Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Прогнозирование и транспорт




Введение

В новых" условиях, в каких оказалась Украина, требуется кардинальное решение проблем по выходу из затянувшегося кризиса всего экономического комплекса, и переход рыночным формам и методам хозяйствования. Это связано с привлечением и использованием значительных, материальных, людских и финансовых ресурсов в хозяйственную сферу деятельности, привлечения различных источников финансирования проектов и программ, методов их разработки и внедрения в производство. Предметом курса "Введение в проектный анализ" является изучение концепций, методологии, подходов и критериев ус­тановления, сравнения, обоснования альтернативных решений и проектов при условии ограниченности ресурсов на их выполнение.

Главная цель читаемого курса предполагает:

> Дать студентам представление про методологию подготовки и реализации проекта, способы привлечения ресурсов для реализации проекта.

А овладение основами проектного анализа позволит студентам:

> уяснить важность мирового опыта разработки и оценки проектов;

> получить знания про важнейшие условия и критерии, которые учитываются на разных стадиях жизненного цикла проекта.

Пособие включает цикл лекций по концепции проекта, его жизненного цикла, методологии оценки проектов, стратегии развития транспорта, а также отдельные вопросы инвестирования проектов.

 

 


Лекция 1

Проблемы и стратегия развития транспорта

1. Транспорт в сфере производства и его роль в экономике государства.

2. Факторы, определяющие интенсификацию развития транспорта.

3. Стратегия развития транспорта.

Производство представляет собой результат той или иной экономической деятельности человека (в Африке - одна деятельность, в Америке - другая). Для производства товара, необходимого обществу, используются различные естественные ресурсы в сочетании с трудовыми. Всякая экономическая деятельность представляет собой сочетание трех факторов производства: земли, труда и капитала. Соединив эти факторы, достигаются чудесные результаты (строительство Далласа в Америке, Объединенные Арабские Эмираты).

Экономическая деятельность призвана удовлетворять потребности человечества в создании для себя определенных "удобств" - или проще услуг для людей. Но в современном обществе очень немногие потребности человека могут удовлетворены без помощи транспорта (связка Восточный - Центр). Транспорт является частно-экономической деятельностью, а она - эта деятельность - связана с географическим положением товаров и людей. Транспорт делает доступным связь потребителя с эффективным получением услуг (платежи Мальорки, бананы, лимоны и наркотики). Транспортная система любого государства (кроме Непала) представляет собой большой и сложный хозяйственный комплекс, включающий в себя совокупность производственных объектов и органов управления. Главная цель этого комплекса - наиболее полное удовлетворение потребностей хозяйства и населения в рациональных перевозках грузов и пассажиров. Естественно, требуется координировать работу всех видов транспорта, всех объектов хозяйственной деятельности, ввести режимное взаимодействие между видами транспорта и объектами производства.

2. Теперь остановимся на факторах, определяющих интенсификацию развития транспорта. Современный транспорт сделал возможным:

а) массовое промышленное производство средств производства и предметов потребления;

б) глубокое разделение и специализация труда, а также сложную кооперацию во всех сферах промышленности, строительства и сельского хозяйства;

в) высокий поток грузов в международной торговле, миграцию огромных масс людей в районах одной страны и между странами;

г) освоениеоколоземного пространства.

Обеспечить выполнение вышеперечисленных позиций для транспорта без своего собственного перевооружения весьма проблематично, к тому же в конце 70-х годов в большинстве развитых стран был существенно снижен уровень государственного регулирования транспорта, т.е. наметился переход на новые рыночные отношения. В результате этого транспортные фирмы и предприятия получили свободу в своей деятельности, а, следовательно, и более эффективно использовать транспорт. Он более синхронизирован с работой предприятий (поставка точно в срок; от двери до двери), ожесточаются требования к качеству перевозок и доставки товара. Изменяется степень критериев при выборе вида транспорта, внедряются прогрессивные формы поставки грузов (система Фрейтлайнер в Англии). Таким образом, в развитых странах начинается срастание транспорта с обслуживаемым производством, превращая его в систему "производство-транспорт - потребление".

