Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. История возникновения и развития дзюдо




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Личность Дзигаро Кано в особом представлении не нуждается, созданная им система под названием дзюдо Кодокан (далее дзюдо) сегодня имеет общественное признание и входит в программу летних олимпийских игр. Но, к сожалению, большинством людей дзюдо воспринимается только как спорт или, же более узким кругом специалистов, как эффективная система самозащиты. И лишь единицы помнят о том, что по задумке своего основателя, система Кано должна нести ещё и нравственно-этическое воспитание. В данной работе мы рассмотрим дзюдо под углом комплексной системы воспитания личности, позволяющую развить в человеке физическую, умственную и духовную целостность, а также органично влиться в рамки таких известных величин, как человек, общество и природа.

Актуальность данной работы заключается в использовании методологии, не применявшейся ранее для изучения этого вопроса. Данная методология позволяет выявить философскую составляющую в дзюдо, как её видел сам основатель Дзигаро Кано.

Степень научной разработанности. Несмотря на свою актуальность, данная проблема остается малоизученной. Из исследований отечественных авторов, имеющих степень научной разработанности можно выделить работу с описанием истории дзюдо. А также исследования в контексте философского осмысления боевых искусств Японии. Из числа зарубежных же исследователей, наиболее ценными являются труды и самого Дзигаро Кано.

Цель: данной работы является, рассмотрение основных философских концепций, лежащих в основании дзюдо.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующие задачи:

1. исследование истории возникновения и развития дзюдо;

2. выявление системы философского познания дзюдо;

3. анализ истоков философии Кано и проявления её наследия в современном дзюдо.

Объект и предмет: Объектом исследования является дзюдо, а предметом философские элементы дзюдо.

В исследовании мы применили методологию герменевтического анализа текстов Дзигаро Кано и историко-философского анализа развития учения дзюдо, позволяющую проследить его истоки философской базы. В работе были также применены методы: анализа, синтеза и исторической реконструкции.

Новизна и практическая значимость:

На данный момент на русском языке не существует исследовательских работ, глубоко посвященных данному вопросу. Как правило, все работы рассматривают философскую составляющую дзюдо весьма поверхностно. Основной акцент в них делается на изучение спортивного направления дисциплины Кано, либо же в контексте общей истории японских боевых искусств. Следовательно, новизна данного исследования заключается в рассмотрении философской базы дзюдо, подвергнув её детальному научному анализу. Практическая же значимость исходит из того, что ранее религиоведческий взгляд не применялся в области изучения дзюдо.

Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы:

В первой главе мы рассмотрим историю возникновения и развития дзюдо.

Во второй главе мы будем рассматривать систему философского познания в дзюдо.

Третья глава посвящена рассмотрению истоков философии Кано и проявлению её наследия в современном дзюдо.

 


ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЗЮДО

 

Биография основателя дзюдо, одна из самых необычных и ярких в современных боевых искусствах Японии. Образ основателя дзюдо заключает в себе не только мастера боевых искусств, но патриота своей страны, тонкого философа, а также рационального политика оставившего след в истории своей родины.

Дзигаро Кано родился 20 октября 1860 г. в небольшом приморском городке Микагэ, недалеко от Киото. Отец будущего создателя дзюдо, занимал солидный пост директора морских складов Токугавского сёгуната. Благодаря этому семья Кано жила безбедно, и родители смогли дать своим детям престижное образование. В семье Кано царило уважение к древним традициям, его отец, как потомственный самурай, в течение многих лет оставался преданным слугой сёгуна Токугавы (военного правителя государства).

В 1971 г. семья Кано, тяжело пережившая все перипетии реставрации императора Мейдзи, переезжает в Токио. И через несколько лет молодой Дзигаро поступает в престижную британскую частную школу. Таким образом, с юности в нем уживались традиционный японец, тщательно соблюдавший все древние ритуалы, и по-европейски образованный светский человек. Позже Дзигаро Кано поступает в Токийский императорский университет являвшимся порождением реформ Мейдзи в области образовании. Это был первый университет, в котором широко и свободно преподавали иностранцы. Дзигаро сначала учился на экономическом факультете, а затем перешел на открывшийся, позже педагогический факультет. С этого момента педагогика и воспитание людей стала его призванием.

Ориентация на западную систему образования в Японии, продолжалось не долго. С начала 80-х годов произошел резкий поворот, идеологического курса в сторону национальных традиций. Иностранные преподаватели были заменены японцами и «окно», через которое студентам приходили свежие идеи западной науки, философии и политологии, захлопнулось. Именно в университете Кано встретил этот возврат к национальной идеологии. С одной стороны он узнал многое о западном мировосприятии. А с другой стороны, политика государства в системе образования не позволила Дзигаро выйти за рамки национального самопознания. Эта двойственность сказалась на протяжении всей его жизни. Дзюдо Кано стало совмещением двух на первый взгляд несовместимых начал - японской системы воспитания в традиционном духе (базирующейся на религиозно-философской платформе) и западной системы физического воспитания.

Также помимо престижного образования, Дзигаро Кано получил в стенах университета немало полезных связей, которыми он воспользовался в будущем. Так один из его университетских друзей в дальнейшем стал премьер министром Японии, а другой ректором Токийского университета. Именно его бывшие университетские друзья, позволили Кано, вывести дзюдо на уровень государственного спорта.

В процессе обучения Кано пытался приобщиться к западным видам спорта, например к бейсболу. Но физические данные Дзигаро при росте 150 см. и весе не более 48 кг., не позволили ему добиться каких либо успехов в таких дисциплинах. И начиная с 1877 г. семнадцатилетний Кано преступил к занятиям дзю-дзюцу, считая, что человеку с его телосложением легче будет добиться успеха именно в этом направление.

Его первым учителем стал уже престарелый Яги Тэйносукэ, который в скором времени умер, и Дзигаро как самый способный ученик унаследовал от него все древние записи по дзю-дзюцу. А вместе с ними и традицию школы, что позволило ему перейти в самую прославленную школу того времени Тэнсин синъё-рю. Патриархом Тэнсин синъё-рю в то время был Факуда Хатиноскэ, служивший до реформ Мэйдзи инструктором дзю-дзюцу в сегунате Токугавы. Он часто рассказывал Кано о манерах великих самураев, которых ему приходилось обучать. Из общения со своим наставником, Дзигаро Кано понял, что далеко не все школы дзю-дзюцу воплощали те самурайские идеалы, к которым приобщали своих учеников, некоторые учили только голой технике. В сознании же Дзигаро, дзю-дзюцу теперь было связано с традиционными нравами и уточенным философским воспитанием и с этого времени, он начинает искать в боевых искусствах совершенства духа.

Как и многие другие мастера будо, для обретения технического совершенства Дзигаро прошёл через различные школы, с одним лишь исключением. Из-за каких-то мистических совпадений, одним за другим умирали учителя Кано. Так спустя два года после его поступления в Тэнсин синъё-рю, умер и второй наставник Дзигаро. В результате чего, согласно традиции, он стал формально признанным лидером своей школы.

В 1881г., поиски Кано приводят его к главе школы Кито-рю, Икубо Цунэтоси.

Именно здесь Кано познал все хитрости тренировок в рандори (свободном поединке), ставших впоследствии основой дзюдо. На основе наставлений полученных в Кито-рю, Дзигаро позже, сформулирует один главных принципов дзюдо - сэйрёку дзэнъё (максимально эффективное использование энергии тела и сознания). Свободные поединки вообще, являлись главной отличительной чертой Кито-рю, так как в большинстве других школ дзю-дзюцу не существовало поединков - лишь парная отработка комбинации «нападение-защита». Эта черта старого дзю-дзюцу нашла наиболее полное выражение в айкидо Айкикай, созданным Морихеем Уэсибой. Отношение к рандори является, пожалуй, самым важным противоречием между Уэсибой и Кано в вопросах преподавания «истинного будо», так как основатель айкидо, считал: «Будо - не для соревнований». Подход же самого Дзигаро Кано заключался в том, что соревновательная практика напротив, способствует нравственно-этическому воспитанию.

В феврале 1882 г., в небольшом буддистском храме Эйсёдзи, Кано отрыл свой первый клуб. Он дал ему точное и ёмкое имя - Кодокан, что в переводе означает «Зал постижения Пути». По японской традиции, каждому залу боевых искусств даётся своё название, которое зачастую в дальнейшем, превращается в название школы. В названии зала или по-другому - додзё, обязательно должна быть отражена суть того, чему обучают в школе. Именно под названием Кодокан, дзюдо вошло сначала в умы людей Японии, а затем и во всём мире. Дату открытия Кодокан, можно считать неофициальным рождением дзюдо.

У Дзигаро катастрофически не хватало денег на содержание своего зала, несмотря на это, плату за обучение со своих учеников он не брал. Для него важнее было создать собственную полноценную школу и добиться полного признания как мастера. Чего Кано ещё был лишен в силу своего молодого возраста и небольшого опыта. Сам же Дзигаро Кано поселился при храме; здесь же он занимался подработкой, переводя тексты, изучал буддистские сутры и составлял первые пособия для своей школы. Постепенно приток новых учеников в Кодокан увечился, среди них были выходцы из знатных семей. По рассказам своих учеников, Дзигаро привлекал людей своей образованностью, тонкостью в обращении и философским складом ума. Он мог свободно вести беседы на самые различные темы, начиная от религии и кончая западной экономикой, чем всех изрядно поражал.

В начале своего становления Дзигаро Кано, предстояла долгая и тяжелая борьба за официальное признание. Он прекрасно понимал, что конкуренты у него были: десятки школ дзю-дзюцу по своему составу и по глубине традиции, отличались от его школы в лучшую сторону. Но также Дзигаро знал, что клановая традиция закрытости этих школ не позволит им добиться успехов в «новой» Японии.

И первое, что делает основатель дзюдо, - объявляет о том, что его школа широко открывает двери для любого желающего. Основой воспитания в ней, Кано проповедует развитие здорового японского национального духа и оздоровления нации. Так Дзигаро впервые проявил себя как рациональный политик, так как бороться политическими способами против него, конкуренты не решились.

Надо сказать, что форма проведения приемов всегда выражает некую внутреннюю сущность системы единоборства. Если рассматривать боевые искусства Японии, то на примере прямолинейных, резких движений каратэ-до видно, что они носят явно агрессивный характер, а приемы дзюдо или айкидо воплощают переход податливости и мягкости во всесокрушающую силу. Истинный боец обучается не столько приемам, сколько их внутренней сущности; а следовательно, и его характер может измениться под воздействием того стиля боевых искусств, которому он отдает долгие годы. Он может стать прямолинейным, напористым и агрессивным, может научиться мягко, ускользать от любого столкновения, побеждая противника за счет его же агрессивного напора, а может приобрести хитрость и уступчивость, из которой возникает скрытая атака. Именно под таким воздействием дзю-дзюцу, у Дзигаро формируется характер хитрого и тонкого политика.

Кано, доказывая превосходство своей системы, сталкивался с миром дзю-дзюцу неоднократно. Эти столкновения происходили как в официальных показательных выступлениях, так и в спровоцированных стычках его конкурентами. Одним из таких столкновений, является легендарный для мира дзюдо, дружественный матч, между школой Рёи синто-рю и Кодоканом. Результатом матча стала безоговорочная победа и официальное признание Кодокана, в качестве аккредитации своих преподавателей в полиции и обретение звания «сильнейшего» в мире дзю-дзюцу. Таким образом, под контролем Кано находилось всё преподавание самозащиты в полиции, даже члены императорской фамилии приглашали к себе людей из школы Дзигаро для занятий дзюдо. Успех объясняется тем, что многим нравилось, четкая и ясная структура дзюдо, совмещающая изучение боевых аспектов с нравственным воспитанием.

Ранее практически все руководители школ, до Кано, рассматривали дзю-дзюцу как прикладную систему самозащиты. Никто даже не мог подумать о том, чтобы поставить дзю-дзюцу в один ряд с великими традициями кэндо (фехтования на мечах) или кюдо (стрельбы из лука), и более того внести в систему обучения философское осмысление бу-дзюцу. Но основатель дзюдо, являвшегося признанным попечителем ряда школ, не мог смириться с таким отношением к той системе, которой он занимался. Кано перенёс на неё свой личный духовный потенциал: «Переосмыслив дзю-дзюцу, я вывел его за рамки простого рукопашного боя и сделал системой духовного самосовершенствования». Дзигаро часами рассказывал своим ученикам о «Пути», о поэтапном восхождении к истине через единство духовного и физического в человеке, через боевые искусства. Основным Кано считал, что в Кодокан делается упор на нравственное воспитание учеников, а техника является вспомогательной, подчиненным фактором в формировании бойца. Именно в этом как считал сам Кано, пролегала явственная черта между его школой и старыми системами дзю-дзюцу.

Дзигаро не сразу пришел к мысли вывести дзюдо на уровень спортивных соревнований. Кано, прежде всего, стремился создать эффективную систему воспитания молодёжи, а также ряд разделов, которые было бы можно использовать в качестве самозащиты. Но в 1909 г. он совершил поездку по Европе и Америке, где наладил культурные и спортивные связи, пропагандируя дзюдо. А в 1911 г., Дзигаро стал президентом Японского общества физического воспитания и с этого момента можно говорить о спортивном ответвлении дзюдо. Успешная экспансия дзюдо за рубеж и стремительный карьерный рост Кано, объясняется его незаурядными ораторскими качествами. Он умел воспользоваться малейшей возможностью для пропаганды дзюдо, причем нередко был готов мягко и незаметно «сменить лозунг». Выступая перед японской аудиторией, он обращал внимание на чисто национальный дух своего «детища», возможности использовать дзюдо в армии и полиции. А приезжая в другие страны, Кано предпочитал говорить об интернациональном характере дзюдо, о его спортивных и нравственных аспектах.

Активная внешнеполитическая деятельность Кано, привела к тому, что в 30-е гг. дзюдо существовало уже в десятках стран мира. Сам же Дзигаро, неоднократно возглавлял делегацию Японии на Олимпийских играх. В особенности популяризация дзюдо, пришлась на территории Франции и Англии, но эта популярность имела и свою обратную сторону. Руководители клубов в эти странах, создавали собственные приёмы и спортивные правила, и тем самым стали выходили из под контроля Кано. Не говоря уже о ликвидации в этих клубах этической и философской составляющей в обучении дзюдоистов. Но основатель дзюдо не случайно достиг значительных высот на государственной иерархической лестнице. Он был опытным политиком и вместе со своими ведущими мастерами Кодокана разработал новые правила, исключив из системы преподавания способы самозащиты, выполнение ката и наиболее сложные ритуальные методы чуждые для иностранцев. Такая способность, «улавливать дух времени и перемен», присуще Кодокану и сегодня, что само по себе отвечает основному принципу в дзюдо и дзю-дзюцу. Оставаясь во многих вопросах весьма консервативным, Кодокан подчеркивает свою связь с традиционными устоями. Но в тоже время, прослеживается «путь гибкости и податливости», проявляющийся во многих реформах в дзюдо. Собственно такую же аналогию можно провести и с личным подходом самого Кано. Оставаясь японцем, традиционно соблюдавшего все древние ритуалы, он использовал в своей школе западную систему физического воспитания. Таким образом, Кодокан подтвердил своё главенство в мире дзюдо - единоличное и непоколебимое, основанное на внутреннем единстве школы.

Дзигаро Кано прилагал все свои усилия, на то чтобы его «детище» стало первым национальным японским видом спорта, окончательно признанным на международной арене. Но при жизни, многим его надеждам не суждено было сбыться, чувствовалось приближение второй мировой войны. В 1933 г. Япония вышла из Лиги Наций, что в свою очередь могло привести к её исключению из Международного Олимпийского Комитета. Постепенно перед Японией, одна за другой, закрылись двери в мире спорта. А вместе с этим, умерли надежды Дзигаро Кано в продвижении дзюдо как нравственно-этической дисциплины. Война разрушила все надежды Кано; в некоторых городах западной Европы после подписания японо-германского договора в 1936 г., занятия дзюдо были запрещены. Один из ближайших учеников основателя дзюдо писал о нём: «Люди, которые сталкивались с отцом японского спорта в последние месяцы его жизни, не могли не заметить того плохо скрываемого разочарования, которое испытывал престарелый Дзигаро Кано. Он был морально подавлен и растерян».

мая 1938 г. на борту корабля, возвращаясь с очередного заседания Международного Олимпийского Комитета в Каире, Дзигаро Кано умер в возрасте семидесяти семи лет. После кончины Кано, директором Кодокана стал Нанго Дзиро, один из его самых близких и преданных учеников. А в 1946 году, согласно японской традиции, Дзиро передал свой пост достигшему совершеннолетия сыну основателя дзюдо - Рисеи Кано.

Дзигаро Кано на протяжении всей своей жизни боролся за единоличное лидерство Кодокана и чистоту дзюдо. Он был убежден, что лишь Кодокан, воплощающий дух своего основателя, способен преподавать дзюдо не просто как метод борьбы или вид спорта, но и как способ морального и нравственно-этического воспитания. Если авторитетность и лидерство на сегодняшний день, традиционно удерживается за Кодоканом, не смотря на созданные различные международные федерации. То о чистоте и высоких философских убеждениях в мировом дзюдо, можно говорить с большой натяжкой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...