Распределение по семестрам
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
№№ 1
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) всего
|
|
|
В том числе:
|
|
|
Лекции (Л)
|
|
|
Практические занятия (ПЗ), семинары (С)
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
Самостоятельная работа студента (всего)
|
|
|
В том числе
|
|
|
СРС в семестре
|
|
|
Курсовая работа
| КП
| -
| -
|
КР
|
Другие виды СРС:
|
|
|
Выполнение заданий к практическим занятиям
|
|
|
СРС в период сессии
|
|
|
Подготовка к зачёту
|
|
|
Вид промежуточной аттестации – зачёт (З.)
|
|
|
Итого: общая трудоёмкость
| часов
|
|
|
зач. единиц
|
|
|
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
№№ 2
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) всего
|
|
|
В том числе:
|
|
|
Лекции (Л)
| -
| -
|
Практические занятия (ПЗ), семинары (С)
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
Самостоятельная работа студента (всего)
|
|
|
В том числе
|
|
|
СРС в семестре
|
|
|
Курсовая работа
| КП
| -
| -
|
КР
|
Другие виды СРС:
|
|
|
Выполнение заданий к практическим занятиям
|
|
|
СРС в период сессии
|
|
|
Подготовка к экзамену
|
|
|
Вид промежуточной аттестации – экзамен (Экз.)
|
|
|
Итого: общая трудоёмкость
| часов
|
|
|
зач. единиц
|
|
|
| | | | |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
2.1. Содержание разделов учебной дисциплины «Педагогика высшей школы»
№ семестра
| № раздела
| Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
| Содержание раздела в дидактических единицах
|
|
| Смысловые ориентиры и структура современного высшего образования
| Высшее образование: роль и место в жизни современного общества. Смысловые ориентиры современного высшего образования. Законы, стандарты, закономерности, тенденции развития, принципы и подходы. Структура современного высшего образования. Организационно-управленческая структура вузов. Специфика высшего педагогического образования
|
|
| Основные субъекты высшего образования: преподаватель и студент
| Основные характеристики основных субъектов высшего образования. Профессиограмма преподавателя высшей школы. Компетентностная модель преподавателя высшей школы. Основыне характеристики современного студенчества
|
|
| Профессионально-личностное становление и развитие в условиях высшей школы
| Сущность, стратегия и основные характеристики профессионально-личностного становления и развития основных субъектов высшего образования в условиях вуза. Искусство целеполагания. Индивидуальные программы профессионально-личностного развития. Профессионально-личностное развитие и социализация человека
|
|
| Обучение, воспитание, научно-исследовательская работа в современной высшей школе
| Дидактика высшей школы, профессиональное воспитание, НИР и НИРС в современной высшей школе: сущность, основные концепции, формат организации, технологии
|
2.2. Разделы учебной дисциплины «Педагогика высшей школы», виды учебной деятельности и формы контроля
№ семестра
| № раздела
| Наименование раздела
учебной дисциплины
| Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
|
Л
| ПЗ
| СРС
| всего
|
|
| Смысловые ориентиры и структура современного высшего образования
|
|
|
|
| В период сессии
Подготовка к практическим занятиям
|
|
| Основные субъекты высшего образования: преподаватель и студент
|
|
|
|
| В период сессии
Подготовка к практическим занятиям
|
|
| Профессионально-личностное становление и развитие в условиях высшей школы
|
|
|
|
| В период сессии
Подготовка к практическим занятиям
|
|
| Обучение, воспитание, научно-исследовательская работа в современной высшей школе
| -
|
|
|
| В период сессии
Подготовка к практическим занятиям
|
|
| Подготовка к зачёту
|
|
|
|
| В период сессии
|
|
| Подготовка к экзамену
|
|
|
|
| В период сессии
|
|
| Итого за два семестра
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | |
2.3. Лабораторный практикум
Лабораторные занятия по данной дисциплине не предусмотрены
2.4. Примерная тематика курсовых работ
Курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены
3.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
3.1. Виды СРС
№ семестра
| № раздела
| Наименование раздела учебной дисциплины
| Виды СРС
| | |
|
| Смысловые ориентиры и структура современного высшего образования
| · изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;
· работа с рекомендуемой и самостоятельно подобранной литературой по соответствующей проблематике;
· конспектирование литературы;
- поиск материала по теме занятия в Интернете
· анализ материалов из Интернета, их фиксация с использованием различных форм представления результатов анализа;
· подбор иллюстративного материала (примеры педагогического опыта, данные статистики и др.) по тематике занятия и его оформление с использованием разных форм фиксации информации
· подготовка индивидуальных выступлений;
- подготовка к коллективной творческой и познавательной деятельности
|
| |
|
| Основные субъекты высшего образования: преподаватель и студент
| · изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;
· работа с рекомендуемой и самостоятельно подобранной литературой по соответствующей проблематике;
· конспектирование литературы;
- поиск материала по теме занятия в Интернете
· анализ материалов из Интернета, их фиксация с использованием различных форм представления результатов анализа;
· подбор иллюстративного материала (примеры педагогического опыта, данные статистики и др.) по тематике занятия и его оформление с использованием разных форм фиксации информации
· подготовка индивидуальных выступлений;
- подготовка к коллективной творческой и познавательной деятельности
|
| |
|
| Профессионально-личностное становление и развитие в условиях высшей школы
| · изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;
· работа с рекомендуемой и самостоятельно подобранной литературой по соответствующей проблематике;
· конспектирование литературы;
- поиск материала по теме занятия в Интернете
· анализ материалов из Интернета, их фиксация с использованием различных форм представления результатов анализа;
· подбор иллюстративного материала (примеры педагогического опыта, данные статистики и др.) по тематике занятия и его оформление с использованием разных форм фиксации информации
· подготовка индивидуальных выступлений;
- подготовка к коллективной творческой и познавательной деятельности
|
| |
|
| Обучение, воспитание, научно-исследовательская работа в современной высшей школе
| · изучение теоретических вопросов, вынесенных на самостоятельную работу;
· работа с рекомендуемой и самостоятельно подобранной литературой по соответствующей проблематике;
· конспектирование литературы;
- поиск материала по теме занятия в Интернете
· анализ материалов из Интернета, их фиксация с использованием различных форм представления результатов анализа;
· подбор иллюстративного материала (примеры педагогического опыта, данные статистики и др.) по тематике занятия и его оформление с использованием разных форм фиксации информации
· подготовка индивидуальных выступлений;
- подготовка к коллективной творческой и познавательной деятельности
|
| |
|
| Подготовка к зачёту
| · изучение теоретических вопросов, вынесенных на экзамен;
· работа с рекомендуемой и самостоятельно подобранной литературой по соответствующей проблематике;
· работа с источниками по проблемам курса, размещёнными в Интернете
· работа с конспектами, сделанными в ходе обучения (материалы лекций и конспекты к практическим занятиям)
|
| |
|
| Подготовка к экзамену
| · изучение теоретических вопросов, вынесенных на экзамен;
· работа с рекомендуемой и самостоятельно подобранной литературой по соответствующей проблематике;
· работа с источниками по проблемам курса, размещёнными в Интернете
· работа с документами, составляющими нормативно-правовую базу курса;
· работа с конспектами, сделанными в ходе обучения (материалы лекций и конспекты к практическим занятиям);
- подготовка к консультации по экзамену, фиксация проблемных вопросов;
- работа с материалами консультации
|
| |
ИТОГО в двух семестрах
|
| | |
3.2. График работы студента для ОЗО не предусмотрен
3.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Педагогика высшей школы»
При изучении данной дисциплины магистранты выполняют различные виды самостоятельной работы: подготовка к практическим занятиям (планы занятий приведены в разделе «Иные сведения»); выполнение творческих заданий; зачёт.
При выполнении всех форм самостоятельной работы магистранты пользуются литературой, указанной в списке основной и дополнительной литературы.
Самостоятельная работа выполняется студентами в процессе изучения всех учебных дисциплин. Она направлена на овладение обучающимися фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, умениями работы с литературными источниками, практического решения задач, на развитие логического мышления, творческой активности, исследовательского подхода в освоении учебного материала, развитие познавательных способностей.
Выделяют два вида самостоятельной работы студента (СРС):
· непосредственно в ходе аудиторных занятий (лекций, практических, семинарских, лабораторных занятий) под руководством и контролем преподавателя.
· Самостоятельная работа студента во внеаудиторное время без участия преподавателя (дома, в библиотеке, в общежитии и т.д.).
