Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие методические указания




 

Курсовая работа - одна из форм обучения студента, способствующая углубленному овладению им отдельными вопроса­ми учебной дисциплины, формированию навыков самостоятельной работы с нормативно-правовыми актами и научными публикациями.

Выбрав одну из предлагаемых тем курсовых работ (по предложенному развернутому перечню) и внимательно изучив соответствующий раздел учебника, студент должен подобрать соответствующие нормативно-правовые акты, науч­ную литературу, сведения о практике реализации тех или иных норм права, другие источники.

Необходимо иметь в виду, что в отличие от нормативно-право­вого материала другие источники могут быть использованы выбо­рочно, в зависимости от того, какими из них студент располагает. Такой подход обусловлен тем, что многие студенты в силу места их жительства объективно ограничены в возможности выбора научной литературы.

Особое внимание необходимо обратить на изучение нормативных актов, относящихся к избранной теме. Использование Конституции, законов, иных актов - необходимое условие поло­жительной оценки курсовой работы. Не следует, однако, злоупотреб­лять дословным воспроизведением правовых норм: курсовая работа не должна превращаться в собрание переписанных статей законов. По­ложения нормативных актов должны быть осмыслены в той мере, ко­торая позволила бы автору изложить их в свободной форме, сопрово­див собственным комментарием применительно к теме работы. Вме­сте с тем, стремясь к самостоятельному изложению материала, важно избежать неточностей и искажения смысла статей законов.

Курсовая работа должна основываться на теоретических поло­жениях, а также содержать необходимый фактический материал, примеры из практики осуществления конституционно-правовых норм, деятельности государственных органов. В связи с интенсив­ным обновлением законодательства необходимо следить за приняти­ем новых законов и иных нормативно-правовых актов, касающихся избранной темы, учитывать их при написании курсовой работы. Для учета возможных изменений необходимо следить за публикациями нормативно-правовых актов в «Собрании законодательства Россий­ской Федерации», «Российской газете», со­ответствующих справочных компьютерных информационных системах.

Содержание курсовой работы в значительной степени обогатит­ся, если автор проявит осведомленность о перспективах развития соответствующего законодательства, о дискуссиях по законопроек­там, ведущимся в парламенте и научной среде. Источниками такой информации могут стать публикации в газетах и журналах, различ­ного рода парламентских бюллетенях и вестниках.

Студент может использовать и такие источники, которые не во­шли в рекомендованный перечень. При этом следует обратить особое внимание на работы, изданные и опубликованные в 2005 – 2009 гг. В свя­зи с этим целесообразно просмотреть соответствующие номера юри­дических журналов («Государство и право», «Конституционное и муниципальное право», «Журнал российского права», «Правоведение», «Право и жизнь» и другие), воспользоваться каталогами библиотек.

Курсовая работа должна быть напечатана. Она должна иметь нумерацию страниц. Материал должен быть изложен в соответствии с определен­ной автором структурой работы, логически последовательно, гра­мотно и аккуратно.

Излагая нормативно-правовые акты, необходимо делать ссылки на конкретные их статьи. При цитировании научных работ и иных публикаций в ссылках указываются автор, название публикации, место издания, издательство, год издания, страница (для статей - автор, название публикации, название жур­нала, год, номер, страница).

В начале работы приводится ее оглавление, где помимо названия пунктов (разделов) работы указываются соответствующие им страни­цы текста. Название каждого пункта воспроизводится также и на этих страницах. В конце курсовой работы помещается список использован­ных источников, ставятся подпись автора и дата завершения.

Объем работы должен составлять 30-35 страниц компьютерного текста. Курсовые работы, объем которых значительно пре­вышает установленный, к проверке не принимаются.

Переписывание текстов учебников, иных источников, а также воспроизведение компьютерных «заготовок» не допускается.

Ниже приведены некоторые темы курсовых работ и варианты их планов, а также даны методические указания преподавателя по их выполнению.

 

Вариаты тем курсовых работ и методические указания по их подготовке

Тема 1. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации

И принятия конституционных поправок

Примерная структура работы

 

1. Стабильность конституции и гарантии ее обеспечения.

2. Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации.

3. Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Консти­туции Российской Федерации.

4. Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации.

Методические указания

 

Курсовую работу следует начать с рассмотрения такого свойства конституции, как стабильность, устойчивость ее содержания. Харак­теризуя значение данного качества конституции, необходимо пока­зать, что ее стабильность является важнейшим условием режима за­конности, устойчивости правовой системы и государственного меха­низма, весомым фактором определенности в отношениях между лич­ностью и государством. Вместе с тем следует отметить, что стабильность конституции не означает ее неизменности. Конституция долж­на отражать перемены в тех отношениях, которые она регулирует. Сочетание стабильности и динамизма позволяет сохранить реаль­ность конституции.

Раскрывая вопрос о гарантиях стабильности конституции, важно иметь в виду, что это качество конституции обусловлено самой ее природой, тем, что конституция является основным законом, закреп­ляет устои устройства общества и государства. В силу базового, фундаментального характера регулируемых конституцией отноше­ний она и не должна быть подвержена постоянным изменениям.

В то же время необходимо обратить внимание и на другое об­стоятельство: стабильность конституции зависит от отношения к ней государственной власти, от уровня политической и правовой культу­ры общества. Стремление политических групп перекроить конститу­цию в угоду собственным конъюнктурным интересам, неумение и нежелание соотносить свои действия с «тесными» конституционны­ми рамками вполне могут поломать любую, даже «идеальную» кон­ституцию.

Данный тезис следует соотнести с реалиями политической жиз­ни России, с подходом различных политических сил- и властных ин­ститутов к вопросу о целесообразности модернизации («исправле­ния») Конституции 1993 года. Особое внимание необходимо уделить позиции Президента Российской Федерации, использовать для этого, в частности, текст послания Президента Федеральному Собранию.

Ключевым местом первого пункта курсовой работы должны стать положения об особом, усложненном порядке полного и час­тичного пересмотра конституции как гарантии ее стабильности. Ис­пользуя материалы, отражающие зарубежный опыт, было бы умест­но показать, каким может быть «набор» юридических средств, ус­ложняющих порядок изменения конституции или принятия нового основного закона по сравнению с процедурой принятия обычных законов. Работа только выиграет, если с этой же целью в поле зрения автора окажутся конституции субъектов Российской Федерации. Со­поставив, например, конституции Бурятии, Дагестана, Ингушетии, Республики Коми, Республики Саха (Якутия), Татарстана, можно было бы подразделить их на более жесткие и менее жесткие.

Студенту необходимо сформулировать основные отличия поряд­ка пересмотра Конституции и принятия конституционных поправок, предусмотренного Конституцией РФ 1993 года (глава 9), от процеду­ры изменения и дополнения ранее действовавшего Основного Закона России (статья 185). Проведенное сопоставление позволит сделать вывод (или подтвердить ранее обозначенный тезис) о значительном усилении «жесткости» российской Конституции.

Поскольку нынешняя Конституция различает понятия «пересмотр Конституции» и «поправка», устанавливает применительно к ним раз­ные процедуры, постольку и вопросы о пересмотре и поправках под­лежат рассмотрению в самостоятельных пунктах работы. Пункт вто­рой посвящен порядку пересмотра положений глав 1, 2, 9 Конститу­ции РФ. В отличие от остальных положения этих, наиболее значимых глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Вместе с тем важно уяснить, что без Федерального Собрания их пересмотр не­возможен: парламент как бы дает «зеленый свет» этому процессу.

В работе следует показать, по каким вариантам может пойти развитие событий после того, как Федеральное Собрание поддержит предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9.

Указанные главы являются «неприкасаемыми» в рамках сущест­вующей Конституции, они могут стать иными только путем приня­тия новой. Проект же новой Конституции вправе разработать лишь специальный орган - Конституционное Собрание. Пока федеральный конституционный закон об этом органе не принят, однако уже сдела­ны некоторые наработки, которые активно обсуждаются учеными и политиками. Так, еще в 1997 году Президент РФ изложил свое отно­шение к одному из проектов конституционного закона. Помимо от­ражения дискуссий по данному поводу составной частью пункта второго работы могут стать рассуждения автора о том, каким, по его мнению, должен быть порядок формирования Конституционного Собрания, о том, какие иные вопросы подлежат урегулированию в конституционном законе о нем. Следует учесть, что некоторые ас­пекты деятельности Конституционного Собрания уже урегулирова­ны в Федеральном конституционном законе «О референдуме Рос­сийской Федерации».

В пункте третьем работы требуется рассмотреть вопрос о по­правках к главам 3-8 Конституции. Студент должен тщательно про­анализировать статью 136 Конституции и постановление Конститу­ционного Суда о ее толковании. Важно понять логику Конституци­онного Суда, почему формой принятия конституционной поправки должен быть не федеральный и не федеральный конституционный закон, а особый правовой акт - закон РФ о поправке к Конституции. Необходимо показать, что процедура принятия, одобрения и вступ­ления в силу этого необычного акта требует правового регулирова­ния. Следует проанализировать Федеральный закон «О порядке при­нятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Фе­дерации», при этом важно обратить внимание на его недостатки, от­меченные Президентом РФ, а также на предложения главы государ­ства о внесении в указанный Федеральный закон изменений и до­полнений (соответствующий законопроект, направленный Президен­том в Государственную Думу одновременно с подписанием Феде­рального закона, был принят в первом чтении 31 марта 1999 г.).

Выигрышным моментом работы может стать характеристика тех поправок к Конституции, которые рассматривались в Федеральном Собрании. Соответствующие постановления палат опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации.

Составной частью как второго, так и третьего пунктов курсовой работы должно стать рассмотрение тех положений регламентов па­лат Федерального Собрания, которые касаются процедур пересмотра Конституции и принятия поправок.

В четвертом пункте работы необходимо отразить порядок, в котором вносятся изменения в статью 65 Конституции. При этом следует учесть, что особый порядок изменения, предусмотренный статьей 137 Конституции, распространяется только на часть 1 статьи 65 (применительно к части 2 статьи 65 действует тот же порядок, что и для большинства положений глав 3-8).

Опираясь на постановление Конституционного Суда от 28 нояб­ря 1995 года, студент должен показать, что при изменении наимено­вания субъекта РФ новое наименование включается в текст статьи 65 Конституции указом Президента Российской Федерации. В работе следует отразить практику издания таких указов.

Что же касается других изменений части 1 статьи 65 (связанных с принятием в Российскую Федерацию и образованием в ее составе нового субъекта РФ либо с изменением конституционно-правового статуса субъекта РФ, например, при преобразовании области в рес­публику или автономного округа в область), то они вносятся на основании федерального конституционного закона. Соответствующие положения Конституции (часть 1 статьи 137 во взаимосвязи с частью 2 статьи 65 и частью 5 статьи 66) содержат простор для толкования, в связи с этим для автора работы сохраняется возможность сопостав­ления различных точек зрения и изложения собственной позиции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...