Критерии оценки эффективности управления
Тема 11. Методы оценки уровня эффективности управления муниципальной собственностью Основные подходы к определению эффективности управления муниципальной собственностью Анализируя проблемы формирования и управления муниципальной собственностью, необходимо рассмотреть такие важные аспекты данной проблемы, как оценка эффективности управления муниципальной собственностью и определение ее границ. В последние годы местные органы власти, озабоченные многочисленными насущными, крайне острыми проблемами «выживания» людей в условиях затяжного экономического и социального кризиса, уделяют довольно мало внимания оценке качества и эффективности деятельности по управлению муниципальной собственностью. Эти вопросы постепенно отступили на задний план. Между тем подобная позиция принципиально ошибочна. В этом истоки нарастания экономических трудностей и управленческого кризиса по всей стране, на всех уровнях. Выйти из кризиса муниципальные образования России и страна в целом могут только при условии эффективного управления, в том числе и объектами муниципальной собственности. В этой связи эффективность управления муниципальной собственностью в муниципальном образовании может быть определена через изменение качества жизни местного сообщества в сравнении с изменением объема задействованных муниципальных ресурсов (в том числе и муниципальной собственности). Обозначенный подход – это лишь один из возможных методов определения эффективности управления муниципальной собственностью. В современных же условиях требуется метод комплексной оценки данного процесса, основанный на системе различных показателей (рыночных, финансовых, экологических, социальных, производственных, научно-технических). Именно такая методология создаст действенную систему мониторинга процессов управления на местном уровне и позволит объективно оценить качество хозяйственного управления муниципальной собственностью [8, 191].
Показатель изменения качества жизни в динамике мог бы выступать в качестве обобщающего критерия эффективности управления. Однако качество жизни населения измеряется не одним показателем, а их совокупностью, при этом отдельные показатели могут улучшиться, а другие за тот же период ухудшиться. Кроме того, изменение качества жизни населения зависит не только от эффективности управления, но и от множества других факторов, в том числе от общей социально-экономической ситуации в государстве, политики федеральных и региональных властей. Поэтому эффективность управления не может быть измерена каким-либо одним показателем и определяется как результат сложного взаимодействия различных факторов: природных, человеческих, социально-экономических, экологических и других, оказывающих влияние на управленческие решения [9, 431]. Обычно за основу принимается определение эффективности как меры соотношения произведенных затрат и полученных результатов, причем и затраты и результаты могут представляться как в финансовых показателях, так и в иных измеряемых показателях, например, развития социальной сферы, качества жизни населения, экологии и состояния природной среды и т.д. Многие экономисты связывают эффективность управления собственностью с той или иной ее формой. Однако нельзя представлять эту зависимость прямолинейной по следующим основаниям [58, 2]. Во-первых, управление собственностью должно исключать ущерб. В противном случае нарушится технологическая комплексность различных видов производств. Во-вторых, в результате акционирования предприятий эффективность той или иной системы управления может быть выражена получением дивидендов. Становится возможным прогнозировать рентабельность таких предприятий и соответственно эффективность, выраженную через дивиденды.
В-третьих, эффективность управления собственностью следует рассчитывать отдельно для предприятий: - работавших рентабельно в доприватизационный период; - необходимых для народного хозяйства (стратегически важных) в любом их финансовом состоянии. Критерии оценки эффективности управления В качестве критериев оценки эффективности управления обозначим следующие [58, 3]: - рыночные, а именно – соответствие основной продуктовой стратегии потребностям рынка, вероятность коммерческого успеха, возможный объем продаж, позиция в конкурентной борьбе, общая емкость рынка по отношению к предлагаемой и аналогичной продукции, эластичность цены на продукцию, необходимость маркетинговых исследований и рекламы для продвижения продукта на рынок, оценка препятствий для проникновения на рынок, защищенность от устаревания продукции, оценка ожидаемого характера конкуренции и ее влияние на цену продукции; - финансовые, а именно – размеры инвестиций и стартовые затраты; потенциальный годовой размер прибыли; соответствие варианта системы управления собственностью критериям эффективности капитальных вложений; срок окупаемости; возможности использования налоговых льгот; необходимость привлечения заемного капитала и его доли в инвестициях; финансовый риск, связанный с внедрениями конкретного варианта системы управления; - внешние и экологические, а именно – правовая обеспеченность, непротиворечивость проекта действующему законодательству; реакция общественного мнения на его осуществление; снижение вредных продуктов в производственных процессах; воздействие на уровень занятости; - научно-технические, а именно – перспективность используемых решений; патентная чистота изделий и патентоспособность; перспективность применения полученных результатов в будущих разработках; положительное воздействие на другие проекты (варианты), представляющие интерес; - социальные, а именно - изменение количества рабочих мест; улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников; улучшение условий труда; влияние на структуру производственного персонала; надежность снабжения населения отдельными видами товаров; улучшение здоровья работников и населения; экономия свободного времени. Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке и включаются в состав общих результатов экономической эффективности управления собственностью;
- производственные, а именно – доступность сырья, материалов и дополнительного оборудования; новые технологии; наличие производственного персонала по квалификации и численности; возможность использования отходов производства; издержки производства; - региональные, а именно – ресурсные возможности, степень социальной нестабильности, улучшение основных экономических показателей развития. С учетом этих критериев можно рассматривать абсолютную экономическую эффективность приватизированного предприятияпо известной методике эффективности капитальных вложений. На уровне территориальных комитетов по управлению государственным имуществом важно рассчитать региональную эффективность(Эрег) управления собственностью по следующей формуле:
Общеэкономическую эффективностьуправления собственностью вследствие различных оценок целесообразно рассмотреть подробнее [58,4]. Как правило, общеэкономические интересы государства учитываются, когда речь идет об эффективности того проекта управления, в котором участвуют регионы, отрасли, организации и предприятия. При его расчетах в состав результатов проекта управления включаются: конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынках всей произведенной продукции). Сюда же относится и выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности, создаваемая участниками в ходе осуществления проекта; социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах; прямые финансовые результаты; кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления импортных пошлин и т.п.
Однако не всегда учитываются косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта управления, изменением доходов сторонних предприятий и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию или ликвидацию производственных мощностей, восстановление природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций. Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) государственной поддержке проектов. При расчетах показателей экономической эффективности на уровне региона в состав результатов управления включаются [58,4]: региональные – выручка от реализации продукции, произведенной предприятиями региона, за вычетом производственного потребления; социальные и экологические – достигаемые в регионе; косвенные финансовые – получаемые предприятиями и населением региона. Кроме приведенных показателей, на наш взгляд, можно оценивать эффективность управления собственностью посредством использования таких показателей как: высококачественный менеджмент, эффективность управления организационными системами, характеризующимися катего-рииями результативности (эффективности) организации – действенности, экономичности, качества продукции (конкурентоспособности), производи-тельности, качества жизни населения, прибыльности, инноваций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|