Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 2. Институт референдума в Российской Федерации




 

Примерная структура работы

 

1. Референдум: понятие, виды, значение.

2. Законодательство о референдуме.

3. Право граждан РФ на участие в референдуме.

4. Инициатива проведения и назначение референдума.

5. Подготовка референдума. Голосование и определение его результатов.

 

Методические указания

 

В первом пункте работы рассматриваются теоретические во­просы института референдума. Сформулировав понятие референду­ма, студент должен показать его виды. При этом не нужно ограничи­ваться лишь теми видами, которые прямо предусмотрены россий­ским законодательством; было бы важно отразить многообразие ва­риантов, известных мировой практике.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он позволяет достичь высшей легитимности при принятии решения, ощутить гражданам ответственность за происходящее в стране, совместить интересы на­рода и органов власти. Вместе с тем референдум может быть исполь­зован как противовес представительной демократии, как средство в борьбе ветвей власти; он содержит в себе опасность подмены про­фессионализма популизмом, а значит, принятия некомпетентного решения.

Студенту необходимо охарактеризовать практику проведения референдумов в нашей стране; показать, какие вопросы выносились на референдум СССР 17 марта 1991 г., всероссийские референдумы 17 марта 1991 г., 25 апреля и 12 декабря 1993 г. Работа только выиг­рает, если автор приведет примеры проводившихся референдумов субъектов РФ, сообщит о выдвигавшихся инициативах проведения референдума Российской Федерации.

В начале второго пункта работы было бы уместно дать краткую характеристику российского законодательства о референдуме, суще­ствовавшего до принятия Конституции 1993 года. Далее необходимо проанализировать соответствующие положения действующей Кон­ституции РФ, остановиться на Федеральном конституционном зако­не «О референдуме Российской Федерации» и Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), выяснить соотношение двух этих актов, обратить внимание на положения о местном референдуме, содержащиеся в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Важно иметь в виду, что составной частью законодательства о референдуме субъекта РФ и о местном референдуме являются конституции (уставы) соответствующих субъектов РФ и их законы о референдумах (в большинстве случаев это отдельные законы о референдуме субъекта РФ и о местном референдуме, например, в г. Москве, Вологодской, Калужской, Кировской, Московской, Рязан­ской областях; иногда, например, во Владимирской области, это еди­ные законы, охватывающие оба указанных института). Кроме того, следует учесть, что ряд процедурных вопросов проведения местных референдумов регулируется в соответствии с уставами соответст­вующих муниципальных образований.

В третьем пункте работы необходимо показать, кто имеет право участвовать в референдуме; раскрыть принципы, действующие при его проведении (всеобщее равное и прямое волеизъявление при тай­ном голосовании).

При написании четвертого пункта следует исходить из того, что инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам РФ, имеющим право на участие в референ­думе; однако соответствующими законами право такой инициативы может быть предоставлено иным субъектам. Студент должен осмыс­лить и отразить в своей работе положения главы 11 Федерального конституционного закона, а также главы II и статьи 33 Федерального закона. Наряду с этим было бы уместно показать, как с указанными положениями Федерального закона соотносятся нормы закона о ре­ферендуме какого-либо субъекта РФ. Особое внимание необходимо обратить на то, какие вопросы не могут выноситься на референдум, а также на обстоятельства, исключающие его проведение.

Раскрывая в пятом пункте процесс подготовки референдума (формирование комиссий референдума, составление списков его участников, ведение агитации и т.д.), а также рассматривая порядок голосования, следует сосредоточиться лишь на ключевых аспектах этих вопросов. Вместе с тем нужно самым тщательным образом проанализировать то, как определяются результаты референдума. Студент должен показать, когда референдум признается несостоявшимся, когда решение считается принятым, в каких случаях резуль­таты референдума признаются недействительными. Особое внима­ние необходимо уделить вопросу о юридической силе решения, при­нятого на референдуме.

 

ТЕМА 3. Уполномоченный по правам человека

В Российской Федерации

Примерная структура работы

 

1. Уполномоченные по правам человека (омбудсмены): общая характеристика мирового опыта.

2. Формирование института Уполномоченного по правам чело­века в Российской Федерации.

3. Правовой статус, порядок назначения на должность и освобо­ждения от должности Уполномоченного по правам человека в Рос­сийской Федерации.

4. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Россий­ской Федерации.

Методические указания

 

Институт Уполномоченного по правам человека является срав­нительно новым для России. Вместе с тем в значительном числе зарубежных стран должность уполномоченного (народного защитника, омбудсмена) существует уже многие десятилетия. Зарубежный опыт, вне всякого сомнения, сказался на введении данного института в России. В связи с этим в первом пункте работы рекомендуется дать краткую характеристику различных моделей уполномоченного действующих за рубежом.

Во втором пункте следует отметить, что в России идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впер­вые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 году. Необходимо указать, какая модель Уполномоченного пре­дусматривалась в этом акте и в какой мере она была воспринята впоследствии.

Важно учесть, что назначение на должность Уполномоченного производилось Государственной Думой дважды: первый Уполномо­ченный занимал эту должность с января 1994 г. по март 1995 г., т.е. еще до принятия Федерального конституционного закона об Упол­номоченном, второй - с мая 1998 г. Уместно упомянуть, насколько длительным и сложным был процесс разработки и принятия указан­ного конституционного закона. Соответствующую информацию можно почерпнуть из Доклада о деятельности Уполномоченного в 1998 году, публикаций в Собрании законодательства Российской Федерации.

В основе третьего и четвертого пунктов работы должен быть анализ положений Федерального конституционного закона. Необхо­димо подчеркнуть, что деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов.

Раскрывая порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного, следует использовать Регламент Госу­дарственной Думы. Важно показать, почему процесс назначения Уполномоченного после принятия конституционного закона растя­нулся более чем на год.

Характеризуя компетенцию Уполномоченного, необходимо учесть, что его полномочия предусмотрены не только в Федеральном конституционном законе, но и в других законах. Подтверждение то­му можно найти, например, в соответствующих статьях УПК РФ и ГПК РФ, статье 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свобо­ды», статье 8 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», статье 12 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», статье 30 Федерального закона «О выбо­рах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос­сийской Федерации». Важной составляющей заключительного пунк­та работы должны стать примеры из практики деятельности Уполно­моченного по правам человека.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...