Пчёлы летают и кружатся
А Лай ПЧЁЛЫ ЛЕТАЮТ И КРУЖАТСЯ
Сегодня, в этот июньский день 1992 года, я нахожусь как раз в том самом месте, где всё это происходило, — в зале для посетителей буддийского монастыря. Вокруг царит невозмутимая тишина. А если поднять глаза, то на коньке крыши главного храма можно увидеть бессменных косуль, [36] охраняющих Колесо превращений. [37] Между мной и этими бесподобными сияющими созданиями — луг, усеянный маленькими жёлтыми цветами. Неподалёку течёт Янцзы, поэтому в свежем воздухе чувствуется привкус речной воды. Я невольно улыбаюсь и записываю следующие слова: «Пчёлы кружатся и танцуют». И тут же обращаю внимание на танцующие лучи, и до меня откуда-то доносится удивительная музыка. Потом я пишу: «Радужное сияние, или свет Будды ». [38] Поселился я в комнате, где когда-то жил Самгтан. После того как Самгтан уехал в Америку, главный управляющий монастыря и Живой Будда [39] решили предоставлять эту комнату приезжим учёным. С детства о Самгтане ходили слухи, что он человек необыкновенный. Моя история начинается с того, как однажды летом компания одноклассников выбралась отдохнуть на природу. Самгтан тогда увлекался математикой. Он пытался сравнивать огромность луга и краткость лета, заключив: «Невероятно, а ведь и в самом деле соотношение неравное! » Совершенно случайно он отправился на природу именно в этот день. Тогда же, согласно предсказанию, должно было случиться перевоплощение семнадцатого по счёту достигшего просветления Живого Будды. Неподалёку над водой кружили белоснежные чайки, а вдали к голубому небу стройным столбом тянулась зеленоватая дымка. Всё это, конечно, выглядело счастливым предзнаменованием! На лугу, где отдыхали школьники, пасся табун лошадей. Двое шестнадцатилетних парней поймали двух белых коней и под восхищёнными взглядами соучеников унеслись к горизонту. Один из них как раз и был тем, кого на берегу Священного озера признали новым перевоплощением Будды.
Возвратилась только лошадь с Самгтаном, и с горестным выражением лица он сказал, что выбрали его лучшего друга, а не его. И обратившись к конюху, пояснил, что на его белой лошади умчался новый Живой Будда. Пастух с опаской прикрыл Самгтану рот, а затем этот бравый парень пал ниц и стал отбивать земные поклоны, обратившись в сторону озера. Самгтан же, не став Живым Буддой, как и прежде, продолжал оставаться беззаботным, весёлым молодым человеком. Окончив университет, Самгтан стал учителем математики в какой-то средней школе. Он отпустил надменные усики, которые далеко не всем нравились. Но несмотря на его несколько отрешённый вид, работа его получала всеобщее одобрение. В конце концов Самгтан объявил директору школы: — Я хочу уволиться. И ещё раз подтвердил и обосновал своё намерение директору, посчитавшему, что его разыгрывают: — Я не собираюсь уходить в предприниматели, я просто хочу получше познакомиться с буддийским Каноном. Потом он оказался там, где сейчас пребываю и я. Те книги, которые сейчас стоят на этих книжных полках, выбрал он. Он склонялся над тем же столом, над которым теперь склоняюсь я. Живой Будда был его товарищем по учёбе и лучшим приятелем. И чтобы склонить Самгтана принять постриг, Живой Будда пускался на всевозможные уловки. Самгтан самым искренним и растроганным голосом, обращаясь к своему тогдашнему другу по имени, говорил: — Я в самом деле от всей души тебе благодарен. Живой Будда как-то сказал мне: — Не понимаю, чем я мог вызвать его недовольство. На что я ему заметил: — На самом деле тебе это точно известно.
— Я сказал, чтобы Самгтан не называл меня прямо по имени. И ещё я заставил его сбрить эти надменные усики. После того как усы исчезли, выражение лица Самгтана приобрело живость и искренность. Тогда Живой Будда с некоторой грустью в голосе сказал своему школьному другу: — Вот теперь и ты тоже должен получить буддийское имя. — Мне не надо никакого буддийского имени, я не собираюсь следовать по этой стезе. Я лишь приехал приобрести кое-какие знания о Каноне. Эти смелые слова заинтересовали образованного рабжамбу-геше. [40] Геше был наставником Живого Будды в области Канона больше десяти лет, но со временем разочаровался в просветлённости и природных способностях подопечного. Геше обратился к Самгтану со словами: — Я могу тебя просвещать в самой главной буддийской науке — науке о внутреннем. [41] Лишь в ней можно найти неисчерпаемую глубину, лишь её можно назвать неиссякаемым источником сокровенного знания и смысла. В тот день геше растолковывал Канон Нагараджуны [42] «Мадхьямика-шастра», [43] поясняя, что все вещи и явления в мире пустотны, но эта пустотность не означает их абсолютного отсутствия. Живой Будда не проявил должного разумения. Самгтан сказал: — Да, это посложнее математики! — и обратился к Живому Будде: — В школе тебе и математика не давалась, так что нет причин для беспокойства. После этого заявления Живой Будда перестал заниматься вместе с Самгтаном. А Самгтан часто сидел на том самом месте, где сейчас сижу я. Он продолжал ревностно изучать Канон. Солнечный свет проникал через окно, оставляя сияющие лучистые пятна на страницах. Самгтан, улыбнувшись, надел солнечные очки, и лучи в тот же миг исчезли, а на страницах осталась лишь мудрость в чистом виде. Он с прискорбием отметил: — В этом мире никому не дано перечитать всех книг, содержащих мудрость и понапрасну её источающих. Рабжамбу-геше тогда очень беспокоило, что Живой Будда оставил свои занятия философией и его интересы перешли в область медицины. В комнате для медитаций на стенах появились схема точек диагностики по пульсу и карта жизненных каналов человека. И как раз в тот день, когда Самгтан размышлял над тем, что ни одному человеку не удастся постичь все тонкости Канона, вошёл геше. Геше со вздохом проговорил:
— Ваша одарённость свидетельствует, что в тот раз ошиблись в выборе Живого Будды. — Я даже не смею помыслить, что мог бы оказаться Живым Буддой. — Но это так. Тогда вас не признали. В тот раз монахи, отвечавшие за пророчество, долго не могли выбрать из двух изящных юношей, оседлавших белых скакунов на берегу Священного озера. Самгтан завернул свитки с Каноном в жёлтый шёлк и убрал обратно на полку со словами: — Вот увидите, я уйду. Выходя, он захватил сумку, с которой сюда пришёл, закрыл за собой дверь и застегнул на руке золотые часы, с которыми приехал сюда; стрелки на них замерли ещё два года назад. Геше просил его объяснить, что всё это значит? Самгтан ничего не ответил, направляясь к большим воротам. Геше просил его остановиться, но он молчал. Тогда геше решил, что раз в монастыре останется только один превознесённый Живой Будда, то нет иного выхода, кроме как взращивать и поддерживать его величие. К тому же надо было опередить Самгтана и заранее оповестить всех. Но Самгтан, вопреки ожиданиям, сразу направился к воротам монастыря. Геше остановился у ворот главного храма и наблюдал, как лучи солнца играют среди цветов и дикие пчёлы необычайной красоты кружатся и жужжат над бутонами. Как раз тогда Самгтан и Живой Будда почти одновременно вышли из пустынного храма. И геше услышал, как Живой Будда, провожая приятеля, попросил того привезти сюда радио. И кроме того ещё пошутил: — Твоим часам, Самгтан, неизвестно точное мирское пекинское время. Сопровождавший их монашек, мелко засеменив, убежал. А Живой Будда, Самгтан и рабжамба-геше так и остались стоять под лучами высокого солнца, рассматривая облака диковинной формы. Маленький монашек вернулся к ним торопливыми мелкими шажками и заученным голосом радиодиктора чётко объявил: — Согласно последним сообщениям точное пекинское время — шестнадцать часов ровно. Этим он рассмешил всех троих. Самгтан сверил часы, Живой Будда дружески прикоснулся к его плечу и, повернувшись, ушёл в сторону главного храма. Было слышно, как неподалёку в кипарисовой роще несколько монахов упражняются в декламации Канона. Только сейчас геше осознал, что Самгтану пора отправляться в путь. Это было понятно уже из того, что Самгтан, поправив на плече сумку, вздохнул:
— Какая же здесь всё-таки красота! — и обратился к геше: — Я бывал в твоих родных краях, там тоже очень красиво! И летом тоже повсюду гудят пчёлы. За беседой они незаметно дошли до внешних ворот монастыря, где журчал кристальной прозрачности горный источник. Самгтан с радостным возгласом вмиг разделся догола и ринулся к бегущему потоку. Этот человек глубоких познаний плескался теперь в мелких водах источника, пускал брызги и волны, фыркая, словно резвый скакун. Он нырнул, играя в воде, словно крупная рыбина. Наконец он стремительно встал на ноги, потряс как следует головой, так что капли серебристыми росинками разлетелись по сторонам. Несмотря на то что птицы по-прежнему продолжали петь, а лёгкий ветерок всё так же овевал берега, весь мир сейчас внезапно замер. Рабжамба-геше заметил, что дымка, появившаяся над водой и скрывшая Самгтана по самую макушку, в ослепительных лучах заходящего солнца чудесным образом превратилась в радужное сияние. О, небо! Свет Будды! Геше почувствовал слабость в ногах. И чуть было не распростёрся в земном поклоне перед тем, кто сейчас купался. В это мгновение радужное сияние пропало. Время снова потекло вперёд. Самгтан как ни в чём не бывало вышел на берег. И запрыгал по траве, чтобы скорее обсохнуть. С этого места было видно идущих по своим делам лам и монахов, у которых только что закончились занятия. Их солидные просторные пурпурные одеяния развевались на ветру, а над головами трепетали бесчисленные флаги. Когда я дописал свой текст до этого места, какая-то тень заслонила яркую полосу света передо мной. Это был геше. Вместе мы подкрепились ячьим сыром и чаем. После чего я прочитал ему написанное. На что он сказал: — Хорошо! Похоже, ты и вправду горазд описывать! Не замеченные людьми, горный перевал перешли двое коней. На одном из них восседал человек, а второй, с блестящими гладкими атласными боками и спиной, шёл один. Никто даже и не видел, как они приблизились. Все следили, как Самгтан надевает модные одежды, принадлежащие другому миру, застёгивает часы, приспосабливает наушники, полностью преображаясь. А на противоположном берегу пара коней подошла уже совсем близко к узкому горному потоку. Самгтан помахал рукой всаднику и сказал: — Ты как раз вовремя! Человек на лошади немного наклонился вперёд и проговорил:
— Прошу садиться, к десяти часам мы должны добраться туда, где вас ожидает машина. — Ладно, нам надо будет при лунном свете перебраться через озеро на остров. Самгтан вскочил на гнедого скакуна и, даже не обернувшись, ускакал. Ветер раскрутил медные барабаны Канона, так что они, вращаясь, с ужасным шумом загремели. Отовсюду полился сверкающий свет. Рабжамба возвращался в монастырь прямо среди этого яркого сияния. Войдя в главный храм, он увидел на ступенях Живого Будду в ярко-жёлтом облачении, с нетерпением смотревшего на него. У геше вдруг родилась мысль, что данное Будде величие — уже в одном его имени, а не каких-то особых познаниях. Он протянул что-то Живому Будде со словами: — Вот, это ряса и чётки, которые он вернул. — Неужели Самгтан и правда ушёл? Геше ничего не ответил. Он перевёл свой взгляд с макушки Живого Будды на сладкогласную небожительницу Янжиму, [44] музицирующую на пипе. В буддизме эта святая ведала гатхами [45] и другими гимнами. И пока геше пристально на неё смотрел, ему вспомнились слова гимна о радужном сиянии, или Свете Будды. И только он начал произносить их вслух, как раздались звуки, похожие на переборы струн. Это сладкогласная небожительница прикоснулась к пипе. [46] И осталась звучать лишь эта мелодия, такая изящная и гармоничная, лёгкая и протяжная, она словно приближала к просветлению и гармонии, словно слетала с крылышек пчёл, собирающих на лугах нектар. Эти звуки ещё долго отзывались эхом внутри рабжамбы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|