Практических (семинарских) занятий
Работа на практических (-семинарских) занятиях осуществляется в различных формах.
Обсуждение вопросов, обозначенных в планах семинара, проходит под руководством преподавателя. При ответах рекомендуется делать ссылки на соответствующие положения нормативных правовых актов, касающих-ся проблематики семинара. Студенты могут пользоваться учебными посо-биями или дополнительной литературой, но цитировать текст дословно нежелательно. Постепенно устудентов, систематически готовящихся к занятиям, как правило, вырабатывается навык свободного пересказа ранее прочитанного материала, который со-провождается собственными анализом и оценками соответствующих пра-вовых явлений.
В большинстве семинарских занятий содержатся задачи. Они пред-ставляют собой спорную проблемную ситуацию по применению норм кон-ституционного права. Студентам необходимо ответить на поставленные вопросы, на основе анализа рекомендуемых нормативных правовых ак-тов. Решение задачи ― это поиск норм права, адекватных описанной фак-тической ситуации. Приобретенные навыки позволят преодолеть конф-ликтность, противоречия, которые могут возникнуть впоследствии на прак-тике.
При подготовке к некоторым семинарским занятия обозначаются проблемы, по которым реко-мендуется подготовить тексты конституционно-правовых документов (правовое заключение). Для этих це-лей выбраны спорные аспекты правового регулирования, связанные с не-обходимостью конституционно-правовой оценки на соответствие Консти-туции РФ и текущим законам действующих или утративших силу поло-жений.
Рекомендуемый объем правового заключения ― 5-7 страниц. В тек-сте должна быть отражены аргументация о соответствии или несоответ-ствии тех или иных правовых норм конституционно-правовым положе-ниям, а также основные научные позиции, в подтверждение мнения авто-ра. Выводом правового заключения могут быть предложения по улучшению правового регулирования в соответствующей сфере.
В качестве практических заданий по некоторым темам студентам
предлагается схематично изобразить устройство государственных орга-
нов или их систем, этапов конституционно-правовых процедур и т.д. На-
пример, описать этапы отрешения Президента РФ от должности, составить
схему федерального законодательного процесса, схему судебной системы
России. Такие письменные задания ориентированы на лучшее усвоение
учебного материала, который после прочтения письменно закрепляется в
их рабочих тетрадях. Студенты составляют схемы в произвольной, удоб-
ной для них форме на основе тщательного изучения нормативных право-
вых актов, описывающих соответствующие конституционно-правовые про-
цедуры или устройство тех или иных государственных органов. Препода-
ватель в конце занятия может выборочно взять для проверки рабочие
тетради. В ходе занятия желающие по просьбе преподавателя изобража-
ют на доске соответствующую схему, вся группа, в свою очередь, может
обсудить ее.
Письменные работы в виде реферата (объем – 7-10 страниц), эссе
(объем – 2- 3 страницы) в каждом конкретном случае рекомендуются к
написанию преподавателем. Темы могут быть взяты из списка курсовых
работ либо основаны на проблематике,
указанной в теме семинарского занятия. Реферат, как правило, не имеет
заранее составленного оглавления. Как и в эссе, в реферате должен быть приве-
ден список дополнительной (главным образом, научные публикации), а не
учебной литературы. Эссе, в котором исключаются заранее составленное
оглавление и сноски, отличается от реферата по объему и по стилю. Дан-
ный жанр письменной работы представляет собой краткое описание проб-
лемы и лаконичные предложения по ее решению.
Преподаватель определяет также проблемы, по которым -
готовятся доклады. Необходимо отметить, что по конституцион-
ному праву существует большое количество публикаций. Докладчики дол-
жны освоить дополнительный материал и эффективно донести его содер-
жание до своих товарищей, которые, в свою очередь, фиксируют главные
идеи доклада в рабочих тетрадях. Преподаватель регламентирует выступ-
ления (рекомендуемое время 10-15 минут), позволяет задавать вопросы и
делать реплики всем заинтересованным студентам.
