Механизм обеспечения устойчивого функционирования системы управления инновационной деятельностью в регионе
Функционирование системы управления направлено, как минимум, на предотвращение наступления неинновационной ситуации, вызванной дефицитом работников требуемой квалификации на ключевых участках трудовой деятельности в научно-инновационной сфере региона, как максимум – на обеспечение модернизации и технологического развития экономики в установленные Стратегией социально-экономического развития Владимирской области сроки за счёт создания механизма замещения работников, достижения высокого уровня инновационной активности и эффективности использования инновационного потенциала работников, повышения производительности интеллектуального труда, проведения, основанной на демократических принципах, государственной политики в области развития человеческого капитала и кадрового обеспечения предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы. С целью обеспечения устойчивого функционирования и своевременной перестройки системы управления в условиях нестабильности, изменения внутренней и внешней среды предусмотрен мониторинг состояния системы. Должна производиться оценка негативного воздействия отдельных факторов на развитие инновационной деятельности в регионе (риск-менеджмент). Особое внимание отводится созданию служб и групп оперативного реагирования на изменения, подготовка и реализация, в случае необходимости, антикризисной программы. Мониторинг состояния системы осуществляется на всех стадиях её функционирования. Службы мониторинга должны постоянно обновлять информацию о работе системы, стремиться к получению достоверных сведений из максимально возможного числа источников, в том числе внешних, сопоставлять данные, оперативно реагировать на возникновение малейших сбоев в работе системы, нарушение механизмов функционирования, изменение параметров системы, доставляя на уровень принятия управленческих решений предложения по устранению проблем, корректировки действий, обеспечению устойчивого развития системы.
По-сути организация управления – это система принятия управленческих решений, от качества которых в определяющей степени зависит функционирование системы управления и конечный результат. При формировании системы немаловажно учитывать, что на её устойчивость значительное влияние могут оказать внешние факторы: политические, экономические, технико-технологические, социальные, демографические, социально-психологические и некоторые другие, поэтому связанные с ними риски следует минимизировать. В этой связи возрастает значимость мероприятий, инициируемых службами мониторинга состояния системы, риск-менеджмента, группами оперативного реагирования Регионального центра развития инновационной деятельности и направленных на обеспечение динамичности системы управления, её способности под негативным воздействием внутренних и внешних факторов оставаться определённое время в режиме нормального функционирования, неизменном качественном состоянии. Проектирование управленческих решений осуществляется исходя из необходимости устранения препятствий, возникающих при реализации политики, направленной на рациональное использование и воспроизводство человеческого капитала, проведения комплекса мероприятий, ориентированных на достижение целей интеллектуального воспитания подрастающего поколения, решения задач обеспечения инновационно-активных предприятий квалифицированными работниками. Для достижения эффективности функционирования системы важен правильный выбор целей, методов и приёмов управления, подходов к принятию управленческих решений. Необходимо произвести оценку ресурсной базы, осуществить поиск источников её формирования и развития. На законодательном уровне требуется закрепление полномочий, сфер ответственности управленческих и координационных структур, контрольных органов, определение процедур разработки и принятия управленческих решений.
Все принимаемые на различных уровнях управленческие решения должны быть обоснованы, своевременны, реалистичны, экономичны и максимально эффективны. В конкретном случае, при принятии управленческих решений целесообразно руководствоваться модернизированной нами схемой с выделением пяти основных этапов процесса принятия и реализации управленческого решения (рис.24).
