Художественный образ как опосредованное воплощение непосредственного
Сценарий театрализованного действа представляет собой результат драматургизации документального объекта внимания сценариста и реализацию субъективной идеи последнего в виде ее подробной драматургической и художественной разработки. Под драматургизацией в данном случае следует понимать преобразование информационно-логического материала в эмоционально-образный. При этом сценарист решает одну из главных творческих задач - создание художественного образа. Прежде чем дать определение художественного образа, рассмотрим некоторые понятия, которыми он обусловлен и которые, так или иначе, предвосхищают его возникновение. Назовем окружающую нас действительность тем безусловным, чье существование конкретно и выражено впрямую, как оно есть. Тогда условным пребудет то, что выражено посредством чего-либо другого в переносном, фигуральном значении. А искусство, как известно, интересуется не самим объектом, но его образом. Что происходит, когда объект правдив и буквален? За время, потраченное на правдивую информацию о данном объекте, жизнь уходит вперед, и правда отстает, т.е. становится неправдой. В искусстве объект молчит, а говорит его образ. И только образ поспевает за временем. Не есть ли этот образ объекта то, что мы называем художественным образом? Истинно так! Учитывая то, что инструментом опосредования непосредственного является метафора, можно сформулировать следующее: художественный образ документального объекта есть метафорическое воплощение этого объекта в произведении искусства, обладающее способностью эстетического воздействия. Если конкретный документальный объект безусловен, то и художественный образ, как таковой, безусловен, поскольку создается с помощью определенных сочетаний таких выразительных средств, как слово, звук, цвет, линия, форма, которые сами по себе достаточно конкретны. Но художественный образ условен по отношению к документальному объекту. В художественном образе воплощены и выражены через него чувства и мысли сценариста. Следует помнить, что чувство - эмоциональное состояние человека как реакция его на внешнее событие, когда последнее становится событием внутренним. Именно чувство служит толчком, основой для рождения мысли по отношению к документальному объекту. В свою очередь чувство и мысль суть последние инстанции в ряду восприятия внешнего события и имеют выражение в сценарии в виде конечного художественного образа.
Художественный образ - всегда двуединство формы и содержания. Формальная сторона обеспечивает драматургическую целостность театрализованного представления, а содержательная - развитие конфликта через сценическое действие по закону драматургической кривой. В приведенном ниже сценарии театрализованного представления поиск художественного образа происходил так. Документальным объектом внимания, то бишь, внешним событием явилась общественная обстановка в стране в условиях экономического кризиса, политического раздрая, нравственного опустошения и физического обнищания. Иными словами, в человеческом и государственном сообществе как некоей взаимодействующей и самодостаточной системе порушены устойчивые связи, способствующие его единой, разумно организованной и плодотворной деятельности. Невольно напрашивается и становится методологически оправданным образ оркестра, музыканты которого в силу ряда причин не в состоянии достичь общего согласия и сотворить благую и созидательную гармонию, которая так необходима сегодня. Образ найден. Драматургическая целостность представления обеспечена. Что касается наполнения найденной художественной формы сценическим действием в свете развития конфликта, то эту творческую задачу вышеприведенные рассуждения не решают.
КОНЦЕРТ ДЛЯ ДИЛЕТАНТОВ С ОРКЕСТРОМ (Комеди а ля минор) Вступление. Открывается занавес. Музыка. На сцене - музыкальные инструменты, пюпитры с нотами, стулья. Все, как полагается в оркестре, за исключением самих исполнителей. Звучат стихи. Музыканты ушли. Только струны, смычки и пюпитры продолжают звучать и живую смущать тишину. сумрак, стыдливый и хитрый, Движим танец теней мерой сердцебиений в минуту. И, слагаясь, они образуют таинственный круг. И таит этот плен золотую тревогу и смуту. И грядут искушенья и зримо являются вдруг. Как тут кладь ни свалить, как ни сжать подлокотники кресел, Сколь на взгляд и на слух этот мир и печален и весел, столь безудержны в нем и улыбки и плачи сердец. Первая скрипка. Сцена заполняется людьми. Может быть, это музыканты, а может быть, просто претендующие на эту роль. Один из исполнителей берет в руки скрипку, лежащую на стуле. Первый: Я тоже хочу звучать. В ответ на эту реплику звучат реплики остальных. - Зачем? Звук - всего лишь колебания воздуха, ни больше, ни м«йьше. - А если - как ножом по сковородке? Как тебе это понравится? - Не все то золото, что звучит. Взять хотя бы смыв в унитазе... Первый: Я хочу звучать. Я хочу быть скрипкой. - Кстати о скрипке... Корень-то - скрип, а смычок - не лобзик. Эдак скрипеть тебе - не перескрипеть, пилить - не перепилить. - А вот струны подпилить могут. У нас это запросто. - Только Паганини одной струной обходился. Так у него это, известное Первый берет другую скрипку, гриф которой перевязан красивой лентой Первый: А я все равно хочу! Я хочу быть первой скрипкой. - С первой скрипки и спрос немалый. Наплачешься! - Так ведь она первая, если слева направо считать, а если справа налево - наоборот, последняя. - Ну, хорошо, допустим - первой. Похвальное желание! Только ведь не - Все первыми быть норовят, а крайними остаются.
