетинговые составляющие конкурентоспособности 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МДК «ДАУРИЯ» Общие сведения о предприятии МДК «ДАУРИЯ» Анализ спроса на продукцию производства фирмы «ЧМДК - Даурия» Заключение Список литературы Введение
Актуальность рассмотрения данного вопроса в том, что современных условиях российской экономики, принципиально изменяется подход к созданию систем обеспечения конкурентоспособности предприятия. Эта проблема выдвигается на первый план всей экономической политики государства. Сегодня конкурентоспособность на товарных рынках становится проблемой национальной государственной безопасности. Следовательно, должна быть поставлена и правильно решена проблема выработки государственной стратегии в деле обеспечения конкурентоспособности. Для этого, на наш взгляд, должны быть уточнены основные методологические аспекты проблемы, дано четкое обоснование сущности и содержания конкурентоспособности страны, отрасли, предприятия (фирмы) и продукта, определены взаимосвязи и взаимозависимости этих категорий. Формирование рыночной экономики обуславливает развитие анализа конкурентоспособности в первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных предприятий и их внутренних структурных подразделений, поскольку эти низовые звенья составляют основу рыночной экономики при любой форме собственности. Но это не исключает, а скорее, наоборот, предполагает и необходимость возможного перехода анализа на микроуровне не «сверху вниз», как складывалось при командно – административной системе, а «снизу вверх». Народнохозяйственные отношения и обобщения вовсе не противопоказаны коммерческим отношениям, принципам и требованиям свободного рынка.
Нет недостатка и в предлагаемых экономистами подходах к оценке конкурентоспособности через многочисленные характеристики фирм и стран, а также в рекомендациях по повышению конкурентоспособности путем планирования деятельности компаний либо проведением определенной политики правительства. Но, по мнению М.Портера, они отличаются «таким же разнообразием и непоследовательностью, как выраженные и невыраженные подходы к пониманию конкурентоспособности, на которых они основывались». Это еще раз показывает сложность и неоднозначность проблемы конкурентоспособности, находящейся в центре внимания и правительств, и промышленных кругов любой страны, как испытывающей определенные трудности, так и процветающей в настоящее время. Очевидно, было бы неверно искать ответ на данный вопрос только либо на уровне фирмы (предприятия или субъекта хозяйствования), либо на уровне страны в целом. Цель работы – оценка конкурентоспособности предприятия МДК "Даурия" Задачей работы является анализ следующих параметров: 1. Рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности 2. выявить основные направления оценки конкурентоспособности 3. проанализировать конкурентоспособность товара предприятия МДК "Даурия" Понятие и сущность конкурентноспособности Сущность конкурентоспособности промышленного предприятия в России и за рубежом
В современной экономике конкурентоспособность - это проблема не только отечественной экономической теории, но и мировой. Как считает авторитетный американский ученый, член Комиссии по конкурентоспособности в промышленности при президенте США М.Портер, пока «не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность означала низкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу. Споры вокруг конкурентоспособности... продолжаются и по сей день». Конкурентоспособность - это характеристика товара, отражающая его отличие от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару - конкуренту. Базой оценки конкурентоспособности является исследование потребностей покупателя, требований рынка. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынке, и приобретает то из них, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность. При этом покупатель учитывает их потребительские свойства, выясняет степень соответствия собственной потребности. Каждая потребность обладает свойствами и характеризующими их параметрами, которые определяют ее сущность, необходимый потребителю полезный эффект и конкретные условия процесса потребления. При совпадении параметров потребности с параметрами, характеризующими само изделие и совершается покупка. Для того, чтобы товар был приобретен конкретным покупателем, он должен соответствовать потребностям по техническим параметрам и финансовым возможностям потребителя (цена потребления товара), при этом потребитель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, то есть оптимизировать свои полные затраты.
Поскольку потребности каждого отдельного покупателя складываются по воздействиям обширного комплекса факторов и носят индивидуальный характер, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно неодинаковым и будет их предпочтение, выбор из массы аналогичных товаров, предлагаемых на рынке. Следовательно, по отношению к конкретному потребителю конкурентоспособность данного товара также будет индивидуальной. Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в конкурентной борьбе. Таким образом, конкурентоспособность любого товара может быть определена только в результате сравнения, и поэтому является относительным показателем. Она представляет собой характеристику товара, отражающую его отличие от товара - конкурента по степени удовлетворения конкурентной общественной потребности. Конкурентоспособность определяется совокупностью свойств этой продукции, входящих в состав ее качества и важных для потребителя, определяющих затраты потребителя по приобретению, потреблению (эксплуатации) и утилизации продукции. Общая схема оценки конкурентоспособность представлена на рис.1.1.
Рис 1.1. Общая схема конкурентоспособности
Безусловно, успех отдельных предприятий в конкурентной борьбе в условиях углубляющейся интернационализации рынка зависит от положения дел в стране. Правильность этого положения доказывает тот факт, что с удивительным постоянством предприятия (фирмы, корпорации) одних и тех же стран (Япония, Германия, Франция, США, Корея и т.д.) добиваются огромных успехов во вполне определенных отраслях экономики. Но в то же время именно отраслевые особенности позволяют данной фирме данной страны создать и удержать конкурентные преимущества на своем рынке. При этом зачастую в стране функционирует одновременно сразу несколько мировых лидеров в какой-то отрасли промышленности. Примерами могут служить японские фирмы в области бытовой электроники, роботов, фото- и копировальной аппаратуры, шведские фирмы по производству тяжелых грузовиков и горнорудного оборудования, французские парфюмерно- косметические фирмы, швейцарские фармацевтические компании и т.д.
Во-первых, до последнего времени в российской экономической литературе термин конкурентоспособность использовался только применительно к продукции, во-вторых, применялся он в основном в рамках внешнеэкономической деятельности в тесной связи с качеством и объемом продаж экспортной продукции. Безусловно, это в определенной степени было оправдано в условиях ограниченного выхода отечественных товаропроизводителей на мировой рынок. Но в современных условиях конкурентная борьба стала обычным явлением и для российского рынка. При этом следует отметить широкомасштабность, динамизм и остроту этой борьбы как на мировом, так и на отечественном рынке, что обуславливается значительным и постоянно увеличивающимся числом участников внешнеэкономических операций. Существенную роль в конкурентной борьбе с крупными и сверхкрупными компаниями как в мире, так и в России, начинают играть фирмы малого и среднего бизнеса. Это, безусловно, связано с большей гибкостью, восприимчивостью к нововведениям, быстрой реакцией на изменения условий рынка со стороны этой группы фирм. К этому следует добавить, что они занимают значительную долю как в валовом национальном продукте (в США, к примеру, 43%), так и в численности наемной рабочей силы (в США - 58%). В России подобные показатели несколько иные. Однако и здесь можно отметить тенденцию увеличения доли малых и совместных предприятий в общем объеме произведенной промышленной продукции. Здесь следует также учесть, что отечественная статистика относит к крупной и средней промышленности предприятия, имеющие численность работающих свыше 200 человек, что, естественно, сокращает долю малого и среднего бизнеса в основных макроэкономических показателях экономики России. При этом на фоне общего спада производства отечественные совместные предприятия в 1994 г. смогли увеличить объемы производства нефти в 1,9 раза, алюминия вторичного в 2 раза, стали на 43%, персональных ЭВМ в 2,8 раза, составив успешную конкуренцию как отечественным производителям, так и фирмам других стран на своих рынках. Безусловно, конкретные подходы к решению вопроса обеспечения конкурентоспособности в различных странах отличаются. Но есть и общие закономерности.
Дальнейшее углубление международного разделения труда, международной специализации и кооперирования в различных областях, интернационализация экономики расширяют массовую базу конкуренции. К соперничеству стран-традиционных экспортеров присоединились «новые индустриальные страны». Активно вовлекаются правительства с целью обеспечения протекционизма своим фирмам на внутреннем рынке и поддержке национальных экспортеров на внешнем. В середине 70-х годов Япония уверенно вышла на уровень качества западноевропейских и американских фирм, а затем и обошла их по этому показателю. При этом доля фирм США в общем объеме мирового экспорта (за исключением стран бывшего СЭВ) с 1970 по 1983 г.г. уменьшилась на 19,5%, в экспорте готовой промышленной продукции - на 8,9%, в то время как доля японских фирм возросла на 33,4% и 66,3%. По мере совершенствования характеристик продукции и роста ожиданий потребителей все меньше фирм за пределами Японии сохраняли способность эффективно конкурировать на японском рынке. Более высокое качество привело к повышенному спросу на японские товары во всем мире. В результате, к примеру, американский потребитель приобретает 30% спорттоваров, 34% микроволновых плит, 90% радиоприемников и мотоциклов, около 100% кассетных видеомагнитофонов импортного, в основном японского, производства. Доля Японии в экспорте легковых автомобилей в США составляет 70%. Конец 70-х годов характеризуется стремительным ростом конкурентоспособности у «четырех азиатских тигров». И хотя этот процесс начался в этих странах позднее, чем в Японии, в настоящее время они выпускают много изделий, уровень конкурентоспособности которых соответствует или превышает характеристики аналогов, выпускаемых в США, Европе и Японии. Следует учесть, что ставки заработной платы в этих странах значительно ниже, чем в традиционно высокоразвитых, что значительно затрудняет конкурентную борьбу с ними. Но конкурентоспособность - состояние динамичное, изменяющееся под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Ведущие западные экономисты по-разному объясняют, почему отдельные страны мира конкурентоспособны, а другие нет. В работах 50-х, 60-х и начала 70-х годов высокую конкурентоспособность американских фирм, лидировавших во многих