Система административного права.
АП имеет свою структуру, характеризуется связью, входящих в нее административно-правовых норм, институтов, подотраслей права (аттестация гос. служащих). Подотрасли АП: 1. Служебное 2. Административно-диликтное АП Система АП включает 2 части:
- Нормы, устанавливающие принципы государственного управления; - Административно-правовой статус граждан; - Административно-правовой статус органов исполнительной власти; - АПС государственных служащих; - Формы и методы государственного управления; - Административное принуждение (административная ответственность); - Контроль и надзор в гос органах.
- Управление в экономике; - Управление социально-культурной области; - Управление в административно-политической области.
Источники административного права.
Источники АП – это внешние конкретные формы его выражения, их содержанием являются правовые нормы, регулирующие административно-правовые отношения. Источники: 1. Международные акты (соглашения); 2. Конституция РФ 3. Федерально-конституционные законы 4. Федеральные законы 5. Законы субъектов РФ 6. Указы и распоряжения президента РФ 7. Акты органов исполнительной власти
Понятие, особенности и виды административно-правовых норм.
Административно-правовая норма – это установленная государством норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности. Особенности: 1. Имеют собственные юридические средства защиты от посягательств (административная и дисциплинарная ответственность)
2. Регулируют общественные отношения, составляющие предмет других отраслей права. 3. Часто устанавливаются самими субъектами исполнительной власти в процессе государственного управления 4. Несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку: - Правоприменительную - Правоустанавливающую Виды А-П норм:
1.1 срочные (на определенный срок) 1.2 Бессрочные (без определенного срока)
2.1.Материальные 2.2.Процессуальные (общий порядок реализации)
3.1 регулятивные (устанавливают правила поведения) 3.2 охранительные (применение мер ответственности) 4. по масштабам применения: 4.1 межтерриториальные 4.2 местые 5. По юридическому содержанию: 5.1 обязывающие (предписывание действий) 5.2 запрещение (устанавливает запрет на действия) 5.3 уполномоченные (разрешение действий по условию) 5.4 стимулирование 6. По форме предписания: 6.1 императивные (обязательные к исполнению) 6.2 диспозитивные (возможен выбор) Структура административно-правовой нормы В структурном отношении административно-правовая норма, как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов: 1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция. Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения, прекращения административных правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в административно-правовых нормах, регулирующих организацию и деятельность, а равно определяющих полномочия органов государственного управления, их должностных лиц. В административно- правовых нормах, предусматривающих составы административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией. Гипотеза может находиться также не в самой административно-
правовой норме, а в общих положениях нормативного акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых положениях. Диспозиция — это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия. Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.
Админ-правовые отношения: понятие, особенности Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой. Особенности: — должен отвечать требованиям админ правоспособности, т.е. потенциальной возможности участвовать в а-п отношениях, иметь установленные а-п нормами права, обязанности, и требованиям админ. дееспособности. — должен отвечать требованиям специальной административной правоспособности, т.е. ему необходим специальный а-п статус, поскольку каждое физ или юр лицо, вступая в а-п отношения, становится лицензиатом, гос служащим, заявителем и т.д. Структура админ-прав отношений Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно- правовой статус (граждане, общественные объединения). Традиционным является мнение о видах субъектов административного права — индивидуальных и коллективных субъектах. Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы, лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный административно-правовой статус, но участвующие в
административных правоотношениях в качестве индивидуума (например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами в качестве единого целого публично-правового образования1 (например, объединения, организации, коллективы, предприятия и их подразделения, управленческие органы). Виды а-п отношений По целям административно-правовые отношения подразделяются в первую очередь на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные, что соответственно сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности. По направлению деятельности выделяются: административно-правовые отношения органов исполнительной власти (местной администрации) общей компетенции, т. е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей территории (Правительство РФ; правительства республик — субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей, автономных образований; городская, районная, сельская администрация); административно-правовые отношения исполнительной власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления, находящихся в их ведении; административно-правовые отношения органов межотраслевой компетенции надведомственного характера по решению специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных и координационных полномочий; административно-правовые внутриорганизационные отношения, затрагивающие деятельность аппарата данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном подчинении.
Юр факты в админ праве юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило,
правомерные либо неправомерные действия, иногда — события. В качестве юридических фактов могутбыть и правомерные действия граждан, юридических лиц, адресованные органу исполнительной власти (жалобы, претензия и т. д.), которые влекут возникновение конкретных административно- правовых отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|