Метафора как инструмент драматургизации документального материала
Под драматургизацией документального материала, то бишь документального объекта внимания сценариста, мы понимаем преобразование реальной информации, реального факта в драматургический художественный материал, в сценарную ткань театрализованного действа, будь то представление, праздник или обряд. Другими словами, драматургизация представляет собой творческий процесс, овладеть которым и есть задача студента. Если документальный объект внимания определен темой театрализованного действа, то драматургический художественный материал определен идеей, поскольку сценарий и представляет собой художественный образ идеи, ее подробную драматургическую разработку. Преобразование документального материала в художественный требует особого инструмента, каковым является метафора. Метафора -это неназванное сравнение двух объектов по признаку, одинаковому для обеих сопоставляемых объектов. Если один из этих объектов - документальный факт, то второй - художественный образ. Метафорическим образ становится тогда, когда он употребляется не в автологическом, т.е. прямом, а металогическом, т.е. переносном значении. Прекрасное определение метафоры дал писатель Абрам Терц (псевдоним Андрея Синявского): «Метафора -это память о том золотом веке, когда все было всем. Осколок метаморфозы». Если метафора как образное подобие какого-либо сложного жизненного явления раскрывается на протяжении большого драматургического целого, то такая метафора называется развернутой. Когда метафорический образ (в особенности бытовой) берется в прямом смысле, оставаясь условным по отношению к реальности, но в дальнейшем приобретает очертания реального, внеобразного предмета, возникает новое осмысление метафоры, имеющее юмористический и даже гротескный оттенок. Такое стилистическое явление называется реализацией метафоры.
Именно реализация развернутой метафоры имеет место в приведенном ниже сценарии. Бытовой образ коробки из-под торта становится метафорой человеческой телесной оболочки, внутри которой обретается или должен обретаться некий внутренний мир. Слагаемые этого внутреннего мира тоже обретают очертания реальных предметов. Детскую непосредственность являет детский горшок, романтическую приподнятость - воздушный шарик, философическое «я» - университетская шапочка, мистическую склонность - игральная карта («дама пик»)... Реализацией метафоры продиктован и жанр театрализованного представления. В данном случае -это сатирическая комедия обстоятельств. «Святая простота» Сценарий театрализованного представления Действуют: Гитарист, Искательница, Пошляк, Пустой, Ограбленный, Сограждане. Слышаться звуки гитары. На сцене появляется Гитарист. Звучит песня Гитариста. Гитарист: Сколь мир многообразен и чуден потому. И мы ни в коем разе не критики ему. Он дремлет и судачит, дарует и берет... И что все это значит, никто не разберет. То к чуду прикоснется в наитии святом, то разом обернется сквалыгой и шутом. От полночи до света восторг и маета, лукавая планета, святая простота! Во время использования песни участники оформляют сцену как своеобразный вернисаж портретов, написанных выдающимися художниками всех времен и народов. Зрители видят веселые, серьезные, задумчивые лица людей, исполненных богатой внутренней сущности. Развесив портреты, участники покидают сцену. Гитарист остается на сцене во время своего представления то в роли барда, то в роли наблюдателя. На сцене появляется Искательница. В руках у нее большая картонная коробка, перевязанная лентой с бантом. «Ля-ля-ля! Ля-Ля» - напевает Искательница, кружится и любовно поглядывает на коробку.
