Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки освободительного движения в испанских колониях




Всемирная история. Энциклопедия. Том 6 (1959 год)

Социально-экономическое положение

Огромное большинство населения Латинской Америки занималось сельским хозяйством. В Бразилии и на островах Вест-Индии обширные территории использовались под плантации кофе, сахарного тростника, хлопка, индиго и других культур. В Новой Испании, Перу и Бразилии добывались драгоценные металлы, отправлявшиеся в метрополию.

В Латинской Америке господствовали феодальные отношения, развивавшиеся в спецических условиях колониального режима. Большая часть земли принадлежала помещикам и церкви; последняя была крупнейшим землевладельцем: в её руках находилась треть, а в Новой Испании даже половина всех земель. Церковь владела также рудниками, плантациями, вела крупные денежные и ростовщические операции.

Коренные жители-индейцы в большинстве своем работали на помещиков либо качестве безземельных арендаторов, оплачивающих аренду своим трудом, либо как наследственные долговые рабы (пеоны). Часть индейских племен жила в горах и тропических лесах, сохраняя в основном первобытнообщинный строй. На плантациях Бразилии, Вест-Индии, Новой Гранады широко эксплуатировался труд негров-рабов. В некоторых районах существовало свободное крестьянство, занимавшееся преимущественно скотоводством: гаучо - на юге Бразилии и в Ла-Платской пампе (степи), льянеро - на равнинах Венесуэлы. Для того чтобы заставить индейцев работать в рудниках, на полях, строительстве зданий, мостов, дорог и т. д., колониальные власти установили принудительную трудовую повинность. Работа в рудниках была настолько непосильной, что из каждых пятерых рабочих возвращался домой после окончания срока повинности только один, остальные погибали. Поэтому назначаемые на работу в рудниках считались обреченными, и родственники при прощании совершали над ними погребальные обряды. Индейцы обязаны были также платить подушную подать. Тяжелым бременем для населения колоний являлись церковная десятина и многочисленные налоги.

Колонизаторы насаждали в своих американских владениях реакционные порядки. Политическое бесправие сочеталось с расовым неравенством. Вся власть находилась фактически в руках уроженцев метрополии, занимавших почти все высшее административные, военные, судебные и церковные должности. Даже богатые креолы подвергались дискриминации и были по существу отстранены от участия в управлении. Креолы лишь в порядке исключения допускались к занятию высших постов в административном аппарате, армии и церковной иерархии, им чинились всяческие препятствия в продвижении по службе.

Католическая церковь служила орудием порабощения народов Латинской Америки. Она препятствовала ввозу и распространению светской литературы, жестоко преследовала всякую свободную мысль; одним из важнейших средств подавления прогрессивных тенденций в колониальном обществе была инквизиция.

Предпосылки освободительного движения в испанских колониях

Американские колонии являлись для испанской короны источником неисчислимых доходов. Большие прибыли от торговли с колониями получала также верхушка испанского купечества. Стремясь сохранить свою монополию на эксплуатацию колоний, испанское правительство воздвигло из них искусственную стену. Иностранцам было запрещено торговать с колониями, и они туда не допускались. В самой Испании торговля с заморскими владениями являлась монополией купеческой верхушки. Этим правом пользовались немногие купцы Севильи, позднее также Кадиса, но и они могли доставлять свои товары только в определенные порты Испанской Америки.

Испанская колониальная система препятствовала экономическому, политическому и культурному развитию колоний. Таможенные перегородки и запреты мешали внутренней торговле. Опасаясь конкуренции и стремясь сохранить торговые прибыли, испанское правительство тормозило экономическое развитие колоний, запрещало производство самых необходимых предметов, а также возделывание культур, которые ввозились из метрополии (оливки, виноград, лен и др.).

Несмотря на многочисленные запреты и ограничения, установленные колонизаторами, в испанских колониях все же развивались производительные силы, и к концу XVIII - началу XIX в. наблюдался известный рост промышленности, сельского хозяйства и торговли. Помещики-креолы и нарождающаяся местная буржуазия (главным образом торговая) были заинтересованы в вывозе колониальных продуктов (индиго, хлопок, сахар, кофе, какао) и в получении дешевых и высококачественных промышленных товаров. Отсталая метрополия не могла ни поглотить продукцию колоний, ни снабдить ее промышленными изделиями, а торговле с другими странами препятствовали наложенные Испанией запреты, монополия кадисских купцов на доставку товаров в Испанскую Америку, всевозможные другие ограничения, огромные пошлины, налоги. Королевская монополия на производство и продажу ряда важнейших товаров (табак, спирт, гербовая бумага и др.), а также драконовские меры, при помощи которых колониальные власти препятствовали развитию ремесла и мануфактуры, всячески мешали местной буржуазии заниматься предпринимательской деятельностью. Ликвидация колониального режима становилась таким образом исторически необходимой.