Основными формами внеаудиторной СРС под руководством и контролем преподавателя являются:
· текущие консультации (перед экзаменами и зачетами, в межсессионный период и т. д.);
· выполнение различных видов заданий во время прохождения учебных и производственных практик;
· подготовка докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;
· участие в работе научных студенческих кружков, исследовательских лабораторий, конференций, в проведении комплексных научных исследований.
Основными формами внеаудиторной СРС без участия преподавателя являются:
· работа с конспектами лекций (обработка текста); усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной и дополнительной литературы;
· изучение учебной, научной, методической, справочной литературы, в том числе с привлечением электронных средств информации;
· составление различных видов записей прочитанного: конспектирование, аннотирование, реферирование, цитирование, тезирование;
· составление библиографии для различных видов учебных и научных работ;
· подготовка к лабораторным, контрольным работам, их оформление; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
· выполнение индивидуальных творческих заданий по различным разделам содержания учебной дисциплины;
· выполнение рефератов, докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ, подготовка отчетов по практике, осуществление индивидуальной учебно-исследовательской работы;
· текущий самоконтроль успеваемости на базе традиционных и электронных обучающих и аттестующих тестов.
При выполнении любой формы самостоятельной работы студенту приходится работать с учебной и научной литературой.
Существуют различные виды чтения книги.
Беглое чтение – первый шаг в работе с книгой. Оно предполагает ознакомление с книгой в целом при достаточно высокой скорости (до 300 страниц текста за 1,5-2 часа). Приёмами скорочтения можно овладеть путём специальных тренировок.
Выборочное чтение предполагает углубленное изучение того или иного раздела печатного источника в соответствии с заданной учебной или исследовательской целью. При этом важно соотносить изучаемый раздел с содержанием всей книги (статьи) как часть с целым.
Сплошное чтение применяется при необходимости охватить текст в целом, расчленить его содержание на составные части, показать их соотношение и взаимную связь, сделать основные выводы.
Чтение с проработкой материала применяется при работе с первоисточниками и сопровождается конспектированием наиболее существенного, важного.
Смешанное чтение. В нём сочетаются различные виды чтения в зависимости от содержания материала, целей и задач его изучения. Один и тот же источник может быть сначала бегло просмотрен, затем подвергнут сплошному или выборочному чтению, критическому разбору читаемого с целью глубокого проникновения в его сущность.
Запись прочитанного учит студента разделять изучаемое на относительно самостоятельные смысловые единицы, выделять в тексте главную мысль, основное положение, тезис и его доказательство, позволяет работать без лишних затрат и времени, повышает работоспособность.
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного: аннотирование, планирование, конспектирование, тезирование, цитирование.
Аннотация - очень краткое изложение содержания. Её можно написать только после прочтения и глубокого осмысления всего текста. В ней обычно даётся оценка книги, статьи. В книгах она обычно помещается в самом начале.
Планирование – краткая логическая организация текса, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала. Планы бывают простые и сложные. Образцом простого плана является оглавление книги. В нём содержится только перечень главных вопросов и порядок их рассмотрения. Расчленяя каждый пункт простого плана на составляющие его подпункты, можно без особого труда составить сложный расширенный план.
Конспектирование – наиболее распространённая форма рабочей записи, она предусматривает краткое и последовательное изложение содержания прочитанного и включает в себя все другие виды записей.
Тезисы - сжатое изложение основных мыслей, постановка изучаемых вопросов. Здесь нет примеров, фактографического материала. В тезисах должна быть отражена вся логическая структура работы, все основные мысли. В них вырисовывается красная нить содержания работы исследователя.
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора. Выбор цитат нужно подчинять определённой цели (как иллюстрация или подкрепление вывода и т.д.). Каждая цитата заключается в кавычки и сопровождается указанием на её источник.
Существуют и другие виды записей по результатам работы с литературой.
Отзыв - оценка прочитанного. Обычно излагаются ключевые вопросы с оценкой и характеристикой исследования. Отзывы обычно пишутся с целью рекомендации или отклонения обсуждаемых работ к печати, к использованию в практической работе. В отзыве необходимо давать глубоко аргументированные выводы.
Рецензия - это тоже критический отзыв о книге, статье, спектакле, фильме и пр. в рецензии обычно более подробно излагаются основные мысли автора и их критическая оценка. Также даются положительные или отрицательные рекомендации, отклонения.
Резюме - краткая оценка прочитанного, с выводами, главными итогами работы. Оно часто даётся в заключение работы.
Эссе - прозаичное сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с ним связанные.
Записи на карточку - важная составляющая в работе с научно-педагогической литературой. Обязательно указывается фамилия, имя, отчество автора, название книги, место издания, название издательства, год издания и общее количество страниц. Если в карточку записывается статья из научного сборника или периодической педагогической печати, то необходимо указать год и номер издания, страницы, указывающие начало и окончание статьи.
Дословные выдержки из научного текста с указанием источника, страницы и автора. Эта форма используется иногда, когда какие-то мысли особенно хорошо изложены и впоследствии предполагается дословно цитировать данный отрывок текста.
Иногда эти выписки делаются с комментариями, когда предполагается выступление с критикой читаемого текста, при написании отзыва или рецензии. Такая форма записей положительно зарекомендовала себя при работе над темой научного исследования.
Примерные вопросы к экзамену:
- Современные высшее образование: основные характеристики образовательного феномена
- Тенденции и перспективы развития высшего образования
- Смысловые ориентиры высшего образования
- Непрерывное образование – образовательная идеология современности
- Современное высшее педагогическое образование: основные характеристики образовательного феномена
- Организационно-управленческая структура вузов
- Педагогическая система (теоретическая концепция, управление, организация, содержание, общение) высшей школы
- Преподаватель современной высшей школы
- Личность современного студента
- Профессионально-личностное становление и развитие: основные характеристики феномена
- Искусство целеполагания как важнейший элемент профессионально-личностного развития
- Дидактика высшей школы
- Парадигмы и концепции современного высшего образования
- Парадигмы и концепции современного высшего педагогического образования
- Лекция в системе высшего образования
- Традиционные и инновационные технологии обучения в высшей школе: общая характеристика и обзор
- Профессиональное воспитание: основные характеристики феномена
- Система воспитательной работы в высшей школе
- Формы профессионального воспитания для высшей школы
- НИР в высшей школе
- НИРС в высшей школе
- Самостоятельная работа в высшей школе
3.3.1.Контрольные работы / рефераты
Контрольные работы / рефераты по данной учебной дисциплине не предусмотрены
4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
4.1 Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств
№ семестра
| № раздела
| Виды контроля и аттестации (ВК, Тат, ПрАт)
| Наименование раздела учебной дисциплины
| Оценочные средства
|
Форма
| Количество вопросов в задании
| Количество независимых вариантов
|
1,2
| Весь курс
| ВК
| Весь курс
| Разноплановые формы (фронтальный опрос, письменный экспресс-опрос, выборочная работа на карточках, индивидуальное собеседование и др.)
| Различное количество вопросов в зависимости от темы занятия
| |
1,2
| Весь курс
| ПрАт
| Весь курс
|
Экзамен
|
|
|
4.2 Примеры оценочных средств
Вид контроля
| Форма контроля
| Примеры оценочных средств
|
ВК
| Фронтальный опрос
| 1. Как вы понимаете суть непрерывного профессионального образования?
2. Как вы понимаете суть компетентностной парадигмы высшего образования?
3. Какие формы воспитательной работы в высшей школе вы знаете?
|
ПрАт
| Экзамен
| - Тенденции и перспективы развития высшего образования
- Смысловые ориентиры высшего образования
- Непрерывное образование – образовательная идеология современности
|
4.2. Рейтинговая система оценки знаний обучающихся по учебной
дисциплине.
Рейтинговая система в Университете не используется
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
5.1.Основная литература
№ п/п
| Наименование
| Автор (ы)
| Год и место издания
| Используется при изучении разделов
| Семестр
| Количество экземпляров
|
В библио-теке
| На кафед-ре
|
| Педагогика высшей школы: история, проблематика, принципы: учебное пособие для обучающихся в магистратуре [Текст] / Б.Р. Мандель
| Мандель, Б.Р.
| М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 619 с. [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450639 (27.01.2017).
| Весь курс
| 1 2
| _
| _
|
| Развитие высшего педагогического образования за рубежом и в России. Электронный ресурс.
| Щетинина, Н.П.
| http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/uploads/e-learning/ZUMK-razvitie-vishego-pedagogicheskogo-obrazovaniya-za-rubezhom-i-v-rossii/
Рязань.2015. Свидетельство о регистрации электронного ресурса № 21494. Дата регистрации 03 декабря 2015 года.
| Весь курс
| 1 2
| На сайте РГУ имени С.А. Есенина
| -
|
| Современные образовательные технологии [Текст] / под ред. Н.В. Бондаревской
| Под ред. Н.В. Бордовской
| 3-е изд., стер.- Москва: Кнорус, 2016.- 432 с.
| Весь курс
| 1 2
|
| -
|
| Профессионально-личностное развитие студентов в высшей школе: учебное пособие [Текст] / Н.В. Мартишина, Л.К. Ребенкина, О.В. Еремкина, Е.М. Аджиева, Т.В. Ганина, Н.А. Жокина
| Мартишина, Н.В., Гребенкина, Л.К.,
Еремкина, О.В.,
Аджиева, Е.М.,
Ганина, Т.В.,
Жокина, Н.А.
| Рязань: Издательство «Концепция», 2016
| Весь курс
| 1 2
|
|
|
| | | | | | | | |
5.2. Дополнительная литература
№
| Наименование
| Автор (ы)
| Год и место
| Используется при изучении разделов
| Семестр
| Количество экземпляров
|
В библио-теке
| На кафед-ре
|
| Методы активного обучения: учебник и практикум для вузов [Текст] / Ю.Н. Лапыгин
| Лапыгин, Ю.Н.
| М.: Издательство Юрайт, 2015.- 248 с.
| Весь курс
| 1 2
|
|
-
|
| Обзор состояния современного педагогического образования в России[Текст] /М.В. Фоминых
| Фоминых, М.В.
| Высшее образование сегодня.-2016.- № 3.- с.2-3.
| Весь курс
| 1 2
|
|
-
|
| Подготовка преподавателей современной высшей школы[Текст] / Л.В. Задонская
| Задонская, Л.В.
| Педагогика.- 2015.- №3.- с.82-88.
| Весь курс
| 1 2
|
|
-
|
| Учитель для России: подготовка, повышение квалификации, карьера [Текст] /О. Захарова
| Захарова, О.
| Официальные документы в образовании.- 2016.- №9.- с.43-48.
| Весь курс
| 1 2
|
|
-
|
| Подготовка будущего учителя в контексте новой образовательной парадигмы [Текст] / В.В. Пасечник
| Пасечник В.В.
| Педагогическое образование и наука.- 2015.- № 4.- с.39-42.
| Весь курс
| 1 2
|
|
-
|
| Профессиональный стандарт педагога как ориентир профессионального развития учителя [Текст] /О.В. Петунин
| Петунин, О.В.
| Инновации в образовании.- 2016.- № 4.- с.14-21.
| Весь курс
| 1 2
|
|
-
|
| Педагогика высшей школы [Текст] /М.Т. Горомкова
| Громкова, М.Т.
| М.: ЮНИТИ, 2012
| Весь курс
| 1 2
|
| -
|
| Педагогика высшей школы [Текст] / Ю.В. Сорокопуд
| Сорокопуд, Ю.В.
| М.:, 2010
Ростов нД:Феникс
| Весь курс
| 1 2
|
| -
|
| Педагогика [Текст] /В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова
| Загвязинский, В.И., Емельянова, И.Н.
| М.: Академия 2012.
| Весь курс
| 1 2
|
| -
|
5.3 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Книгофонд библиотекиРГУ имени С. А. Есенина.
2. Комплексный читальный зал документов и электронной информации научной библиотеки РГУ имени С.А. Есенина.
- Сайт научной библиотеки РГУ имени С.А. Есенина //http://library.rsu.edu.ru
Базы данных: книги, фонд научной библиотеки РГУ имени С.А. Есенина; статьи и журналы, труды преподавателей: статьи (ретро 1997-2007), фонд редких книг, полнотекстовая база данных авторефератов, научных журналов РГУ имение С.А. Есенина (с 2010 года): «Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина»; «Психолого-педагогический поиск».
- Электронный каталог- //http://library.rsu.edu.ru/marc/(В помощь научной работе, интернет-ресурсы).
-Университетская библиотека online»-//http://www.biblioclub.ru. (Электронные учебники по педагогическому образованию).
3.Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru/. Бесплатные электронные учебники и учебно-методические материалы для студентов по истории педагогического образования. Раздел «Профессиональное образование». Рубрика «Педагогическое образование».
4. «Российское образование» - Федеральный портал www.edu.ru/. (Государственные образовательные стандарты. Нормативные документы).
Воспользуйтесь поиском по сайту: