Использование знаний на практике
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Одним из самых верных и надежных путей изучения Корана является претворение в жизнь его предписаний и наставлений. Всевышний сказал: «Это – благословенное Писание, которое Мы ниспослали. Следуйте же ему и будьте богобоязненны, – быть может, вы будете помилованы». [33] Ранние мусульмане осознавали важность исполнения Божьих велений и делали все возможное для того, чтобы их слова не расходились с их деяниями. Воплощая свои познания в праведные дела, они создавали в душе удивительную гармонию, которая помогала им преодолевать невообразимые трудности и добиваться великих успехов. Передают, что Ибн Масуд рассказывал: «Ни один из нас, изучив десять аятов, не приступал к изучению следующих, пока не узнавал их смысла и не поступал в соответствии с ними». Абу Абд ар-Рахман ас-Сулами рассказывал: «Те, кто обучал нас Корану, рассказывали нам, что они просили пророка, e, обучить их Корану. Выучив десять аятов, они не приступали к следующим аятам, пока не выполняли все их практические предписания. Так мы обучились и Корану, и поступкам в соответствии с ним».[34] По этой причине сподвижники изучали коранические суры по несколько лет, стремясь сразу же использовать свои знания на практике. Имам Малик передал, что Умар б. аль-Хаттаб заучивал суру «аль-Бакара» несколько лет. Согласно одному из сообщений, он заучивал ее восемь лет.[35] Коран является назиданием для богобоязненных рабов. Господь сказал по этому поводу: «Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится». [36]И если мусульманин заучивает наизусть коранические аяты, он обязан быть в числе первых, кто выполняет содержащиеся в них предписания. Вспоминая о заповеди быть искренним в своих намерениях, он должен избегать лицемерия и тщеславия. Вспоминая же о повелении говорить правду, он не должен даже помышлять о лжи. Если знаток Корана поступает так, то коранические аяты прочно входят в его жизнь и становятся неразрывной частью его души. Если же он уклоняется от повиновения, то навлекает на себя гнев Господа, о чем говорится в Коране: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете». [37]
Ослушиваясь велений Аллаха и Его посланника, e, человек не только обрекает себя на страдания в будущей жизни, но и ставит под угрозу свое благополучие в этом мире. Он может потерять знания, которые он приобрел, и сделать бесполезными все свои усилия и деяния. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и не делайте тщетными ваши деяния». [38] Благодарность Аллаху Последним, но не менее важным практическим советом, которому обязан следовать мусульманин, изучающий Коран, является наставление постоянно благодарить Аллаха за дарованные знания и оказанную милость. Свою благодарность Господу человек должен выражать признательностью в сердце, словами на устах и своими праведными поступками, ибо только такая благодарность принимается Всевышним Аллахом. В Коране по этому поводу говорится: «Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных». [39] А в достоверном хадисе, переданном со слов аль-Мугиры б. Шубы, сообщается, что пророк, e, вставал и совершал намаз до тех пор, пока его стопы или голени не опухали, а затем говорил: «Разве я не должен быть благодарным рабом?»[40] Благодарность помогает человеку сохранить то, что он имеет, и получить то, в чем он нуждается. Признание того, что знание Корана является милостью от Аллаха, и выражение Ему своей благодарности телом и душой – один из важнейших факторов, способствующих просветлению разума, сохранению в памяти выученных откровений и изучению новых и новых текстов. Всевышний сказал: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от Меня тяжки». [41]