3. Для условий Украины железнодорожный транспорт, как наиболее универсальный, имеет свою достаточно широкую целесообразную сферу применения. Учитывая, большую территорию страны он остается основным видом транспорта для выполнения массовых грузовых перевозок на средние и большие расстояния.

Основными проблемами, подлежащими решению в обозримой перспективе являются следующие:

1, _ Развитие сети железных дорог.

Эта проблема является сложной т.к. новое строительство всегда связано со значительными капиталовложениями и затратами ресурсов, а также требует больших сроков выполнения работ (стоимость 1км железных дорог составляет 2 млн. гр.). Но все же для Украины речь должна идти о строительстве разгружающих и спрямляющих линий (Мариуполь- Таганрог, Бердянск и т.д.)- В настоящее время на Украине на 1000 км2 территории приходится 37,2 км желдор. путей.

• Германия - 114км;

• Франция - 62км;

* США - 29км;

* Донецкая обл. -62,4км;
* Луганская обл. -43,4км;
* Киевская обл. - 33,0км;

* Одесская обл. -34,0км;

* Ровенская обл. - 30,0км;

* Херсонская обл. - 16,0км.

Потребность в разгружающих и спрямляющих линиях существует в первую очередь для связи Донбасса с Криворожьем, центром и особенно связь Востока и Запада.

 

 

2. Увеличение пропускной и провозной способности существующих линий.

Сеть железных дорог Украины почти на 60% является однопутной, поэтому задача повышения пропускной способности однопутных линий является весьма важной.

Одной из наиболее эффективных мер следует считать строительство вторых путей однопутных линий, а также увеличение массы обращающихся поездов. Эта мера позволяет повысить пропускную способность при минимальных капитальных вложениях, а в эксплуатации обеспечивать меньшую. себестоимость перевозок.(Экибастуз –З5 тыс.т).

Существенной проблемой становится длина станционных путей, которую необходимо увеличивать путем реконструкции станций. Для 8 тыс. т веса поезда можно обойтись длиной станционных путей 1250м, а для 10-12 тыс. тонн длина станционных путей уже должна доходить до 1750м. Реконструкция станций представляет очень сложную проблему, так как реконструкцию необходимо проводить в стесненных условиях, снос жилья и других объектов, значительные капитальные вложения. Другим путем является повышение грузоподъемности вагона, и довести её до 100т в четырёхосном вагоне. Особенно важным является применение специализированных вагонов.

3. Повышение качества, перевозок.

Как бы совершенными не были технические средства железных дорог без обеспечения высокого качества перевозочного процесса, проблему повышения эффективности работы транспорта решить нельзя. Говорить о качестве перевозок имеют в виду в первую очередь. Но даже пусть будет достаточной, то всё же, как бы ни были быстры железнодорожные перевозки и перевалке грузов, всё теряет смысл, если заметны не будут последовать за перемещениями грузов, контейнеров, автомобилей, т.е. будут простаивать в ожидании формальностей. Здесь без ЭВМ не обойтись.

Повышение качества перевозочного процесса в первую очередь требует обеспечения регулярности перевозок, точного соблюдения графиков движения поездов, а также подачи вагонов грузополучателям и их уборки должны производится в точном соответствии с техпроцессами и имеющимися договорами.

Однако, достижение регулярности перевозочного процесса и точности при взаимодействии с клиентурой, является для железнодорожного транспорта одной из наиболее сложных задач, что связано со следующими особенностями перевозочного процесса;

- железнодорожный транспорт непосредственно взаимодействует с огромным числом грузоотправителей и грузополучателей;

- технические средства железнодорожного транспорта характеризуются значительной динамичностью, подвижной состав находится в постоянном движении по всей сети железных дорог;

- эффективность работы железнодорожного транспорта в значительной мере зависит от степени взаимодействия обслуживаемых отраслей;

- железнодорожный транспорт испытывает значительные природно-климатические воздействия.