отраслях, объясняли через анализ структуры торговли США. В последующих работах, уже посвященных анализу успехов японских фирм, одним из основных факторов конкурентоспособности выделяют экономическую политику государства, в частности временный протекционизм. Отдельные авторы рассматривают конкурентоспособность страны как явление макроэкономики, определяемое валютными курсами, процентными ставками, бюджетными дефицитами. Но многие страны оставались конкурентоспособными несмотря на бюджетные дефициты (Япония, Корея, Италия), падение курсов национальных валют (Германия, Швейцария), высокие процентные ставки (Корея, Италия). Как видно из представленного выше обзора точек зрения, не существует единого мнения о сущности конкурентоспособности страны. Если понимать под этим термином страны, все отрасли которых конкурентоспособны, то ни одна страна вообще не подходит под это определение. По мнению отечественного экономиста А.Селезнева, «конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение страны или товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику». Но любое положение, думается, не просто наступает под воздействием тех или иных факторов, а является результатом какой-то деятельности. Поэтому, по нашему мнению, конкурентоспособность страны - это способность страны создавать, производить и сбывать больше материальных ценностей, чем ее конкуренты на мировых рынках. Поддержка со стороны государства возможна в двух направлениях. Во- первых, государство может способствовать развитию экспортного производства. В этих целях в отношении экспортно-ориентированных предприятий обрабатывающей промышленности необходимы селективная налоговая политика, включая ускоренную амортизацию, льготные кредиты, в том числе смешанные государственно-частные кредиты, а в ряде случаев и прямое государственное финансирование. Государство может выступать гарантом иностранных кредитов для этих предприятий, а также принимать другие протекционистские меры (например, снижение НДС, аренды земли, тарифов за коммунальные услуги и др.). Во-вторых, государство должно создавать благоприятные условия для экспорта продукции обрабатывающей промышленности, особенно машин и оборудования, путем создания системы кредитования экспорта, в том числе государственными кредитными учреждениями, и страхования экспортных кредитов, предоставляемых коммерческими банками. Требуется создать систему информирования иностранных покупателей о возможностях российской промышленности, оказывать финансовую поддержку экспортерам, участвующим в зарубежных ярмарках и выставках, предоставлять информацию экспортерам о состоянии рынков отдельных стран (что должно стать главной функцией торговых представительств России за рубежом). Особого внимания заслуживает поддержка экспортной деятельности оборонного комплекса, поставки за рубеж продукции которого совсем недавно занимали значительное место в структуре экспорта машиностроительной продукции страны. Широкое распространение конкуренции на мировом рынке ускоряет протекание присущих ей процессов: идет быстрое обновление ее форм и методов, усиливается поиск новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта. Особую остроту и динамизм конкурентной борьбе придает НТП. Везде, где идет борьба за снижение издержек производства, повышение качества, максимизацию прибыли, научно-технический прогресс выступает не только мощным средством, но и сильным катализатором конкурентной борьбы. При этом многоаспектное и многоуровневое воздействие НТП на формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения проявляется как между отдельными странами, так и между группами стран, а также между отдельными фирмами. Успехи ведущих фирм мира в создании конкурентоспособных изделий, прежде всего, зависят от их инновационной деятельности, направленной на создание принципиально новых изделий. В мировой практике хозяйствования прочно укрепился специальный термин, отражающий эту особенность - «товар рыночной новизны». По оценкам западных специалистов товар рыночной новизны обеспечивает прибыль, по сравнению с традиционным, большую на 28%. К товарам рыночной новизны относятся лишь те, которые: либо удовлетворяют совершенно новые потребности и тем самым формируют новые рынки («пионерские товары»); либо удовлетворяют на более высоком качественном уровне потребности уже известные (усовершенствованные товары); либо позволяют значительно более широкому кругу покупателей потреблять ранее недоступные им товары (товары по сниженным ценам), удовлетворяя известную потребность на прежнем уровне. В то же время, если товар, при создании которого использованы новинки, удовлетворяет известную потребность на прежнем уровне и не расширяет круг своих потребителей, то товаром рыночной новизны считать нельзя. Анализ мирового экспорта промышленной продукции показывает, что среди товаров-лидеров, преобладают изделия, быстро изменяющиеся под воздействием НТП: аудио- и видеоаппаратура, интегральные схемы ЭВМ, текстильное и целлюлозно-бумажное оборудование, железнодорожный подвижной состав, коммуникационное электронное оборудование, бытовое и промышленное электротехническое оборудование, авиадвигатели, химическое оборудование. В то же время создание товаров рыночной новизны сопряжено с известным риском. Зарубежная статистика свидетельствует, что только 31% новых товаров выходит на рынок и лишь 12% из них получает признание у потребителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|