Славный сподвижник Али б. Абу Талиб говорил: «Милость приходит с благодарностью, и благодарность связана с приумножением милости. Они неразрывно связаны друг с другом. Аллах никогда не перестанет приумножать милость, пока раб не перестанет быть благодарным». Когда имама Абу Ханифу спросили: «Как ты приобрел знания?» – он ответил: «Благодаря восхвалению и благодарности. Всякий раз, когда мои знания приумножались, я воздавал хвалу Аллаху и благодарил Его, и Он еще больше приумножал их».[42] Так изучали священный Коран и Сунну ранние мусульмане, наши праведные духовные наставники, следовавшие путем Божьих пророков и ставшие прекрасным примером для последующих поколений. Безусловно, этот путь освещается знаниями, которые мусульмане унаследовали от пророков Аллаха, плеяда которых увенчалась самым лучшим и самым благородным из них – пророком Мухаммадом, e. Мы уже не раз отмечали, что Коран является самым славным из религиозных знаний, и если Аллах одарил раба способностью изучить Коран или хотя бы часть его, то этот раб обязан достойным образом оценить оказанную ему милость, как это делали Божьи пророки и посланники. Всевышний сказал: «Мы даровали знание Давуду (Давиду) и Сулейману (Соломону), и они сказали: «Хвала Аллаху, который предпочел нас многим из Своих верующих рабов». [43] В достоверном хадисе сообщается, что пророк, e, сказал: «Кому Аллах желает добра, того он делает сведущим в делах религии».[44] Поэтому каждый мусульманин должен стремиться взять как можно больше из того, чем одарил нас Наищедрейший Властелин, руководствуясь словами из Корана: «Посему возьми то, что Я даровал тебе, и будь одним из благодарных». [45]
[1] Сура «аль-Камар», аят 17. [2] Сура «аль-Араф», аят 204. [3] Ибн Маллух, «аль-Васила ли Хифз аль-Куран аль-Карим», стр. 14. [4] Сура «аль-Хиджр», аяты 39-40. [5] Ибн Маллух, «аль-Васила ли Хифз аль-Куран аль-Карим», стр. 15.
[6] Сура «Аль Имран», аят 159. [7] Сура «Худ», аят 88. [8] Этот хороший хадис передал ат-Тирмизи со слов Анаса. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (1068). [9] Сура «Гафир», аят 60. [10] Сура «Та ха», аят 114. [11] Этот хадис передали ат-Тирмизи и аль-Хаким со слов Абу Хурейры. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (245). [12] Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 3, стр. 62-63. [13] Сура «ас-Саджда», аят 24. [14] Сура «ат-Тахрим», аят 6. [15] Этот хадис передал Муслим. См. Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 1, стр. 177-179. [16] Сура «аль-Хаджж», аят 32. [17] Ибн Маллух, «аль-Васила ли Хифз аль-Куран аль-Карим», стр. 24. [18] Сура «аль-Муззаммиль», аят 4. [19] Сура «аль-Бакара», аят 121. [20] Ан-Навави, «Шарх Сахих Муслим», т. 3, стр. 335. [21] Сура «аль-Муззаммиль», аят 5. [22] Сура «Аль Имран», аят 17. [23] Сура «аль-Исра», аят 78. [24] Сура «аль-Исра», аят 79. [25] Сура «аль-Муззаммиль», аят 20. [26] Сура «аль-Муззаммиль», аят 6. [27] Сура «аз-Зарийат», аяты 17-18. [28] Сура «аль-Бакара», аят 185. [29] Ваки б. аль-Джаррах – один из учителей имама аш-Шафии. Он отличался феноменальной памятью и глубокими познаниями в области шариатских наук. [30] Ибн Маллух, «аль-Васила ли Хифз аль-Куран аль-Карим», стр. 28. [31] Сура «Мухаммад», аят 24. [32] Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (5509). [33] Сура «аль-Анам», аят 155. [34] Ибн Касир, «Тафсир аль-Куран аль-Азым», т. 1, стр. 9. [35] Ибн Теймиййа, «Мукаддимат фи Усуль ат-Тафсир», стр. 66. [36] Сура «Та ха», аяты 2-3. [37] Сура «ас-Сафф», аяты 2-3. [38] Сура «Мухаммад», аят 33. [39] Сура «аз-Зумар», аят 66. [40] Этот хадис передал аль-Бухари. См. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 8, стр. 743. [41] Сура «Ибрахим», аят 7. [42] Ибн Маллух, «аль-Васила ли Хифз аль-Куран аль-Карим», стр. 28. [43] Сура «ан-Намль», аят 15. [44] Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и Ахмад со слов Муавийи, Ахмад и ат-Тирмизи – со слов Ибн Аббаса, и Ибн Маджа – со слов Абу Хурейры. См. Аль-Албани, «Сахих аль-Джами ас-Сагир» (6611). [45] Сура «аль-Араф», аят 144.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|