В структуру антиинфляционной политики государства включены ее стратегия (вбирающая в себя радикальные меры, дающие эффект через определенный лаг) и тактика (проводимая по сценарию "разового акта", способная быстро стабилизировать динамику цен).
Компоненты антиинфляционной стратегии:
Гашение инфляционных ожиданий, нацеленное на радикальное искоренение сложившегося в прошлом (и весьма живучего) стереотипа поведения экономических агентов, их стремления как можно скорее осуществлять покупки во избежание утраты покупательной способности имеющихся денег. Достижение решающего перелома в инфляционной психологии населения вовсе не требует, как нередко утверждается, предварительного устранения самой инфляции. Для этого необходимо лишь решение двух задач:
укрепление рыночных механизмов посредством проведения либерализации цен, построения рациональной налоговой системы, ослабления таможенных и иных ограничений на ввоз импортной продукции, стимулирование малого бизнеса и диверсификации производства, пресечение фактов монополистического поведения и т.п. В результате такого задействования внутренних механизмов рыночной самонастройки субъекты экономической системы начинают зримо ощущать, как на продолжающийся пока еще рост цен все более накладывается набирающий силу процесс наращивания объема производства товаров и услуг. А потому нагнетание текущего спроса и "бегство от денег" постепенно теряют всякий смысл, сменяясь массовой ориентацией на увеличение склонности к сбережению.
формирование правительства, которое пользуется доверием большинства населения в связи с тем, что твердо руководствуется в своей деятельности следующими принципами: постановка реальных целей; заблаговременное информирование о них граждан; неуклонное выполнение обещаний. Несколько лет соблюдения этих правил вызывают к жизни эффект объявления (теоретическая проработка этого эффекта осуществлена американским экономистом Э. Фелпсом). И потребители, и производители в ходе принятия решений о ценах, сбережениях и др. начинают приспосабливаться к заранее установленным правительством целям экономической политики. Они резко меняют свое экономическое поведение. Домохозяйства и фирмы в этом случае постепенно прекращают тратить ограниченные доходы на чрезмерное или даже демонстративное потребление, начиная всерьез размышлять о направлении их на сбережения и инвестиции.
Б. Сприккел (зам. министра финансов в правительстве Рейгана) подчеркивал, что главная задача администрации - убедить американцев в неизменности антиинфляционного курса правительства и стабилизации инфляционных ожиданий. Уже поэтому становится ясным, что в условиях высокой инфляции страна не может позволить себе иметь правительство, которому отказано в доверии. Доверяют же не доброму (по первому требованию поднимающему уровень противоинфляционных компенсаций), а сильному правительству. Только оно способно сдержать инфляционную инерцию.
Долгосрочная денежная политика, включающая:
жесткое ограничение размеров прямых кредитов, предоставляемых центральным банком правительству на покрытие бюджетного дефицита;
регулирование центральным банком валютного курса, направленное на недопущение раскручивания инфляционной спирали " цены - валютный курс - цены" и достижение тем самым относительной стабилизации национальной валюты. Такое валютное регулирование обеспечивается, прежде всего, инструментами установления "валютного коридора" (задающего верхний и нижний пределы изменения курса национальной валюты), а также проведением центробанком валютной интервенции при появлении реальной угрозы быстрого обесценивания национальной валюты;
переориентация коммерческих банков на предоставление не кратко -, а долгосрочных кредитов (имеющих несравненно большую инвестиционную направленность), повышение степени доступности заемных средств для отечественных товаропроизводителей. Сокращая издержки производства фирм, такие стимулируемые центральным банком кредиты делают более дешевой не только их нынешнюю продукцию, но и ту, которая будет создана в будущем с использованием более экономичных факторов производства;
введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы в соответствии с фундаментальным уравнением Фридмена:
ΔМs = ΔY + ΔPе. Этот лимит, как отмечалось выше, складывается из долгосрочного темпа прироста реального ВВП и такого уровня инфляции (ожидаемого темпа роста цен Pе), который правительство считает приемлемым и обязуется контролировать. Для преодоления инфляции нужна предсказуемость ее развития, а она возможна и в условиях продолжающегося роста цен - в случае, если параметры денежной эмиссии планируются государством, заранее известны рыночным субъектам и регулярно соблюдаются в течение нескольких лет. При выполнении данных условий национальная экономика снабжается минимальным количеством денег, которого в то же время достаточно для поступательного развития национальной экономики.
Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной и для реализации эффекта объявления необходимо данный лимит удерживать в течение нескольких лет - вне зависимости от состояния государственного бюджета, уровня инвестиционной активности, ситуации на рынке труда и др. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Не может быть причин, вынуждающих превысить денежный лимит (хотя дискуссионным является вопрос о применимости данного правила в российской экономике, где инфляция имеет в основном неденежную природу). Примеры:
причиной ускорения инфляции признана слабая инвестиционная активность предприятий - денежная экспансия, направленная на удешевление кредитов. Однако и она оправданная лишь до определенного, заранее установленного предела. Иначе в результате данных мер возможно не торможение, а, наоборот, усиление инфляции;
причиной ускорения инфляции признан дефицит бюджета. Выход - привлечение центрального банка к финансирования дефицита, однако опять-таки в рамках заранее определенного лимита. Его превышение превращает центральный банк в генератор инфляции.
Детальная проработка вопросов, связанных с организацией неинфляционной денежной политики ("денежная конституция") - одно из самых сильных мест монетаристской теории. Некоторые ее положения выдержали проверку практикой. Свидетельства этому - стабильно низкие темпы роста цен в 80-е гг. в экономике США, Великобритании и др., где государство стремилось придать денежному регулированию консервативную ориентацию. Однако реализация монетаристского денежного проекта в полном объеме создает немалые трудности и вряд ли осуществима на практике.
Долгосрочную денежную политику следует проводить с большой осторожностью. Она безусловно применима только в странах с развитыми рыночными отношениями, где даже в условиях инфляции продолжает действовать рыночный механизм, противостоящий резкому сокращению производства, где развертывается следующая цепь взаимосвязей: введение денежных ограничений - замедляется рост цен - изменяются ожидания потребителей - повышается предельная склонность к сбережению - решаются бюджетные проблемы: финансирование бюджетного дефицита без привлечения займов в центробанке (продажа населению и фирмам государственных облигаций). В этих условиях реализация долгосрочной денежной стратегии представляет собой самоусиливающийся процесс: каждый успех денежного регулирования становится условием его дальнейших успехов.
Впрочем, даже в странах с рыночной экономикой внедрение режима денежных ограничений не проходит гладко: увеличение процентных ставок влечет за собой рост числа банкротств (в том числе вполне жизнеспособных производств) и безработицы. Поэтому не случайно в современной макроэкономике продолжается интенсивная дискуссия по вопросу, оправданно ли рассматривать ограничение денежного предложения в качестве главного фактора успеха антиинфляционной политики? И если монетаристы по сей день склонны считать именно так, то их оппоненты настаивают на тезисе, что само по себе замедление роста денежной массы в условиях высокой инфляции способно спровоцировать экономический спад, которого можно было бы избежать при более тонком, не сводящемся исключительно к регулированию параметров М2 антиинфляционном регулировании национальной экономики.
Не случайно, поэтому внедрение режима жестких денежных ограничений в российской экономике (где высок уровень монополизации, остается огромным государственный сектор, отсутствуют развитые рыночные механизмы) вызвало к жизни лавинообразные сокращения производства, а вовсе не стабилизацию цен. Сегодня можно считать бесспорным, что переход к антиинфляционной, рестриктивной денежной политике должен был происходить здесь постепенно, параллельно с разгосударствлением экономики, демонополизацией, развитием соответствующей рыночной инфраструктуры.
Сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. Для решения этой задачи требуется, очевидно, либо сокращение нерациональных государственных расходов, либо повышение собираемости налогов. При этом следует учитывать, что рост налоговых доходов бюджета под углом зрения преодоления инфляции вовсе не обязательно связан с адекватным повышением используемых государством налоговых ставок. Хотя в этом случае, бесспорно, наряду с изъятием фискальными органами части излишних денег из обращения также сокращается и располагаемый доход экономических агентов, а значит, и подпитывающий инфляцию. Их потребительский и инвестиционный спрос, однако:
рост налогов повлечет за собой ослабление стимулов к труду и инвестированию. И в страте-гическом плане в соответствии с кривой Лаффера это породит сокращение поступлений в бюджет.
государство может направить изъятые путем налогов средства на финансирование своих потребностей (прежде всего военные и социальные расходы), что приводит через мультипликатор государственных расходов к увеличению спроса в других звеньях национального хозяйства. Это резко ослабляет антиинфляционный эффект роста налогов. Такой эффект был бы более ощутим, если бы государство заморозило денежный прирост налоговых поступлений в хранилище центробанка. Однако это маловероятно, учитывая устойчивый дефицит госбюджета во многих странах.
рост налогов в монополизированной экономике может стать дополнительным инфляционным фактором (налоговая инфляция).
Таким образом, антиинфляционное воздействие роста налогов возможно лишь при жестких предпосылках (типа отсутствия монополизма или изъятия из обращения денег) и в достаточно узком диапазоне. В этом плане вполне можно рассматривать в качестве элемента антиинфляционной стратегии не повышение, а, наоборот, сокращение ставок налогов (при расширении налоговой базы):
понижение ставок налога на прибыль - рост инвестиционной активности - увеличение объема производства и занятости - рост массы доходов, подлежащих налогообложению - рост государственных доходов и сокращение дефицита бюджета;
снижение ставок подоходного налога - рост личных сбережений - финансирование инвестиций наряду с покрытием бюджетного дефицита без правительственных займов в центробанке или прямой денежной эмиссии. Но такая цепочка связей становится возможной лишь в случае, если снижение ставок подоходного налога охватит, прежде всего, высокие доходы (т.е. произойдет сжатие прогрессии в налогообложении), т.к. бедные, несомненно, скорее потратят прирост доходов от сокращения налогов на потребление.
Без сокращения бюджетного дефицита попытки преодолеть инфляцию бесперспективны. Однако и осуществление противодефицитных мероприятий требует осмотрительности. Так, для уменьшения бюджетного дефицита в России правительство резко сократило расходы на централизованные инвестиции, оборону, дотации. Но это давало результаты лишь на непродолжительный срок, сменяясь обвальным раздуванием расходной части бюджета (связанным с необходимостью содержания безработных, уволенных в запас военнослужащих и т.п.) с соответствующими инфляционными последствиями.
Государственное стимулирование научно-технического прогресса и структурной перестройки экономики, ориентация инвестиционных потоков на секторы, обслуживающие потребительский рынок. Одним из важнейших направлений такой перестройки являются демилитаризация и конверсия военно-промышленного комплекса.
Демонополизация экономики, которая, будучи нацеленной на преодоление причин инфляции, включает:
правительственный контроль за их возможным слиянием фирм, позволяющий в дальнейшем контролировать уровень цен на их продукцию. Для обеспечения такого контроля необходимо, прежде всего, снизить барьеры для вхождения в данную отрасль других компаний - как крупных, так и мелких, как отечественных, так и зарубежных. Это может быть достигнуто либо путем сокращения издержек фирм, вступающих в монополизированную отрасль (инструментами налоговых льгот, субсидий, льготных кредитов и т.д.), либо посредством повышения их ожидаемой выручки (целенаправленными шагами правительства по снижению рисков хозяйственной деятельности вновь создающихся компаний - например, через инструмент госзаказа на их продукцию). Если же слияние все же произошло (несмотря на требование антимонопольного законодательства, запрещающего выпуск одной фирмой, допустим, 35 % общеотраслевого объема производства), то практикуется даже принудительное расчленение компании-монополиста.
контроль над ценами, запрет на их необоснованное завышение крупными предприятиями. Вынося за рамки правового поля тайные сговоры между фирмами в ущерб интересам потребителей их продукции, государство в то же время прорабатывает четкую судебную процедуру изъятия в бюджет незаконно полученной прибыли. Правда, следует учитывать, что в ряде случаев правительственные органы сами повышают степень монополизации национальной экономики, используя лицензии, патенты, предоставляя неким фирмам исключительное право заниматься определенным видом деятельности. Это оказывается вполне эффективным, например, в случае экономии издержек на масштабах производства, когда становится целесообразным установление так называемой естественной монополии (в некоторых отраслях топливно-энергетического комплекса, железнодорожном транспорте и т.п.), Однако оборотной стороной подобного решения правительства обычно становится жесткий административный контроль над ценами и тарифами естественных монополистов.
Вторая и третья позиции данного перечня характеризуют антиинфляционное регулирование со стороны совокупного спроса, а четвертая и пятая - со стороны совокупного предложения: его прирост, компенсируя избыточный спрос, оказывает понижающее давление на цены. Не случайно страны, стоящие на передовых рубежах НТП (например, Япония), в последние десятилетия не испытывают сколько-нибудь заметных проблем в сфере ценообразования.