- Где лавры, там и тернии. А где тернии, там и крест с гвоздями. - Лавры - не плоды! Горчат, вкушать невозможно, одна видимость... - Увенчать, конечно, могут. Почему не увенчать. Зелень - она зелень и есть. - Да только не та зелень-то! - Да что говорить! Молодо – зелено. - А что, мы ничего... Валяй - напрягайся! - Дерзай, кто против. - Подбородок упри, смычком взмахни и играй на здоровье! - Хоть Шуберта наяривай, хоть Берлиоза жарь - твоя воля! Первый берет скрипку и смычок совсем не так, как надо. Силится извлечь звук и беспомощно опускает руки. Все (вместе): Ну?! Первый: Что ну? Если я играть не умею? Отворачивается. Плечи его вздрагивают. - Жаль... Признаться, ты нас крепко разочаровал. - Что называется, поматросил и бросил. - Если это шутка, то отнюдь не смешная. - Не обессудь, но нам этот казус не по нутру. Первый грустно покидает сцену. Дуэт. Музыка. Под музыку звучат стихи. Нет, не то, чтобы жизнь устоялась, как скучная проза, и не то, чтоб оглох этот раненый музыкой мир, просто каждый свое в белом свете поет ариозо, и у каждого свой обозначенный богом клавир. Так сквозь морок и бродим, пеняя на знаки и вести, каждый сам по себе, как спадающий лист, невесом. Но бывает, два голоса нежно сливаются вместе, чтоб, кружась на ветру, до скончанья звучать в унисон. Из массовки выходят Он и Она. Они обходят пюпитры и рассматривают ноты, словно что-то ищут. Он: Она должна быть где-то здесь, моя лебединая песня. Она: Он должен быть в этих октавах, мой нежный восторг. Он: Где ты, мое женственное пиано, идущее из глубины взволнованного сердца? Она: Я должна найти мужественное форте, исполненное силы и страсти! Замечают друг друга и замирают. Он: Вот она, моя пленительная фуга, пьянящая, как старое вино! Она: Вот он, мои неистовый ноктюрн, дурманящий, как молодая брага! Глядя друг другу в глаза, идут навстречу друг другу. Вместе: Наша единая гармония!.. Наш необоримый форс-мажор!.. Наш, несравненный дуэт!.. Наше долгожданное время!.. Наше выстраданное пространство!
Звучат реплики остальных исполнителей. - А что, не помочь ли нашему дуэту? - Единая гармония - это прекрасно! - Форс-мажор - это чудесно! - Где он, неистовый ноктюрн? - Где она, пленительная фуга? Исполнители тоже пускаются в поиски. На сцену летят нотные листы с пюпитров. • Нет, это не ноктюрн! • Нет, это не фуга! Нашел! Вот он, неистовый ноктюрн! Держи! • Вот она, пленительная фуга! Держи! Он и Она получают по нотному листу. Он: Да, это она! Си-бемоль мажор в моем ключе! Она: Конечно, это он! Фа-диез минор в моем вкусе! Он: Извините! Вам не кажется, что ваш минор диссонирует с моим мажором? Она: Простите! Но это ваш мажор никак не соотносится с моим минором. К тому же этот ваш бемоль просто ужасен! Он: Дался вам мой бемоль! Это ваш диез ухо режет, как железо по стеклу. Она: А ваше си, между прочим, звучит очень даже вульгарно. Она уходит в одну кулису. Он - в другую. Звучат реплики Исполнителей. - Да... Как странно встретились, как странно разошлись. - А вы говорите - гармония... Где уж там! - Бывает и хуже: поют, а друг друга не слышат. - И никакого времени, и никакого пространства. Исполнители прислушиваются к начинающей звучать музыке.