Искательница: Ах, ты, мое сокровище! Ах, ты, мое чудо! Ах, ты, моя прелесть! Из-за кулис выглядывают и выходят на сцену любопытствующие участники. Первый: Никак шляпка? Искательница: А вот и не шляпка! Второй: Торт, небось? Искательница: И вовсе даже не торт! Третий: Ну тогда - шлык фильдеперсовый! Искательница: Это... мой внутренний мир! Ах, ты мое сокровище! Ах, ты мое чудо! Ах, ты моя прелесть! Первый: Ишь ты... Какая загадочная! Второй: Внутренний мир говорит... Третий: Вот и у меня внутренний карман есть... Четвертый: Так ведь и у меня внутренности имеются! Пятый: И я тоже внутрь употребляю... Искательница: Эх,вы, дураки чумазые, черти долговязые! Жалко мне вас! Внутренний мир - это... это!.. Это!! Да что говорить, об этом петь надобно. Любезный, будьте добры! Гитарист: Чего изволите? Искательница: Что-нибудь этакое... о внутреннем мире... Гитарист: С нашим удовольствием! Звучит песня в исполнении Гитариста. Гитарист: Белый свет колобродит снаружи под созвездием Гончего Пса. То дожди колготятся, то стужи завывают на все голоса. Мы снаружи - без изъяна. Полюбуйтесь-ка на нас! Может поздно, может рано, но пробьет наш звездный час. К сожаленью, в сердцевине, не пронизанной лучом, мы не ведаем и ныне, что к чему и что почем. Занавешивается первый портрет. Первый: Ишь ты! Второй: Какая загадочная! Искательница: Я тебе вскрою! Я тебе погляжу! Не твой внутренний мир - мой внутренний мир! Четвертый: И то верно... Вскроешь - а оттэда как шарахнет, и наших нет. Пятый: Или еще того хлеще - газом шибанет. Третий: Женщина говорит! На сцену выбегает Пошляк. Пошляк: Где женщина? И вправду - женщина.
Четвертый: А что есть женщина? Пошляк: Интересуетесь? Женщина - это станок любви! Получает по морде. Пошляк: За что? Я думаю так: к женщине надо подкатываться снизу. Женщины это любят и только делают вид, что они этого не любят. Получает по морде. Пошляк: Да что же это такое? Я тогда говорить не буду!.. Женщинауст
Получает по морде. Пошляк: Если женщину понюхать... Получает по морде. Пошляк: Если это будет еще повторяться, я замолчу! На чем мы остановились? Ах, да! Так вот. Женщина любит смотреть на себя. Она садится перед зеркалом совершенно голая... Получает по морде. Пошляк: Голая. Получает по морде. Пошляк: Голая!
Получает по морде. Пошляк: Голая! Женщина голая! Голая баба! На Пошляка сыплются удары. Он падает. Участники расступаются. Пошляк начинает шевелиться и, наконец, встает, размазывая сопли. Пошляк: За что? Может, это вовсе и не я, может, это мой внутренний голос... Пошляк уползает за кулисы. Пятый: Внутренний голос - это еще не внутренний мир! Первый: Не скажи! Каков мир - таков и голос. Искательница: А я не дам! Не для того я взлелеяла, чтобы глядеть, а пуще того -трогать... Свой внутренний мир заимейте, тогда и суйтесь! Третий: Да у меня этот внутренний мир знаешь какой? Как у троянского коня пузо... Любезный, подтверди! Гитарист: С нашим удовольствием! Звучит песня Гитариста, Звучит песня Гитариста. Участники, кроме Искательницы и Пустого, покидают сцену Гитарист: И золотник, и медная полушка порой бывают цвета одного. Троянский конь - коварная игрушка. Поди узнай, что в брюхе у него! Поди, узнай, чья тайная засада ужо грозит погибелью тебе. Поди узнай, кому все это надо и кто в ночи играет на трубе. Поди узнай, какой он будет масти Занавешивается второй портрет.
Четвертый: А мой внутренний мир весь такой маленький, весь такой лох-матенький, на зверька похож...
