Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Система философского познания дзюдо




 

«Чтобы овладеть боевым искусством,

необходимо постичь его философию.

Без сознания - тело не нужно».

Многие сторонники дзюдо считают, что практикуемая ими система превосходит любую другую. Но сам, же Кано уверяет нас в том, что дзюдо по всем статьям превосходит любые, когда-либо созданные в Японии воинские искусства. Лучше всего это видно в частом упоминании, со стороны Дзигаро, формулировки для своей дисциплины - Ниппон Дэн Будо (лучшее боевое искусство Японии). Это мнение нельзя, разумеется, считать объективным, так как в рамках интереса нашего исследования, в некоторых современных будо (боевых искусств) философская мысль проработана более основательно. Примером здесь могут послужить лекции Морихея Уэсибы (основателя айкидо Айкикай) и Конго-дзэн Нагано Митико (основателя Ниппо Сёриндзи-кемпо), но тут, же стоит оговориться: вышеуказанные дисциплины были созданы гораздо позже дзюдо Кодокан и, следовательно, по отношению к своему времени Дзигаро был прав.

Справедливо заметить, что Дзигаро Кано стал использовать термин дзюдо (путь гибкости), лишь спустя десять лет после открытия своего первого зала в храме Эйсёдзи. Он никогда не употреблял слова «дзюдо» в годы своего становления и даже не был первым, кто начал применять приставку «до». Впервые данный термин стал использоваться в школе Дзикусин-рю, существовавшей за два века до образования дзюдо Кодокан. Кано последовал примеру основателя школы Дзикусин-рю, осуществив тем самым переход от «дзюцу» (искусства) - системы в первую очередь боевой направленности - к «до» (пути), в котором основным стало развитие и усовершенствование личности. В качестве доказательства приведём цитату из лекции прямого ученика Дзигаро, «Слово «дзюдо» не ново. Оно уже употреблялось для обозначения одной из старых школ дзю-дзюцу. Оно обозначает доктрину культуры на основе принципов уступчивости и гибкости. Школа Кано предпочла это слово слову «дзю-дзюцу», так как изучала не только физические упражнения, но включала в себя также нравственную и интеллектуальную подготовку».

Из очерка мы также видим, что Кано в соответствии с его мировоззрением, трактовал слово «дзюдо» в двух смыслах - «кёги» (дзюдо в узком смысле слова) и «коги» (дзюдо в широком смысле слова). Основатель дзюдо объяснял это так: «Кёги - это техническая форма, развивающаяся из древнего воинского искусства дзю-дзюцу» отмечает, что узкое определение дзюдо не устраивало Дзигаро, потому что оно сводит дзюдо только к тренировке физических качеств и моторных навыков. Для Кано же суть дзюдо была гораздо шире и это видно из его следующих слов: «Хотя дзюдо Кодокан начинается с ката и рандори, в отличие от дзю-дзюцу оно основано на принципах физического воспитания и придаёт наибольшее значение гармоничному развитию личности». Аналогичное высказывание мы можем видеть и у одного из ближайших учеников основателя дзюдо,?: «Тот, кто занимается дзюдо только ради развития крепкого тела и борцовских навыков, достигает лишь уровня кёги. Этот путь не достаточен сам по себе, поскольку здесь упор делается только на технику. Но каким бы сильным, ни становился человек, занимающийся дзюдо, какого бы мастерства он не достиг, если он не будет полезен обществу, его жизнь напрасна…».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что Дзигаро Кано считал «коги» единственно верным подходом в процессе воспитания дзюдоки (последователя дзюдо), так как кроме классических методов подготовки из дзю-дзюцу, в обязательном порядке добавлялось моральное и этическое воспитание.

Из дошедших до нас сегодня источников, очевиден тот факт, что Кано был неколебим в своём убеждении, что физическое образование важно не только для физической культуры как таковой, но и как средство воспитания молодежи, развивающую личность в целом. Он сделал дзюдо неотъемлемой частью физического воспитания на основе принципа, который назвал «Принципом трёх культур». Это подразумевает сбалансированный подход к обучению на основе умственного (интеллектуального), духовного (нравственно-этического) и физического развития. Кано придавал основополагающее значение гармонии этих трёх элементов и отрицал любую форму образования, в которой не было бы такой гармонии. При этом основатель дзюдо не был противником других форм воспитания. Ему принадлежат слова: «Занятие техникой дзюдо не является единственным способом уловить этот всеобщий принцип, но я пришел к его пониманию именно так, и именно это средство я хочу использовать для просветления других душ».

В записях Кано мы находим множество критических замечаний, по несоблюдению данного принципа: «Не все, кто занимается дзюдо действительно ставят целью, правильное развитие в нём…Особое внимание следует обращать на то, чтобы ни одна часть тела или сознания не получала избыточной нагрузки. Нужно тщательно избегать формирования вредных привычек и функциональных нарушений…Чтобы заниматься дзюдо с целью правильного развития, надо уделять особое внимание заботе о физическом и психическом здоровье».

Схожее и более развернутое объяснение, мы можем видеть у, являющихся признанными авторитетами в отечественном мире дзюдо и самбо: «…Принцип, описанный доктором Кано, является необыкновенно важным в процессе подготовки современного дзюдоиста. Согласитесь, спортсмен развитый только физически и технически, но не имеющий серьёзной тактической подготовки, редко добивается призовых мест даже на региональных соревнованиях. А ведь тактика - это процесс целиком мыслительный! В тоже время статистика показывает нам, что большинство дзюдоистов заканчивают свою спортивную карьеру в 20-21 год. Это происходит вследствие психологической надломленности спортсмена, которая в свою очередь возникает из-за «слабости характера». Как известно, этот «характер» развивается на основе нравственных принципов заложенных тренером в своего воспитанника…».

Наконец у знаменитого мастера бу-дзюцу (боевых искусств) жившего в 16 веке, есть выражение: «Дух поддерживает разум и управляет телом».

Это выражение говорит о том, что данная концепция была известна за долго до рождения Кано, и была взята основателем дзюдо как основополагающий принцип «истинного» будо (боевого пути). Тем самым он перенял для себя не только полезную идею, но и оказал почтение «мудрости предков».

На наш взгляд, на основе вышеприведённых цитат становится понятно, почему Дзигаро Кано уделял столь пристальное внимание «Принципу трёх культур». В каждом человеке такие элементы (с позиции религиозной антропологии) как тело, разум и душа хотя и могут, рассматривается как отдельные составные части, но в тоже время составляют единое и неразрывное целое. Все элементы органически неразрывны, так как они необходимы для существования человека. Занятия же дзюдо предполагают не только обособленное развитие каждого элемента, но и углубление процесса их слияния и гармонии. Другими словами необходимое правило в процессе обучения дзюдо - это соблюдение паритета в развитии всех физических и психических свойств человека.

На основе данного правила вытекает следующий принцип дзюдо - сэйрёку дзэнъё. В переводе с японского языка, он звучит так: «Максимально эффективное использование энергии тела и сознания». Рассмотрим этот принцип также подробно, но вначале дадим определение слову «сознание», так как в некоторых переводах термина «сэйрёку дзэнъё», это слово представлено как «дух» или «ум».

Сознание в понимании «восточного человека» это нефизическое явление, у которого есть мысли и чувства, для «западного человека» вообще отсутствует то понятие, которое при переводе обычно передают словом «сознание». Сознание это скорее душа, психические силы человека то, что в нас воспринимает всё существующее, включая и нас самих. С «западным» умом эту силу сближает только активность, так как даже во сне люди что-то чувствуют и переживают. И это совсем не интеллект, а что-то гораздо большее, то в чём интеллект лишь одна из многих действующих сил. Но было бы точно также неверно переводить это понятие и словом душа, потому что душа в «западной» традиции не равна духу, а является чем-то земным, а дух - небесным.

Дзигаро придавал большое значение принципу «сэйрёку дзэнъё» и считал его фундаментом, на котором стоит все здание дзюдо. Правда, изначально он усматривал в нём только техническую сторону. Во многих «учебниках» по дзюдо встречается знаменитая «формула», произнесенная Кано, на одном из выступлений в Токийском университете: «Предположим, что сила одного человека измеряется в единицах. Мой партнер, скажем, располагает силой, равной 10 единицам. Сам я значительно меньше и слабее его, обладаю силой, равной 7 единицам. Если он будет давить на меня своей силой, то, естественно, я уступлю или даже упаду. Но если я буду с той, же силой, с какой он наступает, уходить от его захватов, то есть маневрировать, то он вынужден будет наклоняться в мою сторону и тем самым потеряет равновесие. В этом новом положении он тоже будет слабым. Разумеется, сила его останется при нем, но использовать ее в этот момент он не сможет. Он потерял точку опоры. И теперь у него осталось из 10 единиц силы только 3. Я же, не потеряв равновесия, сохраняю также все свои 7 единиц силы. На какой-то момент я становлюсь сильнее своего противника, и вот тут-то я и должен его победить, не затрачивая на это больших усилий».

На наш взгляд, данная «формула» хорошо показывает нам как «сэйрёку дзэнъё» может эффективно работать, так сказать на «татами» (борцовском ковре). Но напомним, что для Дзигаро дзюдо имело гораздо более широкий смысл. В результате постепенно развившегося духовного аспекта дзюдо, Кано сформулировал социальную интерпретацию этого принципа: «…это не просто метод наилучшего использования энергии для нападения и защиты, это метод, позволяющий усвоить данный принцип и применять его во всех случаях жизни».