(1)-(5) - механизмы длительного действия, дающие антиинфляционный эффект далеко не сразу. Так, если правительство начало направленную на борьбу с инфляцией структурную перестройку, то в первые годы ее проведения инфляционный разрыв совокупного спроса и совокупного предложения может даже возрастать: растут издержки на строительство новых предприятий, регулярно выплачивается повышающая совокупный спрос заработная плата, а продукции еще нет. Или: понижается уровень налогов для сокращения бюджетного дефицита по рецептам "рейганомики", но в течение первых 3-5 лет дефицит возрастает. Поэтому для противодействия инфляции необходимы и меры тактического характера.
Антиинфляционная тактика
Методы краткосрочной антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов. Их целями являются снижение температуры инфляционного процесса, подготовка экономики к более радикальному лечению. Это требует сокращения разрыва между совокупным спросом и совокупным предложением:
Расширяется совокупное предложение при относительно неизменном совокупном спросе. Для этого:
используется массированный потребительский импорт. В его наращивании немаловажную роль могут сыграть так называемые "челноки", которые, неустанно совершая на конкурентных началах мелкооптовые посреднические операции, обеспечивают заполнение внутреннего рынка сравнительно дешевыми зарубежными товарами и тем самым тормозят динамику цен (естественно, при условии относительной стабильности курса национальной валюты);
производится частичная реализация государственных стратегических запасов (сырьевых, продовольственных, золотовалютных и др.);
поощряется продажа населению части накопленных предприятиями и организациями излишних материальных и товарных запасов, что повышает степень товарности народного хозяйства.
При постоянстве совокупного предложения жесткими дефляционными мерами сжимается совокупный спрос. Для этого:
существенно повышается ставка процента по депозитам (в общем случае она должна быть несколько выше - на 2-4% - годовых темпов инфляции с учетом инфляционных ожиданий). При этом устанавливается значительно более высокий процент по срочным вкладам: отвлекая свободные денежные средства на длительный срок с потребительского рынка, такое стимулирование долгосрочных вкладов становится к тому же инструментом обеспечения долгосрочного инвестиционного кредита для товаропроизводителей. В то же время при повышении снижающих предельную склонность к потреб-лению процентных ставок нельзя забывать о том, что данная удорожающая кредит мера способна серьезно подорвать инвестиционную активность и рост производства, а потому необходим неустанный поиск оптимальных для каждого данного периода ставок процента по депозитам. А здесь, как говорится, возможны варианты. Например, в нашей стране реальная процентная ставка по депозитам уже довольно давно приняла отрицательное значение. Но хотя этот факт в немалой степени тормозит рост сберегательной активности населения, а значит, и сокращает кредитный потенциал коммерческих банков, однако в то же время в нем можно обнаружить и антиинфляционный компонент. Не торопясь нести свои сбережения в коммерческие банки и предпочитая накапливать их перед покупкой дорогостоящих товаров длительного пользования в домашних условиях, население косвенно уменьшает скорость обращения денег в стране и тем самым замедляет динамику цен.
проводятся акционирование и приватизация предприятий, подрывающие стимулы трудовых коллективов к проеданию доходов.
стимулируется помещение полученных населением доходов в земельные участки, золото и иные ценности, что уводит их с потребительского рынка.
вводятся разнообразные приемы ограничения роста доходов и даже, желательно, их понижения. При этом целесообразно использовать такие формы противоинфляционной компенсации, которые как можно меньше затрагивают денежные издержки производства - натуральную компенсацию в виде, например, продовольственных талонов малообеспеченным категориям населения. Богатой же части населения не следует компенсировать снижение реальных доходов. К тому же индексацию доходов правительству целесообразно проводить не автоматически, а лишь под мощным давлением профсоюзов, максимально выигрывая время (и бюджетные средства).
Социально-политическая обстановка в стране может исключать экономически возможное прямое снижение номинальных доходов сколько-нибудь широкого круга участников экономического процесса. Так, попытаться в нашей стране в 1992 г. разморозить цены и одновременно в любом звене экономики заморозить заработную плату - значило бы вызвать неизбежные социальные взрывы, да и просто лавину требований, которой правительство не смогло бы противостоять и было вынуждено отступить по широкому кругу позиций, после чего в образовавшийся прорыв неизбежно ворвались бы все остальные профессиональные и социальные группы. В таком случае оказалось возможным использование тактики сокращения реальных доходов населения в результате отставания роста доходов от опережающей динамики цен. Парадокс: в результате проведения данной политики преодолевается инфляция (обусловленная структурными факторами) путем инфляции: номинальный "пирог" растет, и вместе с его ростом изменяются и реально урезаются - хотя и не одинаково - доли его потребителей. Как доказывает практика, этот способ воздействия на реальные доходы является менее болезненным и менее очевидным. Правда, при его использовании существует опасность - в том, что суммарный объем компенсационных выплат, дотаций населению и предприятиям окажется больше суммарного повышения цен. В таком случае жертвы населения (его обесцененные сбережения) окажутся бессмысленными, а инфляция станет сочетаться с товарным дефицитом и установлением потолков цен.
