Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Резервы повышения эффективности инновационной деятельности в регионе




 

Решение задач по реализации инновационного потенциала области соотносится с поиском путей повышения эффективности инновационной деятельности.

Мы убеждены в том, что результативность инновационной деятельности, коммерческий успех предприятий научно-инновационной сферы, находятся в прямой зависимости от качества человеческого капитала и наличия конкурентоспособных кадров[87]. Оплотом инновационной экономики являются талантливые работники, способные принимать в отдельных случаях нестандартные решения, генерировать и реализовывать перспективные идеи. Поэтому пути повышения эффективности инновационной деятельности в регионе мы связываем с созданием системы рационального использования кадрового потенциала и воспроизводства интеллектуальных кадров. Полностью разделяем точку зрения С.Е. Нарышкина, который указывает на то, что одним из основных направлений государственной политики в области развития национальной инновационной системы, должно стать «совершенствование системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, подготовки производства и выхода на рынок инновационной продукции (услуг), включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности»[88].

Проблема воспроизводства человеческого капитала сохраняет свою остроту в большинстве российских регионов, в том числе и во Владимирской области.

На наш взгляд, следует ставить задачу формирования learning region [89] – обучающего региона, ориентированного на создание и распространение новых знаний, эффективных методов их использования. В концепцию learning region органично вписывается система управления инновационной деятельностью на основе развития человеческого капитала[90].

Одним из основных факторов, определяющих качество человеческого капитала и конкурентоспособность кадров, является состояние системы образования. Поэтому к числу первоочередных задач по формированию и развитию научно-инновационной сферы государства следует отнести совершенствование системы подготовки научных и инженерных кадров самой высокой квалификации, становление института профессионального инновационного менеджмента.

По выражению академика Е. Ясина, образование должно решать две противоречивые задачи. С одной стороны, пишет учёный, образование призвано «создавать условия для широкой образованности и получения профессиональной квалификации, включая овладение определённым набором компетенций, умений всеми гражданами страны, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда», с другой стороны, – «обеспечивать выявление, отбор и подготовку наиболее способных, одарённых, талантливых людей с учётом специфических способностей, требуемых для разных областей деятельности»[91]. Разделяя точку зрения Е. Ясина, считаем, что только системный подход к решению этих задач будет способствовать выходу нашей страны на траекторию инновационного развития.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 года выразил твёрдую убеждённость в том, что «благополучие России в относительно недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодёжь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности»[92].

В высшей школе трудится более половины учёных страны, здесь осуществляется подготовка специалистов для всех отраслей народного хозяйства. Вузы участвуют в формировании и нового поколения научных работников.

Тем не менее, констатирует Р.Н. Федосова, в настоящее время только 10 % российских вузов вовлечены в научно-исследовательскую работу с выходом на инновации и подтверждают это конкретными результатами[93]. Отсюда сохраняются серьезные опасения по поводу снижения качества подготовки специалистов для научно-инновационной сферы.

Развитие научно-технической и инновационной деятельности основной части учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов для работы в научно-инновационной сфере, должно войти в разряд стратегических задач государства. Крайне важно провести объективную оценку ситуации, сложившейся в системе высшей школы, на рынке образовательных услуг в результате рыночных реформ; осуществить диагностику причин отставания вузовской науки от требований времени и выработать эффективные меры управленческого воздействия, направленные на активизацию научной, научно-технической и инновационной деятельности вузов.

Специфика организации и ведения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, ориентированных на подготовку интеллектуальных кадров, требует повышенного внимания к личностным качествам и квалификации научно-педагогических работников.

Следует продолжить поиск новых подходов к формированию системы оплаты труда научно-педагогических работников, способствовать реализации преподавателями индивидуальных программ профессионального роста.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 568 утверждена Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Данной программой предусмотрена грантовая поддержка научно-исследовательской деятельности молодых учёных, обеспечение их участия в работе научно-практических конференций за рубежом, предоставлена возможность углубления знаний в создаваемых при научно-исследовательских институтах Российской Академии наук (РАН) научно-образовательных центрах.

Основными формами государственной поддержки научно-исследовательской деятельности молодых учёных на региональном уровне являются персональные стипендии, премии и гранты, присуждаемые на конкурсной основе специально созданным Советом в соответствии с Законом Владимирской области от 12 декабря 2006 года № 178-ОЗ «О государственной поддержке молодых учёных во Владимирской области» (в редакции Закона Владимирской области от 5 июля 2007 года № 82-ОЗ).

Государственная поддержка изобретательской и новаторской активности молодых учёных во Владимирской области осуществляется по целому ряду приоритетных направлений, в том числе: «перспективные технологии, ресурсо- и энергосберегающие технологии», «новые материалы и химические продукты», «машиностроение, приборостроение и транспорт», «биотехнология, ветеринария и сельское хозяйство».

Вместе с тем, принимаемые органами государственной власти региона меры, направленные на повышение престижа и привлекательности труда учёного, стимулирование научно-технического творчества молодёжи не дают ожидаемого эффекта по закреплению талантливой молодёжи в сфере науки, не достаточно способствуют реализации творческого, интеллектуального потенциала молодого поколения в организациях Владимирской области.

В соответствии с областным законом, на получение государственной поддержки могут претендовать только молодые учёные, находящиеся в возрасте до 30 лет включительно. Таким образом, система стимулирования научно-исследовательской деятельности молодых учёных, сложившаяся в области, не распространяется на лиц, имеющих учёную степень кандидата наук, находящихся в возрасте 31 – 35 лет и молодых докторов наук, возраст которых не превышает 40 лет, получивших, как правило, классическое образование, прошедших более основательную подготовку, располагающих значительным потенциалом для профессионального роста, мотивированных к научной деятельности интеллектуалов и проводящих исследования и разработки с выходом на инновации.

Представляется целесообразным внесение изменений в ст. 2 «Основные понятия» Закона Владимирской области «О государственной поддержке молодых учёных во Владимирской области» в части уточнения категории «молодые учёные». Предлагается изложить тезис в следующей редакции: «Молодые учёные – граждане Российской Федерации, находящиеся в возрасте до 35 лет, имеющие учёную степень доктора наук – в возрасте до 40 лет, достигшие выдающихся результатов в научно-исследовательской деятельности, сделавшие научные открытия и изобретения, направленные на решение проблем социально-экономического развития области». Данное определение в большей степени соответствует федеральному законодательству (См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 февраля 2009 года № 146 «О мерах по усилению государственной поддержки молодых российских учёных – кандидатов и докторов наук»).

В целях уточнения и конкретизации организаций – заявителей на соискание грантов для молодых учёных, предлагается изменить формулировку п. 3 ст. 11 Закона Владимирской области «О государственной поддержке молодых учёных во Владимирской области» (См.: табл.5).

Таблица 5

 

Изложение п. 3 ст. 11 Закона Владимирской области «О государственной поддержке молодых учёных во Владимирской области» в действующей и новой (в соответствии с предложениями авторов работы) редакции

 

Изложение п. 3 ст. 11 Закона «О государственной поддержке молодых учёных во Владимирской области» в редакции Закона Владимирской области от 5 июля 2007 года № 82-ОЗ Изложение п. 3 ст. 11 Закона «О государственной поддержке молодых учёных во Владимирской области» в новой редакции (в соответствии с предложениями авторов работы)
«Претендентов на соискание грантов в соответствии с настоящим Законом могут выдвигать расположенные на территории Владимирской области учреждения высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, и их филиалы, а также предприятия и организации, выполняющие научно-исследовательские разработки». «Претендентов на соискание грантов в соответствии с настоящим Законом могут выдвигать находящиеся на территории Владимирской области учреждения высшего и послевузовского профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, и их филиалы, государственные научные учреждения – научно-исследовательские институты и центры, другие предприятия, организации и учреждения, выполняющие научно-исследовательские разработки».

 

Необходимо продолжить работу по совершенствованию методики отраслевого заказа на подготовку квалифицированных кадров для нужд экономики Владимирской области, ежегодно определяемого на основе мониторингового обследования предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности Департаментом по труду и занятости населения при участии Департамента образования, Комитета по экономической политике и других структурных подразделений администрации Владимирской области.

Как нам представляется, следует более эффективно использовать научно-образовательный потенциал высшей школы в плане организации обучения, переобучения и повышения квалификации кадров предприятий научно-инновационной сферы и системы управления инновационной деятельностью в регионе.

Центрами науки и подготовки квалифицированных кадров для предприятий, организаций и учреждений не только Владимирской области, но и соседних регионов, являются ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет» (ВГГУ), ГОУ ВПО «Ковровская государственная технологическая академия» (КГТА). Дипломированные специалисты, окончившие ведущие вузы Владимирской области, работают и за рубежом. Конкурентоспособными на рынке образовательных услуг области являются Владимирский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (РАНХиГС), филиал ГОУ ВПО «Всероссийский заочный финансово-экономический институт» (ВЗФЭИ) в г. Владимире и некоторые другие учреждения высшего профессионального образования. Эти учреждения в первую очередь должны быть задействованы в программах подготовки, переподготовки и повышения квалификации менеджеров и маркетологов для организаций научно-инновационной сферы региона.

В целях развития инновационного потенциала сотрудников и обучения персонала инновационно-активных предприятий работе на высокотехнологичном оборудовании необходимо продолжить деятельность по созданию сети корпоративных институтов. При этом следует учесть, что расширение данной сети потребует изменения действующей системы дополнительного профессионального образования работников.

В учреждениях высшего профессионального образования должна быть развёрнута работа по формированию учебных программ нового поколения, адаптированных под конкретный регион и направленных на подготовку конкурентоспособных кадров, по апробации инновационных образовательных технологий, совершенствованию модели управления учебно-воспитательным процессом высшей школы.

В целях обеспечения качественной подготовки специалистов, особое внимание следует уделять развитию научных школ инновационного менеджмента при вузовских кафедрах.

Заслуживает внимание идея создания при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, администрации Владимирской области, администрации г. Владимира, ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет» (ВГГУ), политических партий, общественных организаций, бизнес-сообщества единого научно-образовательного комплекса, включающего ВлГУ и ВГГУ[94], учреждения начального и среднего профессионального образования, учебные центры (подразделения) ведущих предприятий г. Владимира. Формирование такого своеобразного кластера экономически оправдано. Кластеры, представляя собой цепь технологически связанных между собой организаций, расположенных на одной территории, по замечанию д. э. н., профессора Ю.Н. Лапыгина, «обладают преимуществами как в части снижения издержек, так и в части сохранения качества исходных ресурсов, из которых изготавливается конечный продукт»[95]. Подобные комплексы формируют «стратегическую сеть региональных кластеров» (Лапыгин, 2007) – генераторов экономического роста.

В связи с обострением на фоне общего дефицита трудовых ресурсов конкуренции между Владимирской областью и близлежащими регионами на рынке человеческого капитала по привлечению высококвалифицированных интеллектуальных кадров в стратегически важные отрасли экономики, необходимо безотлагательное принятие мер по формированию и реализации действенной государственной политики в области развития человеческого капитала и кадрового обеспечения предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы региона (ГПРЧК).

ГПРЧК Владимирской области должна быть направлена на формирование системы рационального использования человеческого капитала субъекта Российской Федерации в целях обеспечения поступательного социально-экономического развития региона. Она должна основываться на целостной, фундаментальной теоретико-методологической базе, иметь Концепцию и четкий алгоритм организации.

Разработка и принятие Концепции ГПРЧК региона необходима на том основании, что проблема качества человеческого капитала является «сквозной», пронизывает практически все сферы жизнедеятельности общества. Попытки решения вопросов развития человеческого капитала организаций предпринимаются в отдельных отраслях экономики, но в данном случае более эффективен системный подход.

Концепция ГПРЧК региона призвана обеспечить согласование позиций властей, работодателей и работников, учебных заведений, Центров занятости населения, профориентационных служб, политических партий и общественных организаций, профсоюзов, бизнес-сообщества, широкой общественности в деле решения проблем, связанных с сохранением и воспроизводством человеческого капитала.

Необходима мобилизация административных, интеллектуальных, финансовых ресурсов для формирования такой концепции ГПРЧК области, которая бы позволила на основе единого подхода через систему интегрированных программ и проектов, комплекс взаимосвязанных мероприятий реализовать уставные цели и задачи[96].

Концепцию ГПРЧК Владимирской области следует формировать на базе Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ, обеспечить её согласование и взаимосвязь с действующими и принимаемыми региональными программами.

Современная экономика региона практически на всех участках трудовой деятельности испытывает потребность в работнике нового типа, стремящегося к постоянному росту, повышению квалификационного уровня; способного качественно выполнять свои должностные обязанности, будучи вовлечённым в разработку и реализацию инновационных проектов, принимая участие в выпуске продукции и предоставлении услуг в соответствии с мировыми стандартами.

Мы полностью разделяем точку зрения Е. Быдановой[97], которая убеждена в том, что наиболее востребованными на современном рынке труда становятся «гибкие специалисты», не только хорошо владеющие своей специальностью, но и способные к быстрой адаптации и освоению новых знаний и навыков, обладающие аналитическим мышлением и способные критически мыслить.

Предъявляемые работодателями жесткие требования к профессионально-квалификационному уровню работников, низкая внутрирегиональная мобильность трудовых ресурсов из-за отсутствия цивилизованного рынка жилья, экономическая неустойчивость ряда предприятий и организаций, временный характер предлагаемой работы, её непрестижность – основные причины, порождающие несоответствие спроса и предложения на региональном рынке труда.

Учитывая сложившуюся ситуацию, следует совершенствовать систему мониторинга текущих и перспективных потребностей экономики региона в квалифицированных кадрах; сформировать систему контроля качества предоставляемых образовательных услуг с привлечением политических партий и общественных организаций; повысить качество региональных программ содействия трудоустройству выпускников государственных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

В целях совершенствования деятельности по управлению человеческим капиталом региона крайне важно обеспечение правовой и социальной защиты работников государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений, повышение эффективности охраны труда и уровня жизни; формирование и развитие такой системы подготовки кадров, которая была бы ориентирована на потребности динамично развивающегося рынка труда (с учётом прогнозных данных); усиление профориентационной работы, позволяющей молодым людям более объективно оценивать свои способности, определять личностный потенциал, сопоставлять желания с возможностями[98].

Предлагается формирование региональной программы поддержки молодых, перспективных учёных и научных кадров самой высокой квалификации, вовлечённых в исследовательскую деятельность с выходом на инновации. Настоящей программой должны быть предусмотрены государственные субсидии на приобретение наиболее ценными специалистами жилья. Действенной мерой будет изыскание органами государственной власти субъекта РФ необходимых ресурсов для повышения заработной платы работников, непосредственно проводящих исследования и разработки с выходом на инновации, введение региональной надбавки к заработной плате данным категориям работников. Региональным властям следует более активно включаться в работу по стимулированию фундаментальных исследований и развитию научных школ при вузовских кафедрах, принимая участие в обеспечении их организационными, финансовыми и материальными ресурсами, способствовать распространению опыта инновационно-активных предприятий по созданию научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделений. Государственной поддержки требуют проекты, связанные с инновациями и реализуемые молодыми, перспективными специалистами, имеющими учёную степень кандидата и доктора наук.

В целях рационального использования человеческого капитала и воспроизводства кадров научно-инновационной сферы, в образовательных учреждениях и на предприятиях, важно выявлять склонность молодых людей к фундаментальным теоретическим и прикладным исследованиям, способствовать созданию благоприятных условий для реализации ими в государственных и общественных интересах своего личностного потенциала.

Безусловно, наиболее мощный инновационный потенциал имеют города с численностью населения, приближающейся к отметке в один миллион человек и выше. Именно они задают динамику экономического роста в своих регионах. Вместе с тем, опыт США показал, что и относительно небольшие города могут обладать выраженной притягательной силой для одарённых людей, творческих личностей, новаторов, так как имеют определенные преимущества, по отношению к мегаполисам, в числе которых невысокая стоимость жилья и услуг. Привлекательными для молодых, перспективных специалистов, реализующих программы профессионального и карьерного роста, являются такие города, как Кейлиспелл (штат Монтана), Эшвилл (штат Северная Каролина), Нортхэмптон (штат Массачусетс), Брэттлборо (штат Вермонт)[99]. Как нам представляется, возможности для приумножения человеческого капитала организаций научно-инновационной сферы за счёт использования преимуществ относительно небольших по численности населения городов, есть у областных центров уровня Великого Новгорода, Смоленска, Владимира, а также городов уровня Новомосковска (Тульская область), Рыбинска (Ярославская область), Коврова (Владимирская область).

В целях повышения эффективности инновационной деятельности в регионе важно уделить должное внимание кадровому обеспечению предприятий, организаций и учреждений, совершенствованию системы подготовки маркетологов, логистов, специалистов в области управления качеством и управления знаниями, стратегического и кадрового менеджмента, корпоративного управления, IT-технологий, хозяйственного права для научно-инновационной сферы.

В 2006 году во Владимирской области было выявлено пять инновационно-активных организаций, реализующих политику по привлечению квалифицированных кадров. Ими был осуществлен целенаправленный приём на работу тринадцати специалистов требуемой квалификации. В 2007 году только одной организацией, ведущей инновационную деятельность, было принято на работу пять специалистов. В следующем, 2008 году три инновационно-активные организации области пополнили свои ряды, им удалось привлечь к сотрудничеству одиннадцать новых работников. Такая слабая динамика в кадровой системе инновационно-активных организаций в большей степени вызвана несформированностью системы рекрутинга квалифицированных кадров и отсутствием единой, открытой базы данных, содержащей исчерпывающие сведения о специалистах, имеющих определенный инновационный потенциал.

Целесообразно создание системы информационного обмена между участниками инновационной деятельности в регионе.

Существенную роль в повышении эффективности инновационной деятельности через обеспечение тесного взаимодействия её участников, расширение деловых контактов, принадлежит системам информационно-аналитической поддержки. Имеется опыт их формирования на региональном уровне. Так, в информационной сети «Малый бизнес Москвы» в целях информационно-аналитического обеспечения деятельности субъектов малого инновационного предпринимательства, создан Интернет-портал «Инновации и предпринимательство».

В своей монографии В.А. Филиппов[100] представляет модель информационно-аналитической поддержки субъектов инновационной деятельности, включая образовательную поддержку. Она реализуется при построении специального информационного Интернет-ресурса – Интегрированного портала, что, в свою очередь, обеспечивает создание единой площадки доступа к информационным ресурсам и сервисам других Интернет-сайтов, ориентированных на участников инновационной деятельности. Эта модель может быть адаптирована и использована для формирования при поддержке органов государственной власти и всех заинтересованных организаций Владимирского Интернет-портала. Интернет-портал должен быть ориентирован на широкий круг участников инновационной деятельности в регионе, а не только на поддержку субъектов малого инновационного предпринимательства.

Определённый эффект может дать организация внутрирегионального рекрутинга кадров, командирование необходимых специалистов в организации научно-инновационной сферы для решения отдельных программных, проектных задач, проведения экспертных работ. Перспективной представляется идея по развёртыванию деятельности, направленной на формирование консорциумов, в рамках которых предприятия с различными организационно-правовыми формами сохраняют свою хозяйственную самостоятельность, но подотчётны совместно избранному исполнительному органу. Консорциумы способствуют объединению усилий, интеграции ресурсов, в том числе кадровых, при реализации инновационно-инвестиционных проектов, на что указывает, в частности, Б.А. Егудкин[101].

Снижение интенсивности инновационной деятельности в определенной степени связано с инертностью работников, слабой их вовлечённостью в реализацию новых программ и проектов, отсутствием или недостаточной выраженностью побудительных к работе факторов. В этой связи становится крайне важным задействование наиболее эффективных механизмов морального и материального стимулирования профессиональной деятельности работников предприятий, организаций и учреждений научно-инновационной сферы региона.

Реализация предложения ряда исследователей по использованию кадров и оборудования там, где они имеются во избежание принуждения работников к постоянному приобретению новых знаний, умений и навыков и простаивания высокотехнологичного оборудования, на наш взгляд, усиливает диспропорции в развитии регионов, значительно сужает инновационную базу многих из них, блокирует возможности к росту человеческого капитала, замедляет процесс диффузии инноваций.

Для исключения проблем, связанных с замедлением процесса внедрения инновационных технологий, простаиванием дорогостоящего оборудования, необходима организация опережающего обучения рабочих кадров и специалистов, особенно в тех регионах, где ещё не просматривается стойких тенденций инновационного развития. Решение этой задачи позволит не прибегать к программам ускоренного обучения персонала, которые не всегда приводят к ожидаемым результатам.

Некоторых корректив требует проводимая органами государственной власти областная научно-техническая и инновационная политика. Правовые и экономические основы, цели и принципы, формы и методы реализации научно-технической и инновационной политики региона определяет Закон Владимирской области от 5 апреля 1999 года № 17-ОЗ «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области». Согласно действующему Закону, областная научно-техническая политика формируется в целях сохранения и приумножения научно-технического и инновационного потенциала региона, создания благоприятных условий для развития наукоёмких отраслей, повышения конкурентоспособности производства, выработки и внедрения ресурсосберегающих технологий, увеличения вклада науки и техники в развитие экономики региона, государственной поддержки субъектов научной и инновационной деятельности, расширения межрегионального и международного научного сотрудничества.

Настоящим Законом предусматривается государственная поддержка деятельности по созданию и развитию объектов инфраструктуры научной и инновационной деятельности, в том числе центров подготовки специалистов в области инновационного менеджмента. Поскольку для становления инновационной экономики крайне важно обеспечить предприятия, организации и учреждения не только управленческими кадрами, но и инженерно-техническими работниками, специалистами в области хозяйственного права и IT-технологий, не следует заведомо сужать спектр профессий и специальностей, подготовка которых, в первую очередь, должна осуществляться для научно-инновационной сферы региона и иметь государственную поддержку. В этой связи вносится предложение изложить п. 2 ст. 5 Закона «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области» в редакции авторов настоящей работы (табл.6).