Пятый: А вот мой внутренний мир очень даже пикантный. От него даже серой немного несет... Первый: Интересно получается! Весьма интересно! От кого-то несет, а кто-то пахнет... Второй: Как внутренним миром пахнет, так форточку открывай! Третий: Бросьте! Вот у меня внутренний мир, что глыба. Не своротишь! Потому как я человек серьезный... А ты как считаешь? Вопрос обращен к Пустому, только что появившемуся на сцене. Пустой: Вы знаете, а у меня внутри - «пфу»... Четвертый: Как это так - «внутри пфу»? Пятый: «Внутри пфу» - это нехорошо. Первый: Не может быть «внутри пфу». Второй: Это безобразие - «внутри пфу»! Третий: Это чудовищно - «внутри пфу»! Искательница: «Внутри пфу» - просто неслыханно! Четвертый: Это уж совсем черт знает что - «внутри пфу»! Пустой: Вы знаете, а у меня «внутри - пфу». Пятый: Надо его избавить от этого «пфу». Первый: У него не должно быть «внутри пфу». Второй: Необходимо, чтобы этого «пфу» у него не было. Третий: Он должен изжить это свое несчастное «пфу». Искательница: Это «пфу» ему нужно презреть. Четвертый: Ему надо наполнить себя смыслом. Пятый: Избавиться от этого «пфу» - его прямая обязанность. Пустой: Вы знаете, а у меня внутри - «пфу»! Первый: Сейчас изладим! Второй: Поможем! Третий: Выручим! Искательница: Спасем! Четвертый: Наверстаем! Пятый: Наградим! Первый: Осчастливим! Второй: Любезный, марш! Пожалуйста! Гитарист: С нашим удовольствием! Гитарист: Совершенству нет предела. Помогай ему расти! Пусть цветут и дух и тело нам во благо и к чести. Нету вакууму места в человеке. Гой еси! Ком божественного теста в душу живу принеси! Поусердствуй о немногом иль о многом, так сказать! Озаботься вместе с Богом думать, чувствовать, дерзать!
Занавешивается третий портрет. Искательница: Ох,что-то будет, что-то будет... Пустой: А что будет? Хуже не будет. Участники появляются на сцене с подарками-символами, поочередно оделяя ими Пустого. Третий: Вот! Пустой: Это что? Третий: Это твоя детская непосредственность. Вручает Пустому детский горшок.
Четвертый: Вот! Пустой: А это что? Четвертый: А это твоя романтическая приподнятость! Вручает Пустому голубой воздушный шар. Пятый: И вот! Пустой: Что это? Пятый: Это твоя интеллектуальная закваска.
Вручает Пустому багетовую раму без холста.
Первый: А это твое философическое «я»! Вручает Пустому университетскую шапочку.
Второй: А это твой общественный интерес! Вручает Пустому российский флажок. Третий: А вот это твоя мистическая склонность!
Вручает Пустому игральную карту с дамой пик.
Четвертый: А это твоя сексуальная озабоченность!
Вручает Пустому газету «Мистер Икс».
Участники (все вместе): Поздравляем с внутренним миром!
Пустой сгребает подарки в кучу. Пустой: Где взяли-то? Пятый: А где взяли, там больше нет. Первый: А где больше нет, там и взять нечего. пустой: Ограбили кого? Второй: Зачем? С граждан по нитке - нищему внутренний мир. Пустой: Экое богатство привалило... И чего мне с ним делать? Искательница завистливо косится в сторону Пустого. Искательница: Давай меняться! Ты мне - свой внутренний мир, а я тебе - свой. Пустой: Ну, не знаю... Мой-то весь, как на ладони, а твоего я пока не видел. Искательница: Ну, тогда пропадай! Я уж за ценой не постою. Пустой: Никак невозможно. Себе дороже. Мой-то весь, как на ладони, а твоего я пока не видел. Искательница: Тогда подари, что ли? Пустой: Как же я тебе его подарю, когда он у меня весь, как на ладони, а твоего я отродясь не видел? Искательница: Ну, хорошо... Тогда дай поносить! Пустой: А я что носить буду? Свой-то у меня вот он, как на ладони, а что там у тебя, мне неведомо. Искательница: Так и быть. За интеллектуальную закваску можешь ручку поцеловать. Пустой (заинтересованно): Ручку, говоришь? А, ладно. Бог с ней, с закваской! Бери! А теперь ручку, пожалуйста! (Целует ручку) Прелестно! Искательница: А за поцелуй в щечку свое философское «я» отдашь? Пустой: Согласен. И без философического «я» как-нибудь просуществую. (Целует щечку) Восхитительно! Я балдею! Искательница: А за общественный интерес и другую щечку подставлю! Пустой: Давай другую! Мне этот интерес без надобности... (Целует другую щечку) Божественно! Искательница: А за детскую непосредственность и романтическую приподнятость я и в губы разрешу. Пустой: Неужто в губы! Где наша не пропадала! Бери! (Целует в губы) Обнимает Искательницу, которая освобождается от затянувшегося объятия. Искательница: Но-но! За такое лапанье мистической склонности маловато будет! Как насчет сексуальной озабоченности? Пустой: А вот за это и отдаться - мало будет. А что, своей не имеется? Второй: А вот вскроем и поглядим. Искательница: Ишь вы, шустрые какие! Моей сексуальной озабоченностью интересуются! Да только я другому отдана и буду век ему верна. Любезный, подтверди. Гитарист: С нашим удовольствием! Звучит песня Гитариста. Гитарист: То-то времечко настало- кроме секса бога нет! Свергнуть душу с пьедестала догадался белый свет. Только судороги тела, да возня до утра вплоть Все святое нынче съела человеческая плоть. Будем веселы и бойки. Что от грусти помирать! Хорошо с подружкой в койке и резвиться и играть. Занавешивается четвертый портрет. Искательница: Вот спасибо! Вот уважил! (Обращается к Пустому) Ну так как насчет озабоченности? Пустой: Ну нет! Совсем внутренний мир терять мне не с руки. У меня в нем кроме этой самой озабоченности ничего боле и нету. Самому сгодится. Слышится отчаянный крик «Караул!». На сцену вбегает Ограбленный. Ограбленный: Караул! Внутренний мир сперли! А ну, вертай взад! Третий: Чего орешь? Может, у тебя его и не было вовсе. Ограбленный: Как это не было? Еще вчера был, а вот теперь нету. Потому как сперли... Четвертый: И много сперли? Ограбленный: А все и сперли! Теперь вот сквознячок внутри гуляет. Может, ты взял? Пятый: Мне без надобности. С этим внутренним миром канитель одна. Ограбленный: Тогда ты? Первый: Еще чего? У меня внутри все место занято. Пиво я весьма уважаю. Ограбленный: А не ты ли спер? Второй: Чтоб я?! Чтоб мне?! Чтоб у меня?! Ограбленный: Ну тогда ты! Третий: А вот это видел? (показывает кулак) Моя тара твоей не пара! У Искательница прикрывает выменянные на поцелуи подарки. Ограбленный замечает это. Ограбленный: А ведь это мое! Моя детская непосредственность! И это мое! Моя романтическая приподнятость! И мистическая склонность! И интеллектуальная закваска! Отдай! Искательница: Не отдам! Натурой оплачено! Ограбленный: Отдай, говорю! Где взяла? Искательница: Где взяла, там уже нет. Не отдам! Только через мой труп! Четвертый: Кажись, смертоубийство карячится... Чего, мужик, раскипятился? Дама дело говорит. Искательница: Профукают свой внутренний мир, а потом шумят, ироды... На, подавись! Подвигает Ограбленному коробку, перевязанную лентой. Ограбленный: Однако... Весьма изящно упакованная вещь. Будет кому Гитарист: От пустых клоунад и реприз ничего, кроме колик вжелудке. А случится приятный сюрприз - хорошо, как от дружеской шутки. Но, бывает, теряешь покой, если вдруг, как стеклом по железу, средь сюрпризов найдется такой, что глаза к переносице лезут. И грешит на судьбу человек, и мордуется вроде урода. Ах, избавь нас, о боже, навек от сюрпризов подобного рода! Занавешивается пятый портрет. Ограбленный: И чего тут? Пятый: Чего, чего... Вскроем и поглядим! Участники (вместе): Налетай, братцы! Вскрывать будем! Участники наступают на Ограбленного. Тот прикрывает коробку руками. Первый: Жизнь или внутренний мир! Ограбленный: Господа, помилуйте! Ведь само в руки пришло. Второй: Век свободы не видать! Ограбленный: Помогите! Третий: Через семь гробов, в крестовину, в душу, в архангела Гавриила! Ограбленный: Караул! Грабят! Ограбленный бросается бежать, участники за ним. Четвертый: Сей момент бантик развяжем! Пятый: Внутренний мир – общее достояние! Первый: Не потерпим индивидуализму! Ограбленный