Рис.24 Основные этапы процесса принятия и реализации управленческого решения
На начальном этапе происходит обнаружение проблемы, на втором этапе – исследование факторов и условий её возникновения, анализ проблемы (проблемной ситуации), на следующем этапе осуществляется разработка возможных вариантов решения проблемы, идёт поиск альтернатив, далее – нахождение оптимального варианта решения проблемы и его принятие, а на заключительном этапе производится организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого управленческого решения. С целью совершенствования организации выполнения управленческого решения важно ввести в практику составление плана его реализации. На всех этапах процесса принятия управленческого решения должны осуществляться сбор и обработка информации. Чем больше данных, тем выше вероятность принятия эффективного управленческого решения из сформированного списка альтернатив. Не менее важна оценка действий менеджеров, которые предпринимаются на различных этапах процесса принятия управленческих решений. Поскольку управляющее и регулирующее воздействия осуществляются властными структурами через должностных лиц, конкретных людей, то эффективность функционирования системы находится в зависимости от уровня личностного развития региональных политиков и кадров государственной службы, профессионализма и компетентности управленческих работников. Это отражает специфику построения и функционирования данной системы управления.
В целях осуществления разработки и принятия эффективных управленческих решений крайне важно наличие каналов обратной связи, что было предусмотрено в процессе проектирования системы управления. Следует акцентировать внимание на то, что в число основных функций Регионального центра развития инновационной деятельности входит обеспечение информационного обмена между участниками инновационной деятельности в регионе. Формируемая система управления в значительной степени ускоряет процесс создания институциональной базы активизации инновационной деятельности в регионе на основе развития человеческого капитала (табл.9). Таблица 9
Институциональная база активизации инновационной деятельности в регионе на основе развития человеческого капитала
Основные ожидаемые результаты деятельности по формированию и внедрению системы управления представлены на рис.25.
Рис.25 Ожидаемые результаты деятельности по формированию и внедрению системы управления инновационной деятельностью в регионе на основе развития человеческого капитала
В качестве важнейших индикаторов эффективности функционирования системы управления инновационной деятельностью в регионе на основе развития человеческого капитала следует выделить: 1. Обеспечение воспроизводства человеческого капитала; 2. Профессиональное и личностное развитие работников инновационно-активных организаций; 3. Рациональное использование человеческого капитала региона; 4. Повышение производительности умственного труда; 5. Расширение сети инновационно-активных организаций; 6. Достижение нового качества продуцируемых инноваций, повышение конкурентоспособности наукоёмкого производства; 7. Усиление трансфера инновационных технологий и инновационной продукции в целом; 8. Освоение новых рынков инноваций, обеспечение выхода на мировые рынки инновационной продукции; 9. Повышение степени интеллектуализации экономики. В области необходимо обеспечить создание благоприятных условий для формирования рынка человеческого капитала. Важнейшим результатом деятельности по развитию человеческого капитала организаций научно-инновационной сферы региона является формирование кадрового корпуса, способного обеспечить рост производительности труда и при условии интеграции всех имеющихся ресурсов – становление региональной социально-хозяйственной системы на инновационной основе. К явным признакам формируемой инновационной экономики региона следует отнести: § Изменение отношения государства и общества к проблемам науки; § Повышение требований к качеству общеобразовательной и профессиональной подготовки работников; § Увеличение спроса на интеллектуальный труд; § Признание особо ценными работниками одарённых и талантливых людей, обладающих значительным инновационным потенциалом, способных к творчеству, умственной и волевой мобилизации; § Возрастание потребности в работниках, прошедших обучение по инновационным профессиям, специальностям и направлениям подготовки; § Сокращение неэффективных рабочих мест и создание на инновационно-активных предприятиях новых высокотехнологичных рабочих мест; § Снижение спроса на неквалифицированный труд. Развитие инновационной деятельности в регионе происходит за счёт объединения усилий, мобилизации работников предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы для выполнения конкретных задач, активизации их творческого, интеллектуального потенциала, то есть обеспечивается синергетическим эффектом. Система управления инновационной деятельностью в регионе на основе развития человеческого капитала в большей степени соответствует принятому курсу на модернизацию и технологическое развитие экономики. Предложенная система управления может быть адаптирована под конкретный регион с учётом его особенностей, специфических черт и тенденций развития.
