Конституционно-правовое регулирование основ экономической системы на федеральном и региональном уровне
В Конституции РФ 1993 г. получила отражение попытка создания более справедливого общественного и государственного строя, основанных на идеях конституционализма. Конституционализм характеризуется наличием системы ценностей по справедливому устройству общества, основанному на конституции, в которой определены границы и принципы взаимоотношений общества, государства и личности. Современное представление о справедливом обществе неразрывно связано с понятиями социально-экономического прогресса, уровня экономического развития общества, экономического суверенитета государства, достойного уровня жизни человека и гражданина. Поэтому конституционализм, справедливость и экономическая система общества являются взаимосвязанными и взаимообусловленными понятиями. Правильно выбранная модель экономической системы - это залог перспективного, поступательного развития общества и конституционного строя в целом. В Конституции РФ достаточно четко установлена разновидность модели рыночной экономики, причем с ярко выраженными либеральными чертами. К их числу можно отнести следующие положения: . В Конституции РФ закрепляется принцип признания и защиты равным образом разных форм собственности (ч.2 ст.8). В то же время содержательный анализ ст.8, 9, 34, 35, 36, ч.1 ст.44 Конституции РФ показывает приоритетность института частной собственности в конституционном перечне форм собственности. В связи с этим можно упомянуть ряд фактов: а) в конституционном перечне форм собственности частная собственность стоит на первом месте; б) в ч.1 ст.8 Конституции РФ закрепляются важнейшие принципы рыночной экономики, которые являются необходимой базой для существования и развития частной собственности; в) в ч.2 ст.9 Конституции РФ допускается частная собственность на землю и другие природные ресурсы - объекты, которые относятся к национальному достоянию всего общества; г) в гл.2 Конституции РФ право частной собственности представлено как естественное право человека, раскрыто его экономическое и правовое содержание: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности" (ч.1 ст.34), "каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами" (ч.2 ст.35); д) закрепляется широкий перечень гарантий обеспечения права частной собственности: право частной собственности охраняется законом (ч.1 ст.35); не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч.3 ст.35); право наследования гарантируется (ч.4 ст.35).
. В Конституции РФ закреплены основные принципы рыночной экономики. . Частная собственность не имеет социального обременения как в ряде современных государств. . Отсутствуют какие-либо значительные элементы регулирования экономики с учетом социальной природы государства (планирование, способы распределения национальных богатств и др.). . Не установлено ограничение в использовании важнейших объектов собственности, которые традиционно относятся к национальному богатству (земля, полезные ископаемые, уникальные исторические и культурные ценности и др.). Конституционные основы либеральной модели экономической системы явились политико-правовой базой радикального переустройства экономических отношений. Они обеспечили демонтаж старой политико-экономической системы и задали направление при создании правового поля современной рыночной экономики: Гражданский, Налоговый, Земельный, Водный, Лесной, Бюджетный кодексы РФ, законодательство о хозяйственных товариществах и обществах, о некоммерческих организациях, о конкуренции, о банкротстве, о финансовых рынках и рынке ценных бумаг, о банках и банковской деятельности и др.
Конституция Чувашской Республики, имея высшую юридическую силу среди нормативных правовых актов республиканских органов государственной власти, закрепляет достигнутые результаты в общественно-политической, экономической областях, в то же время закладывает основы будущих общественных отношений, ставит новые задачи перед органами государственной власти, нацеливает на то, что человек, его права и свобода являются высшей ценностью, объявляется свобода экономической деятельности. В статье 31 Конституции Чувашской Республики говорится, что "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию". А статья 32 Конституции Чувашской Республики гласит: "Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценно возмещения. Право наследования гарантируется ". Также в Чувашской Республике действует Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2003 г. № 39 "Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы", который ставит цели, предусматривающие повышение качества жизни населения темпами выше среднероссийских, последовательный рост благосостояния и платежеспособного спроса населения, создание эффективной системы предоставления социальных услуг и благоприятных условий для развития трудового, интеллектуального и творческого потенциала граждан, существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007г. №8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года" определяет приоритетные направления социально-экономического развития Чувашской Республики и служит основой для разработки комплексной программы экономического и социального развития республики, республиканских и муниципальных целевых программ. Подводя итог анализу актов, регулирующих конституционно-правовые основы экономической системы России, можно отметить, что экономическая концепция страны отсутствует, и, как следствие, отсутствует национальная экономическая программа; отсутствует глава об экономической системе страны в федеральной конституции; видна разрозненность регулирования конституционных основ экономической системы в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|