Отведение особых часов для изучения Корана
Ни для кого не секрет, что мусульмане не перестают читать Коран ни днем, ни ночью. Они повторяют выученные суры и аяты во время обязательных и дополнительных намазов, перед началом группового намаза, после окончания намазов, перед сном и после пробуждения ото сна. Если человек регулярно повторяет Коран в эти промежутки времени, то ему не составляет особого труда сохранять в памяти все, что он сумел выучить. Ему остается лишь читать Коран учителю время от времени для того, чтобы улучшить произношение и исправить возможные ошибки. Несмотря на это, желательно, чтобы один раз в неделю или один раз в три дня знаток Корана отводил несколько часов для полного повторения всего, что он сумел выучить наизусть. В этой связи уместно отметить, какие именно часы являются наиболее подходящими для изучения или повторения Корана. а) Предрассветное время, когда на землю опускается покой, а Всемогущий Аллах спускается на ближайшее небо, чтобы ответить на молитвы тех, кто ищет Его милости и благоволения. Именно поэтому верующие, которые молят о прощении перед рассветом, особо отмечены в Коране: «Они терпеливы, правдивы, смиренны, делают пожертвования и просят прощения перед рассветом». [22] б) После рассветного намаза до восхода солнца. Всевышний сказал: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях». [23] Это значит, что ангелы собираются для того, чтобы послушать чтение Корана в это время, и свидетельствуют об этом перед Аллахом. Из достоверных хадисов известно, что лучше всего это делать в мечетях. в) Во время обязательных и дополнительных намазов. Исключением являются обязательные намазы, которые совершаются позади имама, читающего Коран вслух, когда молящийся ограничивается чтением суры «аль-Фатиха».
г) Между азаном и икаматом, когда принимаются молитвы рабов, дожидающихся начала обязательного намаза, и перед пятничной проповедью. д) Между послеполуденным и закатным намазами или между закатным и вечерним намазами, особенно, если молящийся дожидается времени следующего намаза в мечети. Промежутки времени между этими намазами бывают небольшими, и целесообразно использовать их для изучения или повторения Корана. е) Во время ночного богослужения и перед сном. Всевышний сказал: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов». [24] Говоря о дополнительных ночных намазах, Аллах также сказал: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас». [25] А в другом аяте сказано: «Воистину, молитвы после пробуждения среди ночи тяжелее и яснее по изложению». [26]Среди ночи сердце человека освобождается от мирских забот, и он может всецело посвятить себя изучению Корана и общению со своим Господом. Именно этим достоинством Всевышний охарактеризовал богобоязненных рабов, когда сказал: «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении». [27]Сюда же относятся и намазы таравих в месяце рамадан. ж) В священном месяце рамадан, в течение которого ранние мусульмане откладывали многие другие дела, чтобы посвятить себя чтению и повторению Корана. Мы уже неоднократно упоминали о том, что так поступал пророк Мухаммад, e, и его сподвижники. Всевышний сказал: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение». [28] Ниспослание Корана является одним из достоинств рамадана, и поэтому чтение писания Аллаха в этот месяц приносит человеку больше пользы, чем в остальное время.
з) По дороге в мечеть, на работу, домой, особенно, если это отнимает у человека много времени, которое можно продуктивно использовать для повторения выученного наизусть. и) В свободное время дома или на работе, если это позволяют обстоятельства, например, если человек работает сторожем и т.п. Преодоление препятствий на пути к Корану Учащийся должен всячески сторониться факторов, мешающих ему заучивать Коран наизусть. Это необходимо для того, чтобы процесс обучения был продуктивным, и чтобы учащийся эффективно использовал свое время и свои возможности. К важнейшим факторам, которые мешают запоминать информацию, относятся следующие: а) гнев, страх и другие состояния, которые лишают человека покоя и заставляют его позабыть даже самые простые вещи; б) чрезмерная самоуверенность, следствием которой является то, что человек берется заучивать материал сверх своих возможностей и не уделяет достаточно времени для его повторения; в) рассеянность, которая мешает учащемуся сосредоточиться на тексте, связать его с приобретенными ранее знаниями и использовать все свои потенциальные возможности; г) ослушание и совершение грехов, которые являются самым опасным врагом того, кто стремится изучить религию Аллаха. Имам аш-Шафии в одном из своих стихотворений сказал: Я пожаловался Вакиу [29] на слабую память, И он посоветовал мне перестать грешить. Он поведал мне о том, что знание есть свет, А ведь свет истины не открывается грешнику. [30] Правильный график занятий Никто не может отрицать тот факт, что способности людей приобретать знания различаются. В силу этих причин преподаватель Корана должен составить индивидуальную программу для своего ученика, с учетом его способностей и возможностей. Преподаватель и учащийся должны обратить внимание на то, сколько аятов ученик может выучить наизусть и повторить в течение одного дня, и на основании этого для него должен быть составлен график, который можно обновлять раз в неделю. Изучающий Коран должен терпеливо придерживаться этого графика, регулярно повторяя то, что он уже успел выучить, и заучивая новые аяты. Он должен отгонять от себя наущения сатаны и бороться с леностью, и если ему удастся справиться с этим в первое время, то изучение и повторение Корана станут частью его жизни, а знание Корана станет одним из его достоинств.
Для этого следует ежедневно отводить время для изучения и повторения Корана, чтобы программа обучения носила непрерывный характер. Как мы уже отмечали, в процессе обучения надо чередовать периоды умственной активности с периодами отдыха. Это особенно важно, если учащийся заучивает Коран, слушая его чтение, потому что такой метод дает положительный результат только тогда, когда ученик бодр и внимателен. Не следует приступать к изучению новых аятов, не закрепив должным образом выученный ранее материал. Кроме того, нельзя торопиться, потому что практика показывает, что медленное заучивание Корана эффективнее торопливого. Оно позволяет учащемуся внимательно вглядеться в текст Корана и сконцентрировать внимание на произношении слов, которые запечатляются в сознании и укореняются в памяти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|