Выводы к Главе 3. Проведённый нами анализ показал, что во Владимирской области не в полной мере отработан механизм устойчивого функционирования системы рационального использования человеческого капитала и воспроизводства кадров инновационной экономики. Сложившаяся ситуация не способствует повышению интенсивности и результативности инновационной деятельности. Большинство выявленных в процессе исследования внутренних и внешних факторов, препятствующих развитию инновационной деятельности в регионе, связаны с человеком, сферой его интересов и приоритетов, внутренними резервами развития, образованием, интеллектуальным потенциалом, работоспособностью. С целью решения имеющейся проблемы и нейтрализации действия деструктивных факторов предложена система управления инновационной деятельностью в регионе на основе развития человеческого капитала. В ходе комплексного проектирования системы управления в соответствии с микроскопическим, функциональным, иерархическим, макроскопическим и процессуальным подходами определён состав элементов системы, установлено их пространственное размещение, выделены взаимосвязи между элементами системы, сформирована её структура, выявлены управляющий и контролирующий параметры системы, произведено описание процессов её функционирования, разработана технология принятия и реализации управленческих решений. Кроме того, представлены важнейшие индикаторы эффективности функционирования настоящей системы управления, отражены основные ожидаемые результаты деятельности по её внедрению. В рамках исследования определена институциональная база активизации инновационной деятельности в регионе на основе развития человеческого капитала. Обоснована необходимость создания Регионального центра развития инновационной деятельности, формирования при Губернаторе области Координационного совета по модернизации и технологическому развитию экономики, реализации в соответствии с выработанной концепцией проекта «Инкубатор интеллектуальных кадров». В качестве сопровождения настоящего проекта сформирована Модель успешного человека, основными составляющими которой являются здоровый образ жизни, обучаемость, прилежание, знания, интеллект, эрудиция, любознательность, широкий кругозор, наличие программы личностного роста, мобильность, гибкость, адаптивность, решительность. Акцентировано внимание на важность совершенствования взаимодействия всех субъектов инновационной деятельности в регионе в деле решения возникающих проблем, включая проблемы, связанные с организацией работы по сохранению и воспроизводству человеческого капитала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение в соответствии с целевыми установками теоретико-методологических основ осуществления инновационной деятельности, динамики её развития в конкретном субъекте Российской Федерации – Владимирской области, исследование особенностей формирования и функционирования систем управления инновационной деятельностью, позволили сформулировать выводы и выработать ряд предложений. 1. Инновационная деятельность имеет свою специфику. Она сопряжена с высокими рисками и неопределённостью. Осуществлять эту деятельность с большей отдачей могут люди, обладающие неординарными способностями, сильной волей, целеустремлённостью и ориентацией на результат, отличающиеся аналитическим складом ума и располагающие резервами для повышения своего уровня интеллектуального развития. Значительная «интеллектоёмкость» является отличительной чертой инновационной деятельности, определяемой в настоящей работе как приложение умственных усилий и особых способностей людей для решения задач, связанных с продуцированием, распространением и использованием инноваций по своему прямому назначению. В нашем представлении, инновация – это применение в той или иной сфере деятельности результатов интеллектуального труда, имеющего потребительские функции и направленного на получение новых качественных изменений чего-либо. 2. Первичными ресурсами инноваций являются человеческие ресурсы. Они оказывают непосредственное влияние на качество и количество других компонентов ресурсной базы инноваций, внутреннюю и результативную составляющие инновационного потенциала территории. Организация и осуществление инновационной деятельности всецело зависят от возможностей человека. Недостаточный профессионализм научных и научно-технических работников, инновационных менеджеров в конечном итоге приводит к снижению инновационной активности и грозит обернуться установлением неинновационной ситуации. 