Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тогда как техническая база школы, помогла основателю дзюдо освоить совершенное исполнение нагэ-вадза (техники бросков).




Традиционно, в японских единоборствах боевая составляющая (она же техническая) неразрывно связана с духовной. Как говорил: «Кулачное искусство в данном случае представляет собой как бы внешнее начало в человеке; благодаря нему достигается телесное здоровье. Внутреннее начало совершенствует дух человека, очищает и успокаивает его сознание, сводя воедино, таким образом, боевую практику и духовное учение внутри одного человека».

В школах дзю-дзюцу таковое единство достигается путём многочисленных отработок ката (комплексов формальных упражнений). Комплексов которые большинство иэмото (основатели собственных школ или стилей), считали: «…осью, на которую насаживается колесо всей системы». Глубинный смысл ката сложно коротко описать, но если попытаться дать ему примерную характеристику, то получится, что ката - это зафиксированное состояние озарения древними мастерами в условиях смертельного поединка. Под «состоянием озарения» здесь подразумевается известный дзэнский термин «сатори», то к чему стремятся все адепты дзэн-буддизма. Следовательно, посредством ката последователи? стремятся достичь состояния «сатори».

Ката, наряду с такими формами обучения как рандори (свободные поединки), сиай (соревнования), ко (лекции) и мондо (ответы на вопросы) составляют учебную базу дзюдо. Кодоканом (в данном случае понимается как высший административный орган) официально одобрены девять форм ката разделённых на четыре группы. Для нашего исследования представляют интерес группы «теория» и «физическое воспитание», включающие в себя по две формы ката. Первая группа (теория) состоит из ицюцу но ката (формы пяти первоэлементов) и косики но ката (формы древности). Вторая группа же включает в себя дзю но ката (формы гибкости) и сэйрёку дзэнъё кокумин тайики но ката (формы национального физического воспитания).

На наш взгляд первая группа обязана своему появлению школе.

Во-первых, это видно из комплекса ицюцу но ката, который осмысливается дзюдоками как символика пяти первостихий китайской натурфилософии. Он состоит из пяти разных приёмов, где каждый соответствует одному из первоэлементов - металлу, огню, дереву, воде и земле. В книге мы видим, что в практике тоже представлены элементы натурфилософии. Более того, освоению каждой первостихии отведено отдельное ката: дзи но ката (формы стихии земли), суй но ката (формы стихии воды), ка но ката (формы стихии огня), фу но ката (формы стихии ветра) и ки но ката (формы стихии пустоты). Этот комплекс был введен как специфичный метод работы над внутренней энергией человека и вероятнее всего Дзигарой воспринимался точно также. К сожалению, точно объяснить для чего был введена ицюцу но ката невозможно, так как сразу же после его принятия основатель дзюдо умер. Кано даже не успел дать ему название, и оно вошло в дзюдо под своим рабочим наименованием. Во-вторых, комплекс косики но ката был целиком взят Кано из этой же школы. На первый взгляд он покажется весьма странным в контексте современного дзюдо, так как косики но ката выполняется, таким образом, будто на дзюдоке надеты тяжелые самурайские доспехи (он имитирует движения вооруженного самурая, как бы придерживая меч и поправляя шлем).

Внедрение этого ката в арсенал дзюдо основатель объяснял, как «…следование традиционной культуре благородного война». Кано считал, что почитание своих традиций - это элемент этикета дзюдо, а этикет в свою очередь является неотъемлемой частью духовного (нравственно-этического) развития человека.

В отношении же группы «физического воспитания» можно сказать, что её ката связанны со школой?. Во-первых, связь прослеживается через дзю но ката, являющейся олицетворением философии «искусства гибкости». Кано разработал рандори, как одну из форм обучения под влиянием тренировочного метода ран (сохраняя свободу) из школы. Вся эта форма может быть применена только в технике бросков, обязательным элементом которых является принцип кудзуси (выведения из равновесия). А так как идея комплекса дзю но ката построена на принципе кудзуси то, следовательно, и их связь считаем неоспоримой. Во-вторых, комплекс сэйрёку дзэнъё кокумин тайики но ката базируется на принципе «максимально эффективного использования энергии тела и сознания», что мы видим из его наименования. Данный принцип Дзигарой был сформулирован на основе наставлений полученных в, что на наш взгляд и является доказательством их связи.

Кроме того, для нашего исследования интересен символ - лотос. Как и цветок, имеющий пять лепестков, обучение в (дзёдан-хо) состоит из пяти основных частей. Они равновелики. Считается, что развивая одну из них больше других, нарушается гармония, сведя, таким образом, дзю-дзюцу к рукопашному бою или к медитативной системе. Первая часть - это знание (годэн-хо). Оно подразумевает постижение человеком тех философских концепций, которые, по мнению жителей востока, лежат в основе мироздания. Вторая - это искусство развития тела (рэнтай-хо). В том, числе знакомство с основами восточной медицины, умение оказать помощь себе и другому человеку. Третья - это техника (сёбу-хо). Это непосредственные действия и приемы, которые дают возможность уверенно чувствовать человеку в реальной жизни, быть способным защитить себя и близких. Четвертая - это магия (киай-хо).

Для жителей востока это способы овладения своей энергией «ки» и трансформацией ее в нужных целях. Пятая - это нравственность (сюсин-хо), то есть система ценностей, правил и устоев, которые диктуют человеку необходимость, применять все перечисленное только в добрых целях. По нашему мнению данная концепция целиком ложится на «Принцип трёх культур», так как в ней присутствует аналогичное представление о соблюдении баланса в умственном, духовном и физическом развитии. Следовательно, делаем вывод, что эта концепция был перенята Кано из школы.

Таким образом, мы видим, что первые два принципа дзюдо были сформулированы Кано благодаря знаниям полученных в школах.

А ката, последовав примеру своих «предшественников», он сделал главной формой обучения. Но в тоже время стоит указать на некоторые моменты школ дзю-дзюцу, которые основатель дзюдо не принял, либо изменил. Во-первых, обучение в этих школах было основано на «выживании наиболее приспособленных». Наставники придерживались традиционной клановой закрытости. Кано же был категорически против такого подхода. Прежде всего, он создал систему «боевого искусства» для широкого круга пользователей, что по нашему мнению и привело к рождению высшего идеала дзюдо - принципа «взаимного благоденствия и воздаяния». Исходя из этого, нам открывается смысл известной японской пословицы: «Дзюдо для всех, каратэ-до для избранных, а айкидо для интеллектуалов». Во-вторых, ката являются основными (а то и единственными) формами обучения в, что привело технику этих школ к излишней эстетической привлекательности, утеряв тем самым прикладную ценность. Кроме того, как мы видим, в формальных упражнениях зашифрован некий сакральный смысл, который традиционно передавался от учителя к ученику через «сердце». Кано же будучи по-европейски образованным, объяснял сложные аспекты техники, используя логическое обоснование и научный анализ вместо психологической системы обучения, а также наравне с ката ввёл другие методы обучения. В частности на одну линию с ними он ставил свободные поединки, которые в большей степени стали востребованы «приемниками» дзюдо.

«Приемники». Теперь мы рассмотрим категорию единоборств, созданных на базе дзюдо. На сегодняшний день указать точное число боевых искусств берущих своё начало от дзюдо нельзя, так как их количество растет, и по сей день. Более того, большинство из них, либо отрицают свою связь с дисциплиной Кано, либо попросту её скрывают. Но, на основании исторических фактов мы можем с уверенностью утверждать, что «приемниками» дзюдо являются советское самбо (самозащита без оружия) и бразильское джиу-джитсу (европейский вариант произношения дзю-дзюцу).

Так одному из родоначальников самбо, принадлежат слова: «Большой вклад в развитие самбо внес преподаватель Московского института физкультуры Василий Сергеевич Ощепков. Он изучал дзюдо в Токийском университете Кодокан и обучал своих многочисленных учеников, как он сам писал «по канонам дзюудо»...». В отношении же джиу-джитсу связь с дзюдо прослеживается через одного из учеников Кано,: «…он дал бразильцам отличные методы тренировки, философию и несомненные доказательства эффективности стиля - таким было наследие, которое оставил семье Грэйси за то короткое время, что обучал».

Можно сказать, что вся техническая база дзюдо была полностью перенята данными системами и в дальнейшем развилась самостоятельно. Правда, лишь с одной особенностью.

Самбо пошло по пути развития в тати-вадза (технике борьбы стоя), а джиу-джитсу в не-вадза (технике борьбы лёжа). Также ими была взята одна из основных форм обучения в дзюдо - рандори. Сам Кано придавал огромное значение свободным поединкам в процессе воспитания и, по сути, никогда их не разграничивал с ката. Ему принадлежат слова: «Ката по сравнению с рандори более цены с точки зрения физического воспитания, но при этом они никогда не дадут того, воодушевления которое даёт рандори. Изучение и отработка рандори открывают такие умственные и физические взаимодействия между участниками, которые просто недоступны ката».

Как мы видим из этого высказывания, Дзигаро не принижая ката, указывает на положительные стороны рандори. Он сохранил традиционную форму обучения, взятую из дзю-дзюцу, но в тоже время внес свои, «новые» методы. Свободные поединки действительно, можно назвать новаторством в боевых искусствах, так как система ран школы преследовала только наработку борцовских качеств человека. Рандори же в дзюдо намного шире. Например, пишет: «Постоянная практика (рандори) вырабатывает такое умственное состояние, которое позволяет человеку стать честным, искренним, мыслящим, осторожным и разборчивым в своих действиях.

При достаточном опыте работы эти качества становятся частью повседневной жизни дзюдоиста». По нашему мнению из вышесказанного мы видим, что свободные поединки участвуют не только в физическом развитии дзюдоки, а также в интеллектуальном и моральном. Отсюда следует, в современном дзюдо тоже присутствуют элементы «Принципа трёх культур». А так как параллельно с дзюдо практиковал самбо, как собственно все дзюдоки постсоветского пространства, то данное утверждение применительно к «самозащите без оружия». Несколько иное, но все, же схожее мнение есть и у представителей джиу-джитсу -: «Во время поединка вы должны думать тактически, а не просто пробивать себе дорогу при помощи мышц.…Кроме того, ни к чему безрассудное бравадство. Сберегите от травм себя и своего партнера».

У тех же авторов, мы находим проявление и принципа «сэйрёку дзэнъё» Например, в технике джиу-джитсу. Дело в том, что практически весь технический арсенал данной системы построен на технике захватов (удержаниях, болевых и удушениях), которые в свою очередь, основываются на принципах биомеханики, а именно действии рычагов. Как известно из школьного курса для эффективной работы рычага необходимо найти его наилучшую точку приложения силы, а это не что иное, как проявление принципа «сэйрёку дзэнъё». Кроме того, во второй главе в качестве примера, мы приводили знаменитую «формулу» Кано посвященную максимально эффективному использованию энергии тела и сознания.

Как мы видим в той или иной мере принципы Кано присутствуют в советском самбо и бразильском джиу-джитсу. Но в тоже время заметим, что сегодня основной стратегической задачей данных систем, является победа на соревнованиях, либо создание техник самозащиты. Эти дисциплины развиваются только в спортивном и прикладном направлении, но, ни как не в традиционном, где в обязательном порядке должна присутствовать философская составляющая.

Складывается таковая ситуация, как сказал: «...вследствие исключения сомнительных метафизических теорий из боевых искусств». «Западный человек» зачастую ни принимает философии Востока из-за противоречий на религиозной, либо ментальной почве. Кроме того, для него важнее «дух соперничества» и желание посостязаться.

Сам основатель дзюдо предупреждал нас о возможности такого разворота событий. Уже в преклонном возрасте, после посещения одного из состязаний, чрезвычайно разочарованный Кано собрал его участников и отругал: «Вы сражаетесь, как молодые быки, сталкивающиеся рогами; ни в одном из приёмов, которые я сегодня видел, не было ни отточенности, ни изящества. Я никогда не учил никого такому дзюдо. Если все вы будете думать только о победе с помощью грубой силы, наступит конец дзюдо Кодокан».

Этими слова Дзигаро пытался подчеркнуть, что суть его «детища» заключается ни в состязаниях, а в нечто другом и большем, где сиай является, лишь одним из дополнений. Поэтому, как и в случае с «предшественниками» дзюдо, в данных системах справедливо отметить недостатки. Во-первых, из самбо и джиу-джитсу были полностью исключены комплексы формальных упражнений, как не нужные, устаревшие и чуждые элементы. Это по нашему мнению противоречит самой идеологии Кано (о сбалансированном обучении) и нарушает в целом систему философского познания дзюдо. Во-вторых, можно сказать, что базовые принципы дзюдо в самбо и джиу-джитсу соблюдаются по большей степени индивидуально, но не массово, то есть они не включены в процесс обучения как обязательные. Либо применение этих принципов рассматривается только с практичной стороны, но не повсеместно. В учебных пособиях данных систем, как правило «принцип трёх культур» и «сэйрёку дзэнъё» встречается в значении «...его можно использовать для усовершенствования техники, тактики, физики бойца», но не более того. Никакой речи о «взаимном благоденствии и воздаянии» в них не ведётся. Отсюда следует вывод: самбо и джиу-джитсу хотя и являются исторически «приемниками» дзюдо, но имеют свои отличительные особенности и преследуют абсолютно иные цели.

Схожая картина сегодня складывается и в спортивном дзюдо, или же правильней сказать в «мировом». Под «мировым» дзюдо здесь подразумевается многочисленные спортивные федерации, действующие по всему миру и подчиняющиеся Кодокану только номинально. Фактически разделение такого дзюдо с местными дисциплинами (к коим относятся самбо и джиу-джитсу) проходит только на уровне спортивных правил, а во всем остальном они практически идентичны. Недаром большинство наших соотечественников выполнивших свои нормативы по дзюдо, имеют равные спортивные разряды и в самбо.

Возникает вопрос, что же в результате осталось от «дзюдо» Дзигаро Кано, исследующий аналогичный вопрос в отношении, считает, что ответ необходимо искать в двух плоскостях - группе (или обществе) и личности (или человеке). Под группой здесь подразумевается сохранение искомых традиций на уровне клубов, федераций, сообществ и так далее. Тогда как другая категория предполагает следование «пути» непосредственно одним человеком. Исходя из этого, мы можем смело утверждать, что наследие основателя дзюдо сохранено в Кодокане и отдельно взятыми личностями.

Например, высший административный орган Кодокана, сегодня базируется в большом семиэтажном здании, где кроме многочисленных спортивных и служебных помещений один этаж полностью отдан под научно-исследовательский институт. Данное учреждение создано для изучения истории, философии, биомеханики и других вопросов касающихся дзюдо. И на наш взгляд это указывает на то, что Кодокан не только сохранил «детище» Дзигары в чистом виде (через историю или философию), но не стоя на месте, развивает его дальше. Есть и менее значимые подтверждения. Кодокан до сих пор чтит традиции заложенные ещё самим Кано. Например, на тренировках всегда используется только белое доги (тренировочная одежда), как олицетворение «чистоты» нравов человека.

Или последователями дзюдо неизменно соблюдаются все нормы «рутинного» этикета в додзё (в тренировочном зале), подтверждая их преданность и силу воли. Либо же, как и в прежние времена дзюдоки дают «пожизненную» клятву верности школе Кодокан.

С другой стороны, дисциплина Кано живёт в его преданных последователях, будь то чистокровные японцы, либо же представители любой другой национальности. Примером здесь могут служить обладатели восьмых данов (мастерских степеней), которые в принципе бы не могли добиться своих регалий, культивируя только спортивное дзюдо. Так как для прохождения аттестации выше, чем на первый дан от дзюдоки требуется знание ката, истории и базовых принципов дзюдо.

Итак, подведём итоги. Кано унаследовал от своих «предшественником» по большей мере знания о «совершенствовании сознания», или же выражаясь другим языком, методы воспитания психических свойств человека. В свою очередь способы «совершенствования тела», были разработаны им самостоятельно, через унификацию техники и внедрения западной науки. Так Дзигаро создал комплексную систему воспитания, сведя воедино развитие психофизических явлений в человеке. «Приемниками» же дзюдо и его спортивным ответвлением, система Кано была перенята частично. Акцент в них в большей степени ставится на развитие физических свойств человека, где основной стратегической задачей является участие и победа в соревнованиях. Соответственно можно сказать, что философская составляющая в них практически забыта.

В тоже время наследие Кано живёт в его учениках и в самом Кодокане, где оно сохранено и развивается не только в спортивном русле, но и традиционно классическом.

кано дзюдо философия единоборство


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В проделанной работе нам удалось решить все поставленные задачи. Мы рассмотрели историю возникновения и развития дзюдо, и нам удалось выяснить, что для создания своего единоборства Дзигаро Кано воспользовался знаниями, полученными в различных школах дзю-дзюцу, из которых наибольший вклад внесли?. Но будучи, являясь современником императора Мейдзи, основатель дзюдо подхватил волну реформаторских идей своего правителя и во многом модернизировал эти знания. Во-первых, он сделал боевые искусства, объектом всеобщего достояния, открыв двери своего додзё для всех желающих. Во-вторых, Дзигаро ввёл в дзю-дзюцу философскую составляющую, поставив его тем самым на один уровень с «великими» кэндо (фехтованием на мечах) и кюдо (стрельбой из лука). Тогда как до него практически все руководители школ дзю-дзюцу рассматривали «искусство гибкости» просто как прикладную систему самообороны. И наконец, в-третьих. Кано соединил традиционные методы обучения бу-дзюцу с западной системой физического воспитания, что несравненно привело только к их прогрессу.

Также мы рассмотрели философскую базу дзюдо. И выяснили, что она зиждется на трёх, последовательно вытекающих друг из друга принципах. А именно: «Принципа трёх культур», где главной идеей является сбалансированный подход к обучению на основе интеллектуального, нравственно-этического и физического развития; «Принципа максимально эффективного использования энергии тела и сознания», который можно охарактеризовать как метод способствующий улучшению всех сфер жизнедеятельности человека; и «Принципа взаимного благоденствия и воздаяния», являющегося социальным проявлением высшего идеала дзюдо.

Наконец через анализ «предшественников» и «приемников» дзюдо, нам удалось выяснить истоки философской базы «пути гибкости», а также степень её проявления в современном дзюдо.

В частности мы выявили, что корни зарождения принципов «трёх культур» и «сэйрёку дзэнъё» лежат в школах. А последний и итоговый принцип «дзита кёэй», был создан Кано уже лично. Мы также выяснили, что Дзигаро последовал примеру своих учителей и ввёл в программу обучения комплексы формальных упражнений. В них он видел как скрытый сакральный смысл, так и вполне обозримую практичную сторону.

Помимо ката Кано ввёл и другую совершенно новую для дзю-дзюцу форму обучения - это свободные поединки. Они с большим успехом были востребованы «приемниками» дзюдо, и позволили им добиться высоких результатов на спортивном поприще. Но, к сожалению, спортивная сторона в них выступает в качестве ведущей, более того, едва ли не единственной. Собственно аналогичная ситуация сегодня складывается и в «мировом» дзюдо, то есть том в дзюдо которое находится за пределами Кодокана.

То, что носит имя «мировое» дзюдо, далеко от того, что задумал его автор. Теоретические разработки и философские размышления Кано в нём, практически не востребованы. По сути, в них видна лишь «вершина айсберга», причем вершина, которая под влиянием времени изменила свои очертания, приобрела, новые контуры и мало напоминает первоначальную форму.

И всё же идеалы «пути гибкости» Дзигаро Кано, несмотря на то, что они пришли к нам из далёкого прошлого, из мира совершенно другой культуры, понятны и применимы в настоящее время в любой точке земного шара. Истинные идеалы дзюдо - это высокие общечеловеческие идеалы по совершенствованию мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...