ТЕМА 2. Институт референдума в Российской Федерации
Примерная структура работы
1. Референдум: понятие, виды, значение. 2. Законодательство о референдуме. 3. Право граждан РФ на участие в референдуме. 4. Инициатива проведения и назначение референдума. 5. Подготовка референдума. Голосование и определение его результатов.
Методические указания
В первом пункте работы рассматриваются теоретические вопросы института референдума. Сформулировав понятие референдума, студент должен показать его виды. При этом не нужно ограничиваться лишь теми видами, которые прямо предусмотрены российским законодательством; было бы важно отразить многообразие вариантов, известных мировой практике. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он позволяет достичь высшей легитимности при принятии решения, ощутить гражданам ответственность за происходящее в стране, совместить интересы народа и органов власти. Вместе с тем референдум может быть использован как противовес представительной демократии, как средство в борьбе ветвей власти; он содержит в себе опасность подмены профессионализма популизмом, а значит, принятия некомпетентного решения. Студенту необходимо охарактеризовать практику проведения референдумов в нашей стране; показать, какие вопросы выносились на референдум СССР 17 марта 1991 г., всероссийские референдумы 17 марта 1991 г., 25 апреля и 12 декабря 1993 г. Работа только выиграет, если автор приведет примеры проводившихся референдумов субъектов РФ, сообщит о выдвигавшихся инициативах проведения референдума Российской Федерации. В начале второго пункта работы было бы уместно дать краткую характеристику российского законодательства о референдуме, существовавшего до принятия Конституции 1993 года. Далее необходимо проанализировать соответствующие положения действующей Конституции РФ, остановиться на Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» и Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), выяснить соотношение двух этих актов, обратить внимание на положения о местном референдуме, содержащиеся в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Важно иметь в виду, что составной частью законодательства о референдуме субъекта РФ и о местном референдуме являются конституции (уставы) соответствующих субъектов РФ и их законы о референдумах (в большинстве случаев это отдельные законы о референдуме субъекта РФ и о местном референдуме, например, в г. Москве, Вологодской, Калужской, Кировской, Московской, Рязанской областях; иногда, например, во Владимирской области, это единые законы, охватывающие оба указанных института). Кроме того, следует учесть, что ряд процедурных вопросов проведения местных референдумов регулируется в соответствии с уставами соответствующих муниципальных образований. В третьем пункте работы необходимо показать, кто имеет право участвовать в референдуме; раскрыть принципы, действующие при его проведении (всеобщее равное и прямое волеизъявление при тайном голосовании). При написании четвертого пункта следует исходить из того, что инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам РФ, имеющим право на участие в референдуме; однако соответствующими законами право такой инициативы может быть предоставлено иным субъектам. Студент должен осмыслить и отразить в своей работе положения главы 11 Федерального конституционного закона, а также главы II и статьи 33 Федерального закона. Наряду с этим было бы уместно показать, как с указанными положениями Федерального закона соотносятся нормы закона о референдуме какого-либо субъекта РФ. Особое внимание необходимо обратить на то, какие вопросы не могут выноситься на референдум, а также на обстоятельства, исключающие его проведение.
Раскрывая в пятом пункте процесс подготовки референдума (формирование комиссий референдума, составление списков его участников, ведение агитации и т.д.), а также рассматривая порядок голосования, следует сосредоточиться лишь на ключевых аспектах этих вопросов. Вместе с тем нужно самым тщательным образом проанализировать то, как определяются результаты референдума. Студент должен показать, когда референдум признается несостоявшимся, когда решение считается принятым, в каких случаях результаты референдума признаются недействительными. Особое внимание необходимо уделить вопросу о юридической силе решения, принятого на референдуме.
ТЕМА 3. Уполномоченный по правам человека В Российской Федерации Примерная структура работы
1. Уполномоченные по правам человека (омбудсмены): общая характеристика мирового опыта. 2. Формирование института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 3. Правовой статус, порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. 4. Компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Методические указания
Институт Уполномоченного по правам человека является сравнительно новым для России. Вместе с тем в значительном числе зарубежных стран должность уполномоченного (народного защитника, омбудсмена) существует уже многие десятилетия. Зарубежный опыт, вне всякого сомнения, сказался на введении данного института в России. В связи с этим в первом пункте работы рекомендуется дать краткую характеристику различных моделей уполномоченного действующих за рубежом. Во втором пункте следует отметить, что в России идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР в 1991 году. Необходимо указать, какая модель Уполномоченного предусматривалась в этом акте и в какой мере она была воспринята впоследствии.
Важно учесть, что назначение на должность Уполномоченного производилось Государственной Думой дважды: первый Уполномоченный занимал эту должность с января 1994 г. по март 1995 г., т.е. еще до принятия Федерального конституционного закона об Уполномоченном, второй - с мая 1998 г. Уместно упомянуть, насколько длительным и сложным был процесс разработки и принятия указанного конституционного закона. Соответствующую информацию можно почерпнуть из Доклада о деятельности Уполномоченного в 1998 году, публикаций в Собрании законодательства Российской Федерации. В основе третьего и четвертого пунктов работы должен быть анализ положений Федерального конституционного закона. Необходимо подчеркнуть, что деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов. Раскрывая порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного, следует использовать Регламент Государственной Думы. Важно показать, почему процесс назначения Уполномоченного после принятия конституционного закона растянулся более чем на год. Характеризуя компетенцию Уполномоченного, необходимо учесть, что его полномочия предусмотрены не только в Федеральном конституционном законе, но и в других законах. Подтверждение тому можно найти, например, в соответствующих статьях УПК РФ и ГПК РФ, статье 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», статье 8 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», статье 12 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», статье 30 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Важной составляющей заключительного пункта работы должны стать примеры из практики деятельности Уполномоченного по правам человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|