3. В последние годы в ряде российских регионов активизировалась работа по формированию и реализации политики в области развития человеческого капитала и кадрового обеспечения предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы. Одной из основных задач созданных в г. Москве, Самарской, Новосибирской, Томской областях и некоторых других субъектах Российской Федерации инновационных центров, является подготовка менеджеров программ по наукоёмким технологиям. Проведённое нами исследование свидетельствует о том, что передовые страны мира, в числе которых находятся США, Япония, ФРГ, Франция предъявляют всё более серьёзные требования к уровню профессионализма и компетентности работников, подготовке кадров для сферы НИОКР и высоких технологий, в связи с чем властями этих стран предпринимаются значительные усилия, направленные на поиск эффективных механизмов развития системы рационального использования и воспроизводства человеческого капитала, решение проблем ресурсного обеспечения инновационных организаций. Опыт США показал, что относительно небольшие города могут обладать выраженной притягательной силой для одарённых людей, творческих личностей, новаторов, так как имеют определённые преимущества по отношению к мегаполисам, в числе которых невысокая стоимость жилья и услуг. Как нам представляется, возможности для приумножения человеческого капитала организаций научно-инновационной сферы за счёт использования преимуществ относительно небольших по численности населения городов, есть у областного центра – г. Владимира и г. Коврова. 4. Владимирская область располагает определённым инновационным потенциалом. На её территории функционируют предприятия, занятые технологическими, организационными и маркетинговыми инновациями. Предприятия области вырабатывают и используют передовые производственные технологии. Вместе с тем, доля принципиально новых производственных технологий, создаваемых на Владимирской земле недостаточно высока. В процессе работы выявлена тенденция к сокращению численности работников, выполняющих исследования и разработки с выходом на инновации, что никоем образом не способствует росту инновационной активности в регионе. Определённые усилия по развитию человеческого капитала организаций научно-инновационной сферы области осуществляются в рамках проводимой региональной политики и её отраслевых направлений: научно-технической, инновационной, кадровой и социальной политики, но принимаемые меры не имеют системного действия, поэтому их эффективность невелика. 5. К основным проблемам развития человеческого капитала инновационно-активных организаций Владимирской области следует отнести недостаточно высокую результативность деятельности аспирантуры и докторантуры; усиление внутригосударственной (межрегиональной) «утечки умов»; отсутствие системы внутрирегионального и межрегионального рекрутинга кадров; набирающий обороты процесс старения научных кадров; низкую степень адаптации молодых специалистов на производстве; снижение роли государства в регулировании социальных процессов на региональном уровне и сокращение расходов хозяйствующих субъектов на осуществление деятельности по повышению профессионального уровня сотрудников; отсутствие действенных мер материального и морального стимулирования новаторской деятельности молодых учёных и работников со стажем, имеющих учёную степень и необходимый потенциал для осуществления научно-исследовательской работы с выходом на инновации; неготовность системы профессионального образования региона к изменениям, необходимость в которых определяется принятым курсом на модернизацию и технологическое развитие экономики. 6. Пути повышения эффективности инновационной деятельности в регионе связаны с развёртыванием работы, направленной на рациональное использование и воспроизводство человеческого капитала. Насущной необходимостью является формирование learning region – обучающего региона, ориентированного на создание и распространение новых знаний, эффективных методов их использования. Совершенствование системы подготовки научных, инженерных и управленческих кадров должно находиться в числе первоочередных задач по формированию и развитию научно-инновационной сферы региона. Государственную политику в области развития человеческого капитала и кадрового обеспечения предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы Владимирской области следует ориентировать на создание кадрового корпуса, способного обеспечить рост производительности труда и при условии интеграции всех имеющихся ресурсов – инновационное развитие региональной социально-хозяйственной системы. Она должна основываться на целостной, фундаментальной теоретико-методологической базе, иметь свою концепцию и чёткий алгоритм организации. Следует стремиться к достижению задачи рационального разделения труда, более эффективной расстановки и оптимального использования кадров в научно-инновационной сфере. Дальнейшего распространения требует опыт организаций, создающих специализированные подразделения по выполнению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений, осуществляющих деятельность по внедрению корпоративных систем управления знаниями. 7. В условиях неотработанности механизма устойчивого функционирования системы рационального использования человеческого капитала и воспроизводства кадров инновационной экономики региона, в среднесрочной перспективе дефицит конкурентоспособных работников примет характер серьёзной проблемы. Вместе с тем, работа по сохранению и усилению инновационной активности требует заимствования значительных интеллектуальных ресурсов. Осуществляемые на региональном уровне меры государственной поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности не всегда приводят к ожидаемым результатам. Следовательно, для развития инновационной экономики региона необходимы более действенные решения. В этих обстоятельствах повышается значимость наших предложений по формированию системы управления инновационной деятельностью в регионе на основе развития человеческого капитала. 