Среди различных слоев населения неуклонно росло стремление к освобождению от испанского господства. Освободительное движение принимало порой характер вооруженных выступлений против власти колонизаторов.

В последней четверти XVIII в. в американских владениях Испании произошли крупные народные восстания. В 1780 г. поднялись перуанские индейцы. Руководил ими Хосе Габриэль Кондорканки, принявший имя вождя инков Тупака Амару, который в конце XVI в. вел борьбу против испанских захватчиков. Тупак Амару II объявил о своем намерении восстановить государство инков. С большим трудом испанским войскам удалось разбить отряды повстанцев. Тупак Амару был казнен.

К 1781 г. в Новой Гранаде вспыхнуло восстание, вызванное увеличением налогов. К воставшим жителям города Сокорро примкнули индейцы окрестных деревень. Повстанцы подошли близко к столице вице-королевства Боготе, и перепуганные власти поспешили объявить о снижении налогов. Однако последовавший затем раскол лагере восставших позволил испанским войскам нанести им поражение.

К 1797 г. было жестоко подавлено восстание в венесуэльском городке Коро.

Все эти выступления угнетенных народных масс против колониального гнета носили стихийный характер. Испанским властям удавалось их подавлять не только вследствие неорганизованности восставших, но нередко благодаря помощи со стороны креольских помещиков, которые страшились победы эксплуатируемых ими индейцев негров и метисов.

Вместе с тем и имущие слои населения (за исключением уроженцев метрополии, оставлявших его привилегированную верхушку) проявляли сильное недовольство испанским владычеством, сковывавшим экономическое развитие колоний. Огромное возмущение даже в среде креольской аристократии вызывало политическое бесправие населения колоний. Недовольство помещиков, купцов, офицеров, чиновников, интеллигенции - уроженцев колоний находило свое выражение в книгах и памфлетах, в которых подвергался резкой критике колониальный режим, в горячем интересе, проявлявшемся к сочинениям английских и французских просветителей, и наконец, в многочисленных заговорах против власти колонизаторов. Все эти заговоры потерпели неудачу, что объяснялось в первую очередь оторванностью заговорщиков от народа. Именно по этой причине окончилась неудачей предпринятая в 1806 г. попытка Франсиско Миранды - одного из виднейших борцов за независимость Испанской Америки, находившегося в эмиграции, высадиться на побережье Венесуэлы и начать освободительную войну.

Большое влияние на испанские колонии оказала освободительная война в Северной Америке. Декларация независимости и конституция Соединенных Штатов Америки стали для латиноамериканских патриотов знаменем борьбы. С жадностью они впитывали также идеи Французской революции. В 1794 г. Антонио Нариньо перевел и издал в Боготе Декларацию прав человека и гражданина. В Буэнос-Айресе то же самое сделал Мариано Морено, который перевел и «Общественный договор» Руссо. Франсиско Миранда, искавший поддержки освободительному движению Испанской Америки у европейских держав, участвовал в войне за независимость английских колоний и в чине генерала сражался в войсках революционной Франции. Вдохновляющим примером, особенно для негритянского населения Испанской Америки, явилось начавшееся в 1791 г. восстание негров в западной (французской) части острова Сан-Доминго.

Господству Испании в ее американских колониях угрожали и внешние силы. Ослабевшая испанская монархия не могла эффективно отстаивать свою колониальную империю от поползновений со стороны ее соперников. В 1795 г. в результате войны с Францией она утратила колонию Сан-Доминго (восточную часть острова). В 1800 г. Испания была вынуждена уступить Франции Луизиану - обширную область в Северной Америке к западу от Миссисипи. Французские, американские и английские купцы, не считаясь с запретами, проникали в порты Испанской Америки и вели контрабандную торговлю, пираты различных стран нападали у ее берегов на испанские торговые корабли.

К концу XVIII в. на северной границе испанских владений возникла новая угроза в лице Соединенных Штатов Америки. Экспансионистские намерения США в отношении испанских колоний выявились особенно отчетливо после покупки ими у Франции Луизианы (1803 г.) и предъявления претензии на Флориду. В 1806 - 1807 гг. Англия предприняла попытку захвата Ла-Платы, однако англичане были разбиты местным ополчением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...