По ряду изучаемых проблем-
возможно проведение круглого стола. Данная форма практического занятия предполагает обсуждение вопросов, возникающих в конституционной теории и
практике. Как правило, это спорные вопросы, имеющие практическую зна-
чимость для правовой действительности и несомненный теоретический
интерес для науки, а также широко освещаемые в средствах массовой ин-
формации и вызывающие общественный интерес. Несколько студентов,
заранее выбравших какой-либо аспект темы, готовят выступления. При
подготовке рекомендуется использовать дополнительную литературу.-
Поскольку в обсуждении должны участвовать все
студенты группы, преподаватель предлагает всем заранее познакомиться с
наиболее интересными для данной темы материалами. Ведущий — препо-
даватель или студент — дает каждому выступающему от 3 до 5 минут
для доклада. Регламент для ответов на вопросы – 2-3 минуты. После запланирован-
ных выступлений важно предоставить возможность высказаться всем же-
лающим. В заключительной части круглого стола преподаватель делает
короткое резюме.
При закреплении двух тем курса возможна организация на практических занятиях
деловых игр с использованием конституционно-правовых процедур (пар-
ламентские слушания, заседания Конституционного Суда РФ).
При организации пар-
ламентского слушания, проводимого в соответствии с положениями Рег-
ламента Государственной Думы, из своего состава студенты должны вы-
брать председательствующего, а также выступающих с докладами, пред-
ставителей научной общественности, средств массовой информации и других
участников парламентского слушания. Всем студентам необходимо про-
читать соответствующую главу учебника, познакомиться с Регламентом
Государственной Думы и рекомендованной преподавателем дополнитель-
ной литературой. Выступающие по темам, заявленным в рамках обсужде-
ния на парламентских слушаниях, готовятся по публикациям в периодических изданиях. Этим студентам не-
обходимо построить свой доклад с учетом позиций, которые призвано от-
стаивать должностное лицо, от имени которого они выступают на парла-
ментских слушаниях (ученого, представителя субъекта в составе Рос-
сийской Федерации, судьи Конституционного Суда РФ и т. д.). По итогам
парламентских слушаний редакционная группа, образованная председа-
тельствующим, составляет рекомендации. В этом материале приводится
анализ рассмотренных проблем и предложения, направленные на совер-
шенствование федеративных отношений России и законодательства в этой
области.
-
Судебное заседание органа конституционного контроля проводится согласно процедурам, установленным в
Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Рос-
сийской Федерации» и Регламентом Конституционного Суда РФ. Назван-
ные документы обязаны изучить студенты всей группы, в том числе и не принимающие непосредственного участия в судебном заседании. Препо-
даватель определяет его предмет и ответственных за подготовку соответ-
ствующих материалов (запроса, жалобы, правовых заключений экспертов,
проекта решения суда и т.д.). Студенты выбирают представителей споря-
щих сторон, судей-докладчиков, судей-экспертов, пред-
ставителей от средств массовой информации и других лиц, принимающих
участие в судопроизводстве. По итогам заседания принимается и оглаша-
ется решение Конституционного Суда РФ по конкретному делу.
По каждому семинарскому занятию подготовлен список рекомендуемого к изучению нормативного материала (правовых источников) и литературы.
Умение вести поиск, анализировать и использовать для решения прак-
тических заданий правовые источники в значительной степени определя-
ет успешность освоения материала по конституционному праву Россий-
ской Федерации. При изучении учебного курса студенты должны ссы-
латься только на действующие законодательные акты. Утратившие силу
правовые документы могут рассматриваться как материал по истории кон-
ституционного права. Важно подчеркнуть, что трудности изучения данно-
го курса определяются отставанием учебной литературы от изменений,
постоянно вносимых в содержание российских правовых источников. Сту-
дент не вправе в своих ответах ссылаться на литературу, если она основа-
на на недействующем законодательстве.
В процессе поиска правовых документов необходимо ориентироваться
прежде всего на официальные источники их опубликования — «Россий-
скую газету» и «Собрание законодательства Российской Федерации». Кроме того, существует обширная электронная база нормативных пра-
вовых актов Российской Федерации. Эта база ведется государственными
органами (например, Министерством юстиции РФ), а также коммерчески-
ми организациями (например, «КонсультантПлюс», «Гарант» и др.). Се-
годня электронные базы данных, как правило, существуют в большинстве
российских библиотек, в государственных органах и органах местного са-
моуправления, они распространяются и на коммерческой основе.
В разделе рекомендуемой литературы к теме приводятся также выбо-
рочные списки научных публикаций (как статьи в периодических изда-
ниях, так и монографии, сборники статей и др.), которые можно, использо-
вать при подготовке к семинарским занятиям. Кроме того, студенты долж-
ны уметь самостоятельно выявлять и использовать новые публикации. Сегодня большие
возможности для быстрого поиска последних публикаций по проблемам
конституционного права дает Интернет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: