Подготовленность сотрудников органов внутренних дел
Различные качества, свойства и навыки, вырабатываемые в ходе занятий по физической подготовке, оказывают благоприятное воздействие на деятельность курсантов и слушателей. Это явление объясняется действием механизма переноса подготовленности. В широком смысле слова под переносом понимается влияние одного вида деятельности человека на другой. Применительно к физической подготовке под переносом подготовленности понимается влияние занятий физическими упражнениями на различные показатели учебной и служебной деятельности. Выполнение любого действия или сложного движения обеспечивается функцией вегетативной нервной системы, сенсорным контролем и управляющим воздействием центральной нервной системы. При этом во взаимодействие вовлекаются различные органы, значительное число морфофункциональных и психических структур человека. Выполнение определенного действия задействует определенные органы и системы, вызывает специфичное сочетание взаимосвязей в психической и биологической сфере человека. В результате формируется своеобразное центрально-периферическое образование – функциональная система, характерная только для данного вида деятельности. При смене работы возникает уже иная комбинация в деятельности органов и их взаимосвязей, формируются новые различные функциональные системы. Физиологи отмечают обязательное наличие во всех образующихся системах элементов, обеспечивающих двигательные действия человека. При выполнении физических упражнений также формируются специфические для них функциональные системы, деятельность которых обеспечивает около 230 костей, 640 мышц и несколько десятков психических качеств человека. Ограниченное количество составных элементов функциональных систем влечет к тому, что в составе различных функциональных систем неизбежно входят совпадающие элементы. Эта общность элементов разных функциональных систем в значительной степени и определяет возможность переноса подготовленности человека.
Эффективность механизма переноса существенно повышается при совпадении степени напряженности действия соответствующих функциональных систем. Практика показывает, что для получения ожидаемого эффекта переноса подготовленности интенсивность выполнения физических упражнений должна соответствовать напряженности реальной профессионально-служебной деятельности. На эффективность переноса оказывает также влияние и приспособительные (адаптационные) возможности человека. Это объясняется физиологической особенностью формирования и совершенствования условного рефлекса, требующего многократного повторения одних и тех же действий. В результате такой тренировки происходит сложный процесс приспособления организма к воздействию на него как изнутри, так и снаружи. Процесс адаптации характеризуется совершенствованием управляющих, энергетических, двигательных функций, формированием устойчивых связей между ними, установлением специфических отношений с центральной нервной системой, изменением мышечной структуры, улучшением кровоснабжения и осуществлением питания органов и другими физиологическими и психическими процессами. Чем чаще осуществляются эти процессы, тем крепче связи между функциональными системами, обеспечивающих их. Именно поэтому многократное выполнение соответствующих физических упражнений обеспечивает эффективность переноса физической подготовленности на специфическую оперативно-служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел.
Однако замечено, что одни элементы разных функциональных систем положительно взаимодействуют друг с другом, другие влияют друг на друга отрицательно, третьи оказываются нейтральными. Это обстоятельство дало основание обосновать предположение о том, что в основе переноса подготовленности лежит общность ведущих структурных элементов и совпадение режимов функционирования специфических функциональных систем, формирующихся в процессе физической подготовки и проявляющихся в различных видах служебной деятельности. Практика показывает, что наблюдать перенос в «чистом виде» практически не возможно. Однако в каждом виде деятельности можно выделить основное звено, которое требует преимущественного проявления определенных показателей. При таком выделении можно говорить о переносе главным образом какого-то физического качества, двигательного навыка и других свойств организма и психики. Такой подход дает возможность определить, что в основе переноса физических и специальных качеств лежит, прежде всего, общность биохимических, морфофункциональных изменений, происходящих в процессе соответствующих видов двигательной деятельности. Перенос двигательных навыков преимущественно обеспечивается возможностью использования динамических стереотипов, ранее закрепленных в центральной нервной системе, для формирования новых условно рефлекторных связей. При переносе психических качеств осуществляется воспроизводство фиксированных установок, определяющих качественные особенности сознания и поведения. Формирование физической готовности рассматривается как процесс перехода организма из одного состояния в другое, протекающий за счет прогрессивных функциональных, морфологических и биохимических изменений в нем. Функциональные изменения заключаются в совершенствовании деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем организма. Так, например, выполнение физических упражнений увеличивает силу сокращения сердечной мышцы и повышает ее выносливость. Это находит свое выражение в снижении частоты пульса, уменьшении максимального давления, увеличения ударного объема сердца. Реакция сердечно-сосудистой системы физически тренированного человека на нагрузки характеризуется экономной работой органов кровообращения при привычной для организма работе и резким повышением резервных возможностей системы кровообращения при максимальных нагрузках и сокращением восстановительного периода под влиянием физических упражнений. В составе крови стабилизируется количество эритроцитов и лейкоцитов, повышается содержание гемоглобина. Эти изменения состава крови обеспечивают увеличение кислородной емкости крови и повышение ее защитных свойств, что благоприятно сказывается на деятельности других систем и органов организма человека.
Под влиянием физических упражнений деятельность дыхательной системы становится экономной в покое и при стандартных нагрузках. Это проявляется в уменьшении частоты дыхания, но увеличении глубины, что влечет к снижению легочной вентиляции и возрастанию поглощения кислорода. Выполнение максимальных физических нагрузок требует для эффективного снабжения организма кислородом увеличения частоты, глубины дыхания и легочной вентиляции, чем и отличается физически тренированный организм от организма нетренированного человека. Физические упражнения улучшают обменные процессы в организме. Так, например, в мышцах увеличивается содержание основного энергетического вещества - гликогена. Окисление продуктов распада расщепления происходит быстрее и полнее, удаление продуктов обмена ускоряется. Увеличение содержания гликогена в печени способствует улучшению всасывания питательных веществ из кишечника, повышается количество фосфорных соединений в веществе головного мозга и активность ферментов в обмене веществ. В результате улучшается деятельность нервной системы, выделительной системы и желез внутренней секреции. Морфологические изменения состоят в укреплении структуры костно-мышечного аппарата, в положительных тканевых и клеточных усовершенствованиях. Биохимические изменения заключается в активизации различных механизмов, обеспечивающих быструю мобилизацию и превращение химической энергии в механическую, обеспечивающую двигательную деятельность.
Систематические занятия физическими упражнениями развивают устойчивость организма к недостатку кислорода, длительной гиподинамии, укачиванию, различным перегрузкам, высокой и низкой температуре среды и другим отрицательным факторам. Физическая готовность предполагает не максимально высокий уровень развития преимущественно одного какого-нибудь физического качества, двигательного навыка, а оптимальность их двигательных способностей. Целенаправленная физическая подготовка значительно улучшает координацию деятельности мышц всех функциональных систем, обеспечивающих формирование устойчивых двигательных навыков. Физические упражнения способствуют установлению сложных и в то же время точных и совершенных взаимодействий между центральной нервной системой, двигательным аппаратом, дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной и другими системами организма человека. Таким образом, улучшая физическое развитие, функциональное состояние организма, повышая уровень физической подготовленности, физическая подготовка обеспечивает готовность к служебной деятельности, что и является основной функцией физической подготовки, как составной части системы служебно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел.
ВЫВОД по второму вопросу Рассмотрев второй вопрос лекции можно сделать следующие выводы: 1. Физические упражнения улучшают обменные процессы в организме. 2. Под влиянием занятий физическими упражнениями укрепляются структуры костно-мышечного аппарата, происходят положительные тканевые и клеточные усовершенствования. 3. Активизируются различные механизмы, мобилизующие и трансформирующие химическую энергию в механическую, обеспечивающую двигательную деятельность. 4. Развиваются устойчивость организма к недостатку кислорода, длительной гиподинамии, укачиванию, различным перегрузкам, высокой и низкой температуре среды и другим отрицательным факторам. 5. Физическая готовность предполагает не максимально высокий уровень развития преимущественно одного какого-нибудь физического качества, двигательного навыка, а оптимальность их двигательных способностей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|