Оценка финансовых показателей
Перед проведением корректировок своей ценовой стратегии компании проводят анализ текущей ценовой стратегии. Как правило, компании делают полный финансовый анализ следующих основных показателей:
Валовый объем продаж (реализации) — ВОП (gross sales or sales volume) представляет собой все доходы, полученные от реализации этого товара. Чистый объем продаж (net sales or net proceeds from sales) представляет собой сумму, оставшуюся после вычитания из валового объема продаж скидок с цены при срочной оплате, возвратов и других изъятий товара. Валовая прибыль (gross profit — GP) представляет собой разницу между чистым объемом продаж и себестоимостью реализованных товаров (в случае производителя) или стоимостью реализованных товаров (в случае посредника). Валовая прибыль показывает, какой вклад или долю в объем реализации всех товаров компании вносит каждая единица исследуемого товара. Валовая прибыль не учитывает издержки, связанные с реализацией товара. Чистая прибыль (net profit — NP) определяется вычитанием из валовой прибыли издержек, связанных с реализацией товара — эксплутационных издержек, или так называемых накладных расходов. К эксплуатационным издержкам относятся торговые издержки, заработная плата, расходы на рекламу и продвижение товара, транспортные расходы, арендная плата за помещения, административные расходы, износ и амортизация оборудования и т. п.
Норма валовой прибыли — НВП (gross margin — GM) является отношением валовой прибыли к валовому объему продаж: НВП = валовая прибыль/валовой объем продаж Норма чистой прибыли — НЧП (return on sales — ROS or net margin — NM), или доход от продаж является отношением чистой прибыли к валовому объему продаж: НЧП = чистая прибыль/валовый объем продаж Доход с капитала — ДСК (return on capital employed — ROCE) равен произведению валового объема продаж (ВОП) и коэффициента активности — КА (activity ratio). Коэффициент активности (или товарооборота) представляет собой отношение валового объема продаж и суммы активов компании (в данном случае исследуемого товара). Показатель отражает скорость оборота активов компании [1]. ДСК = НЧП x КА = (Чистая прибыль/Валовый объем продаж) x (Валовый объем продаж/Сумма активов) Этот показатель позволяет понять, почему компании-производители средств для гигиены полости рта (например, зубных паст) могут быть очень прибыльными, несмотря на маленькую норму чистой прибыли. В качестве гипотетического примера предположим, что компания-производитель средств гигиены полости рта имеет норму чистой прибыли 10%, а фармацевтическая компания, реализующая лекарственные препараты, имеет норму чистой прибыли 40%. Предположим также, что активы компании-производителя средств гигиены полости рта оборачиваются 4 раза в год, а фармацевтической компании 1 раз в год. Проведем теперь подсчет дохода с капитала, который имеют обе компании: ДСК фармацевтическая компания = (40/100) x (100/100) = 0,4 (40%) ДСК компания-производитель средств гигиены для полости рта = (10/100) x (400/100) = 0,4 (40%) Как видно из этого примера, доход с капитала у обеих компаний одинаков, несмотря на различную норму чистой прибыли. У компании-производителя средств гигиены полости рта благодаря высокому товарообороту и низким издержкам (сравнительно невысокие затраты на научные исследования и разработки по сравнению с фармацевтическими компаниями производителями оригинальных лекарственных средств) доход с капитала высок, несмотря на значительно более низкую норму чистой прибыли.
Увеличение оборота активов ведет к увеличению дохода и уменьшению постоянных издержек. Увеличить доход с капитала компания может, снижая свои постоянные издержки, что увеличивает объем чистой прибыли. Например, компания может взять в аренду транспортные средства вместо их покупки. Это снижает зависимость расходов от объема продаж. Для увеличения коэффициента ДСК компания может снизить количество активов. Это достигается снижением запаса товара, хранящегося на складах за отчетный период времени. Чем меньше товара (активов) хранится на складах, тем больше коэффициент активности, так как в этом случае расчет коэффициента производится от более низкой базы. Возмещение платы за капитал — ВПК (capital costs covered — CCC or C3) определяется тремя основными показателями — произведением нормы чистой прибыли, коэффициентом активности (или товарооборота) и коэффициентом эффективности использования капитала — КЭИК (capital efficiency): ВПК = НЧП x КА x КЭИК = ДСК x КЭИК = (Чистая прибыль/Валовый объем продаж) x (Валовый объем продаж/Сумма активов) x (Сумма активов/Плата за капитал) Плата за используемый капитал (costs of capital) является средневзвешенным количеством сумм, выплачиваемых по процентам банку за предоставление кредита и сумм, выплачиваемых в качестве дивидендов акционерам. Предположим, что фармацевтическая компания, которая упоминалась выше, имеет активы на сумму 100 млн долл. США и ее плата за использование капитала составляет 20% в год. В этом случае показатель возмещения платы за капитал можно рассчитать следующим образом: ВПК = (40/100) x (100/100) x (100/20) = 0,4 x 5,0 = 2,0 Коэффициент ВПК 2,0 означает, что чистая прибыль компании в два раза выше, чем плата за капитал. Этот коэффициент очень важен для определения финансового благополучия компании. Если коэффициент ВПК ниже нуля — компания терпит убытки; если от 0 до 1 — компания получает прибыль (однако в этом случае прибыль недостаточна для покрытия своих расходов). Если коэффициент ВПК равен 1, то компания получает прибыль и покрывает свои расходы, связанные с привлечением капитала, однако она не увеличивает стоимость своих активов и, как следствие, не в состоянии позволить себе расширить свои производственные возможности.
Добавленная экономическая ценность — ДЭЦ (economic value added — EVA) — разница между чистой прибылью и платой за используемый капитал. Этот показатель используется для прямого сравнения расходов на капитал и чистой прибыли. ДЭЦ = Чистая прибыль — Плата за капитал Расчет показателя ДЭЦ для фармацевтической компании, которая упоминалась как пример выше: ДЭЦ = 40 — 20 = 20 млн долл. Показатель ДЭЦ отражает накопление богатства компании, а коэффициент ВПК отражает масштабы накопленного богатства. Очень часто для сравнения показателей своей компании с компанией-конкурентом используется сравнение торговой наценки (mark — up) и нормы валовой прибыли (gross margin — GM). Закупка или производство товара может быть представлено в виде формул: Себестоимость товара + (Валовая) Прибыль = Цена продажи или Цена закупки + (Валовая) Прибыль = Цена продажи Если (валовая) прибыль выражается как часть или процент от себестоимости или цены закупки (cost price), то она называется торговой наценкой (mark — up): Торговая наценка = (Валовая) прибыль/Себестоимость (цена закупки) Если (валовая) прибыль выражается как часть или процент цены продажи (selling price), то она называется нормой (валовой) прибыли ((gross) margin): Норма (валовой) прибыли = (Валовая) Прибыль/Цена продажи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|