В этих условиях эффективная работа железнодорожного транспорта по обеспечению регулярности перевозок и точности обслуживания клиентуры может быть выполнено, при условии создания эффективной системы управления транспортными потоками с активным участием человека и оптимального резервирования технических средств и постоянных устройств в качестве компенсаторов воздействию возмущающих факторов.

Другим важным фактором повышения качества перевозок является ПОЛНОЕ обеспечение сохранности груза, как при грузовых операциях, так и в пути следования. К этому относится и совершенствование средств механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Таким образом, стратегия развития железнодорожного транспорта связана с необходимостью комплексного решения целого круга проблем. Оптимальные результаты при их решении могут быть достигнуты только при системном логическом подходе, подробном обосновании и детальном технико-экономическом сравнении конкурирующих вариантов.

 


Лекция 2

Прогнозирование и транспорт

1. Понятие термина "прогнозирование".

2. Методы проведения прогнозов.

3. Научно-теоретические аспекты прогнозирования.

Развитие Украины отмечено особенно мировым сообществом в развитии науки и техники, военного дела, политики, дальнейшего освоения космоса. Совсем недавно с термином "прогноз" связывалось предвидение главным образом природных (прогноз погоды), биологических или технических процессов, например, землетрясений, урожайности зерновых, хода болезни и т.д. Если отнести разговор о прогно­зировании на транспорт, то можно заметить, что проблемы развития транспорта все больше и больше волнует человечество. Мировая печать наполнена сообщениями о всё новых и новых открытиях и изобретениях по транспорту. Проблемами транспорта следует считать: увеличение грузоподъемности и пассажировместимости транспортных средств, увеличение скоростей движения, механизация и автоматизация трудоемких процессов, автоматизация трудоемких процессов, автоматизация управлений транспортными системами и подвижными средствами транспорта, повышение безопасности, надежности и бесперебойности движения независимо от погодных условий.

Для Украины кризис производства, снижения уровня жизни, неоправданное бремя налогов, незащищенность - наиболее важная особенность нынешнего этапа развития государства. Как долго это будет продолжаться? Поэтому теперь речь может идти только о системати­ческих исследованиях перспектив всей сложной совокупности социальных процессов - от науки и техники до экономики культуры, политики и права. Без научного прогноза невозможно разработать обоснование на длительную перспективу выхода из трудного экономического положения. Вообще считается, что рост признания прогнозирования - это огромная эффективность социального прогнозирования, как в экономическом, так и в политическом и идеологическом отношении. Хорошо налаженная служба прогнозирования позволяет сокращать время на выработку проектов, программ, повышать их научный уровень, а, следовательно, и эффективность.

Что же такое "прогнозирование"? Определение понятия "прогнози­рование" наиболее полно дано в книге В.А. Лисичкина и В.И. Каспина "Прогностика. Основные термины и понятия. "(М. 1970г.)

Прогнозирование - вид познавательной деятельности человека, направленный на формирование прогнозов развития объектов на основе анализа тенденций его развития.

Различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогно­зы. В зависимости от объекта отнесение к разным видам прогнозов будет различное. Для экономических прогнозов краткосрочные - на период до 2 лет, среднесрочные от 2 до 6 лет и долгосрочные свыше 15 лет.

2. Прогнозу предшествует выбор метода его проведения и разработка алгоритма. А работа по самому алгоритму состоит в проверке алгоритма, провидений прогноза, корректировки полученных результатов и использовании результатов.

При прогнозировании развития транспорта наиболее часто применяют следующие методы прогноза.

1Метод _ экспертных оценок - один из наиболее распространенных. Сущность метода в том, что опрашивают экспертов и составляют на основе их заключений усреднённый прогноз.