8. Сформированная в соответствии с микроскопическим, функциональным, иерархическим, макроскопическим и процессуальным подходами система управления инновационной деятельностью в регионе на основе развития человеческого капитала является сложноорганизованным образованием. Она включает четыре подсистемы и характеризуется наличием в структуре функционального, тематического и координирующего уровней. Система управления выстроена таким образом, что каждый её элемент и установившиеся взаимосвязи между ними способствуют достижению в конечном итоге максимального экономического эффекта. 9. Функционирование системы управления направлено, как минимум, на предотвращение наступления неинновационной ситуации, как максимум – на выполнение задач модернизации и технологического развития экономики в установленные Стратегией социально-экономического развития Владимирской области сроки. Для достижения эффективности функционирования системы управления важен правильный выбор целей, методов и приёмов управления, подходов к принятию управленческих решений. При формировании системы следует учитывать, что на её устойчивость значительное влияние могут оказать как внешние, так и внутренние факторы, поэтому связанные с ними риски необходимо минимизировать. В этой связи особую роль приобретают мероприятия, направленные на обеспечение динамичности настоящей системы управления.
В результате проведённого исследования, на основе анализа нормативных правовых документов, статистических материалов и специальной литературы с применением общенаучных и специфических для экономической науки исследовательских методов уточнено смысловое значение термина «инновация» и важной для настоящей работы экономической категории «инновационная деятельность». В ходе изучения ресурсной базы инноваций установлено, что из всего спектра ресурсов, именно человеческие ресурсы приобретают первостепенное значение. Качество человеческих ресурсов определяется величиной человеческого капитала, который становится ведущим фактором инновационного развития экономики. Предложены рекомендации по использованию во Владимирской области отечественного и зарубежного опыта управления человеческим капиталом на региональном уровне. Анализ состояния научно-инновационной сферы и оценка человеческого капитала позволили выявить проблемы кадрового обеспечения инновационно-активных организаций области и выработать меры по их нейтрализации, определить пути повышения эффективности инновационной деятельности в регионе. Обоснованы преимущества формирования системы управления инновационной деятельностью в регионе на основе развития человеческого капитала, проведено её комплексное проектирование и представлен механизм обеспечения устойчивого функционирования системы управления. Определённые рамки настоящего исследования не позволили осуществить разработку всего комплекса программ и мероприятий, направленных на интеллектуальное развитие населения, сформировать механизм межрегионального и внутрирегионального рекрутинга квалифицированных рабочих кадров и специалистов в целях обеспечения успешной реализации на территории Владимирской области инновационно-инвестиционных проектов, что может стать предметом дальнейших научных изысканий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 39 с. – ISBN 978-5-370-01668-4 2. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года [Текст] // Рос. газ. – 2009 – № 214 (13 ноября). – С. 3-5. 3. Российская Федерация. Федеральные законы. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» [принят Гос. Думой 12 июля 1996 г., одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 г.] [Электронный ресурс]. – № 127-ФЗ / Справочная правовая система «Консультант Плюс». 4. Российская Федерация. Указы Президента. Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 884 «О доктрине развития российской науки» [Электронный ресурс] / Справочная правовая система «Консультант Плюс». 5. Российская Федерация. Указы Президента. Указ Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 года № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» [Электронный ресурс] / Справочная правовая система «Консультант Плюс». 6. Российская Федерация. Указы Президента. Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 года № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых учёных – кандидатов и докторов наук» [Электронный ресурс] / URL: http: // www. kremlin. ru 7. Российская Федерация. Постановления Правительства. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1995 года № 360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок» [Электронный ресурс] / Справочная правовая система «Консультант Плюс». 8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] / URL: http: // www. economy. gov. ru 9. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (на 2009 – 2013 гг.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|