Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовки в системе МВД России




 

Как видно из физиологического, биохимического, анатомического и других анализов влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся оказывается разносторонним и многогранным. Отсюда вытекает, что прикладное значение физической подготовки состоит в том, что в ходе занятий совершенствуются не только основные физические, но и профессионально важные психические качества: выдержка, самообладание, хладнокровие, находчивость, смелость, решительность, целеустремленность, стремление к победе, умение быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, быстро выбирать наиболее эффективное решение и реализовывать его.

Из этого следует, что в ходе занятий по физической подготовке должны применяться не просто набор физических упражнений с целью функционального и морфологического воздействия на организм обучающихся, а специально разработанный комплекс физических упражнений и наиболее характерных профессиональных двигательных действий (преследование, единоборство, задержание, надевание наручников, действия резиновой палкой и др.).

Такая направленность в занятиях по физической подготовке определяется тем, что в специальных (ведомственных) образовательных организациях слушатели приобретают профессиональные знания, умения и навыки. Поэтому все изучаемые в ходе обучения предметы должны быть специфичны для профессии, к которой готовятся обучающиеся.

Ни в одном гражданской образовательной организации в учебной программе по физическому воспитанию студентов нет таких разделов, как самозащита без оружия, преследование правонарушителя, огневая подготовка. В то же время в вузах МВД России и других ведомств в программе обучения курсантов и слушателей есть физическая подготовка, содержащая вышеперечисленные разделы.

Как мы видели при рассмотрении первого вопроса лекции, физическая подготовка – специализированный процесс физического воспитания, направленный на подготовку личного состава подразделения к определенному виду деятельности. Подготовка сотрудника органов внутренних дел многокомпонентная. Все компоненты находятся в диалектической зависимости и, в конечном итоге, подготовленность обеспечивается развитием каждого из них.

Профессиональная подготовленность сотрудника органов внутренних дел складывается из правовых, юридических, административных, информативных, гуманитарных, процессуальных, специальных знаний и физической подготовки.

При выполнении служебных обязанностей сотрудники различных служб органов внутренних дел проявляют в комплексе профессиональные знания и двигательные действия. Их служебная деятельность направлена на борьбу с преступностью. Постоянное нахождение личного состава подразделений органов внутренних дел в условиях острых межличностных конфликтов требует поддержания готовности к проявлению внимания, находчивости, ориентирования в изменяющейся обстановке и других психических качеств.

Реализация мыслительных операций осуществляется двигательными действиями (проверка документов, преследование, единоборство, задержание, сопровождение и др.). Все перечисленные действия не должны превышать пределов необходимой обороны и приводить к нарушению законности.

Можно видеть нарушение определенной статьи закона, знать способ пресечения правонарушения, иметь представление о его двигательном выполнении, но без навыка выполнения двигательных действий реализация юридической, правовой, законодательной и других видов профессиональной подготовки не осуществится. Тем самым сотрудником не будут выполнены служебные обязанности.

Эффективность служебной деятельности определяется быстротой ориентирования в создавшейся ситуации, выбора и принятия решения, реализацией его точными двигательными действиями. Таким образом, комплексное проявление различных видов деятельности составляет основу этой деятельности.

В ходе несения оперативно-служебной деятельности на сотрудников подразделений органов внутренних дел воздействуют различные отрицательных факторы окружающей среды. Это очень схоже с военно-профессиональной деятельностью военнослужащих Вооруженных Сил. Поэтому одной из главных задач физической подготовки органов внутренних дел, как и армии, является повышение устойчивости организма к воздействию этих факторов, обеспечивающих устойчивость систем организма и полное выполнение задач служебной деятельности. Она решается адаптационной способностью специалиста, регулирующей приспособление организма к факторам среды и деятельности.

Вопросу адаптации организма к действиям в необычных условиях посвящены исследования многих ученых. Ими выявлено, что физиологической основой адаптации является пластичность функциональных систем, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Многими учеными определено, что в результате приспособления (адаптации), происходит такое изменение защитных реакций, при котором тот или иной эффект достигается при более низком уровне функционирования физиологических систем, при меньшем расходовании резервных возможностей организма.

Исследования ряда ученых в области труда и спорта свидетельствуют о том, что одним из самых эффективных средств повышения резистентности организма является адаптация к кислородной недостаточности, а также к интенсивной мышечной деятельности.

Опытным путем установлено, что организм человека адаптируется также и за счет приспособления самих тканей к эффективному функционированию при пониженном содержании кислорода во внутренней среде, возможностей систем дыхания и кровообращения.

Мышечная деятельность (физическая тренировка) представляет собой адаптационный процесс, направленный на приспособление организма к изменениям, возникающим в процессе этой деятельности в мышцах, органах и внутренней среде. Сущность тренировки организма к мышечной нагрузке состоит в том, чтобы путем изменений на структурном, метаболическом, энергетическом и информационном уровнях организма, обеспечивать наиболее эффективное его функционирование при данном виде воздействия.

Физическая тренировка значительно улучшает деятельность механизмов, регулирующих сосудистый тонус, т.к. она приводит к более совершенному пластическому обеспечению физиологических функций организма, что увеличивает его резистентность к стресс-факторам и, следовательно, имеет существенное значение для профилактики неблагоприятного влияние нервно-психических и эмоциональных нагрузок.

Определено, что физическая работа влияет на организм человека следующим образом:

- совершенствует микронасосную функцию скелетных мышц, повышает возможности их «самообслуживания». Помогает сердцу в осуществлении кровообращения;

- расширяет двигательные возможности, развивая основные мышечные группы;

- эволюционно обусловливает улучшение деятельности всех органов и систем организма под влиянием мышечной работы;

- совершенствует координацию взаимодействия моторных и вегетативных функций;

- увеличивает силу уравновешенности и подвижности нервных процессов, в том числе и сердца.

Как установили исследователи, успешность приспособительных реакций к разным климатическим условиям обусловливается чаще всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой системы. Это связано с тем, что при адаптации ко многим факторам присутствует в качестве важных компонентов адаптация к гипоксии.

Следовательно, при выборе адаптирующей нагрузки необходимо ориентировать ее, прежде всего на эффективное повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и в целом систем обеспечения организма кислородом. Упражнениями, при выполнении которых указанные процессы наиболее выражены, являются бег на 400 м, преодоление полосы препятствий.

Б.В. Ендальцев указывал на то, что в обеспечении организма кислородом в экстремальных условиях принимают участие практически все важнейшие структуры организма, мобилизация которых способствует достаточному поступлению кислорода, прежде всего к жизненно важным органам и тканям, а также увеличению способности клеток и тканей выводить кислород из крови.

Таким образом, применением вышеназванных упражнений можно, с одной стороны, успешно формировать механизм долговременной адаптации к профессиональной деятельности, с другой - оценить степень подготовленности организма. Средствами физической подготовки можно эффективно совершенствовать адаптивные возможности, резистентность организма как на системном (обеспечивающем срочную адаптацию), так и на тканевом и клеточном (обеспечивающим долговременную адаптацию) уровнях. Обращается внимание на то, что системный уровень наиболее эффективно совершенствуется физическими нагрузками большой мощности, тканевый и клеточный – нагрузками субмаксимальной мощности.

Отмечается также, что физическая подготовка повышает неспецифическую адаптивную возможность организма, связанную с усиленным и достаточно длительным функционированием систем обеспечения организма кислородом, т.к. при этом эффективно совершенствуются одновременно как системный, так и тканевой механизмы устойчивости, обеспечивающие успешную адаптацию организма к различным условиям внешней среды.

С этой целью рекомендуется применять физические упражнения с преимущественной работой крупных мышечных групп, т.к. основными потребителями кислорода являются мышцы. Средствами для решения этой задачи являются лыжные гонки, легкоатлетический бег, марш-бросок, преодоление препятствий и другие упражнения, выполняемые с нагрузкой большой мощности.

Таким образом, одним из эффективных путей совершенствования адаптационных механизмов к действиям в необычных условиях являются упражнения на выносливость: бег на дистанцию 3 км, преодоление препятствий, лыжные гонки.

Специфика профессиональной деятельности должна учитываться и в образовательном процессе. Практике спортивной тренировки известно много методов и средств для достижения определенного результата в избранном виде спорта – от новичка до чемпиона Олимпийских игр. Однако высококвалифицированный и титулованный спортсмен еще не означает квалифицированного сотрудника органов внутренних дел.

Квалификация приходит в любом виде деятельности с опытом. Опыт применения теоретических знаний, практических умений и навыков двигательных действий на практике. Опыт складывается из частоты повторения определенных ситуаций. Рассматривая второй вопрос лекции, мы видели, что только многократное выполнение физических упражнений обеспечивает эффективность переноса физической подготовленности на специфическую оперативно-служебную деятельность сотрудников органов внутренних дел.

Именно это положение и определяет содержание занятий по физической подготовке профессионально-прикладную направленность. В ходе занятий должны моделироваться наиболее характерные ситуации, создаваться соответствующее нервно-эмоциональное напряжение у обучающихся, формироваться и совершенствоваться навыки и умения выполнения профессиональных двигательных действий в создавшейся внешней обстановке и внутреннем состоянии.

Выполнение принципов профессионально-прикладной физической подготовки, различные способы выполнения двигательных действий способствуют существенному сокращению времени на приобретение опыта их выполнения. В результате повышается эффективность профессиональной подготовленности обучающихся. Это и является основной задачей профессионально-прикладной физической подготовки.

Можно иметь высокий уровень развития основных физических качеств, но без обеспечения психической подготовленности к их реализации не проявить их в нужный момент. Так, например, при анализе материалов уголовных дел и служебных расследований выявлено, что нож в руках преступника оказывает на неопытного сотрудника парализующее воздействие, заставляет его забыть навыки, сформированные в спортивном зале с использованием макета ножа.

Такая растерянность является причиной того, что они становятся жертвами более слабых физически, но более хладнокровных, с быстрой реакцией и дерзких преступников.

Именно поэтому занятия по физической подготовке рекомендуется проводить не только в спортивном зале, но и на учебно-полевом центре. Условия проведения учебных занятий приближать к реальным условиям оперативно-служебной деятельности. Для этого целесообразно проводить их с курсантами и слушателями, одетыми не только в спортивную, но и в повседневную форму одежды.

Все эти меры будут способствовать повышению эффективности профессиональной подготовленности сотрудников МВД России.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...