Метод Делфи по своей сути состоит в последовательном анкетировании линий экспертов, при котором выявляется преобладающее суждение опрошенных.

Интуитивный метод разработки прогноза состоит в оценке перспектив отдельными лицами или организациями. Он имеет ограниченную зону применения обычно в краткосрочных прогнозах.

Широкое применение ЭВМ обусловило развитие методов математического моделирования.

В экономических расчетах применяется нормативный метод, когда необходимо спрогнозировать потребности. Например, нормативы рациональных норм потребления транспортных услуг с распределением по видам транспорта.

3. Для прогнозирования очень удобно воспользоваться простейшим графиком, на оси абсцисс которого откладывают время, а на оси ординат откладывают - количество какой-то продукции (рис.1).

V коли- чество
 
Рис.1 Виды прогнозов развития:

1- количество не увеличивается

 
во времени;

2- количество растет в арифме-

тической прогрессии;

3- количество растет в геометрической прогрессии
 

tгоды

 

Имеющиеся на графике три линии отражают три типа прогноза разви­тия, роста. Первая линия - количество продукции не увеличивается, достигнув какого-то оптимального уровня. Вторая - рост продукции в арифметической прогрессии. Имеющиеся на графике три линии отражают три типа прогноза развития, роста. Первая линия - количество продукции не увеличивается, достигнув какого-то оптимального уровня. Вторая - рост продукции в арифметической прогрессии, ежегодно увеличиваясь на одну и ту же величину. Третья линия - отражает рост продукции ежегодно на один и тот же процент по отношению к предыдущему, изменяется в геометрической прогрессии и называется экспонентой.

По экспоненте происходит обычно внедрение новой техники, нара­щивание производства изделий, рост потребностей населения.

Но было бы неправильно прогнозировать рост производства все время по экспоненте. Ведь постепенно рынок насыщается данной продукцией, темпы роста замедляются, форма кривой изменяется и приобретает вид; изображенный на рис.2.

           
     
Рис.2 Кривая развития для изделий с многолетним сроком службы:   1 – уровень насыщения;   2 – участок экспонциального развития.
 
 
 

 

 


V коли-чество

 
 

 

 


Из рисунка видно, что после быстрого подъема и насыщения происходит падение объема производства до уровня, достаточного для замены ежегодно выбывающей части изделий (Vнорм).

Для перспективного прогнозирования очень важно правильно определить форму кривой роста. Ведь по ней видно, когда следует прекратить наращивание мощностей, когда - готовиться к свертыванию производства. Форма кривой 2 свидетельствует, что чем скорее мы хотим удовлетворить потребность населения или экономики, тем больше будет "пик" кривой над нормальным уровнем. Но чем больше разность Vмах - Vнорм, тем больше будут потери, ведь свёртывание производства связано с потерями. Процесс развития опирается на всё ранее достигнутое, т.е. скорость роста пропорциональна достигнутому уровню А и записывается в виде уравнения:

( >0)

А - достигнутый уровень;

t -промежуток времени;

- показатель роста.

Такое развитие подчиняется экспонциальному закону роста и записывается формулой:

 

а - начальный уровень развития.

В настоящее время в наиболее развитых странах наблюдается тенденция к переходу развития от экспонциального роста к логистическому, с учетом верхнего предела развития. Логистический закон развития описывается уравнением вида:

(В-А) (0<А<В, >0)

В - верхний предел развития.

В начальной стадии, когда А«В, логистическая кривая совпадает с экспонентой. При В/2 логистическая кривая имеет точку перегиба, где меняется знак производной. В пределе при значение логистической кривой стремится к значению В.

Таким образом, развитие ограничено некоторым верхним пределом В, который определяется имеющимися у общества реальными материальными и людскими ресурсами, экономической выгодой и уровнем общего технического развития.

 


Лекция 3-4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...