Примеры активных и интерактивных форм и методов проведения
занятий:
На занятиях курса используются различные интерактивные формы и методы: · Диалог, полилог – обмен мнениями двух или нескольких собеседников, как правило, по одной проблеме, направленный на уточнение мысли, выработку согласованной позиции. · Дискуссия – форма исследования какой-либо проблемы, спорного вопроса коллективом (ми) собеседников с целью установления системы или хотя бы максимального приближения к ней. · Диспут – форма коллективного обсуждения. Столкновения многих точек зрения, мнений. Противоположных и исключающих друг друга суждений. Позиций по поводу той или иной проблемы с целью расширения представлений о явлении, достижения ясности. Уточнения собственных взглядов и позиций. · КТД – коллективное творческое дело, предполагающее совместное планирование, подготовку, организацию и анализ. Имеет следующий алгоритм: - предварительная работа преподавателя по выдвижению задач воспитания, обучения и развития, продумыванию содержания деятельности, созданию соответствующего настроя в группе (методы: беседа, диалог и т.п.); - коллективное планирование (методы: «мозговой штурм», аукцион идей, круг общения и т.д.), выбор совета дела;
- коллективная подготовка (преподаватель помогает совету дела координировать работу учащихся, создавать условия для осуществления задуманного; организационная самостоятельность предоставляется совету дела в той мере, в какой учащиеся сумеют с ней справиться); - проведение дела (выполнение продуманного сценария дела, требующее активности и творчества каждого); - коллективный анализ дела, в котором преподаватель помогает задать нужный тон обсуждения, подводятся итоги работы совета дела и каждого участника дела (методы: разговор в кругу, анкетирование, «презентация мира» (терминология Н.Е.Щурковой) и др.); - последействие, способствующее осознанию коллективом общих выводов, закрепление позитивного опыта, в случае необходимости – коррекция действий и отношений. · Логическая цепочка – построение последовательности фактических данных, объединенных логически по смыслу, периоду, событиям, фактам, именам, терминам и другим признакам. Работа в группах, парах с последующим обсуждением. · Ошибки в тексте – критическое обследование материала и выявление специально предусмотренных ошибок. Работа индивидуально и в группе с распознаванием и объяснением. · Пересечение тем – сопоставление вновь изученного материала с ранее изученным материалом. Работа индивидуально, в малых группах с дальнейшим обсуждением и дискуссией. · Резюме темы – рецензирование, составление суждения и формулировка основных положений темы. Работа индивидуально с последующим групповым обсуждением, пересмотром и систематизацией. · Ролевая игра – многостороннее взаимодействие сотрудничающих участников. В процессе игры участники разыгрывают определенные проблемные ситуации и выполняют роли участников этих ситуаций. · Творческие задания – выполнение задания по изучаемой теме в свободной форме (например, презентации, коллажи, опорные схемы, историко-литературный ассоциативный поиск и т.д.). Главными критериями оценки творческого задания являются степень отражения в нем изученного материала, творческий подход, аргументированность заявленной позиции.
· Электронные презентации теоретического материала – проблемные лекции в форме электронной презентации с кратким обсуждением и интерпретацией материала. · Эссе – свободное рассуждение студента по заданной теме в письменной форме. Главными критериями оценки эссе являются степень отражения в нем изученного материала, творческий подход, аргументированность заявленной позиции. · «Case studies» – анализ конкретных практических ситуаций, осуществляемый индивидуально или группой, в ходе которого студенты должны предложить собственные варианты решений предлагаемых проблемных ситуаций или ответить на предлагаемые вопросы. Оценивается эффективность, оригинальность, аргументированность предложенного решения, а также степень владения изученным материалом. В работе в системе используются педагогические технологии творчества. Классификационная характеристика технологий творчества* Уровень и характер применения: общепедагогический. Философская основа: диалектическая. Методологический подход: развивающий, творческий. Ведущие факторы развития: психогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + развивающая. Ориентация на личностные сферы и структуры: эвристическая (развитие творческих способностей). Характер содержания: обучающе-воспитательный, светский, гуманитарный + технократический, общеобразовательный + профессиональный. Вид социально-педагогической деятельности: развивающая. Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп + индивидуальные – система «консультант». Преобладающие методы: творческие. Организационные формы: групповые + индивидуальные. Преобладающие свойства: вербальные, знаковые + компьютерные + действенно-практические. Подход к учащемуся и ориентации педагогического воздействия: субъект-субъектные (сотрудничество) + интерактивные + демократические + дидакто-, социо-, антропо- центрические + личностно-/ деятельностно- / средо- ориентированные + коллективного воспитания (воздействия) / индивидуальные (персонифицированные) + самовоспитания, самообразования.
Направление модернизации: альтернативное. Категория объектов: массовые + продвинутые.
* Используются положения исследований Г.К. Селевко. Источник информации:Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т., Т. 1., М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с. – С. 77-88. 8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины «Педагогика высшей школы»
9. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине: «Педагогика высшей школы»: 1. Организация взаимодействия с обучающимися посредством электронной почты и skype 2. Проверка домашних заданий и консультирование посредством электронной почты 3. Использование слайд-презентаций при проведении учебных занятий.
10. Требования к программному обеспечению учебного процесса – нет. 11. Иные сведения Темызанятий согласуются с разделами курса, обозначенными в таблице 2.2. Лист переутверждения рабочей программы дисциплины «Педагогика высшей школы»
Рабочая программа: утверждена на 2015/2016 учебный год. Протокол № 1 заседания кафедры педагогики и менеджмента в образовании от «30» августа 2015г. Ведущий преподаватель: Л.К. Гребенкина Зав. кафедрой: Н.В. Мартишина
утверждена на 2016/217 учебный год. Протокол № 1 заседания кафедры педагогики и менеджмента в образовании от «30» августа 2016г. Ведущий преподаватель: Н.В. Мартишина Зав. кафедрой: Н.В. Мартишина
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|