Дирижер Под музыку звучат стихи Трудно знать о судьбе, если чувства и мысли в разброде, если путь вразнобой, потому и не строит душа. Потому и живем незлобивых бездельников вроде, забывая о том, как бывает она хороша. Слабнет сила в руках, умирает надежная воля, Один из Исполнителей подходит к дирижерскому пульту, берет палочку и стучит по пюпитру. Он явно метит в дирижеры. Дирижер: Для того, чтобы у нас все заиграло, нужен лидер. Звучат реплики Исполнителей. - Заводила! -Начальник! -Шеф! - Босс! Дирижер: Верно! В общем, нужен дирижер. И таковым должен быть я, поскольку имею на это все права. -Это какие же? Назовите! - Огласите весь список, пожалуйста! - Это впечатляет. - И где-то радует. - И даже обнадеживает. Дирижер: Тогда попрошу всех занять свои места! Исполнители занимают места за пюпитрами.
Дирижер: Внимание! С первой цифры! - С первой цифры? Дирижер: С первой ноты! То бишь, с первой команды! На «до» - стройся! На «ре» - равняйсь! На «ми» - шаг вперед! На «фа» - кругом! На «соль» - два шага назад! На «ля» - смирно! На «си» - вольно! Усвоили? - Маэстро! Это как прикажете понимать? Дирижер: А непонятливых - попрошу - вон! Да, да! Это я вам говорю! Исполнитель, задавший вопрос, пожав плечами, уходит. Дирижер: Еще есть непонятливые? Нет? Превосходно! Вот теперь и помаршируем!
Отбивает ритм палочкой. До! Ре! Ми! Фа! Соль! Ля! Си! Стоп! Фальшивите, господа! «Ре»! -видеть грудь четвертого человека! У «Фа» ноги не в то место вставлены! «Ля» и «Си» - как три дня не едали, бравости никакой! Еще разок! С первой ноты! До! Ре! Ми! Фа! Соль! Ля! Си! Стоп! «До»! Грудь выгибай, не чахни! Что у «Ми» с ляжкой - отстегивается? «Соль», затылок не держишь - западает! Еще разок! С первой ноты! Исполнители отказываются повиноваться. В чем дело, господа? - А мы марш играть не нанимались! - Наш коллектив к этому не готов! - И вообще, маэстро, вы в курсе или как? Дирижер: В консерваториях не обучался. А вашего брата много видел и долго имел. Еще разок! С первой ноты! Все (вместе): Ни-ко-гда! Дирижер: Ну что ж! В таком случае, прощевайте, господа хорошие! Найду, с кем марши играть, равнение держать и дыхание ставить. Дирижер покидает сцену. Лабухи. Под музыку звучат стихи.
Денно музам служить благородного помысла ради, нощно музам внимать, утишая сердечную боль, - вот пример бескорыстья без тягостной сметы в тетради бытия и благая к убогому люду любовь. Во дворах и предместьях, где ветрено, скучно и пусто, и на вышних путях, орошаемых звездным вином, обретает себя неподкупная сила искусства, чтоб сиять таковой, не свихнувшись на торге земном. Звучат реплики Исполнителей - Вы ничего не слышали? Какой-то посторонний звук... - И это явно не струнная группа. - Это у меня в животе музыка играет. Натощак живу. -Как так - натощак? По какому такому случаю? - По случаю того, что человек я неимущий, в бедности прозябаю. - Ты что, думаешь - один такой? Нас, бедолаг, куда ни плюнь - везде - Тут один ухарь предлагает полное довольствие от пуза. - За так? - Зачем за так... Он нам - довольствие, мы ему удовольствие, в стиле рэп до рвоты. Стоит поразмыслить... Есть и другой вариант. Тут один кент на жмуров ангажирует. Ну там, вынос тела, поминки и прочее - и сыт, и пьян, и нос в табаке. - Стоит поразмыслить... На что святое искусство меняем! Презренной плотью пробавляемся! А куда деваться! Тут либо кабак, либо погост - и никакой альтернативы не предвидится. - Воистину, кто платит, тот и музыку заказывает. Одна группа Исполнителей устремляется к левой кулисе, К правой. Один Исполнитель преграждает дорогу первой группе, другой Исполнитель - второй. Не пущу! Не ведаете, что творите! Через мой труп! Жмура хотите? Тогда это буду я! Обе группы останавливаются и начинают следить за преградившими им путь двумя Исполнителями, которые взволнованно ходят по сцене, высказываясь вслух. - Мы еще увидим небо в алмазах... - Под музыку Вивальди... - Мы еще сыграем в четыре руки... - И в шесть смычков... - Мы еще потрясем фиоритурами мир! - И руладами регион! Обе группы Исполнителей, воспользовавшись невниманием к ним, крадучись исчезают за кулисами. Два Исполнителя, оставшиеся на сцене, заняты собственной персоной? - Откуда мне знать... Я и своего костюма не вижу. - Мне буквально не в чем выйти на сцену. - Да и я в таком виде выгляжу просто неприлично. - Безобразие! Я понимаю, что искусство требует жертв, но это уже слишком. - Почти новый костюмчик был. Я в нем жениться собирался. - Никак сканифолил кто? Оглядывают сцену и замечают отсутствие остальных - А где... эти?! - Смылись! Один рэп лабать, другие жмурить - Так что мы - одни остались? - Выходит так... как два бедуина в пустыне. - Однако... Оба в полной растерянности. Звучит музыка. Двое. Под музыку звучат стихи. Все - ничто пред искусством: хоромы и пышное платье. Все - пустяк перед этим, исполненным света пространством, непреложно зовущим однажды подняться с колен. Есть пленительный жребий с завидным желать постоянством мир божественных уз на житейское благо в обмен. Звучит диалог двух Исполнителей. - Может, все-таки начнем - с первой цифры? - Пожалуй... Инструменты в наличии, выбирай любой. Хотя бы валторну. Звук, я тебе скажу, грудной и прохладой отдает. - Оно, конечно, можно... Только вот крученая сильно, как вся моя жизнь. Погожу пока. - А я бы на гитаре рискнул, да боюсь на эротику сбиться. Ишь, выгиб какой -ну чисто бедро. Женское, понятно. - А ты кларнет приспособь. С бедром схожести никакой. - Кларнет язык щемит, да и резок не в меру. Не тот коленкор. А тебе барабан не впору будет? - Габариты смущают и бой глушит. Меня больше на лирику тянет. - А вот и гармонь! И кнопочек на всех хватит... Нет, не пойдет! Архаика и более ничего. - А мне бы что-нибудь такое, чего и нет вовсе. Клавесин, либо лютню какую... - А фисгармонию не желаешь? Жми себе на меха, выдувай соло и вся недолга... - А знаешь - я, пожалуй, тоже пойду. -Куда? -А квалификацию менять... на человек-оркестр - слыхал? Нынче это очень даже возможно... Прости, брат! И прощай! Ты уж как-нибудь без меня управляйся. Уходит. На сцене остается последний Исполнитель. Финал. Звучит музыка. Под музыку звучат стихи. Греет медь мундштука, если губы к нему прикипели. Тяжесть грифа мила, если пальцы в лады проросли. Как бы мы на паях безупречно играли и пели, дай нам крепость в трудах те, что древо познанья трясли. Как бы нам повезло даже в области среднего уха Последний: Один - он ведь в поле не воин... Хоть так, хоть эдак... Что в Грустно наводит прежний порядок. Ну вот, теперь все как было... Играй - не хочу! Потому как без музыки всем нам хана придет. Не желаете? Может быть, у вас чего получится? А мне тоже пора... как говорится, был да весь вышел. Раскланивается и уходит. И вновь сцена безлюдна. На ней - пустые стулья, пюпитры с нотами и музыкальные инструменты. Звучит музыка. Занавес. Вопросы для самопроверки 1. Что такое безусловное и условное в драматургии театрализованного 2. Что называется художественным образом? 3. Что обеспечивают форма и содержание художественного образа в драматургии театрализованного действа?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|