в качестве крайних способов преодоления гиперинфляции могут быть применены такие такти-ческие, не имеющие отношения к причинам и механизмам инфляции меры, как временное заморажи-вание вкладов, а также денежная реформа конфискационного типа.
Разделение методов осуществления антиинфляционной тактики на два выделенных направления является весьма условным. В реальной действительности при ее осуществлении государство может одновременно воздействовать и на спрос, и на предложение. Рассмотрим это на примере такого мощного тактического регулятора, каким является приватизация государственной собственности. Ее тактический антиинфляционный эффект реализуется по следующим направлениям:
возрастают неналоговые доходы бюджета от продажи государственных предприятий в частные руки - при сокращении его расходов на содержание нередко убыточных предприятий госсектора. И это сразу с двух сторон сокращает бюджетный дефицит;
появление на фондовом рынке акций приватизированных предприятий отвлекает на себя часть инфляционного спроса. особенно, если курс обращающихся на бирже акций неуклонно растет или, по крайней мере, изменяется так, что эти ценные бумаги оказываются более предпочтительным видом актива, нежели наличные деньги - по критериям теории "портфельного выбора". К тому же нельзя забывать, что приобретение частным сектором акций приватизируемых компаний есть немаловажный фактор подъема инвестиционной активности, а через нее - адекватного роста совокупного предложения и, как результат, стабилизации цен;
изменяются предпочтения становящихся собственниками трудовых коллективов - от проедания полученных доходов к направлению их на инвестиционные цели;
ликвидация монополизма государственной собственности (что особенно важно для стран с переходной экономикой) и усиление конкурентной борьбы множества появляющихся в ходе приватизации частных компаний, сбивающей температуру инфляционного процесса.
Так, приватизационная политика британского правительства, проводимая с периода "Великой инфляции" 70-х гг. и связанная с продажей примерно половины государственных предприятий и значительной части жилья, сыграла заметную роль в стабилизации цен и сокращении инфляции с 24 до 4% в годовом исчислении.
При реализации комплекса тактических мер антиинфляционного регулирования следует учитывать то обстоятельство, что между данными мерами, а также действиями стратегического плана существует серьезное противоречие, неучет которого в практике хозяйствования способен противопоставить стратегию и тактику борьбы с инфляцией. Так, ликвидация "денежного навеса" в России в 1992 г. через фактическую конфискацию сбережений населения в тактическом плане, безусловно, сократила возможный инфляционный накал, однако в плане стратегическом сделала "бегство от денег" - денег отечественных, неустанно превращаемых в дальнейшем в конвертируемую валюту - предопределенным. Между тем реальной альтернативой такой конфискации могло бы стать и "замораживание" сбережений на годы вперед (при соответствующей индексации и государственных гарантиях их последующей выплаты), и добровольно-принудительное превращение их в долгосрочные государственные обязательства с ежегодной выплатой тех или иных процентов, и направление значительной доли этих денег на приватизацию государственной собственности и т.п. Однако, не вынеся уроков из провалов 90-х гг., правительство России и в году 1998 г. не нашло ничего лучшего, чем в очередной раз обвалить сбережения россиян в рамках проведения очередной тактической антиинфляционной акции. Вторая крупнейшая за 90-е гг. конфискация хранившихся в банках сбережений, позволив сбить на некоторое время инфляционный накал, в то же время сделала фактически недоступными для целей инвестирова-ния те примерно 100 млрд. долл., которые находятся на руках населения. Еще один пример возможного рассогласования стратегии и тактики: кардинальным образом устраняя многочисленные инфляционные последствия гонки вооружений, переориентация ВПК на гражданские нужды способна вызвать временное ускорение ценовой динамики - через всплеск частного инвестиционного спроса при проведении назревших структурных преобразований, через сокращения поступлений в бюджет от экспорта вооружений, а также через бюджетный дефицит, возникающий в результате государственного участия в столь глобальных преобразований в национальной экономике.