Второй год. Как любить Ребёнка (5 ч.)
Тема
| Обсуждаемые вопросы
| Кол-во часов
|
Вопросы детей. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется...»
| 1. Вопросы детей. Подумать, прежде чем ответить ребёнку на его вопрос.
2. Своим ответом не погасить в ребёнке познавательный интерес.
|
|
Счастлив тот, кто счастлив дома
| 1. Счастье вашего ребёнка.
2. Воспитывать не во лжи.
3. Семейное благополучие.
4. Полные и неполные семьи.
5. Атмосфера семьи.
|
|
Лучшие в мире родители и дети
| 1. Истоки родительской авторитарности.
2. Родительское счастье.
3. Детское счастье.
4. Родительская интуиции и родительский такт.
5. Учит жизнь, а не учебники.
|
|
Кому у кого легче учиться: детям у родителей или родителям у детей?
| 1. Чему могут научить дети и взрослые друг друга?
2. У кого жизнь труднее, у детей или у взрослых?
3. В чем проявляется родительская мудрость?
4. Искусство общения требует: избегайте неоправданных, конфликтов с детьми.
|
|
Личность родите лей — главное в воспитании
| 1. Только личность способна воспитать личность.
2. Каким должен быть отец, чтобы быть главой семьи.
3. Какой должна быть мать, чтобы быть главой семьи.
|
|
Третий год. Искусство взаимоотношений (5 ч.)
Тема
| Обсуждаемые вопросы
| Кол-во
часов
|
Искусство прощать обиды
| 1. Искусство общения. Что происходит во мне, когда я обижаюсь? Обидчивость памятна на обиды. Обижаясь, я наказываю другого чувством вины. Обидчивые одиноки.
2. Как овладеть эмоцией? Как устроена обида? Как ослабить обиду?
3. Трудно ли научиться прощать.
|
|
Проблема поощрений и наказаний
| 1. Воспитание — скрытый процесс. Одобрение старших. Успех.
2. Использование материальных стимулов в воспитании.
3. Отметки. Страсть к ним. Можно ли наказывать за незнание?
|
|
Воспитание без огорчений. Размышления о родительском авторитете и свободе воспитания.
| 1. Нужны ли авторитеты? Формы авторитета.
2. Воспитание ребёнка в радости.
3. Раздраженность, крик и угрозы — главнейшие враги родительского искусства. Раздражённость — это наша злобность, наша неустроенность и наша болезнь. Только тот, кто победит её, способен воспитать хорошего человека и не потерять своего ребёнка.
|
|
Ребёнок преобразует мир
| 1. Открытие мира ребёнком. Внутренний мир ребёнка.
2. Бережное понимание изменений в детях.
3. Похвала главная движущая сила развития ребёнка
|
|
О, как нужно в себя заглянуть…
| 1. Родительская интуиция «Всё есть в тебе самом».
2. Выращивание в себе внутренних сил к познанию, пониманию жизни.
3. «В добре есть капелька зла, во зле — капелька доброты»
|
|
Четвертый год. «Мудрое сопровождение Ребёнка» (5 ч.)
Тема
| Обсуждаемые вопросы
| Кол-во часов
|
Права детей. «Право ребенка быть тем, что он есть».
| 1. Права и обязанности детей. Защита своих прав ребёнком: радость и слёзы
2. Учитывание естественной природы всех детей и индивидуальных особенностей каждого
|
|
Без ошибок жизни не прожить...
| 1. Ошибки детей. Отношение взрослых к ошибкам детей.
2. Ошибки взрослых. Отношение детей к ошибкам взрослых.
3. На ошибках учимся. Для чего мы совершаем ошибки?
|
|
Родительский долг
| 1. Умение родителей «слышать» вопрос ребенка тогда когда он еще не произнесён вслух.
2. Личные примеры. Терпение и любовь — залог родительского успеха.
|
|
Пространство любви для ребёнка
| 1. Где нашим детям хорошо?
2. Кого ребёнок хочет видеть рядом с собой в трудную минуту и в минуту радости?
3. Пространство любви, тепла, уюта, справедливости, защищённости.
|
|
Мудрое присутствие и сознательное сопровождение Ребёнка по его жизненному пути.
| 1. Сопровождение ребенка.
2. Собственный путь.
3. Свобода, но не вседозволенность.
4. Присутствие взрослого рядом.
|
|
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА «МУДРОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА»
1. Вступительное слово руководителя родительского университета.
2. Приветствие учащихся (может быть, их выступление согласно тематике).
3. Ведущими на заседании могут быть и родители.
4. Можно рекомендовать прослушивание в аудиозаписи мнение ребят.
Так, по теме «Проблема поощрений и наказаний» предлагается прослушивание аудиозаписи с ответами детей на следующие вопросы:
· Для чего ты учишься?
· Что такое отметка?
· Нужны ли отметки в школе?
· Для кого они нужны?
· Чью жизнь облегчают отметки?
5.На заседании можно предложить несколько ситуаций для деловых игр:
· Ваш ребенок постоянно обманывает. Как вы будете разговаривать с ним? Ваши действия.
· Ваш ребенок разбил дорогую вещь. Ваша реакция.
6. Заключительное слово руководителя родительского университета должно подытожить все сообщения и обсуждения по теме заседания.
7. В конце заседания можно вручить небольшие памятки родителям.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Среди прогнозируемых результатов следует перечислить:
· повышение уровня педагогической культуры родителей;
· создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы;
· уменьшение числа конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.
Успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи учителей, детей и родителей, их общей заинтересованности.
Заседания родительского университета проводятся 1 раз в два месяца. Программа рассчитана на четыре года, в количестве 20 часов. Темы заседаний построены с учётом возрастных психологических особенностей детей.
Программа родительского университета «Мудрое сопровождение Ребёнка» прошла апробацию на базе средней школы №33 г.Пензы. Результатами апробации можно считать следующее: положительные отзывы родителей о работе родительского университета; диаграмма «успешности» родительского университета; увеличение количества родителей желающих посещать заседания; повышение общей заинтересованности образовательным процессом учителей, детей и родителей.
Программа родительского университета «Мудрое сопровождение Ребёнка» рекомендуется для директоров школ, заместителей директории школ, руководителей методических объединений, учителей начальных классов.
Задание:
1. Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанной педагогом-исследователем программы просвещения семьи, опираясь на знание о сущности сотрудничества школы и семьи, сущности культурно-просветительской деятельности?
2. Назовите подходы, на которые опирался автор при разработке программы родительского университета «Мудрое сопровождение ребенка». Обоснуйте свой выбор.
3. Определите условия, при которых данная программа будет успешно реализована.
Кейс № 15.
Воспользуйтесь поиском по сайту: