Глава 1. Конституционно-правовые категории экономической системы России
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание Глава 1. Конституционно-правовые категории экономической системы России 1.1 Понятие и содержание конституционно-правовых основ экономической системы 1.2 Принципы конституционно-правовых основ экономической системы Российской Федерации Глава 2. Механизм реализации конституционных основ экономической системы России 2.1 Конституционно-правовое регулирование основ экономической системы на федеральном и региональном уровне 2.2 Механизм реализации конституционно-правовых основ собственности Заключение Список использованной литературы Введение Проводимые кардинальные социально-экономические реформы в конце прошлого века потребовали создания правовых механизмов, которые обеспечивали переход к рыночной экономике. Формирование новых экономических отношений и формирование нового российского права проходило одновременно. Несмотря на регулирование отдельных элементов экономической системы в действующей Конституции РФ не закреплены природа и система экономических отношений, которые составляют основу власти, суверенитета народа и приоритета прав и свобод человека как высшей ценности. Слишком упрощенным следует признать закрепление экономической основы конституционного строя в одной статье Конституции РФ (ст.8), где в обобщенной и сжатой форме закреплены традиционные принципы рыночной экономики. Недостаточно детальное конституционное регулирование экономической системы соответствующим образом отразилось и в отраслевом законодательстве, что в итоге привело к негативным результатам проведения социально-экономических реформ. Зачастую преобразования экономической сферы проводятся без учета взаимосвязи природы экономических, социальных и политических процессов, а над общими интересами общества берут верх ведомственные, корпоративные интересы, а зачастую и просто популистские заявления политиков. Необоснованная рецепция догматичных либеральных моделей рыночной экономики и радикального неолиберализма - "шоковой терапии" в начале 90-х годов прошлого века привела к быстрому разрушению и без того ослабленной экономической системы. Потери для экономики и социальной сферы достигли огромных размеров. В конечном итоге, это привело к значительному расслоению российского общества, обнищанию десятков миллионов граждан страны.
Сегодняшний экономический рост во многом объясняется не созданием эффективной экономики, а благоприятной конъюнктурой мировых цен на энергоносители. Актуальность данной темы курсовой работы, определяется тем, что стабильное развитие экономических отношений и реальный экономический рост в России невозможен без эффективного механизма конституционно-правового регулирования экономической системы, в котором бы учитывались новейшие достижения правовой и экономических наук. Кроме того, данный механизм должен вбирать в себя и учитывать менталитет российского народа и духовные традиции нашего общества. Необходимо подчеркнуть, что только посредством создания эффективного механизма правового регулирования рассматриваемых отношений, основанных на конституционных целях и принципах, можно сформировать конкурентоспособную социально ориентированную экономику, которая будет обеспечивать социальные интересы, стабильную и гарантированную защиту общественных и личных интересов граждан. Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе конституционно-правового регулирования экономической системы Российской Федерации.
Предметом исследования послужили правовые нормы федерального, регионального законодательства, регулирующие общественные отношения в экономической сфере. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе научно-теоретического и прикладного анализа, а, также используя новейшие достижения правовой и экономических наук, сформировать целостное представление о конституционно-правовых основах регулирования экономической системы Российской Федерации, выработать практические предложения, направленные на совершенствование механизма конституционно-правового регулирования экономической системы. конституционная основа экономическая система Указанная цель достигается решением следующих взаимосвязанных задач: - определение понятия и анализ содержания конституционно-правовых основ экономической системы; - изучение принципов конституционно-правовых основ экономической системы Российской Федерации; - исследование конституционно-правового регулирования основ экономической системы на федеральном и региональном уровне; - раскрытие механизма реализации конституционно-правовых основ собственности. Методологическую основу курсовой работы составляет комплекс общенаучных и специальных методов познания общественно-политической и правовой действительности. В работе использованы системный, нормативно-логический, общенаучный, нормативно-правовой, сравнительно-правовой и другие методы исследования. Нормативную основу исследования составили Конституция России, Конституция Чувашской Республики, федеральное законодательство; подзаконные нормативные акты, регулирующие экономические отношения. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассматривается общая характеристика конституционных основ экономической системы общества, которая разделена на два параграфа, в которых раскрываются понятие, содержание, принципы конституционно-правовых основ экономической системы Российской Федерации. Вторая глава посвящена механизму реализации конституционных основ экономической системы России, которая объединена в два параграфа.
Глава 1. Конституционно-правовые категории экономической системы России 1.1 Понятие и содержание конституционно-правовых основ экономической системы
Под экономическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют единство экономического пространства, свободу экономической деятельности, гарантии права собственности и равенства правовой защиты всех её форм, поддержка конкуренции и ограничения монополистической деятельности, а также соотношение регулирующей экономической роли государства и свободы хозяйственной деятельности, в целях обеспечения экономической безопасности государства. Таким образом, конституционный институт основ экономического строя представляет собой обособленную и внутренне устойчивую систему взаимосвязанных групп конституционных норм, регулирующих важнейшие отношения в сфере собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ норм и обусловленную объективными закономерностями экономического развития общества. Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений, участниками выступают частные субъекты хозяйствования, находящиеся между собой в отношениях конкуренции. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль. "В Российской Федерации, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст.8), - гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности". В Российской Федерации также действует Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г., определяющий организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направленный на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке или повышение цен; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и т.д. Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными достигнутые в любой форме соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение, если такие соглашения имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе согласованные действия, направленные, в частности, на установление цен, скидок, надбавок, наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров кругу продавцов или покупателей. Органам власти законом запрещается принимать акты и совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов. В целях предупреждения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов закон предусматривает осуществление предварительного государственного контроля за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов и других объединений, - предприятий, преобразованием органов управления и хозяйствующих субъектов в такие объединения, а также за созданием, слиянием, присоединением и ликвидацией акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и других хозяйствующих субъектов. Закон предусматривает также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей, участие в уставном капитале хозяйствующих субъектов.
Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится к тому, чтобы обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества. Вместе с тем государство в различных формах несет ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым; о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц; о смягчении последствий нестабильности в экономике; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между отдельными сферами жизни и группами людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|