Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система административного права.




АП имеет свою структуру, характеризуется связью, входящих в нее административно-правовых норм, институтов, подотраслей права (аттестация гос. служащих).

Подотрасли АП:

1. Служебное

2. Административно-диликтное АП

Система АП включает 2 части:

  1. Общая

- Нормы, устанавливающие принципы государственного управления;

- Административно-правовой статус граждан;

- Административно-правовой статус органов исполнительной власти;

- АПС государственных служащих;

- Формы и методы государственного управления;

- Административное принуждение (административная ответственность);

- Контроль и надзор в гос органах.

  1. Особенная

- Управление в экономике;

- Управление социально-культурной области;

- Управление в административно-политической области.

 

Источники административного права.

 

Источники АП – это внешние конкретные формы его выражения, их содержанием являются правовые нормы, регулирующие административно-правовые отношения.

Источники:

1. Международные акты (соглашения);

2. Конституция РФ

3. Федерально-конституционные законы

4. Федеральные законы

5. Законы субъектов РФ

6. Указы и распоряжения президента РФ

7. Акты органов исполнительной власти

 

Понятие, особенности и виды административно-правовых норм.

 

Административно-правовая норма – это установленная государством норма права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных областях государственной деятельности.

Особенности:

1. Имеют собственные юридические средства защиты от посягательств (административная и дисциплинарная ответственность)

2. Регулируют общественные отношения, составляющие предмет других отраслей права.

3. Часто устанавливаются самими субъектами исполнительной власти в процессе государственного управления

4. Несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку:

- Правоприменительную

- Правоустанавливающую

Виды А-П норм:

  1. По действию во времени:

1.1 срочные (на определенный срок)

1.2 Бессрочные (без определенного срока)

  1. По предмету регулирования:

2.1.Материальные

2.2.Процессуальные (общий порядок реализации)

  1. По характеру правового воздействия:

3.1 регулятивные (устанавливают правила поведения)

3.2 охранительные (применение мер ответственности)

4. по масштабам применения:

4.1 межтерриториальные

4.2 местые

5. По юридическому содержанию:

5.1 обязывающие (предписывание действий)

5.2 запрещение (устанавливает запрет на действия)

5.3 уполномоченные (разрешение действий по условию)

5.4 стимулирование

6. По форме предписания:

6.1 императивные (обязательные к исполнению)

6.2 диспозитивные (возможен выбор)

Структура административно-правовой нормы

В структурном отношении административно-правовая норма,

как правило, состоит из трех традиционно выделяемых элементов:

1) гипотеза; 2) диспозиция; 3) санкция.

Гипотеза характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. Фактически

гипотеза предусматривает обстоятельства, служащие

основанием возникновения, изменения, прекращения административных

правоотношений. Гипотеза обычно отсутствует в

административно-правовых нормах, регулирующих организацию

и деятельность, а равно определяющих полномочия органов

государственного управления, их должностных лиц. В административно-

правовых нормах, предусматривающих составы

административных правонарушений, гипотеза сливается с диспозицией.

Гипотеза может находиться также не в самой административно-

правовой норме, а в общих положениях нормативного

акта (вводная часть, преамбула) и даже в других правовых

положениях.

Диспозиция — это формулировка правила должного поведения.

Данный элемент структуры административно-правовой

нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих

обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те

или иные действия.

Санкция — это указание на меры ответственности, применяемые

в случае нарушений административно-правовой нормы.

Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного

или административного воздействия на нарушителя.

 

Админ-правовые отношения: понятие, особенности

Административно-правовые отношения — это регулируемые

нормами административного права общественные отношения,

складывающиеся в сфере управления. В административно-правовом

отношении стороны выступают как носители взаимных

прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой

нормой.

Особенности:

— должен отвечать требованиям админ правоспособности, т.е. потенциальной возможности участвовать в а-п отношениях, иметь установленные а-п нормами права, обязанности, и требованиям админ. дееспособности.

— должен отвечать требованиям специальной административной правоспособности, т.е. ему необходим специальный а-п статус, поскольку каждое физ или юр лицо, вступая в а-п отношения, становится лицензиатом, гос служащим, заявителем и т.д.

Структура админ-прав отношений

Административно-правовое отношение имеет структуру, в

которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное

содержание. Субъектами административного правоотношения

являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной

компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-

правовой статус (граждане, общественные объединения).

Традиционным является мнение о видах субъектов административного

права — индивидуальных и коллективных субъектах.

Индивидуальными субъектами являются граждане, иностранцы,

лица без гражданства, а также лица, хотя и имеющие специальный

административно-правовой статус, но участвующие в

административных правоотношениях в качестве индивидуума

(например, вынужденный переселенец, беженец, военнослужащий,

военнообязанный, студент). Коллективными субъектами

административных правоотношений считаются организованные,

обособленные, самоуправляемые группы людей, которые

наделены правами выступать в отношениях с другими субъектами

в качестве единого целого публично-правового образования1

(например, объединения, организации, коллективы, предприятия

и их подразделения, управленческие органы).

Виды а-п отношений

По целям административно-правовые отношения подразделяются

в первую очередь на охранительные (в том числе деликтные)

и регулятивные, что соответственно сказывается на применении

различных методов и форм управленческой деятельности.

По направлению деятельности выделяются:

административно-правовые отношения органов исполнительной

власти (местной администрации) общей компетенции,

т. е. по всем вопросам жизнедеятельности на соответствующей

территории (Правительство РФ; правительства республик —

субъектов РФ; правительства (администрации) краев, областей,

автономных образований; городская, районная, сельская администрация);

административно-правовые отношения исполнительной

власти отраслевой компетенции в отношении субъектов управления,

находящихся в их ведении; административно-правовые отношения органов межотраслевой

компетенции надведомственного характера по решению

специальных вопросов, осуществлению контрольно-надзорных

и координационных полномочий;

административно-правовые внутриорганизационные отношения,

затрагивающие деятельность аппарата данного органа и

учреждений, предприятий, находящихся в его непосредственном

подчинении.

 

Юр факты в админ праве

юридические факты — обстоятельства, при которых в

соответствии с данной нормой между субъектами управленческой

деятельности должны произойти конкретные правоотношения.

В качестве юридических фактов выступают, как правило,

правомерные либо неправомерные действия, иногда — события.

В качестве юридических фактов могутбыть и правомерные действия граждан, юридических лиц, адресованные

органу исполнительной власти (жалобы, претензия

и т. д.), которые влекут возникновение конкретных административно-

правовых отношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...