Оценка уровня издержек производства при различных возможных объемах выпуска и реализации товара
Величина спроса определяет максимальную цену, которую компания может запросить за свой товар. Нижний уровень цены определяется издержками, которые несет компания. Цена товара должна покрывать все издержки, связанные с разработкой, производством, распределением и реализацией товара, включая справедливое вознаграждение за приложенные усилия и риск. Различают два вида издержек — постоянные и переменные. К постоянным издержкам (fixed costs) относятся затраты, которые остаются неизменными независимо от объема производства и выручки от реализации товара. Постоянные издержки связаны с самим существованием компании и должны быть оплачены, даже если компания ничего не производит. К постоянным издержкам относятся арендные платежи, заработная плата административного и постоянного персонала компании, процентные выплаты по кредитам, амортизация зданий и оборудования и другие постоянные ресурсы. Постоянные издержки находятся вне оперативного контроля администрации компании. Такие издержки являются обязательными и должны быть оплачены независимо от объема производства и реализации товара. Разделение издержек на постоянные и переменные относится только к краткосрочному периоду. В долгосрочном периоде могут быть предприняты все необходимые изменения в структуре ресурсов и, таким образом, величины постоянных издержек изменяются: в долгосрочном периоде все издержки становятся переменными. К переменным издержкам (variable costs) относятся затраты, величина которых меняется в зависимости от изменений объема производства и выручки от реализации товара. В расчете на единицу произведенной и реализованной продукции эти затраты обычно постоянны. Переменными эти издержки называют потому, что их общая величина меняется в зависимости от количества произведенного и реализованного товара. К переменным издержкам относятся затраты на сырье, топливо, энергию, транспортные услуги, заработная плата персонала по временному трудовому соглашению и другие временные ресурсы. Переменные издержки — это те издержки, которыми компания может управлять оперативно и которые могут быть изменены в течение короткого периода времени.
Валовые или полные издержки (total costs) — это сумма постоянных и переменных издержек при конкретных значениях объемов производства и реализации товара. Для анализа используется также понятие средних издержек (average costs) — издержки на единицу товара для каждого конкретного уровня производства. Издержки на единицу товара равны полным издержкам деленным на количество произведенных и реализованных товаров. Для эффективного ценообразования необходимо знать, как изменяются издержки в зависимости от объемов производства и реализации товара. В качестве примера возьмем вымышленную фармацевтическую компанию. Компания приняла решение добавить в свой ассортимент новый лекарственный препарат. В результате предварительного маркетингового исследования было установлено, что компания будет в состоянии реализовать 100 000 единиц (упаковок) этого лекарственного препарата в год. Было принято решение построить линию с проектной мощностью 100 000 единиц лекарственного препарата. При наращивании объема производства до 100 000 единиц средняя себестоимость единицы продукции падает, так как сумма постоянных издержек переносится на большее количество единиц продукции. Таким образом, каждая единица продукции теперь несет меньшую величину постоянных издержек. Это явление называется экономия от масштаба (производства) (economies of scale) — снижение долгосрочных средних издержек компании по мере увеличения объема производства и реализации товара. После выведения лекарственного препарата на рынок было обнаружено, что спрос на него составляет 200 000 единиц продукции в год. В этом случае должно быть принято решение о сооружении дополнительной линии по производству этого лекарственного препарата. Это связано прежде всего с тем, что по достижении проектной мощности на первой линии по производству лекарственного препарата средние издержки на единицу продукции начинают расти. Этот рост, в свою очередь, связан со снижением эффективности производства (необходима организация работы в несколько смен, оборудование чаще выходит из строя, рабочие мешают друг другу, повышается количество работников на одного управляющего, что снижает качество работы и т. п.). При принятии решения о строительстве новых производственных мощностей всегда нужно убедиться в том, что существует достаточно высокий спрос, чтобы обеспечить реализацию произведенной продукции, иначе произойдет рост средних издержек на единицу произведенной и реализованной продукции. Это может вызвать повышение цен и дальнейшее падение реализации товара.
Подобные рассуждения можно перенести и на торговую организацию. В этом случае вместо объема производства оценивается объем реализации. Компания добивается как можно большего объема реализации товара, на который имеется спрос на рынке. Чем больше объем реализации, тем меньше средние расходы, связанные с реализацией единицы товара, так как сумма постоянных издержек переносится на большее количество единиц реализованной продукции. В случае падения объемов реализации этой компании ниже запланированных произойдет рост средних издержек на единицу реализованного товара. Это может вызвать повышение цен, дальнейшее падение реализации товара и снижение конкурентоспособности. Кроме экономии от масштаба, снижение издержек может происходить по мере накопления производственного опыта и опыта реализации товара. По мере того, как персонал (управленческий, торговый, рабочие) приобретает опыт, средние издержки на производство и реализацию данного объема товара уменьшаются, как правило, по следующим причинам:
Это явление часто изображается графически в виде кривой опыта, или кривой обучения (learning curve or experience curve). Последняя иллюстрирует снижение средних издержек на единицу продукции по мере накопления производственного опыта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|