Это утверждение подтверждают некоторые последователи дзюдо исходя из их личного жизненного опыта. Например, автор книги, предписывает «сэйрёку дзэнъё» свой успех в изучении иностранных языков, считая, что данный принцип помог ему освоить технику запоминания слов. Другой же представитель «пути гибкости», указывает о взаимосвязи принципов дзюдо с техникой игры на фортепьяно: «Понимание того, как можно рационально использовать свои ресурсы, помогло моему другу, к слову сказать, весьма далекого от дзюдо, решить его давнюю физиологическую проблему. Он с детства играл на фоно и сколько себя помню, страдал от быстрой переутомляемости из-за проблем с позвоночником... В итоге послушавшись моего совета, он разработал свою технику посадки за фортепьяно, позволившую ему увеличить время игры на инструменте в два раза…».

Согласны с Дзигаро и представители других систем единоборств. Например,? говорил: «Благодаря принципу, разработанного доктором Кано, можно добиться влияния на манеры человека. Более того, на то, как он одевается, живет, на его поведении в обществе и отношение к окружающим. Словом, этот принцип может стать искусством жизни».

Таким образом, по замыслу Кано принцип «сэйрёку дзэнъё» может быть полностью использован в системе жизнедеятельности человека. Его можно использовать для развития умственных способностей, физического развития, а также при воспитании и формировании характера. Этот принцип позволит человеку благополучно взаимодействовать с другими индивидуумами, а также с различными социальными институтами.

Постигая мастерство дзюдо, человек переносит все законы этого единоборства в свою повседневную жизнь. Это позволяет определить дзюдо в целом как искусство повседневной жизни. Как говорил: «…истинное будо не заканчивается за пределами додзё (зала постижения пути). Нельзя на тренировках быть одним человеком, а в повседневной жизни другим».

Именно так воспринимал своё «детище» Дзигаро Кано. Он считал, что совершенство в дзюдо достигается не за счет ущемления интересов окружающих, а в соответствии с развитием других людей и достижении всеобщей гармонии. На основе данных размышлений основатель дзюдо выдвинул ещё один принцип - «дзита кёэй». Дословно его можно перевести как «взаимное благоденствие и воздаяние» и он относится к высшему уровню философского познания в дзюдо. Кано верил, что тот, кто отрабатывает технику «пути гибкости», усваивает его основные принципы, тот со временем постепенно достигнет состояния «дзита кёэй». Другими словами, когда человеком достигается полное совершенство личности (посредством принципа трёх культур) и ему удаётся освоить метод «сэйрёку дзэнъё», то для него различия между собой и окружающими перестают существовать.

Концепция взаимного благоденствия были настолько важны для Кано, что их распространение он считал величайшим делом своей жизни. Это подтверждается из его трудов, которые основатель дзюдо подписывал именем «Кити сай» (Вместилище единства). Справедливости ради, стоит отметить, что принцип «дзита кёэй» отнюдь не был изобретен самим Кано. Он воспользовался древней заповедью «…расширяй сферу своей деятельности, включай сюда других людей и иные роды деятельности...». Это была новшеством в отношении традиционного бу-дзюцу, до Кано никто и никогда не возводил данную концепцию в ранг философии боевых искусств. Скорее наоборот: старые школы дзю-дзюцу утверждали приоритет индивидуального, закрытого обучения, передавая свои тайны в личном общении. Также и в конфуцианстве изначально концепция «взаимного благоденствия и воздаяния» рассматривалась только через призму «мирного», философского познания.

Однако, следуя чисто японской традиции, Дзигаро Кано свёл духовные, философские и практические принципы разных школ в единую систему. Он видел принцип «дзита кёэй» следующим образом: «Если подходить к вопросу с точки зрения глобального единства и связи вещей, то цель, взаимное благоденствие, также следует отнести к средствам, а именно к наиболее результативному приложению силы. Хоть здесь, казалось бы, два различных понятия, в сущности, они воплощают одну и ту же доктрину - о всеохватном единстве, в которое наиболее результативное приложение силы распространяется на все сферы человеческой деятельности - и более ничего».

Итак, из вышесказанного можно сделать вывод, что система философского познания в дзюдо базируется на трёх основных принципах. А именно: принципа «трёх культур», где главной целью является развитие в человеке духовной, умственной и физической целостности. Принципа «сэйрёку дзэнъё», как метода позволяющего улучшить любую сферу жизни человека. И принципа «дзита кёэй», являющегося высшим идеалом в философии дзюдо.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...