 

 

Таблица 6

Изложение п. 2 ст. 5 Закона Владимирской области от 5 апреля 1999 года № 17-ОЗ «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области» в действующей и новой редакции (в соответствии с предложениями авторов работы)

 

Изложение п. 2 ст. 5 Закона «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области» в редакции Закона Владимирской области от 5 апреля 1999 года № 17-ОЗ Изложение п. 2 ст. 5 Закона «О научно-технической политике и мерах государственной поддержки научной деятельности и инноваций во Владимирской области» в новой редакции (в соответствии с предложениями авторов работы)
  «Администрация области содействует развитию многообразия организационных форм рыночной инфраструктуры научной и инновационной деятельности, таких как: научно-координационные, инновационно-технологические и научно-методические центры; технопарки и технополисы; центры подготовки специалистов в области инновационного менеджмента; центры научно-технической экспертизы; центры стандартизации, сертификации и сервисного обслуживания; консультационные пункты, биржи инновационных проектов; фонды страхования рискового вложения капитала и лизинговые фирмы и другие структурные образования».   «Администрация области содействует развитию многообразия организационных форм рыночной инфраструктуры научной и инновационной деятельности, таких как: научно-координационные, инновационно-технологические и научно-методические центры; технопарки и технополисы; центры подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов; центры научно-технической экспертизы; центры стандартизации, сертификации и сервисного обслуживания; консультационные пункты, биржи инновационных проектов; фонды страхования рискового вложения капитала и лизинговые фирмы и другие структурные образования».  

 

Дальнейшего распространения требует опыт организаций, создающих специализированные подразделения по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений. На сегодняшний день их доля в группе предприятий, осуществляющих организационные инновации, составляет 42,5 %. Такие подразделения, главным образом, функционируют на предприятиях пищевой, деревообрабатывающей промышленности, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий. Опасение вызывает тот факт, что только менее чем на половине предприятий, относящихся к стратегически важным для региона подвидам экономической деятельности: «производство машин и оборудования», «производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» имеются подобные подразделения. Сведения о численности работников в научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделениях организаций, в том числе осуществляющих технологические инновации, в разрезе муниципальных образований, имеющих статус городского округа или муниципального района представлены в табл.7.

Таблица 7

Численность работников научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделений организаций, в том числе осуществляющих технологические инновации, по муниципальным образованиям, имеющим статус городского округа или муниципального района[102]

 

 

  Некоторые экономические показатели организаций, предоставивших сведения органам государственной статистики Некоторые экономические показатели организаций, осуществляющих технологические инновации и предоставивших сведения органам государственной статистики Доля работников н-ис., п-констр. подр-ний орг-ий, осуществляющих технол. инновации в общей числ. работников н-ис., п-констр. подр-ний орг-ций, %
Среднесписочная числ. работников (без внешних совместителей), чел. Число орг-ций, имеющих н-ис., п-констр. под-ния, единиц Числ. работников в н-ис., п-констр. подр-ниях данных орг-ций, чел. Доля работн. н-ис., п-констр. подр-ний в общей числ. работн. орг-ции, % Среднесписочная числ. работников (без внешних совместителей), чел. Число орг-ций, имеющих н-ис., п-констр. под-ния, единиц Числ. работников в н-ис., п-констр. подр-ниях данных орг-ций, чел. Доля работн. н-ис., п-констр. подр-ний в общей числ. работн. орг-ции, %
                   
  Всего по области             1,26         2,00   78,84
Муниципальные образования, имеющие статус городского округа
  1.   Город Владимир         1,70         2,84   94,45
  2.   Город Гусь- Хрустальный           2,25   -   -   -   -   -
  3.   Город Ковров           1,33         1,51   92,55
  4.   Округ Муром           1,80         2,57   76,84
  5. Город Радужный   нет данных  
Муниципальные образования, имеющие статус муниципального района
  6.     Александровский район         0,77         2,72   43,14
  7.   Вязниковский район         1,18         2,05   100,00
  8.   Гороховецкий район         0,60     -   -   -   -
  9. Гусь-Хрустальный район     -   -   -     -   -   -   -
  10.   Камешковский район       -   -   -   -   -   -   -   -
  11.   Киржачский район         1,93         2,73   96,20
  12.   Ковровский район         0,84         0,62   19,05
  13.   Кольчугинский район         0,45         0,19   15,52
  14.   Меленковский район         0,93   -   -
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...