Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм реализации конституционно-правовых основ собственности




 

Закрепляя конституционно-правовой статус российского общества, российские конституции и конституционное право традиционно определяют основы экономической системы страны, хотя сами эти основы претерпели радикальные изменения. От допущения частной собственности в Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года через полное ее отрицание в последующих конституциях Союза Советских Социалистических Республик (1924 г., 1936 г., 1977 г.) и Российской Советской Социалистической Республики (1925 г., 1937 г., 1978 г.) вплоть до выдвижения на первое место в последних редакциях Конституции Российской Советской Социалистической Республики 1978 года и в действующей ныне Конституции Российской Федерации 1993 года - таковы крутые повороты конституционно-правового регулирования частной собственности как элемента экономической системы.

Ныне конституционно-правовой перечень включает в себя частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности ( ч.2 ст.8 Конституции Российской Федерации 1993 г.). К числу иных относятся, например, собственность общественных и религиозных объединений, совместная собственность супругов, собственность крестьянского (фермерского) хозяйства и другие, предусмотренные российским законодательством. Конституционное право содержит открытый перечень форм собственности, не препятствуя появлению новых форм в соответствии с текущим законодательством.

Конституционно-правовое регулирование прямо не предусматривает личную собственность граждан, но и не исключает возможность таковой. Гражданское законодательство относит гражданина к числу субъектов права собственности, то есть речь может идти о собственности как частной, так и личной. Однако категория "личной собственности" новым российском законодательством фактически не используется. Указание на наименование трех форм собственности в Конституции Российской Федерации не влечет за собой их особый статус, так как наряду с ними "признаются и защищаются равным образом" иные формы собственности. Юридическое значение конституционных наименований заключается только в том, что законодатель не может его изменить. Конституционное право не определяет содержание понятия "собственность". Этого не делают и другие отрасли права. Наиболее связанное с регулированием отношений собственности гражданское право определяет содержание права собственности как совокупность принадлежащих собственнику права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В отличие от прежних Конституция Российской Федерации 1993 года не делает никаких попыток выделения пообъектного состава различных форм собственности. Это связано прежде всего с равноправным статусом этих форм. Однако федеральное законодательство знает объекты, изъятые из гражданского оборота, которые могут находиться только в государственной собственности. Законом также определяются виды имущества, которые могут находиться только в муниципальной собственности. Однако до настоящего времени такой федеральный закон не принят.

Государственная собственность делится на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 года обходит стороной вопросы приватизации государственного и муниципального имущества. Между тем приватизация началась до принятия Конституции, продолжается и в настоящее время.

Отсутствие конституционного регулирования приватизации - одна из причин грубых ошибок и нарушений приватизации государственного и муниципального имущества. Первый закон о приватизации был принят в России 3 июля 1991 года. Он предусматривал приватизацию путем передачи гражданам именных приватизационных вкладов, личных лицевых приватизационных счетов, использование других средств. Однако практика пошла по другому пути в соответствии с указами Президента Российской Федерации и актами Правительства. Вместо именных приватизационных вкладов и личных счетов введены приватизационные чеки на предъявителя. В итоге большая часть населения страны либо продала эти чеки по низким ценам, либо вложила в предприятия, которые прекратили свое существование. Приватизация не принесла те экономические и социальные результаты, на которые была рассчитана (повышение эффективности производства, создание так называемого "среднего класса" из миллионов частных собственников и т.д.). Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" сделал робкий шаг в сторону приватизации как возмездного отчуждения государственной и муниципальной собственности в собственность физических и юридических лиц.

В настоящее время действует Федеральный закон от 21 декабря 2001 года "О приватизации государственного и муниципального имущества". Он предусматривает приватизацию "исключительно на возмездной основе" (ст.2). Закон установил требования к государственной программе приватизации имущества, которая должна утверждаться федеральным законом, а также порядок и способы приватизации. В целом мы видим справедливое стремление к более жесткому законодательному регулированию.

Конституционно-правовое регулирование экономической системы включает в себя также:

А. Установление единого экономического пространства на всей территории Российской Федерации (ст.74 Конституции Российской Федерации).

Конституционное право запрещает установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Применяя эти нормы, Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 4 апреля 1996 года признал неконституционными ряд нормативных актов Москвы, Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, ставящих регистрацию граждан по месту пребывания или жительства в зависимость от уплаты сборов.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только федеральным законом в строго определенных случаях (обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья людей, в целях охраны природы и культурных ценностей). Такие ограничения возможны в условиях чрезвычайного и военного положения, введения карантина, других мер, призванных предотвратить эпидемии и эпизоотии, установления пограничного режима и другие.

Режим единого экономического пространства включает в себя систему налогообложения, объявление рубля в качестве денежной единицы в Российской Федерации и запрет введения и эмиссии других денег (ст.75 Конституции Российской Федерации).

Б. Конституционно-правовое закрепление роли государства в экономике (что сделано достаточно робко). Эта роль закрепляется не прямо, а косвенно через полномочия органов государственной власти. При этом, например, Правительство Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации воздействует на экономическую систему через ее бюджетно-финансовую составляющую (п. "а", "б" ст.114) и управление государственной собственностью (п. "г" ст.114). Такое воздействие на экономику со стороны Правительства Российской Федерации не соответствует его реальной роли и ориентирует в основном на косвенное регулирование. Неслучайно Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года "О Правительстве Российской Федерации" значительно вышел за эти рамки.

Роль государства в рыночной экономике существенно меняется по сравнению с его положением в плановой экономике. Однако следует иметь в виду, что представления начала 90-х годов о необходимости ухода государства из экономики, которые и заложены в текст Конституции Российской Федерации 1993 года, не выдержали проверку жизнью.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что не только на стадии создания рыночной экономики, но и при ее функционировании государство должно играть активную роль. Нередко эту роль сводят к осуществлению двух функций: а) установление в законах правил поведения субъектов экономической деятельности; б) контроль за соблюдением названных правил и защита субъектов правоотношений от правонарушений. Однако государство и в рыночной экономике остается главным собственником, и оно должно эффективно управлять этой собственностью.

Государству присущи функции прогнозирования и планирования развития экономики. В части прогнозирования это нашло закрепление в Федеральном конституционном законе "О Правительстве Российской Федерации" (ст.14). Действующие Конституция Российской Федерации и законодательство тщательно обходят всякое упоминание самого термина "планирование". Однако фактически планирование осуществляется в форме многочисленных программ (в частности, Конституция страны говорит о федеральных программах в области экономического развития страны (ст.71 п. "е", а Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" вменяет ему в обязанность разработку и осуществление программ развития приоритетных отраслей экономики). С правовой точки зрения не решен вопрос о юридической силе этих программ. Федеральный закон от 20 июля 1995 года "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" устанавливает содержание понятий "программа", "государственное прогнозирование", систему прогнозов социально-экономического развития страны. Закон определяет перечень документов и материалов, которые Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу одновременно с проектом федерального бюджета. Однако юридическая сила этих документов, механизм взаимосвязи с бюджетом не определены. В итоге федеральный бюджет и указанные прогнозы, планы, оказываются несостыкованными, "живут" самостоятельно. Выход быть может только один: разработка на базе прогнозов и программ единого документа - плана, общей программы развития экономики на год, который должен иметь общеобязательную силу и предопределять федеральный бюджет. Кстати говоря, применительно к народнохозяйственному планированию в советское время эти проблемы тоже не были решены. Ни Союз Советских Социалистических Республик, ни Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика не имели закона о планировании, необходимость которого была признана еще в 50-е годы.

В связи с рассмотрением конституционного регулирования собственности следует скорректировать распространенные представления о соотношении экономических и административных мер воздействия на экономику. Суть традиционных представлений в том, что государство воздействует на экономику "главным образом с помощью регулятивных мер преимущественно экономического характера", допуская также и меры властные, внеэкономические. Такой подход к соотношению экономических и административных начал в регулировании экономики не нов. Теоретически он установился в советское время. План считался прежде всего инструментом экономического регулирования. Однако на практике экономическая сторона планирования нередко уступала место директивности плана, что не без основания позволило в литературе отождествить плановую экономику с административно-командной. Представляется, что вывод о приоритете экономических методов над административными (целесообразнее было бы говорить о государственно-властных, так как. речь идет не только об административно-правовых методах, но и о всестороннем государственном воздействии на экономику) является следствием вывода о примате экономики над правом. В этом случае праву отводится роль одного из инструментов оформления экономических отношений. В итоге порядок планирования, его сроки, взаимосвязь с законодательством оставались за рамками правового регулирования. Документ под названием государственный план утверждался в советское время законом, принимаемым Верховным Советом Союза Советских Социалистических Республик. Закон этот, однако, не соответствовал требованиям, которые предъявляются к законам как к нормативным актам, не имел своего места в правовой системе, рассматривался на практике как акт, реализация которого непосредственно невозможна.

Старые экономические "изобретения" (в виде экономических законов социализма, опережающего роста производства средств производства, господства государственной собственности, другие), новые и новейшие "изобретения" (бригадный подряд, кооперация, разгосударствление, приватизация, монетаристская политика, свободная конвертация рубля, саморегулирование цен на товары и услуги, многие другие) вследствие заведомого приоритета экономических методов регулирования как в советское время, так и ныне, не получают надлежащего правового содержания, вставляются в правовую систему в неприемлемом для нее виде. В итоге система либо отвергает их, либо каждое из них действует не по тем правилам, которые изначально предполагались. Власти и граждане всякий раз удивляются: планирование из блага превратилось в обузу для экономики, приватизация вызвала невиданную социальную поляризацию, монетаризм повлек за собой уход государства из сферы реального производства в твердой уверенности, что рубль все расставит по своим местам лучше всякого правового регулирования. Меры, которые в других странах дают блестящие результаты, в России нередко оказываются пагубными. Например, в конце прошлого года была оказана массированная государственная финансовая поддержка коммерческим банкам, которые, в свою очередь, должны были кредитовать реальный сектор экономики. Однако последний не получил кредитов, так как банки резко подняли ставки кредитования, а государственные средства направили на финансовые спекуляции. Одна из главных причин - вера в приоритет экономических методов, применение которых повлечет саморегулирование.

Думается, в условиях рыночной экономики концепция приоритета экономических методов регулирования над государственно-властными не может дать позитивного результата. Экономические методы регулирования до известных пределов превалируют во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов друг с другом. Однако они не могут быть главенствующими при определении роли государства в экономике. Государство не может строить свои отношения с хозяйствующими субъектами на основе равноправного партнерства. Последние не отягощены теми функциями, которые обязано выполнять государство (оборона, безопасность, социальное обслуживание и т.д.). Хозяйствующие субъекты ведут дела для извлечения прибыли, а государство - для выполнения своих функций. Поэтому следует подчеркнуть как минимум равнозначное положение экономических и правовых методов руководства, если не говорить о приоритете последних. При таком подходе конституционно-правовое регулирование экономической системы общества должно рассматриваться не как простое оформление экономических методов, а как самодостаточная ценность, которой должны соответствовать экономические методы, а не наоборот. В этой связи самыми крупными представляются проблема распространения действия основных прав и свобод граждан на юридических лиц, а также проблема введения в российское право фигуры (корпорации, учреждения, организации) публичного права. Решение первой проблемы позволит "очеловечить" деятельность юридических лиц, а второй - ввести адекватное фактическому статусу правовое регулирование положения государства, его органов, а также негосударственных организаций в экономической системе страны.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что в федеральной собственности может находиться любое имущество, в том числе и то, которое не входит в круг объектов права частной собственности и изъято из гражданского оборота. Объекты исключительной федеральной собственности функционируют в особом правовом режиме, установленном законодательством.


Заключение

 

Результаты работы позволяют изложить в тезисном виде наиболее важные и практически значимые положения, выводы и рекомендации, касающиеся принципиальных возможностей, направлений использования и практических результатов применения конституционно-правовых норм при разрешении проблемных ситуаций, связанных с экономической системой общества:

Экономическая система Российской Федерации - это урегулированная нормами права система общественных отношений, возникающих между индивидом, обществом и государством по поводу установления и закрепления форм и видов собственности, режимов объектов собственности, принципов регулирования экономических отношений, принципов разграничения и распоряжения материальными благами, взаимосвязи экономических, социальных и политических процессов.

Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений, участниками которых выступают частные хозяйствующие субъекты, находящиеся между собой в состоянии конкуренции.

В группу принципов конституционно-правовых основ экономической системы Российской Федерации входят: единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности, которые отражены в статье 8 Конституции РФ.

Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным - частной, государственной, муниципальной и других. В ст.9 Конституции РФ устанавливается также, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности, которые используются, охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст.35 Конституция РФ). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Подводя итог исследованию темы курсовой работы: "Конституционные основы экономической системы общества", можно прийти к выводу, что у нас отсутствует экономическая концепция страны, и как следствие, идет отсутствие главы об экономической системе страны в федеральной конституции; видна разрозненность регулирования конституционных основ экономической системы в конституциях и уставах субъектов Российской Федерации. Так как Конституция РФ не регулирует детально все экономические отношения, нужно на законодательном уровне разрешить все пробелы Конституции РФ, дополнить ее отдельно главой об экономической системе.

В проведенном мной исследовании были изучены теоретические и практические вопросы, связанные с экономической системой общества.

Указанная цель была достигнута решением следующих взаимосвязанных задач:

·   определено понятие и проанализировано содержание конституционно-правовых основ экономической системы;

·   изучены принципы конституционно-правовых основ экономической системы Российской Федерации;

·   исследовано конституционно-правовое регулирование основ экономической системы на федеральном и региональном уровне;

·   раскрыт механизм реализации конституционно-правовых основ собственности.


Список использованной литературы

 

I. Нормативные акты:

. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Справочная правовая система Консультант Плюс.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Справочная правовая система Консультант Плюс.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 года № 146-ФЗ // Справочная правовая система Консультант Плюс.

4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 36-ФЗ // Справочная правовая система Консультант Плюс.

5. Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" // Справочная правовая система Консультант Плюс.

6. Закон Российской Советской Социалистической Республики от 3 июля 1991г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации." "Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР." 1991, №27.

7. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №30.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №4.

9. Конституция Чувашской Республики от 30 ноября 2000 года ∕∕ Справочная правовая система Консультант Плюс.

10. Закон Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года № 39 "Об утверждении Комплексной программы экономического и социального развития Чувашской Республики на 2003-2010 годы" // Справочная правовая система Консультант Плюс.

11. Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 года № 8 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года" // Справочная правовая система Консультант Плюс.

 

II. Судебная практика:

. Конституционный Суд РФ. Постановления. Определения. М., 1997.

III. Учебники и другие книги:

.    Бондарева Е.А. Конституционный институт основ экономического строя РФ: Понятие, структура (Электронный ресурс). - 2002. ‹Еmail: http://law.edu.ru/doc/document. asp? docID=1120602› (19.01.2010).

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Отв. Ред. Л.А. Окуньков. М. 2008.

3. Конституционное право России.100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов вузов ∕ Смоленский М.Б. - М.: ИЦ "Март", 2007.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...