и участники исчезают за кулисами. На сцене остаются Искательница, Пустой и Гитарист. Искательница: Ну, вот теперь и отдышаться можно... Собраться с мыслями... Пустой: Ну и ну... обмишулился я, гляжу... все отдал, одна сексуальная озабоченность при мне. Это же не жизнь теперь будет, а сплошной половой вопрос получается... Искательница: Чего заскучал? Не импотент, поди? Вопрос не в повестку утешишься! Ты лучше скажи, что мне с моим добром делать? Хлопот теперь не оберешься: приподнятость не урони, склонности поусердствуй, непосредственность побереги, интерес не потеряй... А жить когда? Когда компот с белым хлебом кушать? Пустой: А вы компот, значит, любите? Искательница: Не только компот, я еще шницель люблю. Пустой: А где же вы шницель кушаете? Искательница: Обыкновенно в пивной. Пустой: Вы любите пиво? Искательница: Нет, я больше люблю портвейн. Пустой: Я тоже люблю портвейн. Искательница: Вы любите портвейн? Как это хорошо! Я хотела бы вместес вами выпить портвейну. Пустой: И я тоже хотел бы с вами выпить портвейну. Пустой: Уж я таки сейчас и не соображу. Искательница: А что вы скажете, если нам сейчас пойти и выпить портвейну? Пустой: Ну что ж, я согласный. Искательница: Тогда пошли... Любезный. Гитарист: С нашим удовольствием!
Звучит песня Гитариста. Гитарист: Пригубьте, тети! Поддать при блюде - не гнуть подковы. Давайте будем как есть здоровы! И спросит: «Де я?», портвейн найдется! Занавешивается шестой портрет. На сцене - груда невостребованного внутреннего мира. Гитарист задумчиво обходит ее, осматривая каждый предмет. Время от времени вопросительно взглядывает в зал, показывая ту или иную оставшуюся принадлежность, как бы спрашивая - не нужна ли она кому-нибудь из зрителей. Из-за кулис появляется перепуганный Ограбленный, прижимающий к груди коробку с лентой. Ограбленный садится на авансцену и, озираясь по сторонам, начинает развязывать ленту. Из-за кулис, крадучись, появляются остальные участники и постепенно окружают Ограбленного, поглощенного своим занятием. И вдруг... Участники (вместе): Вскро-о-е-е-м! (Бросаются на Ограбленного) На сцене - куча мала. Из груды тел высоко взлетает развязанная лента. И тут раздается оглушительный взрыв. Все разлетаются в стороны и падают замертво. Гитарист грустно констатирует сей факт. Гитарист: Финита ля комедия!.. Из-за кулис появляются Искательница и Пустой в обнимку и по всем признакам уже выпившие портвейна. Искательница: Что это? Пустой: Похоже, внутренний мир дуба дал... Искательница: Мой? Пустой: Был твой, да весь вышел. Искательница: Неужто весь? И ничего не осталось? Пустой: Как и есть - ничего. Искательница: А твоя озабоченность? Эта самая? Пустой: Увы и ах! Ну, да это - дело наживное... Еще озабочусь... Искательница: В таком случае, прощай! Вот тебе мой экивок на память, а я, между прочим, помереть должна... Искательница ложится и умирает. Пустой: Однако, нехорошо получается... Одиночество - оно хуже смерти будет... (обращается к Гитаристу) Браток! Добей, помилосердствуй! Гитарист (берет гитару): С нашим удовольствием! Пустой: Спасибо, браток! Пустой падает и умирает. Звучит песня Гитариста. Гитарист: Уроним голову на грудь и воздадим им почесть. Они ушли не как-нибудь, а сутью озабочась. Они блуждали поперек и вдоль сего вопроса, но не смогли извлечь урок и рухнули с откоса. Они шарахались, пыля, в пути, что крив и злачен... Да будет пухом им земля! Простим их и оплачем! Гитарист кладет гитару на «труп» Пустого. Гитарист: Финита ля комедия... Тс-с-с-с-с... Прижимая палец к губам, Гитарист на цыпочках покидает сцену. Занавес. Примечание: В представлении использованы мотивы произведений Д.Хармса «Лекция» и «Старуха». Вопросы для самопроверки 1. Чем определяется документальный материал и художественный материал сценария? 2. Что такое метафора? 3. Что такое развернутая метафора?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|